Главные вкладки

    Урок по математике для 2 класса по теме "Вычитание вида 30-6".
    план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

    Белова Ольга Васильевна

    Урок по математике для 2 класса по теме "Вычитание вида 30-6".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_30-6.doc889.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.                                   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                       «Средняя общеобразовательная школа №3»

              Конспект открытого урока

                    математики по теме:

       «Вычитание однозначного числа из круглого: 30 – 6»

       

                                          во 2 «А» классе

                                                                                            Провела:

                                                   

                                                                                         Белова О.

                                                              Февраль, 2015г.

    1.    

    Учитель: Белова Ольга Васильевна

    Класс: 2 «А»

    Тема: «Вычитание однозначного числа из круглого: 30 – 6».

     Учебная цель:  усвоить математическое действие «вычитание из круглого числа»; 

     Педагогическая  цель: формировать у учащихся умения выполнять письменно действие вычитания из круглого числа  однозначного числа с использованием алгоритма. 
    Обучающая цель: сформировать у учащихся умение использовать алгоритм вычитания из круглого числа  однозначного числа столбиком; 

    Развивающая цель: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение;  Воспитательная цель: формировать общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия.

    Тип урока: урок формирования  новых знаний . 

    Форма урока: урок-путешествие.
     Используемые методы, технологии обучения:  словесный, наглядный методы, проблемное обучение,   ИКТ. 
     Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся:    фронтальная, парная, индивидуальная. 

    Используемые УУД:
    - познавательные учебные действия: устанавливать аналогии, использовать модели, алгоритмы, осуществлять поиск информации в учебнике, строить речевые высказывания в устной форме. 
    - коммуникативные учебные действия: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, формулировать собственное мнение. 
    - регулятивные учебные действия: принимать, планировать и реализовывать учебную задачу.
     Оборудование: учебник «Математика» 2 класс М. И. Моро, М.А. Бантова и др.

     Необходимое техническое оборудование: электронная презентация, раздаточный материал, проектор.  

    Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

     Дидактический материал:

    1) карточки с шагами алгоритма:

    2) опорный сигнал вычитания однозначного числа из круглого:

    Раздаточный материал:

    1) карточки с изображением планет с написанными на них примерами:

    Ход урока:

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Цель:

    1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения учащихся в деятельность путём вовлечения их в игру-путешествие;

    2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    2) установить тематические рамки учебной деятельности: круглые числа и новый приём вычислений, связанный с круглыми числами.

    Организация учебного процесса на этапе 1:

     

    Открыть на доске карточку с высказыванием:

            

    – Прочитайте слова, написанные на доске. Как вы их понимаете? (…)

    – И вы, как всегда, отправитесь в добрый путь за знаниями.  

    Открыть на  слайде записанный ряд чисел: 10, 20, 30, …

    – Что общего у этих чисел? (Они двузначные, во всех числах одинаковое количество единиц  это круглые числа, …)

    – Чем отличаются числа? (Количеством десятков.)

    – Сегодня на уроке вы продолжите работу с двузначными, и в частности, с круглыми числами. Но я вдруг подумала, а не засиделись ли мы в классе? Может, стоит нам немного попутешествовать? Давайте отправимся не в простое путешествие, а в космическое математическое путешествие! Готовы? Хотите?

    – А по дороге вы узнаете новый вычислительный приём, связанный с круглыми числами.  

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

    Цель: 

    1) актуализировать умение распознавать круглые числа;

    2) повторить состав числа 10, нумерацию двузначных чисел, приём вычитания чисел по общему правилу;

    3) активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

    4) актуализировать норму пробного учебного действия;

    5) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

    6) организовать фиксацию учащимися затруднения в выполнении пробного действия или обосновании полученного результата.

    Организация учебного процесса на этапе 2:

    – С чего начнёте путешествие? (С повторения.)

    – Для начала вам надо попасть на космодром. Это не так просто сделать, ведь это секретный объект. Но я думаю, что вы разгадаете все секреты и добьётесь успеха.

    1) Круглые числа.

    Открыть на  слайде изображение ворот.

