Рабочие программы по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (2, 3 класс) по теме

Покатило Марина Геннадьевна

Рабочие программы по предметам: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология 2 и 3 класс. УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx74.1 КБ

Предварительный просмотр:

                      «Рассмотрено»                                                   « Согласовано»                                                         « Утверждено»

                      на заседании МО                                                 на заседании МС                                                        Директор МОУ СОШ  

                      Протокол  № ____                                                Протокол  № ____                                                     с.Варваровка

                   от «____» _________2014 г                             от «____» _________2014 г                                          _______/Т.В.Минькова/

                      Руководитель  МО                                               Зам.директора по УВР                                                   Приказ № ____

                      ________/  Т.В.Осотова  /                                     _________  /Е.И.Устич/                                        от «____» _________2014 г          

Рабочая программа

по  окружающему миру

для   3   класса

учителя  Покатило М.Г.     I  квалификационной категории

                                                                           2 часа  в неделю ( всего 68 часов)

           2014-2015 учебный год

                                                                                           Пояснительная записка

 

Рабочая программа по предмету «Окружающему миру» 3 класс создана на основе:

• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

• Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемыми результатами начального общего образования;

• авторской программы курса «Окружающий мир» под редакцией Плешакова А.А., Новицкой М.Ю., «Просвещение», 2011год;

• учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.

Данный УМК рекомендованный МО РФ и науки  входит в федеральный перечень учебников.  

Обоснование выбора программы

Программа «Окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленного на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

• формирование целостной картины мира и осознание места в нѐм человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребѐнком личного опыта общения с людьми и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является

  • формирование у ребёнка уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают ,

к России, еѐ природе и культуре, истории;

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублѐнного личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своѐ место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нѐм заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально ценностного постижения мира вокруг.

Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаѐт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Общая характеристика курса

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественнонаучные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как еѐ продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своѐ место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир» природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

• природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

• мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьѐй, в группах продленного дня.

Сферы природной и социальной жизни предстают в единстве и тесной взаимной связи:

• природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

• культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всѐм многообразии еѐ форм;

• наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

• искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

• человечество как многообразие народов, культур, религий;

• семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

• труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

• здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;

• нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится  2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Учебный материал распределѐн по разделам:

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Радость познания.

12 часов

2.

Мир как дом

20 часа

3.

Дом как мир

24 час

4.

В поисках Всемирного наследия.

12 часов

Содержание курса

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времѐн года, снегопад, листопад, перелѐты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твѐрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звѐзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звѐзд и планет в культуре народов России и мира.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времѐн года. Смена времѐн года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традици-онном календаре народов России и мира.

Погода, еѐ составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ве-тер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значе-ние в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоѐмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоѐмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воз-

духа для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, еѐ распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное от-ношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, еѐ состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.

Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное от-ношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.

Лес, луг, водоѐм — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные со-общества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, еѐ значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея.

Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребѐнка и еѐ состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребѐнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.

Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность.

Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).

Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учѐба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учѐбы и успешного развития в школьные годы.

Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями еѐ выдающихся выпускников.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.

Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи.

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребѐнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своѐ Отечество.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счѐт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лѐгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоѐме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включены в определѐнные разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

• овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;

• проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;

• представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;

• доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;

• целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;

• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;

• представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);

внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;

• мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);

• интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;

• готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;

• личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;

• эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;

• понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни;

• представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;

• представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;

• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

• соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;

• установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

• понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

• сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить еѐ в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

• планировать своѐ высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

• планировать свои действия в течение урока;

• фиксировать в конце урока удовлетворѐнность/ неудовлетворѐнность своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

• соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

• контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные:

Обучающийся научится:

• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

• выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

• использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;

• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

• сравнивать объекты по различным признакам;

• осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;

• моделировать различные ситуации и явления природы.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

• включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

• формулировать ответы на вопросы;

• слушать партнѐра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

• проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;

признавать свои ошибки, озвучивать их;

• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

• готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

• составлять рассказ на заданную тему;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.

