Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Целепологание - Мотивация к учебной деятельности
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством высказываний, отражающих значимость математики.
| Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. - Сегодня урок я хочу начать с восточной мудрости. Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, придумал каверзный вопрос. Он поймал бабочку, спрятал ее в кулаке и спросил у первого мудреца: «Живая она, или мертвая?» А сам подумал, если скажет: «Живая», сожму рук и она умрет. Если скажет: «Мертвая»- выпущу и она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она, или мертвая?» ответил: « Все в твоих руках». - Ребята, перенесите эту мудрость на урок математики и помните, что всё в ваших руках.
- Для чего нужна математика? «Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит». Михаил Васильевич Ломоносов, русский ученый-энциклопедист, поэт.
| Включаются в учебную деятельность.
-Математика - учит наблюдать, думать, делать выводы… | Личностные: Включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне, самоопределение |
- Проверка домашнего задания, индивидуальный письменный опрос.
Цель: установка на сотрудничество.
| Поиграем в учеников и учителей На карточках работают: … (Индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями) Выберите один из уровней и найдите значения выражений Эксперт по проверке заданий –… А мы проверим творческое д/з, которое вы придумали для товарища. -Поменяйтесь с соседом по парте карточками, которые составили дома Результат проверки заносим в оценочную карту
| Выполняют задание на карточках
Стр.13 №5. Задумывали своё число и составляли карточку (по аналогии) с заданием. Выполняют задание на карточке, которую составил товарищ, затем возвращают карточку соседу по парте для проверки. | Регулятивные: прогнозирование; взаимоконтроль; коррекция Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: Сотрудничество в поиске решения проблемы. Личностные: сотрудничество со сверстниками |
Оценочная карта. Ф.И. _____________________________________________________________ Поставь + за безошибочное выполнение заданий.
| Творческое домашнее задание или карточка с заданием |
|
| Собери алгоритм |
|
| Найди ошибку |
|
| Задача. Решил задачу сам до проверки. |
|
| Самостоятельная работа (выполнил без ошибок) |
|
| Бонусы |
|
|
- Актуализация знаний
Цель: определить содержательные рамки урока
Цель: восстановить в памяти алгоритм деления многозначного числа на однозначное
Цель: Находить ошибки в вычислениях при письменном делении, обосновывать своё мнение
Цель: вспомнить особые случаи деления и умножения
Цель: удержать умственную работоспособность; обеспечить кратковременный активный отдых | 1. Кластер - Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем в своём багаже знаний. Вспомните тему, которую мы изучали на последних уроках. Хорошо ли мы научились это делать?
-Какими знаниями нужно обладать, чтобы выполнить деление углом?
2. Зарядка для ума Восстанови последовательность алгоритма деления многозначного числа на однозначное, сверь с эталоном. 1. Найди первое неполное делимое 2. Определи число цифр в частном 3. Найди цифры в каждом разряде частного Самопроверка (по эталону на доске)
3. Найди ошибку. Где ошибся ученик? Выбери правильный ответ, отметь его галочкой. ___Неверно нашёл первое неполное делимое ___Не определил количество цифр частного. ___Неверно нашел первую цифру частного. ___Неверно нашёл второе неполное делимое ___Неверно нашел вторую цифру частного ___Нарушил правило: «Остаток всегда меньше делителя» 4. Зарядка для ума. Игра «Получи бонус» (+) -За верный ответ можно получить дополнительный + -1)В каком случае сумма двух чисел равна одному из слагаемых? (когда одно из слагаемых равно нулю.) -2)В каких случаях делимое равно частному? (Делимое=0, тогда и частное=0, 0:а=0) -3)В каком случае произведение двух чисел равно одному из множителей? (Когда один из множителей=0 т.е. 0*а=0 и а*0=0) -4) Если делимое меньше делителя, чему равно частное? (0) 3:25=0 (ост.3) Физкультминутка Проводит ученик +упражнение «Буратино» Дополнительная цель: улучшение мозгового кровообращения в сосудах мозга, отдых глаз.
|
(Деление многозначного числа на однозначное углом). (Ещё нужно тренироваться.)