    – Но на воротах – кодовый замок. Чтобы добраться до ракет, надо открыть ворота.

    – Прочитайте числа, которыми закодированы ворота. (44, 26, 80.)

    – Назовите количество десятков и единиц в каждом числе. (44 = 4 д 4 е, 26 = 2 д 6 е, 80 = 8 д 0 е.)

    – Что общего в этих числах? (Все числа двузначные, сумма цифр равна 8.)

    – Какое число можно назвать «лишним»? (44, так как записано одинаковыми цифрами, а остальные  нет; 80, так как оно круглое, а остальные – нет.)

    – Вы успешно справились с заданием, и вас не только пропускают на космодром, но и дают право пилотировать космические корабли.

    «Раскрыть» ворота (развести в стороны, как двери лифта). За воротами (или на крыле доски) открывается изображение пяти космических кораблей.

    2) Состав числа 10.

    – Ваша задача – правильно разместить пассажиров в космических кораблях. В каждый может поместиться только 10 человек. Часть пассажиров уже нашли свои места. Помогите разместиться остальным пассажирам. (10 – это 7 и 3; 10 – это 2 и 8, и т.д.)

     

    3) Тренировка вычислительных навыков.

    – Осталось каждому пилоту получить маршрутный лист.

    Раздать листки с изображением зелёной и оранжевой планет с написанными на них примерами (часть с оранжевой планетой пока загнута – дети её не видят):

    – Необходимо вычислить кодовый номер зелёной планеты. На выполнение задания дано 15 секунд.

    Включить таймер.  

    – Проверим.

    – Что объединяет примеры на зелёной планете? (Вычислительный приём: вычитание по общему правилу.)

    – Назовите ответы примеров на зелёной планете. (25, 33.)

    Записать ответы на доске внутри зелёного круга, а ниже вывесить соответствующие эталоны:

    Если у детей есть неверные ответы, то вычислительный приём повторяется. При необходимости разобрать ошибки.

    – Всё, что вам необходимо для продолжения математического путешествия, вы повторили.  

    4) Задание для пробного действия.

    – Что дальше? (Будет новое задание .)

    – Верно! Оранжевая планета – наша конечная цель. Разверните маршрутный лист.

    – Чем похожи примеры на оранжевой планете с примерами на зелёной планете? (Все примеры на вычитание из двузначного числа.)

    – Чем отличаются? (На оранжевой планете надо вычесть однозначное число.)

     

    – Пробуйте. Время выполнения – 15 секунд.

    – Проверим. Назовите ответ первого примера на оранжевой планете. (24; …)

    – Назовите ответ второго примера. (33; …)

    Учитель фиксирует на доске все варианты ответов детей.

    – Что же получилось? (В классе несколько мнений. Все решили примеры одинаково.)

    – Как докажете, чей ответ верен (что вы решили примеры верно)? (Мы не можем доказать, у нас нет такого эталона.)

    – Чего же вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить примеры: 30 – 6; 40 – 7. Мы не можем доказать, что решили примеры верно.)

    3. Выявление места и причины затруднения.

    Цель: 

    1) создать условия для проведения учащимися анализа своих действий с опорой на знаковую фиксацию;

    2) организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения.

    Организация учебного процесса на этапе 3:

    – На нашем пути встретилось препятствие. Что же вы предпримете? (Остановимся и подумаем.)

    – Над чем будете думать? (Где и почему возникло затруднение.)

    – Давайте думать вместе. Какое действие вы выполняли, решая примеры на оранжевой планете? (Вычитание.)

    – Какие числа вычитали? (Из двузначного вычитали однозначное.)

     

    – Почему (по какой причине) возникла трудность? (У нас нет способа вычитания однозначного числа из круглого.)

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    Цель: 

    1) сформулировать цель будущих действий;

    2) согласовать тему урока;

    3) создать условия для планирования дальнейших действий, для выбора учащимися способа и средств для построения нового знания.

    Организация учебного процесса на этапе 4:

    – Какова же цель урока? (Построить способ вычитания однозначного числа из двузначного круглого.)

