Программа курса "Математика и конструирование" (внеурочная деятельность в 1 классе)
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме

Ваулина Вероника Юрьевна

Программа предназначена для кружковой  работы с обучающимися 1 классов. Я использую эту программу для работы с детьми  условно готовыми к школьному обучению. Так как программа помогает развивать мелкую моторику и речь , а также усидчивость и умение работать группой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_i_konstruirovanie.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Курс «Математика и конструирование»

Пояснительная записка

Курс «Математика и конструирование» в  1 классе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих занятий состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе  – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи (деятельность предполагает общение, объяснение своего конструктивного решения).

Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения с точки зрения математики. Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.  Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям —образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Общая характеристика курса

Основные положения курса  решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат математической деятельности учащихся.

Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы:

- математика – моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами;

- окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

- родной язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

- изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

-формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

-формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

-развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и

репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

-развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание,

-планирование (умение составлять план действий и применять его для решения

практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при

различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

 -формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

-развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе

организации совместной продуктивной деятельности;

-формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на

основе различных информационных технологий (графических  текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

-ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

Методическая основа курса  – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей. Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям: эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность, а также целесообразность, экологичность.

Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.

Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.

Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Математика и конструирование» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения

собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать

конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от  созерцаемых произведений

искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих

нравственных ценностей;

  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в

результате созерцания, рассуждения, обсуждения,  самые простые общие для всех

людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила

поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

 проговаривать последовательность действий;

 - учиться  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

 - учиться готовить рабочее место и  выполнять  практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и

их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных

для изготовления изделия;

- слушать и понимать речь других.

Предметными результатами изучения курса «Математика и конструирование» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений:

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

- знать особенности материалов, используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа;

- уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

По трудовой (технико-технологической) деятельности:

- знать виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, клей), их свойства и названия;

- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила

работы ими;

- технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка,

резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибанием, по шаблону;

- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

- виды отделки: раскрашивание, аппликацию.

Уметь

- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать

порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

 - реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся в классе, в школе.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

Класс: 1

Количество часов - 34часа; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе ФГОС начального общего образования, в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 1 класса.

Ожидаемые результаты

Знать:  

термины — точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная линия, многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник; название и назначение материалов (бумага, ткань, проволока); название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, ножницы, шаблон, трафарет); правила техники безопасности при работе с названными инструментами; иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры; правила личной гигиены.

Уметь:

собрать фигуру из заданных геометрических фигур или частей; преобразовать, видоизменить фигуру по условию и заданному конечному результату; сгибать бумагу, размечать фигуры прямоугольной формы на прямоугольном листе бумаги, изготавливать несложные аппликации из бумаги; соблюдать порядок на рабочем месте.

Литература:

Примерные программы начального общего образования. Официальный сайт Министерства образования РФ

Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы. Официальный сайт Министерства образования РФ

Рабочая программа учителя как проект для реализации в образовательном процессе. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ. /Сост. И.В. Анянова.

Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009.

С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 .

Волкова С. И., Пчёлкина О. Л. Математика и конструирование: 1 класс. 

Тематический план

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

1

Т.б. при занятиях с чертежными инструментами. Конструирование из проволоки.

2

Оригами. Изготовление изделия «Собачка».

3

Виды треугольников. Конструирование фигур из спичек. Решение логических задач со спичками.

4

Конструирование фигур из листа бумаги. Основа для оригами.

5

Конструирование геометрических тел из пластилина и создание на их основе образов.

6

Работа с металлическим конструктором. Тачка.

7

Конструирование из геометрических фигур фигурок животных.

8

Квадрат. Конструирование квадрата из различных фигур. Конструирование из квадрата треугольника. Оригами: «Птичка»

9

Работа с конструктором «Лего».

10

Построение геометрических фигур на линованной бумаге с помощью линейки. Аппликация из геометрических фигур.

11

Изображение точки и линий на нелинованой бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий   на  плоскости.

12

Замкнутая, незамкнутая ломаная.

Вершины, звенья ломаной.   Изготовление модели    ломаной    из проволоки.

13

Длина ломаной.   Два способа   определения длины ломаной.

14-15

Изготовление геометрического набора треугольников. Изготовление аппликаций: «Домик»,   «Чайник», «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников.

16-17

Обозначение     геометрических фигур буквами.

Изготовление   бумажных   полосок   разной длины.

Конструирование модели   «Самолёт»     из бумажных полосок.

18-19

Изготовление      набора «Геометрическая мозаика».    

  Изготовление   аппликаций   с использованием     набора «Геометрическая мозаика».    

 Изготовление   аппликации   с использованием заготовки.

20

Углы,    стороны,       вершины     многоугольника.

Треугольник, четырёхугольник,   пятиугольник и др. Классификация   многоугольников по числу сторон.

21-22

Получение путём сгибания бумаги  прямой,  пересекающихся   и   непересекающихся прямых.

Основное       свойство прямой:     через     две точки   можно  провести одну прямую. Различные положения прямых на плоскости и в пространстве; вертикальные,     горизонтальные,     наклонные прямые. Игра: «Дорисуй линию»

23-24

Прямой    угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла.  Чертёжный треугольник.         Виды углов: прямой, острый, тупой,      развёрнутый.

Выделять  углы   разных  видов  в  разных фигурах.

25

Изготовление закладки для книг.

26

Дециметр,   метр.   Соотношения  между  единицами длины.

27-28

Симметрия на клетчатой бумаге. Вырезывание симметричных форм.

29

Старинные системы записи чисел.  Из истории чисел цифр. Как люди учились считать.

30-31

Танграмм. Составление различных фигур их танграмма.

32-34

Работа с набором «Конструктор»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Занимательная математика » (внеурочная деятельность) 1 класс

Рабочая программа  курса «Занимательная математика » составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ...

рабочая программа к надпредметному курсу "Мир деятельности" 2 класс

в рабочей программе представлена пояснительная записка, тематический план...

авторская программа дополнительного образования "Час творческой деятельности", 2 класс

Авторская программа по внеурочной деятельности, отличительными особенностями которой является системно-деятельностный подход к воспитанию и развитию ребёнка средствами проектно-исследовательской, аним...

Рабочая программа по художественному направлению внеурочной деятельности 4 класс.

Представлена рабочая программа в соответствии с ФГОС. Содержит все необхдимые компоненты, в том числе и календарно-тематическое планирование....

Внеурочная деятельность. Программа по надпредметному курсу "Мир деятельности " 1 класс.

Программа  по надпредметному курсу «Мир деятельности»  для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Курс рекоме...

Рабочая программа по предмету "Предметно-практическая деятельность" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии с учебным...

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" 4 класс

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" 4 класс...