Предметные результаты

 

Обучающийся научится:

• характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);

• определять тип справочной и научно-познавательной литературы;

• работать с планом местности и его видами, с масштабом;

• ориентироваться относительно сторон света;

• показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;

• перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;

• перечислять правила ответственного туризма;

• перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;

определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;

• приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;

• характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;

• характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;

• показывать на карте водные объекты;

• характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;

• характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;

• характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;

• приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;

• перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;

• различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;

• характеризовать природные сообщества на примере леса;

• характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;

• характеризовать водоѐм как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;

определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;

• перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;

• определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);

• перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;

• определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;

• определять значение своего имени;

• характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;

• характеризовать основные правила гигиены;

• характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;

• оказывать себе и другим людям первую помощь;

• перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;

• определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;

• толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;

• узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлѐвского дворца,

• определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;

• определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;

характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;

• составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.

Требования к уровню подготовки обучающихся в 3 классе

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать

 название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);

 государственную символику России;

 государственные праздники.

 основные свойства воздуха, воды;

 условия, необходимые для жизни живого существа;

 правила охраны и укрепления здоровья;

 правила дорожного движения;

уметь

 определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).

 различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;

 различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

 приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей изизученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

 показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);

 описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 использовать термометр для измерения температуры воздуха;

 устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;

 применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;

 выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

 устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;

 рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

Учебное оборудование:

• технические средства (проектор, компьютер, магнитофон)

• наглядные пособия (таблицы, учебные картины, портреты писателей, схемы ,плакаты , таблички с терминами).

Учебно-методическое обеспечение

1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, –М.: Просвещение, 2013.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, –М.: Просвещение, 2013.

3. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

4. ПлешаковА.А. Зелѐные страницы: книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2010.

5. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

Интернет ресурсы:

  1. http:www.Nachalka.com
  2. http:www.viku.rdf.ru
  3. http:www.rusedu.ru

http://school-collection.edu.ru

                                                    Календарно-тематическое планирование по окружающему миру  3 класс

                                                                А.А. Плешаков  М.Ю.Новицкая  УМК «Перспектива»  

№п/п

Сроки

Тема урока

Содержание

                                                Планируемый результат

                                                 (в соответствии с ФГОС)

понятия

предметный результат

УУД

Личностный результат

                                                                                                              Радость познания – 12 часов

1.

Свет знания

Что такое свет знания?

Дать понять о любознательности как двигателе процесса познания. Объяснить, что научные  открытия должны использоваться на благо человека.

Древняя история о мастере Дедале и его сыне Икаре.

Древнегречес-кий миф.

Научатся приводить примеры того, как изучение природы и научные изобретения меняют жизнь человека.

Регулятивные: планировать  свою деятельность в соответствии с целью.

Познавательные: определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать свое мнение.

Коммуникативныеформулировать  понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Проявляют интерес к знаниям и способам их приобретения.

2.- 3.

Как изучают окружающий мир

Какие способы изобретения вы знаете?

Познакомить со способами исследования и оборудованием  для изучения окружающего мира.

Способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование.

Научатся различать способы изучения окружающего мира.

Регулятивные: ставить цели и строить план исследования.

Познавательные: определять способы исследования окружающего  мира и обосновывать  свое мнение.

Коммуникатив-ные формулировать вопросы с целью познания  природы и жизни общества.

Проявляют интерес к изучению окружающего мира.

4.

Книга – источник знаний.

Для чего нужна справочная литература?

Познакомить с видами справочной литературы. Привить любовь к чтению.

переплёты»  «словарь», «энциклопедия»,

«путеводитель»,

 «атлас».

Узнают важнейшие особенности расположения сведений в изданиях справочного характера. Научатся находить необходимые сведения в словаре, справочнике.

Регулятивные: Выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: определять источники для поиска необходимой информации.

Коммуникативные

Строить понятные для партнера высказывания.

Проявляют интерес к чтению.

5.- 6.

Отправимся на экскурсию.

ПДД 

Поездка в город.

Познакомить с видами музеев, правилами поведения в музее.

«экскурсия», «вылазка»

Научатся находить необходимые сведения об учреждениях в путеводителях.

Регулятивные: Задавать вопросы по теме экскурсии.