-Запись и чтение многозначных чисел, -табличное умножение и деление, -деление с остатком, …
Работа в паре
Самопроверка правильности выполнения задания на слайде.
9492:4 =22173 Дети выполняют задание, затем - взаимопроверка. Эталон для проверки правильности выполнения задания на слайде.
Оценочная карта.
| Познавательные: общеучебные; логические;
Коммуникативные: Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: Построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске решения проблемы. |
- Постановка проблемы.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость определения нового способа деления;
| Проблемная ситуация Выполни деление углом 3192:6 =532, 312:3 – не решали (можно проверить умножением) -Найдите выход из ситуации Пробное действие.
|
.
Предложения детей. | Познавательные: Построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и с учителем |
- Формулировка темы и целей урока
Цель: сформулировать тему и цель урока, опираясь на выводы после пробного действия. | -Сформулируйте тему урока и цели, которые ставим перед собой.
| Деление многозначного числа на однозначное число в случаях, когда в записи частного есть нули. | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему Коммуникативные: умение выражать свои мысли
|
VI. Первичное закрепление Цель: Усвоение нового способа действий
| 1)с.17 №3 (а, б – с комментированием на доске, в,г –самостоятельно). Проверка. 2)Задача -Немного отвлечёмся от решения примеров, сменим вид деятельности - Дополни задачу и реши её
В первый день поезд прошёл 630 км, а во второй день - в 7 раз меньше, чем в первый. …….? Схему к задаче составляем на доске с комментированием. -Придумай свой вопрос к задаче, запиши его на карточку и реши задачу. (Разноуровневые вопросы) (Дети решают задачу самостоятельно, выбрав тот вопрос к задаче, который им «по силам») | Исправляют ошибки, если они есть и фиксируют затруднения.
Самопроверка 1)630:7=90 (км) – прошёл поезд за 2 день 2)630+90=720 (км) – за 1 и 2 день 3) 630-90=540 (км) – на столько больше прошёл поезд в 1-й день Исправляют ошибки и фиксируют затруднения. Оценочная карта. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли Регулятивные: овладение алгоритмом деления Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания» |
Цель: удержать умственную работоспособность; обеспечить кратковременный активный отдых | Музыкальная физкультминутка |
|
|
VII. Самостоятельная работа Цель: Применение нового способа действий; создание ситуации успеха
| 1) с.17 №4 - 1-я строчка (2 и 3-ю строчку выполните дома) Два уровня. Карточка-помощник выдаётся тем, у кого могут возникнуть затруднения
2)с.18 №8 Работа в парах. Выполните вычисления, расположите ответы примеров в порядке возрастания и узнаете фамилию учёного. -Что помните об этом учёном?? Пифагор – древнегреческий учёный. Жил в Египте в городе Вавилоне. После 40 лет жил в Италии, где основал свою школу. -Почему мы с вами опять встретили на страницах учебника этого учёного? | Самопроверка Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.
Оценочная карта.
Пифагор
- Самое главное в теме «Письменные приёмы деления» - знание таблицы Пифагора |
Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль; коррекция
Коммуникативные: учебное сотрудничество Регулятивные: - выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Личностные: - формирование адекватной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». |
VIII. Рефлексия учебной деятельности Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания.
| 1)-Чему новому вы сегодня научились? Пригодятся ли эти знания вам в жизни? Кто уже научился решать эти примеры? Кто знает, как решать такие примеры, но еще сомневается? Кто не понял новый способ деления? 2)- Оцените свои знания, используя индивидуальные карточки оценки: Утверждения | Поставьте знак «+» или «?» | 1) Я знаю алгоритм деления многозначного числа на однозначное |
| 2) Я сумею разделить многозначное число на однозначное, когда в частном есть нули |
| 3)Мне необходимо поработать над…
|
3)Оценим своё настроение, эмоциональное состояние на уроке. ( улыбки, -, грусть)
|
| Формируемые УУД: Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: аргументировать свои высказывания Регулятивные: саморегуляция; самооценка Личностные: - формирование границ собственного «знания» и «незнания». - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |