Урок по математике для 2 класса по теме "Вычитание вида 30-6".
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Белова Ольга Васильевна

Урок по математике для 2 класса по теме "Вычитание вида 30-6".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_30-6.doc889.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1.                                   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                   «Средняя общеобразовательная школа №3»

          Конспект открытого урока

                математики по теме:

   «Вычитание однозначного числа из круглого: 30 – 6»

   

                                      во 2 «А» классе

                                                                                        Провела:

                                               

                                                                                     Белова О.

                                                          Февраль, 2015г.

  1.    

Учитель: Белова Ольга Васильевна

Класс: 2 «А»

Тема: «Вычитание однозначного числа из круглого: 30 – 6».

 Учебная цель:  усвоить математическое действие «вычитание из круглого числа»; 

 Педагогическая  цель: формировать у учащихся умения выполнять письменно действие вычитания из круглого числа  однозначного числа с использованием алгоритма. 
Обучающая цель: сформировать у учащихся умение использовать алгоритм вычитания из круглого числа  однозначного числа столбиком; 

Развивающая цель: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение;  Воспитательная цель: формировать общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Тип урока: урок формирования  новых знаний . 

Форма урока: урок-путешествие.
 Используемые методы, технологии обучения:  словесный, наглядный методы, проблемное обучение,   ИКТ. 
 Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся:    фронтальная, парная, индивидуальная. 

Используемые УУД:
- познавательные учебные действия: устанавливать аналогии, использовать модели, алгоритмы, осуществлять поиск информации в учебнике, строить речевые высказывания в устной форме. 
- коммуникативные учебные действия: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, формулировать собственное мнение. 
- регулятивные учебные действия: принимать, планировать и реализовывать учебную задачу.
 Оборудование: учебник «Математика» 2 класс М. И. Моро, М.А. Бантова и др.

 Необходимое техническое оборудование: электронная презентация, раздаточный материал, проектор.  

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

 Дидактический материал:

1) карточки с шагами алгоритма:

2) опорный сигнал вычитания однозначного числа из круглого:

Раздаточный материал:

1) карточки с изображением планет с написанными на них примерами:

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения учащихся в деятельность путём вовлечения их в игру-путешествие;

2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

2) установить тематические рамки учебной деятельности: круглые числа и новый приём вычислений, связанный с круглыми числами.

Организация учебного процесса на этапе 1:

 

Открыть на доске карточку с высказыванием:

        

– Прочитайте слова, написанные на доске. Как вы их понимаете? (…)

– И вы, как всегда, отправитесь в добрый путь за знаниями.  

Открыть на  слайде записанный ряд чисел: 10, 20, 30, …

– Что общего у этих чисел? (Они двузначные, во всех числах одинаковое количество единиц  это круглые числа, …)

– Чем отличаются числа? (Количеством десятков.)

– Сегодня на уроке вы продолжите работу с двузначными, и в частности, с круглыми числами. Но я вдруг подумала, а не засиделись ли мы в классе? Может, стоит нам немного попутешествовать? Давайте отправимся не в простое путешествие, а в космическое математическое путешествие! Готовы? Хотите?

– А по дороге вы узнаете новый вычислительный приём, связанный с круглыми числами.  

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Цель: 

1) актуализировать умение распознавать круглые числа;

2) повторить состав числа 10, нумерацию двузначных чисел, приём вычитания чисел по общему правилу;

3) активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

4) актуализировать норму пробного учебного действия;

5) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

6) организовать фиксацию учащимися затруднения в выполнении пробного действия или обосновании полученного результата.

Организация учебного процесса на этапе 2:

– С чего начнёте путешествие? (С повторения.)

– Для начала вам надо попасть на космодром. Это не так просто сделать, ведь это секретный объект. Но я думаю, что вы разгадаете все секреты и добьётесь успеха.

1) Круглые числа.

Открыть на  слайде изображение ворот.

– Но на воротах – кодовый замок. Чтобы добраться до ракет, надо открыть ворота.

– Прочитайте числа, которыми закодированы ворота. (44, 26, 80.)

– Назовите количество десятков и единиц в каждом числе. (44 = 4 д 4 е, 26 = 2 д 6 е, 80 = 8 д 0 е.)

– Что общего в этих числах? (Все числа двузначные, сумма цифр равна 8.)

– Какое число можно назвать «лишним»? (44, так как записано одинаковыми цифрами, а остальные  нет; 80, так как оно круглое, а остальные – нет.)

– Вы успешно справились с заданием, и вас не только пропускают на космодром, но и дают право пилотировать космические корабли.

«Раскрыть» ворота (развести в стороны, как двери лифта). За воротами (или на крыле доски) открывается изображение пяти космических кораблей.

2) Состав числа 10.

– Ваша задача – правильно разместить пассажиров в космических кораблях. В каждый может поместиться только 10 человек. Часть пассажиров уже нашли свои места. Помогите разместиться остальным пассажирам. (10 – это 7 и 3; 10 – это 2 и 8, и т.д.)

 

3) Тренировка вычислительных навыков.