Познавательные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникатив-ные  формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к  знаниям и способам их приобретения.

7.

О чем расскажет план.

Что такое план? Для чего нужен?

Научить  отличать план местности от географической карты.

План местности, условные знаки,

масштаб.

Научатся различать условные обозначения на плане, читать и характеризовать планы.

Регулятивные: Оценивать выполненное задание.

Познавательные: читать план местности и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания.

Проявлять интерес к познанию мира благодаря путешествиям.

8.

Планета на листе бумаги.

Для чего нужны условные обозначения?

Познакомить с картой мира.

«материк», «часть света».

Научатся читать карту по условным обозначениям, показывать на глобусе и карте материки и океаны.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку учебного материала.

Познавательные: различать материки, части света, формы земной поверхности.

Коммуникатив

ные

осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь

Проявлять интерес к познанию мира благодаря путешествиям

9.

Страны и народы на политической карте мира.

Для чего нужна политическая карта? Познакомить с политической картой.

Карта мира, континент (материк),

часть света, Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида

Научатся отличать  политическую карту мира от физической карты. Будут иметь представление о многообразии внешнего облика представителей разных народов.

Регулятивные: Выполнять задание в соответствии с целью.

Познавательные: Различать политическую и географическую карты мира и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания.

Проявлять интерес к познанию мира.

10.

Путешествуя. Познаем мир.

ПДД 

Чрезвычайная ситуация – что это?

Почему путешествия мы познаем мир? Познакомить с правилами туризма, прививать интерес к путешествиям и туризму.

Фотоаппарат, видеокамера, знаки прогноза

погоды, дорожная одежда, красный крест; путеводители, компас, бинокль.

Научатся уважать и соблюдать правила ответственного туризма, осознанно готовиться к путешествию по определенному плану.

Регулятивные: оценивать выполненное задание.

Познавательные: использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Коммуникатив-ные

адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Творческое отношение к оформлению плана путешествия.

11.

Транспорт.

ПДД

Мы – пассажиры.

Какой бывает транспорт? Познакомить с классификацией транспорта в зависимости от места движения.

стальная конница»

Метрополитен.

Железнодорожная сеть.

Научатся систематизировать транспорт по видам (сухопутный, водный, воздушный, космический).

Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с целью.

Познавательные: определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия.

Коммуникатив-ные

формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Понимание собственных достижений при освоении темы.

12.

Средства информации и связи.

Что такое азбука Морзе? Познакомить с историей развития средств связи и с современными средствами информации и связи.

Телеграфист.

Азбука Морзе.

Научатся различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации.

Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Познавательные: осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.

Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания.

Интерес к знаниям и способам их приобретения.

                                                                                                       Мир как дом – 20 час.

13.

Мир природы в народном творчестве.

Познакомить с представлениями людей о строении мира.

Сюжеты и орнамент.

Архитектурные украшения.

Познакомятся с представлениями людей о строении мира. Научатся видеть в народном творчестве отношение человека к природе.

Регулятивные: Отстаивать свою очку зрения.

Познавательные: воспринимать образ природы «мир как дом» в разных видах народного творчества и обосновывать свое мнение.

Коммуникативныестроить понятные для партнера высказывании.

Проявлять интерес к изучению темы.

14.

Из чего состоит все.

Из чего все состоит? Познакомить с жидким, твердым и газообразным состоянием тел.

Природные объекты, твёрдые тела,

жидкости, газы, вещества.

Познакомятся с тремя состояниями тел, узнают отличительные черты каждого из них.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Познавательные: раскрывать значение понятий «мир как дом», «природные объекты», «тело».

Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к изучению темы.

15.

Мир небесных тел.

Чем звезды отличаются от планет? Познакомить с астрономическими понятиями «солнце», «звезда», «планета».

Звёзды и планеты, Солнечная

 система.

Узнают о Солнце как звезде, чем звезды отличаются от планет. Научатся классифицировать небесные тела.

Регулятивные: выполнять  взаимопроверку и самооценку учебного задания.

Познавательные: различать звезды и планеты.

Коммуникативные использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять интерес к изучению небесных тел

16.

Невидимое сокровище.

Для чего нужен воздух? Познакомятся с составом и свойствами воздуха.

