Учебное занятие по математике " «УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ» 1 класс.
план-конспект занятия по математике (1 класс) на тему

Глазова Екатерина Анатольевна

Цели урока: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов; учить детей самостоятельно производить классификацию объектов по двум существенным признакам (объединение объектов – вычитание объектов); учить читать выражения ,используя эти термины, развивать внимание, наблюдательность.

Личностные УУД.

§ Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

§  Умение определять и формулировать  тему и цель на уроке

§  В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

§  Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

§   Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  ретроспективной оценки,

Познавательные УУД.

§  умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного,  добывать новые знания, находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;

§  проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД.

§ слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре.

§ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx624.64 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие по математике

Тема занятия:

         «УМЕНЬШАЕМОЕ,

ВЫЧИТАЕМОЕ,

                                                 РАЗНОСТЬ»

                                                                                 

Цели урока: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов; учить детей самостоятельно производить классификацию объектов по двум существенным признакам (объединение объектов – вычитание объектов); учить читать выражения ,используя эти термины, развивать внимание, наблюдательность.

Личностные УУД.

  • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

  • Умение определять и формулировать  тему и цель на уроке 
  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •  Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  ретроспективной оценки,

Познавательные УУД.

  • умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного,  добывать новые знания, находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД.

  • слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре.
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оборудование: у учителя – карточки со словами “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”, “ прибавить”, “увеличить”, “плюс”, “сумма”, “вычесть”, “уменьшить”, “минус”, “разность”, карточки, картинки; у учеников – учебник математики, рабочая тетрадь, математическое домино (цифры), тетради, цветные карандаши

Ход занятия

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент

Коммуникативные УУД, регулятивные УУД

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Тут задачи и примеры,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи-
За работу, в добрый час!

Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации.

Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД.

1. Устный счёт.

Счёт до 10 через число.

2.Игра «Гол-мимо»

3

4

6

8

10

(Играют две команды по пять человек. Нужно соединить ответы в воротах соперника с выражением, записанным на мече. Остальные учащиеся – судьи.  Они поднимают красную карточку  если игрок ошибся, а зеленую – если ответил правильно).

2

1

7

5

9

Рассмотрите рисунки. На какие две группы можно распределить их?

птички

лягушки на бревне

девочка и цветы

олени

Какие из данных равенств могут подойти к рисункам?

4 + 2 = 6       3 + 1 + 4       5 + 2 = 7

3 – 1 = 2       5 – 1 = 4        6 – 1 = 5

Какие равенства вы можете составить ещё ?

8-3=5

3+2=5

Что можете сказать о равенствах первой группы? Изобразим в тетради рисунок с кактусами с помощью       и       и запишем равенство математическим языком

                                                             

        4+2=6        

Прочитайте равенство  разными способами. 

Почему записали выражение на сложение?

Молодцы, все четыре способа назвали.

  •    

Составьте выражение на вычитание с этими числами.

Прочитайте выражение  разными способами.

По ходу чтения , рядом с ним появляются таблички:        1 “отнять” 2 “уменьшить

        3 “минус

- Молодцы, все способы назвали.

Можно ли это выражение  прочитать, используя  термины слагаемое ,слагаемое, сумма? Почему?

Осуществлять контроль и проверку.

Самостоятельная работа.

Чтобы узнать, сколько всего, надо объединить части).

 Способы равенства:

 1 “прибавить”

2“увеличить”

3 “плюс”        

4“сумма”

5 перестановка слагаемых

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Использовать знаково-символические средства, Использовать математическую терминологию.

6-4=2               6-2=4

Постановка проблемы.

Регулятивные УУД,

личностные УУД.

А хотите узнать, как называются числа при вычитании?

Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя и сегодня мы их определим?

Сегодня на уроке мы это узнаем.

Значит, какая тема нашего урока?

Это будет урок повторение или открытие новых знаний?

А для чего нам нужны эти знания?

А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания нам необходимы для дальнейшего обучения. Поэтому, какая ваша цель на уроке?

Сегодня почтальон Печкин  принес для вас конверт, а в нем   названия чисел.( это дядя Федор решил вам помочь).Числа при вычитании называются так: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Только какое название к какому числу относится? (Проблемная ситуация)

Давайте сами попробуем догадаться.

Поработаем в паре. Паре выдаю лист с записью примера на вычитание и название чисел.

Вверху каждого числа приклейте его название. Не торопитесь, подумайте, почему вы даёте именно это название.

Ну, вот вы высказали свои предположения. Как узнать, кто прав?

Дети определяют тип урока: ОНЗ.

Чтобы научиться читать выражения на вычитание

Дети определяют цель урока:

Запомнить названия чисел при вычитании;

Научиться читать, составлять и записывать выражения на вычитание

Установить название компонентов при вычитании.

Дети работают в паре и аргументируют своё предположение.

