Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_mid_polnaya.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50

Рассмотрена на педагогическом совете

Протокол № ____ от ____________

«Утверждаю»

__________ / В. И. Гулидова/

Директор МАОУ СОШ № 50

Приказ № ___ от __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по     МИРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учебный предмет, учебный курс

для  4 «А»  класса

Разработчик  Ананьева А.Н.,

учитель начальных классов

2016 год

Оглавление

I

Пояснительная записка

стр. 3

II

Общая характеристика учебного предмета «Мир деятельности»

стр. 5

III

Описание места учебного предмета «Мир деятельности» в учебном плане МАОУ СОШ №50

стр. 7

IV

Личностные, метапредметные и результаты освоения учебного предмета «Мир деятельности»

стр. 7

V

Содержание учебного предмета «Мир деятельности»

стр. 8

VI

Тематическое планирование

стр. 10

VII

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

стр. 16

Пояснительная записка

Рабочая программа по МИРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 4 «А» класса составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС НОО, примерной программой начального общего образования по МИРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, учебного плана МАОУ СОШ №50 на 2016—2017 учебный год.

В основу разработки программы положена авторская программа Л.Г.Петерсон.

Программа обеспечена УМК «Школа России» для 4-х классов автора Л.Г.Петерсон

Курс направлен на достижение следующей цели:

- теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.

Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:

1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;

2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в  практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;

4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Курс «Мир деятельности» состоит из 4-х параллельно развивающихся содержательно - методических линий:

I.Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II.Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д.

III.Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.

IV.Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Данные линии полностью включают в себя все виды УУД, определенные ФГОС (регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД соответственно). Основной, системообразующей линией курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации. Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого результата. Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.

Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточно уровня  развития познавательных процессов и мышления, без владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т.д. применение знаний будет, как минимум, затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными. Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности. Таким образом, данное содержание курса «Мир деятельности» представляет собой целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

Программа реализуется в рамках системно-деятельностного подхода, который предполагает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Ожидаемые результаты обеспечиваются за счёт использования следующих образовательных технологий:

  • технологии проблемного обучения,
  • технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон

(целенаправленно в метапредметном учебном модуле «Мир деятельности»)

  • информационно-коммуникационные технологии
  • здоровьесберегающие технологии
  • игровые технологии

Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.

  1. Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.
  2. Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
  3. Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.
  4. Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха» в учебном пособии.

Рекомендовано по курсу «Мир деятельности» использовать не количественные, а качественные оценки. Например, аналогом отметок могут быть оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще».

Результатом контроля (текущего и итогового) по курсу «Мир деятельности» должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.

Ученик в индивидуальной беседе со взрослым может сам зафиксировать свои достижения и проблемы (то, над чем ему еще надо поработать), предложить свой вариант итоговой оценки, сравнить свой вариант с вариантом, обоснованным учителем, и, если потребуется, сам скорректировать свой выбор. Вера ребенка в себя и способность к адекватной самооценке своих достижений – ключевые метапредметные умения, определенные ФГОС.

Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными (то есть не было аналогов двоек). Например, можно использовать отметки «зачет», «хорошо», «отлично» или +, +!, +!!

В процессе преподавания курса «Мир деятельности» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения, основными целями которого являются:

  1. определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;
  2. составление плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом.
  3. в соответствии с этим, в курсе «Мир деятельности» предложена комплексная диагностика сформированности УУД учащихся, которая включает в себя следующие процедуры:
  • тестирование учащихся – диагностика сформированности надпредметных знаний;
  • выполнение учащимися практической работы – диагностика сформированности надпредметных умений;
  • наблюдение педагога – диагностика сформированности надпредметных умений;
  • наблюдение родителей (анкета для родителей) – диагностика сформированности надпредметных умений;
  • анкетирование педагога (классного руководителя) – профессиональные установки педагога;
  • анкетирование родителя – установки и принципы взаимодействия родителей с ребенком;
  • психологическое исследование.

Таким образом, характеристики разработанной педагогической диагностики учащихся (п. 1–4), которые имеют определяющее значение для конечного результата, опосредованно коррелируются с итогами анкетирования педагога (п. 5), родителей (п. 6), психологическими характеристиками ребенка (п.7).

При проведении данной диагностики сопоставляются около 35 показателей. В результате удается получить максимально объективную картину уровня сформированности у учащихся УУД, выявить наиболее благоприятные или, наоборот, проблемные факторы, влияющие на их формирование, установить способы преодоления выявленных затруднений или дальнейшего развития успешных результатов.

Все материалы для проведения комплексной диагностики и ее обработки входят в оборудование к надпредметному курсу «Мир деятельности» и доступны для каждого учителя. Обработка результатов диагностики происходит в автоматическом режиме. Главным результатом проведения диагностики является получение рекомендаций по планированию дальнейшей работы, связанной с формированием УУД у учащихся, как индивидуально для каждого ученика, так и для класса в целом.

Особенности обучающихся, осваивающих данную программу

В 4 «А» классе 32 учащийся. Большинство учеников класса имеют средний уровень мотивации, некоторые способны быстро и качественно выполнять задания, внимательно слушать объяснения учителя, а также находить и обрабатывать нужную информацию самостоятельно.