– Осталось каждому пилоту получить маршрутный лист.

Раздать листки с изображением зелёной и оранжевой планет с написанными на них примерами (часть с оранжевой планетой пока загнута – дети её не видят):

– Необходимо вычислить кодовый номер зелёной планеты. На выполнение задания дано 15 секунд.

Включить таймер.  

– Проверим.

– Что объединяет примеры на зелёной планете? (Вычислительный приём: вычитание по общему правилу.)

– Назовите ответы примеров на зелёной планете. (25, 33.)

Записать ответы на доске внутри зелёного круга, а ниже вывесить соответствующие эталоны:

Если у детей есть неверные ответы, то вычислительный приём повторяется. При необходимости разобрать ошибки.

– Всё, что вам необходимо для продолжения математического путешествия, вы повторили.  

4) Задание для пробного действия.

– Что дальше? (Будет новое задание .)

– Верно! Оранжевая планета – наша конечная цель. Разверните маршрутный лист.

– Чем похожи примеры на оранжевой планете с примерами на зелёной планете? (Все примеры на вычитание из двузначного числа.)

– Чем отличаются? (На оранжевой планете надо вычесть однозначное число.)

 

– Пробуйте. Время выполнения – 15 секунд.

– Проверим. Назовите ответ первого примера на оранжевой планете. (24; …)

– Назовите ответ второго примера. (33; …)

Учитель фиксирует на доске все варианты ответов детей.

– Что же получилось? (В классе несколько мнений. Все решили примеры одинаково.)

– Как докажете, чей ответ верен (что вы решили примеры верно)? (Мы не можем доказать, у нас нет такого эталона.)

– Чего же вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить примеры: 30 – 6; 40 – 7. Мы не можем доказать, что решили примеры верно.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: 

1) создать условия для проведения учащимися анализа своих действий с опорой на знаковую фиксацию;

2) организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– На нашем пути встретилось препятствие. Что же вы предпримете? (Остановимся и подумаем.)

– Над чем будете думать? (Где и почему возникло затруднение.)

– Давайте думать вместе. Какое действие вы выполняли, решая примеры на оранжевой планете? (Вычитание.)

– Какие числа вычитали? (Из двузначного вычитали однозначное.)

 

– Почему (по какой причине) возникла трудность? (У нас нет способа вычитания однозначного числа из круглого.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 

1) сформулировать цель будущих действий;

2) согласовать тему урока;

3) создать условия для планирования дальнейших действий, для выбора учащимися способа и средств для построения нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Какова же цель урока? (Построить способ вычитания однозначного числа из двузначного круглого.)

– Подумайте, как назвать урок. (Вычитание из двузначного круглого числа однозначное.)

– Название темы очень длинное, поэтому я заменю ее карточкой с примером.

 

 

– Итак, каков план ваших действий? (Решить пример с помощью графических моделей, потом решить этот же пример в столбик, вывести правило.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель: 

1) создать условия для построения нового способа решения примеров на вычитание однозначного числа из круглого, устраняющего причину выявленного затруднения;

2) зафиксировать новый способ действия в речи и в виде алгоритма  и опорного сигнала;

3) применить новый способ действий для решения примера, вызвавшего затруднение;

4) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 5:

– С чего начнёте? (Выясним способ решения этих примеров с помощью графических моделей.)

–  Изобразите графическую модель примера 30 – 6.

Один ученик у доски, остальные – на партах:

– Как вычитают двузначные числа? (По общему правилу: из десятков вычитаем десятки, из единиц – единицы.)

– Что мешает вам действовать уже известным способом? (Отсутствие единиц в уменьшаемом.)

– Откуда же вам взять единицы, чтобы вычесть 6 единиц? (Надо взять один десяток из уменьшаемого и «раздробить» его на 10 единиц.  Открытие!)

– Отлично, (например, Кирилл)! Выручил нас. Покажем это с помощью графических моделей  что надо сделать? (Десяток заменить 10 единицами.)

– А дальше? (Действуем по общему правилу: вычитаем единицы: 10 – 6 = 4. Значит, остается 2 десятка и 4 единицы, или 24.)

                                                         

– А теперь запишем этот пример в строчку и решим его подробно с объяснением.

Один у доски, остальные – в тетради.

– Что дальше по плану? (Запишем решение этого примера в столбик.)

Один учащийся у доски с объяснением, остальные работают в тетрадях. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению нового способа действий при решении примеров в столбик.

(Пишу единицы под единицами. Вычитаю единицы: в уменьшаемом 0 единиц, поэтому занимаю 1 десяток и дроблю его на 10 единиц: 10 – 6 = 4. Пишу под единицами. Десятков стало на 1 меньше, поэтому пишу под десятками 2. Ответ: 24.)

По ходу рассуждений учащихся учитель вывешивает шаги алгоритма, фиксируя на каждом шаге внимание детей.

В итоге алгоритм должен принять такой вид:

– Молодцы! Посмотрите, по созданному вами алгоритму я нарисовала опорный сигнал (эталон), который короче, чем алгоритм.

