Деление многозначного числа на однозначное число, когда в записи частного есть нули.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Бородинова Татьяна Владимировна

Учебный  предмет:  математика

Класс: 3 В  

Учитель: Бородинова Татьяна Владимировна                                            

УМК «Перспектива». Автор учебника: Л.Г. Петерсон

Тема урока: Деление многозначного числа  на однозначное число, когда в записи частного есть нули.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формирование у учащихся умения делить многозначные числа на однозначные, когда в записи частного есть нули.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата проведения урока: 05.12.2014года

Учебный  предмет:  математика

Класс: 3 В  

Учитель: Бородинова Татьяна Владимировна                                            

УМК «Перспектива». Автор учебника: Л.Г. Петерсон

Тема урока: Деление многозначного числа  на однозначное число, когда в записи частного есть нули.

Тип урока: открытие новых знаний

 

Цель урока: формирование у учащихся умения делить многозначные числа на однозначные, когда в записи частного есть нули.

Планируемые результаты

Предметные: организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы; осознанно следовать алгоритму  письменного деления многозначных чисел;

Метапредметные: 

Регулятивные:  способствовать умению обнаруживать и формулировать учебную проблему;  планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;

Познавательные: умение ориентироваться в новых понятиях и знаниях.

Коммуникативные: умение сотрудничества с учителем и сверстниками; определять план выполнения задания, применяя изученные способы действия для решения задач в типовых и поисковых ситуациях

Личностные: способствовать формированию компонентов учебной деятельности, приёмам рефлексии и самооценки;

формировать культуру общения и  сотрудничества с учителем и сверстниками.

       Оборудование

Мультимедийное оборудование, электронная презентация, презентация PowerPoint, раздаточный материал для работы в парах, карточки с зданиями, карточки с разноуровневым заданием (для индивидуального опроса), карточки-помощницы

учебник, тетрадь

На данном уроке используется интегративная технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, ИКТ

Используются активные формы организации деятельности учащихся, продолжается работа над развитием самоконтроля и формированием оценочной деятельности учащихся.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Целепологание

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством высказываний, отражающих значимость математики.

Создание условий для возникновения внутренней  потребности включения в деятельность.

-  Сегодня урок я хочу начать с восточной мудрости.

          Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, придумал каверзный вопрос. Он поймал бабочку, спрятал ее в кулаке и спросил у первого мудреца: «Живая она, или мертвая?» А сам подумал, если скажет: «Живая», сожму рук и она умрет. Если скажет: «Мертвая»- выпущу и она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она, или мертвая?» ответил: « Все в твоих руках».

-  Ребята, перенесите эту мудрость на урок математики и помните, что всё в ваших руках.  

-    Для чего нужна математика?

 «Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит». Михаил Васильевич Ломоносов, русский ученый-энциклопедист, поэт.

Включаются в учебную деятельность.

-Математика - учит наблюдать, думать, делать выводы

Личностные: 

Включение в

 учебную  деятельность на личностно-

значимом   уровне, самоопределение

  1. Проверка домашнего задания, индивидуальный письменный опрос.

Цель: установка на сотрудничество.

Поиграем в учеников и учителей

На карточках работают: … (Индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями)

Выберите один из уровней и найдите значения выражений

 Эксперт по проверке заданий –…

А мы проверим творческое д/з, которое вы придумали для товарища.

-Поменяйтесь с соседом по парте карточками, которые составили дома

Результат проверки заносим в оценочную карту

Выполняют задание на карточках

Стр.13 №5. Задумывали своё число и составляли карточку (по аналогии) с заданием.

Выполняют задание на карточке, которую составил товарищ, затем возвращают карточку соседу по парте для проверки.

Регулятивные: прогнозирование; взаимоконтроль; коррекция

Познавательные:

 построение  

 логической цепи

 рассуждений;

Коммуникативные:

Сотрудничество в

 поиске решения проблемы.

Личностные: сотрудничество со сверстниками

Оценочная карта.

Ф.И. _____________________________________________________________

Поставь + за безошибочное выполнение заданий.

Творческое домашнее задание или карточка с заданием

Собери алгоритм

Найди ошибку

Задача. Решил задачу сам до проверки.

Самостоятельная работа (выполнил без ошибок)

Бонусы

  1. Актуализация знаний 

Цель: определить содержательные рамки урока

 

Цель: восстановить в памяти алгоритм деления многозначного числа на однозначное

Цель:

Находить ошибки в вычислениях при письменном делении, обосновывать своё мнение

Цель: вспомнить особые случаи деления и умножения

Цель: удержать умственную работоспособность;

обеспечить кратковременный активный отдых

1. Кластер

- Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем в своём багаже знаний. Вспомните тему, которую мы изучали на последних уроках. Хорошо ли мы научились это делать?

-Какими знаниями нужно обладать, чтобы выполнить деление углом?

2. Зарядка для ума

Восстанови последовательность алгоритма деления многозначного числа на однозначное, сверь с эталоном.

1. Найди первое неполное делимое

2. Определи число цифр в частном

3. Найди цифры в каждом разряде частного

Самопроверка (по эталону на доске)

 3. Найди ошибку.       

 Где ошибся ученик? Выбери правильный ответ, отметь его галочкой.