По результатам диагностики актуального уровня знаний выделяется группа обучающихся нуждающихся в индивидуальной педагогической помощи: индивидуальных маршрутах обучения, индивидуальных карт занятости обучающихся во внеурочной деятельности учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Формирование любого умения у школьников проходит через следующие этапы:

1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.

3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль умения выполнять действие.

5. Организация образовательного процесса

В курсе «Мир деятельности» новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Включение детей в учебную деятельность на уроках по курсу «Мир деятельности», как и на предметных уроках, осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода обучения.

В 1 классе на этапе проектирования учащиеся приобретают лишь первичный опыт самостоятельной постановки цели своей учебной деятельности. В дальнейшем на уроках курса «Мир деятельности» они осваивают алгоритм целеполагания, и у них вырабатывается умение ставить цель в соответствии со всеми 4 выделенными этапами формирования УУД. Точно так же учитель организует систему работы по формированию умений строить план, выбирать способ и средства достижения результата, определять сроки и т.д. Таким образом, постепенно и поэтапно у учащихся формируются проектные умения в их целостности. Работа по курсу «Мир деятельности» становится школой саморазвития и для учителя, помогает ему осознать сущность метапредметных результатов ФГОС и методы их достижения.

Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается следующей системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом:

1)Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.

2)Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3)Принцип целостности  – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

4)Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).

5)Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6)Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7)Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

При организации учебной деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже, в основном, сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных задач приобретает формирование умения учиться. Представленная система дидактических принципов обеспечивает освоение детьми современного содержания образования в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, активности, преемственности, сознательного усвоения знаний, научности и др.).

Описание места учебного предмета МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в учебном плане МАОУ СОШ №50

В учебном плане МАОУ СОШ №50 учебный предмет «Мир деятельности» относится к обязательной части формируемой участниками образовательного процесса.

На изучение предмета «Мир деятельности» в 4 «Д» классе отведено 34 ч в год (24 ч +10 ч резерв) в связи с тем, что «Мир деятельности» надпредметный курс. Соответственно - 1 час в неделю.

Учебно-методическое, программное, электронное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса соответствует методическим рекомендациям автора программы. (См. Рабочая программа)

Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные требования к метапредметным результатам к концу четвертого года обучения

Знать два основных этапа учебной деятельности и иметь представление об уточнённой структуре из 15 шагов. Уметь осознанно осуществлять данные шаги при открытии нового знания под руководством учителя, приобрести опыт самооценки выполнения этих шагов.

Иметь представление о правилах мотивации себя к учебной деятельности, опыт их выполнения.

Иметь представление об основных областях применения знания в науке и жизни, опыт установления связей между новым и имеющимися знаниями по предмету, опыт выявления межпредметных связей и возможностей применения нового знания в различных жизненных ситуациях.

Знать алгоритм подведения итога работы собственной учебной деятельности, уметь его выполнять.

Знать два основных этапа коррекционной деятельности и иметь представление об уточнённой структуре из 15 шагов коррекционной деятельности на уроке рефлексии. Приобрести опыт осознанного осуществления данных шагов при коррекции своих затруднений под руководством учителя, а также опыт самооценки выполнения этих шагов.

Знать алгоритм  самостоятельного выполнения задания, уметь его применять.

Иметь представление о проекте и проектной деятельности, уметь выполнять основные этапы проектирования под руководством учителя.

Знать основные правила сотрудничества, приобрести опыт их применения в совместной работе со сверстниками.

Знать основные правила ведения дискуссии, приобрести опыт их применения, уметь строить дискуссию со сверстниками.

Иметь представление о правилах поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Иметь представление о правилах поведения «организатора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Иметь представление о цивилизованном способе выхода из конфликтной ситуации в ходе общения, понимать способ создания договоренностей и приобрести опыт его применения.

Иметь представление о способе поиска информации, приобрести опыт его применения.

Знать основные правила подготовки пересказа текста, уметь их применять.

Иметь представление об алгоритме классификации объектов, приобрести опыт его применения.

Иметь представление о действии по аналогии, приобрести опыт его применения.

Иметь представление о саморазвитии как общемировой ценности жизни, приобрести позитивный опыт развития своей личности в выбранных направлениях.

Уметь принимать каждого ученика в коллективе как личность, терпимо и уважительно относиться к его качествам, поступкам и суждениям.

Иметь представление о качестве личности «самокритичность», которое помогает ученику успешно учиться: приобрести позитивный опыт его проявления в учебной деятельности.

Содержание учебного предмета

Организационно-рефлексивная линия (6 часов). В структуре учебной деятельности уточняются этапы мотивации к учебной деятельности, включения в систему знаний и рефлексии учебной деятельности. Особое внимание уделяется формированию умения строить и реализовывать проекты в урочной и внеурочной деятельности. Учащиеся знакомятся с основными этапами выполнения проекта и выясняют, что на уроках открытия нового знания они фактически выстраивают проект выхода из затруднения, возникающего при выполнении пробного действия; также учатся пользоваться построенным алгоритмом во внеурочной деятельности как индивидуально, так и в группах. Осуществляется подготовка к включению учащихся не только в проектную, но и в учебно-исследовательскую деятельность.  Данное требование ФГОС будет реализовано в полной мере позднее в основной школе.  Для всех вводимых понятий учащиеся строят соответствующие способы действий (правила, алгоритмы, …), а затем системно применяются их в ходе предметных уроков и во внеурочной деятельности.