Открыть на доске эталон.

 Физминутка.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: 

создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на изученный способ действия с проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Решение второго примера с «оранжевой планеты».

– Какой способ для вас наиболее удобный? (…)

– Решите выбранным вами способом второй пример с оранжевой планеты.

Каждый использует наиболее удобный для него способ. В результате учащиеся согласовывают ответ: 40 – 7 = 33.

2)  

– Давайте задержимся на оранжевой планете и получше ее изучим. Откройте  наш бортовой журнал.

Стр.18 №1

– Посмотрите, вас встречает инопланетянин. Поприветствуйте его и расскажите о цели вашего прилёта на его планету. (Мы должны научиться хорошо решать примеры на вычитание однозначного числа из круглого.)

– Посмотрите на запись   в ваших бортовых журналах.

Один ученик комментирует решение  примеров с места.

Сначала решим примеры на новый вычислительный прием .

73+7       80-7           56+4          90-9

– Решим  остальные примеры этого номера. Для выполнения задания даю 2 минуты космического времени.

– Всем ли удалось  выполнить задание? (Да.)

– Молодцы! Я вижу, вы готовы к самостоятельным полётам.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: 

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;

2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Организация учебного процесса на этапе 7:

– Какой приём был для вас новым на сегодняшнем уроке? (Вычитание однозначного числа из круглого.)

– Выполните  

– Прочитайте задание. (Выбери и реши примеры на новый вычислительный приём.)

1) – Задание состоит из двух частей. Что надо сделать сначала? (Выбрать примеры на новый вычислительный приём.)

– Выполните эту часть задания самостоятельно, поставив   галочки рядом с выбранными вами примерами.

– Проверьте.

Открыть на доске эталон к этой части задания.

– Какие трудности возникли при выполнении?  

– Исправьте, у кого неверно были найдены примеры нового типа.

– У кого всё получилось? Нарисуйте на полях  листочка  улыбку.

2) – Прочитайте вторую часть задания. (Решить примеры на новый вычислительный приём.)

– Выберите любые два примера и решите их в тетради, записывая столбиком, самостоятельно.

– Проверьте.

Открыть на доске эталон решения примеров.

– Какие трудности возникли при решении примеров?  

– У кого всё получилось? Нарисуйте на полях тетради еще одну улыбку.

– Вы замечательно поработали.  

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 

повторить решение составных задач на нахождение целого.

Организация учебного процесса на этапе 8:

1)  

- Ну что ж, в конце нашего путешествия хочется выяснить, чем увлекаются члены космического экипажа? Прочитайте об этом на слайде  

– Сейчас мы разберём эту задачу, заполняя по ходу  схему.

Учитель по ходу анализа задачи со слов детей вводит данные в обе схемы.

– Что известно в задаче? (Из всего класса в кружке пения занимаются 17 учеников, а в кружке рисования – на 5 учеников меньше.)

– Что надо узнать? (Сколько всего учеников в этом классе?)

 

– Расскажите план решения задачи. (Первым действием мы узнаем, сколько учеников занимаются в кружке рисования, затем ответим на вопрос задачи.)

– Запишите решение задачи в тетради. Поработайте в парах.  

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 

1) организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;

2) соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: вычитание однозначного числа из круглого;

4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

5) определить и согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

-Вы замечательно поработали. Пора возвращаться домой.

– Во время нашего путешествия был момент, когда у многих возникло затруднение. Вспомните этот момент. (На оранжевой планете, когда вычитали однозначное число из круглого.)

– Какова была цель вашего путешествия? (Построить способ вычитания однозначного числа из круглого.)

-  Какое открытие сделали на уроке?

– Достигли ли вы цели? Докажите. (…)

– Что помогло выйти из затруднения? (Графические модели.)

– У кого остались вопросы, неясность?

– У кого всё получилось?

– Удалось ли каждому из вас в ходе нашего математического путешествия учиться? Обоснуйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. 2 класс. Приём вычислеений вида 60-24

Урок открытия нового знания. Цель урока: познакомить детей с приёмами вычисления вида 60-24....

Урок математики 3 класс. Тема: "Деление вида а:1, а:а" Тип урока: "Первичное предъявление знаний"

Перед учителями, работающими по ФГОС НОО стоит важнейшая задача - это формирование совокупности "универсальных учебных действий", а не только освоение учащимися конкретных предметных з...

Конспект урока по математике. 3 класс СКОУ VIII вида

Данный конспект занятия разработан для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Занятие построено на практической деятельности обучающихся....

Конспект урока по математике (3 класс). Тема: Виды треугольников по видам углов. УМК "Школа России".

Цель деятельности учителя:- знакомство с разными видами треугольников по видам углов;- закрепление вычислительных навыков, умений решать задачи изученных видов;Планируемые результаты:Предметные:- знат...

Конспект урока по математике 3 класс на тему: "Виды треугольников" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Виды треугольников» Цели деятельности учителя: знакомство с разными видами треугольников; закрепление вычислительных навыков, умения решать задачи и...