Программа предметного кружка по математике «Юным умникам и умницам». 1 класс
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) на тему

Направление программы: интеллектуальное

Тип программы: образовательный

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_umniki_i_umnitsy_1_klass.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического профиля

 

 

Программа предметного кружка

 по математике  

«Юным умникам и умницам»

1 «В» класс

        

        

        Составитель рабочей программы:

Юркина Светлана Владимировна,

учитель начальных классов.

   

        

г. Нижневартовск, 2014 г.

Пояснительная записка.

Направление программы: интеллектуальное

Тип программы: образовательный

Программа рассчитана на 1 класс на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа адресована  МБОУ «СОШ № 31 с УИП ХЭП» в 1 В классе  

Содержание курса основано на программе О.А. Холодовой ««Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» .  

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой  и расширение познавательных возможностей детей.

Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. Занятия по развитию познавательных способностей отличаются тем, что ребёнку предлагаются  задания  неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Цель курса:  обеспечить полноценные знания терминологии, правил и принципов, умение анализировать материал, а также сразу выявлять проблемы в знаниях учащихся, над которыми нужно дополнительно работать.      

    Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.  

Основной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

 Сроки реализации программы: 2014 – 2015 уч. год

Общая характеристика курса.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На этих занятиях не ставятся  отметки, хотя оценивание (устно), конечно, осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях  сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предполагаемые задания.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

Курс направлен на усиление математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.

Задания в курсе можно разбить на несколько направлений:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на совершенствование воображения;

- задания на развитие логического мышления.

Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Предлагаемые в первом классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование  познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально  построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания семилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.  На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения.

На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя  - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения.

Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения.

Таким образом, достигается основная цель  обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка  и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.  

Ресурсное обеспечение реализации Программы

1.Методическое пособие для учителей 1 класс. Холодова О.А.-М. : Издательство  «РОСТ»,  2012 г.

2.Холодова О.А Рабочая тетрадь для учащихся «Юным умникам и умницам» 1 класс (1часть и 2часть).

Место курса в учебном плане внеурочной деятельности: Объём учебного времени, отводимого на изучение материала кружка  в 1 классе – 1 час в неделю, 33 учебные недели (33ч.).

       

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

  • понимание математических отношений как средство познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
  • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах  как  условие  целостного  восприятия  творений  природы  и  человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики, позволяющее ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

 Календарно-тематическое планирование (33 часа)

Неделя/ дата

Содержание занятий                

Виды деятельности

Кол-во

часов

1.

01.09-05.09.14

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Индивидуальное выполнение заданий.

1

2.

08.09-12.09.14

Графический диктант.

Самостоятельное       выполнение упражнений

1

3.

15.09-19.09.14

Упражнения на развитие концентрации внимания.

Самостоятельное       выполнение упражнений

1

4.

22.09-26.09.14

Графический диктант.

Самостоятельное       выполнение упражнений

1

5.

29.09-03.10.14      

Упражнения на тренировку внимания, развитие мышления.

Организация работы в паре при выполнении упражнений

1

6.

06.10-10.10.14

Графический диктант

Самостоятельное       выполнение упражнений

1

7.

13.10-17.10.14

Упражнения на тренировку слуховой памяти, развитие мышления.  

Организация работы в малых группах  при выполнении упражнений

1

8.

20.10-24.10.14  

Графический диктант

Самостоятельное       выполнение упражнений

1

9.

27.10 -31.10.14

Упражнения на тренировку зрительной памяти, развитие мышления.    

Самостоятельное       выполнение упражнений

1

10.

10.11- 14.11.14

Графический диктант

Самостоятельное       выполнение упражнений

1

11.

17.11-21.11.14

Упражнения на развитие аналитических способностей, совершенствование мыслительных операций.  

Организация работы в паре при выполнении упражнений

1

12.

24.11-28.11.14

Графический диктант

Самостоятельное       выполнение упражнений

1

13.

01.12-05.12.14

Упражнения на совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.  

Организация работы в малых группах  при выполнении упражнений

1

14.

08.12-12.12.14

Рисуем по образцу.

Индивидуальное выполнение заданий.

1

15.

15.12-19.12.14

Упражнения на развитие логического мышления, совершенствование мыслительных операций.

Самостоятельное       выполнение упражнений

1

16.

23.12-26.12.14

Графический диктант

Индивидуальное выполнение заданий.

1

17.

12.01-16.01.15

Упражнения на развитие концентрации внимания, развитие мышления.

Организация работы в паре при выполнении заданий на развитие внимания

1

18.

19.01-23.01.15

Графический диктант

Самостоятельное       выполнение упражнений

1

19.

26.01-30.01.15

Упражнения на тренировку слуховой памяти, развитие мышления.

Организация работы в малых группах  при выполнении упражнений

1

20.

02.02-06.02.15

Упражнения на тренировку внимания, развитие мышления

Организация работы в паре при выполнении заданий на развитие мышления

1

21.

16.02-20.02.15

Графический диктант.

Индивидуальное выполнение заданий

1

22.

24.02-27.02.15

Упражнения на тренировку зрительной памяти, развитие мышления.

Самостоятельное       выполнение упражнений

1

23.

02.03-06.03.15

Графический диктант.

Индивидуальное выполнение заданий.

1

24.

09.03-13.03.15

Упражнения на развитие аналитических способностей, совершенствование мыслительных операций.  

Индивидуальное выполнение заданий.

1

25.

16.03-20.03.15

Графический диктант

Самостоятельное       выполнение упражнений

1

26.

30.03-03.04.15

Упражнения на развитие воображения. Перекладывание спичек.  

Организация работы в группах сменного состава

1

27.

06.04-10.04.15

Рисуем по образцу.

Самостоятельное       выполнение упражнений

1

28.

13.04-17.04.15

Развитие логического мышления и мыслительных операций.  

Самостоятельное       выполнение упражнений

1

29.

20.04-24.04.15

Графический диктант.

Индивидуальное выполнение заданий.

1

30.

27.04-30.04.15

Упражнения на развитие концентрации внимания, мышления.

Организация работы в паре при выполнении заданий на развитие внимания

1

31.

04.05-08.05.15

Графический диктант.

Индивидуальное выполнение заданий.

1

32.

11.05-15.05.15

Упражнения на тренировку внимания, развитие мышления.    

Организация работы в группе при выполнении заданий на развитие внимания

1

33.

18.05-

22.05.15

Графический диктант.

Индивидуальное выполнение заданий.

1

Материально-техническое обеспечение  образовательного процесса

К техническим средствам обучения относятся:

  • телевизор;
  • компьютер  с выходом в Интернет;
  • интерактивная доска;
  • 14 ноутбуков;

Используемая литература.

1. В. Волина «Праздник числа» Издательство Москва 1993г.

2. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике 1класс», Москва  «Просвещение»1985г.

3. Г.А. Лавриненко Задания развивающего характера по математике»,  Саратов , Издательство «Лицей» 2002г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс

Программа составлена с помощью методического пособия О. Холодовой "Юным умникам и умницам"...

Программа предметного кружка по математике «Юным умникам и умницам». 4 класс

  Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического круго...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс...

Рабочая программа Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам" 3 класс

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программ...

Рабочая программа Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам" 4 класс

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании пр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "«Юные умники и умницы» 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она содержит пояснительную записку, цели и задачи, актуальность, календарно-тематичес...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике "Юным умникам и умницам"...