Смесь газов, кислород, углекислый

газ, азот.

Узнают о значении воздуха для жизни на Земле, его свойства. Научатся работать по инструкции.

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с планом.

Познавательные: определять состав и свойства воздуха, обосновывать свое мнение.

 Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению при работе в группе.

Проявлять бережное отношение к чистоте воздуха

17.

Самое главное вещество.

Для чего нужна вода? Познакомятся с составом и свойствами воды.

Твёрдое, жидкое, газообразное состояние.

Узнают о значении воды для жизни на Земле, ее свойства.

Регулятивные: выполнять учебное задание.

Познавательные: понимать значение воды  для живых организмов и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять бережное отношение к чистоте воды.

18.

Природные стихии в народном творчестве.

Познакомить со значение стихий в жизни человека, изображением в прикладном искусстве и устном творчестве.

Природная стихия

Познакомятся с тем, как в прикладном искусстве изображались воздух, солнце и вода.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Познавательные: различать символы-образы природных стихий в народном творчестве и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.

Проявлять интерес к изучению темы.

19.

Кладовые Земли.

Что такое минералы? Познакомить с понятиями «минералы», «горные породы»,  «полезные ископаемые».

Минералы, горные породы, полезные

ископаемые, месторождения, шахты, карьеры, скважины.

Научатся различать понятия «минералы», «горные породы», определять их значение.

Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь.

Познавательные: различать минералы и горные породы и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Проявлять бережное отношение к природным богатствам.

20.

Чудо под ногами.

Для чего нужна почва? Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли.

Почва, плодородие, почвоведение,

перегной, минеральные соли.

Научатся определять основные свойства почвы, в процессе опытов установят состав почвы.

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью

Познавательные: определять значение почвы дл растений, животных, человека и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Оценивать результат собственной деятельности.

21.

Мир растений.

Познакомить с основной классификацией растений. Рассмотреть особенности каждой группы растений.

Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, кислород, углекислый

газ.

Научатся распределять растения по группам, использовать атлас-определитель для распределения растений по группам.

Регулятивные: выполнять  взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: различать растения  каждой группы и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные строить понятные для партнера высказывания, используя термины.

Проявлять интерес и бережное отношение к растениям.

22.

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

Познакомить с изображением плодородной земли в народном творчестве

Научатся понимать изображения на предметах прикладного искусства, любить искусство своего народа.

Регулятивные: выполнять самооценку учебного задания.

Познавательные: определять роль растений для жизни на Земле.

Коммуникативныеучитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес и бережное отношение к растениям.

23.

Мир животных.

Познакомить с классификацией животных и их групповыми признаками.

Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся, мальки, головастики, птенцы, детёныши, млекопитающие.

Научатся различать группы животных, выделять их характерные признаки.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: определять различные группы животных и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные формулировать  собственное высказывание, используя термины.

Проявлять интерес  и бережное отношение к животным.

24.

Образы животных в народном творчестве.

Познакомить с изображением животных в народном творчестве.

Научатся понимать изображения на предметах прикладного искусства, любить искусство своего народа.

Регулятивные: выполнять самооценку учебного задания.

Познавательные: выбирать вариант выполнения задания.

Коммуникативныеадекватно использовать речевые средства для представления результата.

Проявлять интерес изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы

25.

Невидимые нити в живой природе.

Познакомить с классификацией животных по типу пищи, рассмотреть цепи питания животных. Изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Растительноядные, насекомоядные,

хищные, всеядные животные, цепи питания

Научатся делить животных на группы в зависимости от питания, разбирать цепи питания, понимать, что нарушение в цепи питания ведет к ее исчезновению

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью

Познавательные: устанавливать невидимые связи между животными по особенностям питания и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные формулировать собственное высказывание, используя термин.

Проявлять интерес к изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы.

26.

Лес – волшебный дворец

ПДД

Природа и безопасность.

Что такое природное сообщество? Познакомить с экологическими связями природного сообщества «лес».

Единство живой и неживой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ.

Научатся видеть цепи питания в природном сообществе «Лес» любить и понимать природу, охранять животных и растения.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания.

Познавательные:  различать природные сообщества и обосновывать свое мнение.