    – Подумайте, как назвать урок. (Вычитание из двузначного круглого числа однозначное.)

    – Название темы очень длинное, поэтому я заменю ее карточкой с примером.

     

     

    – Итак, каков план ваших действий? (Решить пример с помощью графических моделей, потом решить этот же пример в столбик, вывести правило.)

    5. Реализация построенного проекта.

    Цель: 

    1) создать условия для построения нового способа решения примеров на вычитание однозначного числа из круглого, устраняющего причину выявленного затруднения;

    2) зафиксировать новый способ действия в речи и в виде алгоритма  и опорного сигнала;

    3) применить новый способ действий для решения примера, вызвавшего затруднение;

    4) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

    Организация учебного процесса на этапе 5:

    – С чего начнёте? (Выясним способ решения этих примеров с помощью графических моделей.)

    –  Изобразите графическую модель примера 30 – 6.

    Один ученик у доски, остальные – на партах:

    – Как вычитают двузначные числа? (По общему правилу: из десятков вычитаем десятки, из единиц – единицы.)

    – Что мешает вам действовать уже известным способом? (Отсутствие единиц в уменьшаемом.)

    – Откуда же вам взять единицы, чтобы вычесть 6 единиц? (Надо взять один десяток из уменьшаемого и «раздробить» его на 10 единиц.  Открытие!)

    – Отлично, (например, Кирилл)! Выручил нас. Покажем это с помощью графических моделей  что надо сделать? (Десяток заменить 10 единицами.)

    – А дальше? (Действуем по общему правилу: вычитаем единицы: 10 – 6 = 4. Значит, остается 2 десятка и 4 единицы, или 24.)

                                                             

    – А теперь запишем этот пример в строчку и решим его подробно с объяснением.

    Один у доски, остальные – в тетради.

    – Что дальше по плану? (Запишем решение этого примера в столбик.)

    Один учащийся у доски с объяснением, остальные работают в тетрадях. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению нового способа действий при решении примеров в столбик.

    (Пишу единицы под единицами. Вычитаю единицы: в уменьшаемом 0 единиц, поэтому занимаю 1 десяток и дроблю его на 10 единиц: 10 – 6 = 4. Пишу под единицами. Десятков стало на 1 меньше, поэтому пишу под десятками 2. Ответ: 24.)

    По ходу рассуждений учащихся учитель вывешивает шаги алгоритма, фиксируя на каждом шаге внимание детей.

    В итоге алгоритм должен принять такой вид:

    – Молодцы! Посмотрите, по созданному вами алгоритму я нарисовала опорный сигнал (эталон), который короче, чем алгоритм.

    Открыть на доске эталон.

     Физминутка.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Цель: 

    создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на изученный способ действия с проговариванием во внешней речи.

    Организация учебного процесса на этапе 6:

    1) Решение второго примера с «оранжевой планеты».

    – Какой способ для вас наиболее удобный? (…)

    – Решите выбранным вами способом второй пример с оранжевой планеты.

    Каждый использует наиболее удобный для него способ. В результате учащиеся согласовывают ответ: 40 – 7 = 33.

    2)  

    – Давайте задержимся на оранжевой планете и получше ее изучим. Откройте  наш бортовой журнал.

    Стр.18 №1

    – Посмотрите, вас встречает инопланетянин. Поприветствуйте его и расскажите о цели вашего прилёта на его планету. (Мы должны научиться хорошо решать примеры на вычитание однозначного числа из круглого.)

    – Посмотрите на запись   в ваших бортовых журналах.

    Один ученик комментирует решение  примеров с места.

    Сначала решим примеры на новый вычислительный прием .

    73+7       80-7           56+4          90-9

    – Решим  остальные примеры этого номера. Для выполнения задания даю 2 минуты космического времени.

    – Всем ли удалось  выполнить задание? (Да.)

    – Молодцы! Я вижу, вы готовы к самостоятельным полётам.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Цель: 

    1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;

    2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;

    3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

    Организация учебного процесса на этапе 7:

    – Какой приём был для вас новым на сегодняшнем уроке? (Вычитание однозначного числа из круглого.)