«Открытие» новых знаний детьми

Познавательные УДД, личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД.

- Начнём своё исследование.

Посмотрите на первую цифру. Это часть или целое?

 Перед вами апельсин. Из скольких частей он состоит? (8)

 Из этого целого апельсина сколько частей нужно убрать? (2) Убираем.

 Что произошло с апельсином?

 Он уменьшился, а значит, и число 8 увеличилось или уменьшилось?

 Если оно уменьшается, как его можно назвать? (Вывешиваю табличку «УМЕНЬШАЕМОЕ»)

А что мы сделали с одной частью? (отрезали, убрали, съели, вычли)

 Как можно назвать эту часть? «ВЫЧИТАЕМОЕ»

 Сколько частей осталось? (6)

Как бы вы назвали это число?

 Давайте проверим ваши предположения. Читаем правило на стр. 29

Так как называется первое число при вычитании? (уменьшаемое, целое)

 Как называется второе число при вычитании? (вычитаемое, часть)

Назовите результат (разность, часть)

 Как можно прочитать это выражение? Все его числа получили имена.

 Ребята, какие новые слова вы сейчас узнали? Это и есть тема сегодняшнего урока.

(Взять, отложить, убрать…)

(Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть).

(Выясняется, что УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ).

Дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания.

Физкультминутка

Личностные УУД, коммуникативные УУД.

Первичное закрепление.

Работа по учебнику

Итог урока

Регулятивные

УУД,  коммуникативные УУД,

личностные УУД.        

Регулятивные УУД,

личностные УУД.

Сейчас проверим,  как вы запомнили название чисел при вычитании: работа с интерактивной доской ( название чисел при вычитании)

5-1    8-2    2+3     7-2

Что записано на доске? На какие группы разделим записи? Выпишите в тетрадь разности и найдите их значения.

Подчеркните синим цветом уменьшаемое, зелёным – вычитаемое, разность - красным

        Хитрая лисица  утащила примеры, а принесла нам другие, давайте проверим все ли примеры на разность?

6+2 =

5 - 9 =   Почему? Каким должно быть уменьшаемое?

6-1=

Лисичка припасла ещё одно очень хитрое задание. Справитесь?

У детей уже лежат карточки с записанными равенствами:

1 вариант:  2… 4 = 6   7 … 2 = 5     4 … 1 = 5

2 вариант:  5 … 3 = 8   9… 1 = 8     5 … 3 = 8

Верните исчезнувшие знаки действий в записи.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли решены примеры у вашего соседа. Сравните правильность решения с решением на доске.

(Один ученик решает у доски на обратной стороне).

- Обменяйтесь снова тетрадями.

- Если данные примеры не вызвали у вас никаких затруднений, то нарисуйте около них улыбающийся смайлик, если были небольшие затруднения, то смайлик с прямым рисунком губ, если было трудно, то грустного смайлика. (Подобные смайлики висят на доске)

Какая тема урока была?

Как называются числа при вычитании?

Задайте друг другу вопросы по теме урока?

Дети соединяют линией карточку с примером и название пропущенного в ней числа.

Запись выражений в тетрадь.

Проверяют принесенные разности.

Исправляют ошибку. Придумывают разные варианты с уменьшаемым 4.

Делают запись на карточках и находят примеры на разность

Дети работают самостоятельно в рабочих тетрадях.

Вспоминают тему урока.

Задают друг другу вопросы по теме урока?

Разбираются задачи 2,3,4. (с. 29 учебника, часть 2).

Рефлексия

Регулятивные УУД,  коммуникативные УУД,

личностные УУД.        

Какую цель ставили? Достигли цели?

Трудная ли была тема?

Дети оценивают свою работу на уроке



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Уменьшаемое, вычитаемое, разность" (УМК "Школа России", 1 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока математики "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность" 1 класс

Урок с технологической картой урока , презентацией и муз. сопровождением....

Конспект урока математики «Уменьшаемое, вычитаемое, разность» (УМК «Перспектива» 1 класс Г.В. Дорофеев)

Цели деятельности учителя: формирование у детей математических терминов «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» при составлении и чтении математических записей.План...

Конспект урока математики «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с названиями компонентов при вычитании.Планируемые результаты:         Предметные:Знать: названия компоне...

презентация к уроку математики "Уменьшаемое, вычитаемое, разность" 1 класс

1 класс ознакомление с понятиями: уменьшаемое, вычитаемое,  разность...

Конспект урока по математике. «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность» (3 класс)

Цель урока: научиться использовать терминологию при чтении математических выражений;закрепление вычитательных навыков в пределах 10;решение задач изученного вида.Планируемые результаты:-воспитывать ин...

Конспект урока по математике "Уменьшаемое, вычитаемое, разность", 1 класс

Конспект урока может быть полезен педагогам начальной школы....