Коммуникатив-ные: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога.

Проявлять бережное отношение к природе.

27.

Луг – царство цветов и насекомых.

Что такое единство живой и неживой природы? Познакомить с экологическими связями природного сообщества «луг».

Единство живой и неживой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ.

Научатся видеть цепи питания в природном сообществе «луг», любить и понимать природу.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать свое мнение.

Коммуникатив-ные

адекватно использовать речевые средства для представления результата

Проявлять интерес к изучению темы.

28.

Водоем – дом из воды.

Что такое круговорот воды? Познакомить с экологическими связями природного сообщества «водоем».

Единство живой и неживой природы, природное сообщество, двустворчатые моллюски (без-

зубки и перловица), круговорот веществ.

Научатся видеть цепи  питания в природном сообществе «водоем».

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению

Осознание успешности при изучении темы.

29.

Как  сохранить богатство природы.

Рассмотреть влияние человека на природу, меры по охране природы, воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе.

экос»,

 «ойкос», «ойкумена»

Узнают причины загрязнения окружающей среды, научатся находить способы ее защиты.

Регулятивные: выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания.

Познавательные: раскрывать значение понятия «богатства природы» и использовать его в активном словаре.

Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению

Проявлять бережное отношение к природе.

30.

Охрана  природы в культуре народов России и мира.

Рассмотреть образцы творчества народов, показывающих роль природы в их жизни, прививать бережное отношение к природе.

экология

Отчизна, отчий

Научатся видеть отношение предков к природе, осознавать е значимость в жизни человека через рассмотрение образцов творчества народа.

Регулятивные: выполнять задание в соответствие с целью

Познавательные: использовать приобретенные знания для составления рассказа.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Проявлять бережное отношение к  природе

31.

За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников.

Актуализировать полученные знания, обобщать изученные темы на материале музея.

Научатся использовать полученные знания в нестандартной обстановке, видеть красоту природы, изображать ее.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку, взаимооценку и самооценку учебного задания.

Познавательные: раскрывать смысл пословиц, отражающих бережное отношение к природе, и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему мнению

Осознавать значение экологическое календаря.

32.

Чудесное путешествие.

Использовать полученные знания в новой обстановке, закреплять исследовательские умения.

Научатся соотносить информацию с уже имеющимися знаниями, наблюдать, делать выводы.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: выбирать вариант выполнения задания.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Оценивать результат собственной деятельности

                                                                                                         Дом как мир – 20 час.

33.

Родной дом – уголок Отчизны

пдд  

На улицах и дорогах.

Что такое Отчизна? Познакомить с устройством старинного дома, дать понятие о мире как обществе людей, живущих одними заботами, воспитывать любовь к Родине через любовь к своему дому.

Отчизна, отчий

Научатся воспринимать дом как частицу мира, ценить общие дела, традиции своего города.

Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания.

 Познавательные: объяснять значения слова «мир» и обосновывать свое мнение.

Коммуникатив

ные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к познанию окружающего мира.

34.

Свой дом – свой простор.

Что такое матица? Познакомить с устройством деревянного дома, показать мудрость народа.

Порог,

матица,

 печь,

Научатся различать части деревянного дома, определять их назначение.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: определять структуру старинного дома как образа вселенной и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Проявлять уважительное отношение к  культурному многообразию человества.

35.

В красном углу сесть – великая честь.

Что такое красный угол»? Познакомить с устройством  деревянного дома.

Красный угол.

Рушник.

Матица.

Научатся различать части деревянного дома, определять их назначение.

Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания.

Познавательные: объяснять внутреннее устройство старинного дома и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные: формулировать собственное  высказывание в рамках  учебного диалога, используя термины.

Проявлять  интерес к обустройству старинного дома.

36.

Побываем в гостях.

ПДД  Мы пассажиры

Познакомить с устройством жилищ разных народов, обычаями гостеприимства.

Национальные костюмы,

жилище,

внешний облик,

виды природы.

Научатся различать жилища разных народов, узнают обычаи гостеприимства.

Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания.

Познавательные: рассказывать о традициях гостеприимства в древности в настоящее время.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Оценивать результат собственной деятельности.

37.

На свет появился – с людьми породнился.