    – Выполните  

    – Прочитайте задание. (Выбери и реши примеры на новый вычислительный приём.)

    1) – Задание состоит из двух частей. Что надо сделать сначала? (Выбрать примеры на новый вычислительный приём.)

    – Выполните эту часть задания самостоятельно, поставив   галочки рядом с выбранными вами примерами.

    – Проверьте.

    Открыть на доске эталон к этой части задания.

    – Какие трудности возникли при выполнении?  

    – Исправьте, у кого неверно были найдены примеры нового типа.

    – У кого всё получилось? Нарисуйте на полях  листочка  улыбку.

    2) – Прочитайте вторую часть задания. (Решить примеры на новый вычислительный приём.)

    – Выберите любые два примера и решите их в тетради, записывая столбиком, самостоятельно.

    – Проверьте.

    Открыть на доске эталон решения примеров.

    – Какие трудности возникли при решении примеров?  

    – У кого всё получилось? Нарисуйте на полях тетради еще одну улыбку.

    – Вы замечательно поработали.  

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    Цель: 

    повторить решение составных задач на нахождение целого.

    Организация учебного процесса на этапе 8:

    1)  

    - Ну что ж, в конце нашего путешествия хочется выяснить, чем увлекаются члены космического экипажа? Прочитайте об этом на слайде  

    – Сейчас мы разберём эту задачу, заполняя по ходу  схему.

    Учитель по ходу анализа задачи со слов детей вводит данные в обе схемы.

    – Что известно в задаче? (Из всего класса в кружке пения занимаются 17 учеников, а в кружке рисования – на 5 учеников меньше.)

    – Что надо узнать? (Сколько всего учеников в этом классе?)

     

    – Расскажите план решения задачи. (Первым действием мы узнаем, сколько учеников занимаются в кружке рисования, затем ответим на вопрос задачи.)

    – Запишите решение задачи в тетради. Поработайте в парах.  

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Цель: 

    1) организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;

    2) соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

    3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: вычитание однозначного числа из круглого;

    4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

    5) определить и согласовать домашнее задание.

    Организация учебного процесса на этапе 9:

    -Вы замечательно поработали. Пора возвращаться домой.

    – Во время нашего путешествия был момент, когда у многих возникло затруднение. Вспомните этот момент. (На оранжевой планете, когда вычитали однозначное число из круглого.)

    – Какова была цель вашего путешествия? (Построить способ вычитания однозначного числа из круглого.)

    -  Какое открытие сделали на уроке?

    – Достигли ли вы цели? Докажите. (…)

    – Что помогло выйти из затруднения? (Графические модели.)

    – У кого остались вопросы, неясность?

    – У кого всё получилось?

    – Удалось ли каждому из вас в ходе нашего математического путешествия учиться? Обоснуйте.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики. 2 класс. Приём вычислеений вида 60-24

    Урок открытия нового знания. Цель урока: познакомить детей с приёмами вычисления вида 60-24....

    Конспект урока математики 3 класс. Тема: вычисления вида 26*3, 72:3.

    Урок расчинан на учащихся 3 класса. К уроку прилагается презентация. Это урок - путешествие по русской народной сказке "Гуси - лебеди". Данная презентация поможет систематизировать этапы вычисления, а...

    Урок математики 3 класс. Тема: "Деление вида а:1, а:а" Тип урока: "Первичное предъявление знаний"

    Перед учителями, работающими по ФГОС НОО стоит важнейшая задача - это формирование совокупности "универсальных учебных действий", а не только освоение учащимися конкретных предметных з...

    Конспект урока по математике. 3 класс СКОУ VIII вида

    Данный конспект занятия разработан для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Занятие построено на практической деятельности обучающихся....

    Конспект урока по математике (3 класс). Тема: Виды треугольников по видам углов. УМК "Школа России".

    Цель деятельности учителя:- знакомство с разными видами треугольников по видам углов;- закрепление вычислительных навыков, умений решать задачи изученных видов;Планируемые результаты:Предметные:- знат...