___Неверно нашёл первое неполное делимое

___Не определил количество цифр частного.

___Неверно нашел первую цифру частного.

___Неверно нашёл второе неполное делимое

___Неверно нашел вторую цифру частного

___Нарушил правило: «Остаток всегда меньше делителя»

   

 4. Зарядка для ума. Игра «Получи бонус» (+)

-За верный ответ можно получить дополнительный +

-1)В каком случае сумма двух чисел равна одному из слагаемых? (когда одно из слагаемых равно нулю.)

-2)В каких случаях делимое равно частному? (Делимое=0, тогда и частное=0,    0:а=0)

-3)В каком случае произведение двух чисел равно одному из множителей? (Когда один из множителей=0 т.е. 0*а=0   и   а*0=0)

-4) Если делимое меньше делителя, чему равно частное? (0)

3:25=0 (ост.3)

Физкультминутка

 Проводит ученик

+упражнение «Буратино»

Дополнительная цель: улучшение мозгового кровообращения в сосудах мозга, отдых глаз.

(Деление многозначного числа на однозначное углом).

(Ещё нужно тренироваться.) 

-Запись и чтение многозначных чисел,

-табличное умножение и деление,

-деление с остатком,

Работа в паре

Самопроверка правильности выполнения задания на слайде.

9492:4 =22173

Дети выполняют задание, затем -

взаимопроверка.

Эталон для проверки правильности выполнения задания на слайде.

Оценочная карта.

Познавательные:

общеучебные; логические;

Коммуникативные:

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные:

 Построение  

 логической цепи

 рассуждений

Коммуникативные:

 Инициативное

 сотрудничество в

 поиске решения проблемы.

  1. Постановка проблемы.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость определения нового способа деления;

Проблемная ситуация

 Выполни деление углом

3192:6 =532,   312:3 – не решали

 (можно проверить умножением)

-Найдите выход из ситуации

Пробное действие.

.

Предложения детей.

 Познавательные:

 Построение  

 логической цепи

 рассуждений;  

 самостоятельное

 создание способов

 решения проблем  

 поискового характера;

 Коммуникативные:

 Инициативное

 сотрудничество в

 поиске и сборе

 информации со

 сверстниками и с

 учителем

  1. Формулировка темы и целей урока

Цель: сформулировать тему и цель урока, опираясь на выводы после пробного действия.

-Сформулируйте тему урока и цели, которые ставим перед собой.

Деление многозначного числа на однозначное число в случаях, когда в записи частного есть нули.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

VI. Первичное закрепление 

Цель: Усвоение нового способа действий

1)с.17 №3 (а, б – с комментированием на доске,  в,г –самостоятельно). Проверка.

2)Задача

-Немного отвлечёмся от решения примеров, сменим вид деятельности

  1. Дополни задачу  и реши её

В первый день поезд прошёл 630 км, а во второй день - в  7 раз меньше, чем в первый.   …….?

Схему к задаче составляем на доске с комментированием.

-Придумай свой вопрос к задаче, запиши его на карточку и реши задачу. (Разноуровневые вопросы)

(Дети решают задачу самостоятельно, выбрав тот вопрос к задаче, который им «по силам»)

Исправляют ошибки, если они есть и фиксируют затруднения.

Самопроверка

1)630:7=90 (км) – прошёл поезд за 2 день

2)630+90=720 (км) – за 1 и 2 день

3) 630-90=540 (км) – на столько больше прошёл поезд в 1-й день

 Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.

Оценочная карта.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные: овладение алгоритмом деления

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания»

Цель: удержать умственную работоспособность;

обеспечить кратковременный активный отдых

Музыкальная физкультминутка

VII. Самостоятельная работа

Цель: Применение нового способа действий; создание ситуации успеха

1)

с.17 №4 - 1-я строчка (2 и 3-ю строчку выполните дома)

Два уровня.

 Карточка-помощник выдаётся тем,  у кого могут возникнуть затруднения

2)с.18 №8 Работа в парах.

Выполните вычисления, расположите ответы примеров в порядке возрастания и узнаете фамилию учёного.

-Что помните об этом учёном??

Пифагор – древнегреческий учёный. Жил в Египте в городе Вавилоне. После 40 лет жил в Италии, где основал свою школу.

-Почему мы с вами опять встретили на страницах учебника этого учёного? 

Самопроверка

Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.

Оценочная карта.

Пифагор

- Самое главное в теме «Письменные приёмы деления» - знание таблицы Пифагора

Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль; коррекция

Коммуникативные:

учебное

сотрудничество 

Регулятивные:

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Личностные:
- формирование адекватной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания.

1)-Чему новому вы сегодня научились? Пригодятся ли эти знания вам в жизни? Кто уже научился решать эти примеры? Кто знает, как решать такие примеры, но еще сомневается? Кто не понял новый способ деления?

2)- Оцените свои знания, используя индивидуальные карточки оценки:

Утверждения

Поставьте знак «+» или «?»

1) Я знаю алгоритм  деления многозначного числа на однозначное

2) Я сумею разделить многозначное число на однозначное, когда в частном есть нули

3)Мне необходимо поработать над… 

3)Оценим своё настроение, эмоциональное состояние  на уроке.  ( улыбки, -, грусть)

Формируемые УУД:

Познавательные:

умение структурировать знания

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

саморегуляция; самооценка

Личностные:
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.