Познакомятся с названием людей по родству.

Родственники,  брат, внук, деверь, дочь, дядя, жена, золовка, зять, муж, невестка, племенник, свекровь, свекор, свояченица, сноха , сын, тетя, тесть, теща, шурин

Научатся различать родственные связи, уважать старших родственников, заботиться о младших.

Регулятивные: выполнять учебное задание, используя правило.

Познавательные: различать прямое родство и родство по свойству и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к познанию мира

38.

Родословное древо.

Что такое родословная?

Познакомить со способами составления родословного древа, вызвать интерес к прошлому своей семьи.

Род, родословное древо, родство

Научатся составлять родословное древо, собирать данные о своих предках, уважать семейные ценности.

Регулятивные:  соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: определять степень родства в своей семье и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Проявлять желание узнать названия родственников по степени родства и свойства.

39.

Муж и жена – одна душа.

Что такое свадебные обряды? Познакомить со свадебными обрядами, ценностью супружества.

Муж, жена,  бракосочетание,  обряд, обычай, рукобитье, свататься, сваты

Узнают о старинных свадебных обрядах, о качествах характера, помогающих построить крепкую семью.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: определять условия успешной жизни молодоженов и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога.

Проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам.

40.

Святость отцовства и материнства.

Познакомить с народными традициями, показать значимость уважительного отношения к старшим.

Обряд, крещение

Узнают народные традиции, связанные с рождением ребенка, познакомятся о почтительном отношении к родителям.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии учебного плана.

Познавательные: раскрывать значения понятий.

Коммуникативныеконструктивно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам.

41.

Добрые дети – дому венец.

Показать необходимость ранней подготовки к взрослой жизни, ценности опыта, приобретенного в детстве.

Детство, крещение, имя

Узнают, как готовились в старину к взрослой жизни. Научатся осознанно относиться к выбору игрушек, узнают значение своего имени.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат.

Познавательные: рассказывать о значении имени.

Коммуникативные формулировать собственное мнение.

Оценивать результат собственной деятельности.

42.

Детские  игры – школа здоровья.

ПДД   Безопасность при любой  погоде.

Почему игры – школа здоровья? Познакомить со значением народных игр для укрепления физического здоровья и умения жить с людьми.

Бильбоке, свистульки, традиционные игрушки.

Научатся играть по правилам, выбирать водящего, видеть пользу народных игр.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: понимать назначение детских игр и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Проявлять интерес к познанию мира.

43.

За страницами учебника (урок-праздник). В кругу семьи.

Воспитывать уважение к семье, семейным обычаям и традициям.

Семейные традиции, обычаи.

Научатся общаться со взрослыми и одноклассниками, выступать перед большой аудиторией, испытывать гордость за свою семью и родителей.

Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Познавательные: выбирать вариант выполнения задания.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Проявлять творческое отношение к процессу решения кроссворда

44.

Строение тела человека.

Что такое система  органов? Познакомить со строением тела человека, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.

Внешнее и внутреннее строение тела человека, верхние и нижние конечности, внутренние

органы,

системы органов, скелет,

мышцы,

 ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник, носовая полость, трахея, бронхи, лёгкие,

сердце, кровеносные сосуды, головной мозг, спинной мозг,

нервы, сигналы.

Научатся различать понятия «орган», «система органов», узнают названия органов и их роль в организме.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: раскрывать значение понятия «внешнее и внутреннее строение тела человека», различать внешнее и внутреннее строение тела человека.

Коммуникативные формулировать собственное высказывание, в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни.

45.-46.

Как работает наш организм.

Что называем системой органов? Познакомить с системами органов и их работой.

Система органов, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная

Научатся различать системы органов, понимать принцип их работы.

Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Познавательные: определять деятельность каждой системы органов человека и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные конструктивно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению

Проявлять интерес к изучению темы

47.

Что такое гигиена.

Что такое гигиена? Познакомятся с правилами гигиены.

Гигиена, осанка, лечебная физкультура, режим питания, правильное питание.

Научатся правильному уходу за зубами, узнают, как правильно питаться и следить за осанкой.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: гигиенически правильный образ жизни и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные формулировать собственное мнение.

Бережное отношение к своему здоровью

48.

