Главные вкладки

    Программа предметного кружка по математике «Юным умникам и умницам». 1 класс
    календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) на тему

    Направление программы: интеллектуальное

    Тип программы: образовательный

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruzhok_umniki_i_umnitsy_1_klass.doc99.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов

    художественно-эстетического профиля

     

     

    Программа предметного кружка

     по математике  

    «Юным умникам и умницам»

    1 «В» класс

            

            

            Составитель рабочей программы:

    Юркина Светлана Владимировна,

    учитель начальных классов.

       

            

    г. Нижневартовск, 2014 г.

    Пояснительная записка.

    Направление программы: интеллектуальное

    Тип программы: образовательный

    Программа рассчитана на 1 класс на 2014-2015 учебный год

    Рабочая программа адресована  МБОУ «СОШ № 31 с УИП ХЭП» в 1 В классе  

    Содержание курса основано на программе О.А. Холодовой ««Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» .  

    Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой  и расширение познавательных возможностей детей.

    Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. Занятия по развитию познавательных способностей отличаются тем, что ребёнку предлагаются  задания  неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

    Цель курса:  обеспечить полноценные знания терминологии, правил и принципов, умение анализировать материал, а также сразу выявлять проблемы в знаниях учащихся, над которыми нужно дополнительно работать.      

        Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.  

    Основной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

     Сроки реализации программы: 2014 – 2015 уч. год

    Общая характеристика курса.

    В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

    Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.

    Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

    На этих занятиях не ставятся  отметки, хотя оценивание (устно), конечно, осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях  сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предполагаемые задания.

    Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

    Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

    В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

    Курс направлен на усиление математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.

    Задания в курсе можно разбить на несколько направлений:

    - задания на развитие внимания;

    - задания на развитие памяти;

    - задания на совершенствование воображения;

    - задания на развитие логического мышления.

    Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.

    Познавательный аспект

    Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

    Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

    Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

    Развивающий аспект

    Развитие речи.

    Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

    Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

    Развитие двигательной сферы.

    Воспитывающий аспект

    Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

    Предлагаемые в первом классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование  познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально  построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания семилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

    В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.  На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения.

    На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя  - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения.

    Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения.

    Таким образом, достигается основная цель  обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка  и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.  

    Ресурсное обеспечение реализации Программы

    1.Методическое пособие для учителей 1 класс. Холодова О.А.-М. : Издательство  «РОСТ»,  2012 г.

    2.Холодова О.А Рабочая тетрадь для учащихся «Юным умникам и умницам» 1 класс (1часть и 2часть).

    Место курса в учебном плане внеурочной деятельности: Объём учебного времени, отводимого на изучение материала кружка  в 1 классе – 1 час в неделю, 33 учебные недели (33ч.).

           

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

    • понимание математических отношений как средство познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
    • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах  как  условие  целостного  восприятия  творений  природы  и  человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
    • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики, позволяющее ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения; опровергать или подтверждать истинность предположения).

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

    Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

    • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
    • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
    • Проговаривать последовательность действий .
    • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
    • Учиться работать по предложенному учителем плану.
    • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
    • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
    • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
    • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
    • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
    • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

    Коммуникативные УУД:

    • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
    • Слушать и понимать речь других.
    • Читать и пересказывать текст.
    • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
    • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

    • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
    • выделять существенные признаки предметов;
    • сравнивать между собой предметы, явления;
    • обобщать, делать несложные выводы;
    • классифицировать явления, предметы;
    • определять последовательность событий;
    • судить о противоположных явлениях;
    • давать определения тем или иным понятиям;
    • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
    • выявлять функциональные отношения между понятиями;
    • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

     Календарно-тематическое планирование (33 часа)

    Неделя/ дата

    Содержание занятий                

    Виды деятельности

    Кол-во

    часов

    1.

    01.09-05.09.14

    Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

    Индивидуальное выполнение заданий.

    1

    2.

    08.09-12.09.14

    Графический диктант.

    Самостоятельное       выполнение упражнений

    1

    3.

    15.09-19.09.14

    Упражнения на развитие концентрации внимания.

    Самостоятельное       выполнение упражнений

    1

    4.

    22.09-26.09.14

    Графический диктант.

    Самостоятельное       выполнение упражнений

    1

    5.

    29.09-03.10.14      

    Упражнения на тренировку внимания, развитие мышления.

    Организация работы в паре при выполнении упражнений

    1

    6.

    06.10-10.10.14

    Графический диктант

    Самостоятельное       выполнение упражнений

    1

    7.

    13.10-17.10.14

    Упражнения на тренировку слуховой памяти, развитие мышления.  