За страницами учебника (урок-игра). Путешествие по городу Здоровейску.

Сформулировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. Научить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении.

Научатся выделять компоненты здоровья человека, работать в команде.

Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания.

Познавательные: извлекать из различных источников дополнительную информацию о работе организма.

Коммуникативные адекватно использовать  речевые средства для представления результата.

Проявлять желание вести здоровый образ жизин

49.

Органы чувств.

Что такое органы чувств? Познакомить с органами чувств и их значением для человека, учить беречь органы чувств.

Глазное яблоко, зрачок, сетчатка,

наружное ухо, ушная раковина, среднее ухо, внутреннее

ухо, барабанная перепонка, носовая полость, обоняние,

вкусовые сосочки, осязание.

Узнают строение органов чувств, правила гигиены органов чувств.

Регулятивные: выполнять  взаимооценку учебного задания.

Познавательные: определять органы чувств и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные формулировать собственное мнение.

Проявлять интерес к изучению темы

50.

Школа первой помощи.

ПДД  

Если из раны течёт кровь.

Познакомить с простыми приемами оказания первой помощи.

Температура тела, термометр, шкала, ртуть, градус, дисплей, травма, порез, ожог, ушиб,

йод, обморожение, перегревание, головокружение, обморок, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, газовая служба.

Научатся пользоваться термометром, оказывать первую помощь при легких травмах.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: определять изменения температуры тела человека и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению

Проявлять желание вести здоровый образ жизни.

51.

Здоровью цены нет.

Почему здоровью нет цены? Познакомить с правилами здорового образа жизни.

«здоровье»

Узнают, что ценили люди в древности, выполнение каких правил поможет сохранить и укрепить здоровье.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные:  выбирать вариант выполнения задания.

Коммуникативные адекватно использовать  речевые  средства для представления результата

Проявлять творческое отношение к процессу создания советов по здоровому образу жизни.

52.

Дом не велик, а стоять не велит.

Что такое домострой? Познакомить с традициями народа по ведению хозяйства, прививать уважение к старшим, семье.

Домострой, большуха, упруг, большак

Узнают об обязанностях каждого члена семьи в старину, об уважении к столу и пище на нем, традициям за столом.

Регулятивные: выполнять учебное задание, используя правило.

Познавательные: определять особенности распределения обязанностей в старинной семье и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные  формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога

Проявлять интерес к познанию мира

53.

Семейный бюджет.

Что такое семейный бюджет? Познакомить с понятием «семейный бюджет», развивать познавательный интерес.

семейный

бюджет

Узнают, из каких частей состоит семейный доход, куда расходуются деньги, где можно сэкономить.

Регулятивные:  выполнять самооценку учебного задания.

Познавательные: определять составные части семейных доходов, расходов и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Оценивать результат своей деятельности

54.

Мудрость старости.

Познакомить с общечеловеческими ценностями, принятыми всеми народами, воспитывать уважение к старости.

мудрость

Узнают, что  ценят в жизни народы мира, почему старость нужно уважать.

Регулятивные: выполнять учебное задание, используя правило.

Познавательные: раскрывать смысл крылатых выражений и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Проявлять уважительное отношение к старости

55.

Путешествие к А.С.Пушкину.

Познакомить с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А.С.Пушкина.

Архивные работники.

Узнают о предках и  потомках великого поэта, проследят связь поколений рода Пушкина, научатся уважать историю своей Родины.

Регулятивные: выполнять взаимооценку, самооценку учебного задания.

Познавательные: раскрывать значения понятия «неразрывная связь поколений».

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Осознание успешности при изучении темы

56.

За страницами учебника. Моя семья – моя гордость.

Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к взрослым.

Научатся выбирать главное из истории своей семьи, рассказывать о достижениях семьи, гордиться своими предками.

Регулятивные: выполнять  самопроверку учебного задания.

Познавательные : использовать приобретенные знания для составления рассказа о семье.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Осознание успешности при изучении темы.

В поисках Всемирного наследия – 12 час.

57.

Всемирное наследие.

Что такое наследие? Познакомить со списком Всемирного наследия, с природным и культурным наследием человечества.

Карта мира,

Вселенная, природное наследие, культурное наследие.

Узнают о культурном и природном наследии человечества, о его охране.

Регулятивные: выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Познавательные: определять объекты природного и культурного наследия планеты.

Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Проявлять уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества, России.

58.

Московский Кремль.

Познакомить с достопримечательностями Московского Кремля.

Спасская башня Московского Кремля.

Узнают об архитектуре кремлевских башен, дворцах и палатах Кремля, о важных событиях, которые происходят в Кремле.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: определять историко-культурное значение Московского Кремля и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Осознание успешности при изучении темы.

59.

Озеро Байкал.

Где находится озеро Байкал?      

Познакомить с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.

Озеро, экология

Узнают о природных особенностях озера, его животном мире, экологическом состоянии.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: определять уникальность озера Байкал и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к озеру Байкал как одному из Чудес света.

60.

Путешествие в Египет.

Где расположен Египет?

Познакомить с достопримечательностями Египта.

Александрийская библиотека, монастырь Святой Екатерины, Великие Пирамиды

Узнают об Александрийской библиотеке, монастыре Святой Екатерины, Великой Пирамиде.

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять объекты культурного наследия Египта.

Коммуникативные согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий.

Проявлять интерес к мировой культуре.

61.

Путешествие в Грецию.

Где расположена Греция?

Познакомить с объектом Всемирного наследия Греции.

Акрополь, Парфенон

Узнают о Греции и ее столице, афинском Акрополе.

Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные: определять объекты культурного наследия Греции.

Коммуникативныесогласовывать различные мнения при выполнении задания.

Проявлять интерес к мировой культуре.

62.

Путешествие в Иерусалим.

Какой город мира хранит великую святыню трех религий и культурное наследие всего человечества?

Познакомить с объектом Всемирного наследия Иерусалима.

Стена Плача, храм Скалы, храм Гроба Господня.

Узнают об Иерусалиме, памятных местах города – Стене Плача, храме Скалы, храме Гроба Господня.

Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного задания.

Познавательные: определять местоположение Иерусалима в Израиле и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно взаимодействовать в партнером в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к духовному наследию

63.

Путешествие в Китай.

Что такое Китайская стена?

Познакомить с объектом Всемирного наследия Китая.

Императорский дворец, Китайская стена, площадь Тяньаньмэнь

Узнают о Китае, Императорском дворце в Пекине, Великой Китайской стене.  

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: определять объекты  Всемирного наследия Китая.

Коммуникативные формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Проявлять интерес к мировой культуре и духовному наследию.

64.

Всемирные духовные сокровища.

Что такое Всемирное наследие?

Познакомить с выдающимися представителями разных народов, эпох, воплотивших в себе лучшие человеческие качества, воспитывать стремление к нравственному самовоспитанию

Мать Тереза, Луи Пастер, Александр Невский, Жак-Ив-Кусто

Узнают о свершениях матери Терезы, Жак-Ив-Кусто, Павла Третьякова, Луи Пастера, Юрия Гагарина, Амстрид Линдгрен, Александра Невского.

Регулятивные: выполнять взаимооценку учебного материала.

Познавательные: смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога

Проявлять уважительное отношение к Всемирному наследию человечества.

65.

За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия.

Познакомить с объектом Всемирного наследия, их многообразием.

Узнают, что список объектов Всемирного наследия не ограничивается приведенными в учебнике, научатся видеть красоту и ценить ее.

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью

Познавательные: выбирать вариант выполнения задания.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Проявлять творческое отношение.

66-67

Что мы узнали. Чему научились.

Познакомить с выдающимися людьми.

Научатся пользоваться полученными знаниями, работать в группе.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные:  использовать приобретенные знания.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Оценивать результат собственной деятельности.

68.

КВН.

Познакомить с выдающимися людьми, воспитывать стремление к нравственному самовоспитанию.

Научатся пользоваться полученными знаниями, работать в группе.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные:  использовать приобретенные знания.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Оценивать результат собственной деятельности.

69-70

Закрепление изученного.

Познакомить с выдающимися людьми, воспитывать стремление к нравственному самовоспитанию.

Научатся пользоваться полученными знаниями, работать в группе.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные:  использовать приобретенные знания.

Коммуникативные адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Оценивать результат собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...