    Организация работы в малых группах  при выполнении упражнений

    1

    8.

    20.10-24.10.14  

    Графический диктант

    Самостоятельное       выполнение упражнений

    1

    9.

    27.10 -31.10.14

    Упражнения на тренировку зрительной памяти, развитие мышления.    

    Самостоятельное       выполнение упражнений

    1

    10.

    10.11- 14.11.14

    Графический диктант

    Самостоятельное       выполнение упражнений

    1

    11.

    17.11-21.11.14

    Упражнения на развитие аналитических способностей, совершенствование мыслительных операций.  

    Организация работы в паре при выполнении упражнений

    1

    12.

    24.11-28.11.14

    Графический диктант

    Самостоятельное       выполнение упражнений

    1

    13.

    01.12-05.12.14

    Упражнения на совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.  

    Организация работы в малых группах  при выполнении упражнений

    1

    14.

    08.12-12.12.14

    Рисуем по образцу.

    Индивидуальное выполнение заданий.

    1

    15.

    15.12-19.12.14

    Упражнения на развитие логического мышления, совершенствование мыслительных операций.

    Самостоятельное       выполнение упражнений

    1

    16.

    23.12-26.12.14

    Графический диктант

    Индивидуальное выполнение заданий.

    1

    17.

    12.01-16.01.15

    Упражнения на развитие концентрации внимания, развитие мышления.

    Организация работы в паре при выполнении заданий на развитие внимания

    1

    18.

    19.01-23.01.15

    Графический диктант

    Самостоятельное       выполнение упражнений

    1

    19.

    26.01-30.01.15

    Упражнения на тренировку слуховой памяти, развитие мышления.

    Организация работы в малых группах  при выполнении упражнений

    1

    20.

    02.02-06.02.15

    Упражнения на тренировку внимания, развитие мышления

    Организация работы в паре при выполнении заданий на развитие мышления

    1

    21.

    16.02-20.02.15

    Графический диктант.

    Индивидуальное выполнение заданий

    1

    22.

    24.02-27.02.15

    Упражнения на тренировку зрительной памяти, развитие мышления.

    Самостоятельное       выполнение упражнений

    1

    23.

    02.03-06.03.15

    Графический диктант.

    Индивидуальное выполнение заданий.

    1

    24.

    09.03-13.03.15

    Упражнения на развитие аналитических способностей, совершенствование мыслительных операций.  

    Индивидуальное выполнение заданий.

    1

    25.

    16.03-20.03.15

    Графический диктант

    Самостоятельное       выполнение упражнений

    1

    26.

    30.03-03.04.15

    Упражнения на развитие воображения. Перекладывание спичек.  

    Организация работы в группах сменного состава

    1

    27.

    06.04-10.04.15

    Рисуем по образцу.

    Самостоятельное       выполнение упражнений

    1

    28.

    13.04-17.04.15

    Развитие логического мышления и мыслительных операций.  

    Самостоятельное       выполнение упражнений

    1

    29.

    20.04-24.04.15

    Графический диктант.

    Индивидуальное выполнение заданий.

    1

    30.

    27.04-30.04.15

    Упражнения на развитие концентрации внимания, мышления.

    Организация работы в паре при выполнении заданий на развитие внимания

    1

    31.

    04.05-08.05.15

    Графический диктант.

    Индивидуальное выполнение заданий.

    1

    32.

    11.05-15.05.15

    Упражнения на тренировку внимания, развитие мышления.    

    Организация работы в группе при выполнении заданий на развитие внимания

    1

    33.

    18.05-

    22.05.15

    Графический диктант.

    Индивидуальное выполнение заданий.

    1

    Материально-техническое обеспечение  образовательного процесса

    К техническим средствам обучения относятся:

    • телевизор;
    • компьютер  с выходом в Интернет;
    • интерактивная доска;
    • 14 ноутбуков;

    Используемая литература.

    1. В. Волина «Праздник числа» Издательство Москва 1993г.

    2. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике 1класс», Москва  «Просвещение»1985г.

    3. Г.А. Лавриненко Задания развивающего характера по математике»,  Саратов , Издательство «Лицей» 2002г.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс

    Программа составлена с помощью методического пособия О. Холодовой "Юным умникам и умницам"...

    Программа предметного кружка по математике «Юным умникам и умницам». 4 класс

      Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического круго...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс...

    Рабочая программа Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам" 3 класс

    Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программ...

    Рабочая программа Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам" 4 класс

    Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании пр...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "«Юные умники и умницы» 2 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она содержит пояснительную записку, цели и задачи, актуальность, календарно-тематичес...

    Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике "Юным умникам и умницам"

    Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике "Юным умникам и умницам"...