Систематизируются знания о коррекционной деятельности. Ученики обобщают изученные алгоритмы самопроверки и исправления ошибок. Данное умение имеет принципиальное значение для качественного усвоения предметных знаний, которое остаётся одной из важных образовательных целей ФГОС.

Я учусь с радостью. Мотивация к учебной деятельности. Личностное самоопределение.

Как самостоятельно выполнить и проверить задание.

Учусь делать проект. Основные этапы проекта: замысел, реализация и защита проекта. Проекты и их реализация в жизни и в учении.

Новое знание – часть целого мира. Включение нового знания в систему знаний. Ответ на вопрос: «Где и как я могу использовать новое знание?»

Учусь подводить итог работы. Алгоритм проведения рефлексии учебной деятельности.

Коммуникативная линия (5 часов). Продолжается отработка коммуникативных умений учащихся. У учащихся формируются основы культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Ученики знакомятся с правилами ведения дискуссии и приобретают опыт их применения. Уточняются правила командной работы (правила сотрудничества). Учащиеся знакомятся с новыми ролями в структуре коммуникативного взаимодействия: «критик» и «организатор», фиксируют их цели и основные правила выполнения данных ролей при общении.  При этом роль «организатора» в учебном процессе чаще всего выполняет учитель. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильные стороны каждого ученика, а также умении договариваться. Это даёт возможность спокойно и грамотно выходить из конфликтных ситуаций в общении.

Что такое сотрудничество. Основные правила сотрудничества. Как добиться успеха в коллективной работе. Мой вклад в работу группы.

Роль критика в структуре коммуникативного взаимодействия. Правила конструктивной критики.

Что такое дискуссия. Основные правила ведения дискуссии.

Как научиться договариваться. Алгоритм выхода из конфликта.

Роль организатора в структуре коммуникативного взаимодействия. Цель организатора и шаги по достижению этой цели.

Познавательная линия (4 часа). Большое внимание уделяется  работе с информацией. Школьники учатся различным способам поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), учатся выбирать необходимую информацию, готовить пересказ текста. Расширяется представление о новых операциях – классификация и аналогия − и о способах развития своего мышления как инструмента познания. Продолжается формирование представлений о способах исследования. Это позволяет организовать самостоятельное прохождение учащимися основных шагов учебной деятельности.

Учусь искать информацию. Способы поиска информации.

Учусь работать с текстом. Как подготовить пересказ текста.

Учусь классифицировать. Алгоритм классификации объектов.

Действую по аналогии. Алгоритм действий по аналогии.

Ценностная линия (3 часа). Продолжается знакомство с ценностными ориентирами в жизни. У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Ученики рассматривают такое понятие как «саморазвитие», определяют его значимость в жизни людей. Выделяют направления для собственного развития, ставят личностно значимые цели и учатся их достигать. Большое внимание уделяется уважительному отношению к окружающим, то есть принятию их суждений, качеств, поступков. Рассматривается такое важное качество для достижения успеха в учёбе и других сферах жизни как «самокритичность», раскрываются способы формирования у себя этого качества.

Ценности нашей жизни: саморазвитие. Основные направления для саморазвития.

Ценности нашей жизни: уважение и терпимость к другим.

Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности.

Обобщение и систематизация знаний (2 часа). 

Диагностика (4 часа).

Резерв (10 часов).


Тематическое планирование

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по миру деятельности в 4 классе

п/п

Тема занятия

М/Т обеспечение

Виды деятельности учащихся

Цели формирования умений

Урочная и внеурочная деятельность

Цели формирования знаний

Надпредметный курс «Мир деятельности»

Дата по плану

Дата по факту

Комментарий

1

Ценности нашей жизни. Саморазвитие

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение фиксировать и позитивно относиться к создаваемым самим учеником или его одноклассниками уникальным результатам в учебной деятельности и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона.

Цель:

1) Сформировать представление о творчестве в учебной деятельности.

2) Раскрыть значимость творчества с целью созидания в учебной деятельности и в жизни.

2

Урок диагностики (входное тестирование)

Диагностическое исследование проводится фронтально в форме тестирования.

Определить уровень сформированности метапредметных знаний учащихся 4 класса в рамках курса «Мир деятельности».

3

Я учусь с радостью

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение применять простейшие приемы положительного самомотивирования к учебной деятельности и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона.

Цель:

  1. Сформировать представление о мотивации в учебной деятельности.
  2. Раскрыть значимость положительной самомотивации для успеха в учебной деятельности.
  3. Построить простейшие приемы положительного самомотивирования к учебной деятельности.

4

Как самостоятельно выполнить задание

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение проявлять самостоятельность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Цель:

Сформировать представление о самостоятельности в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении.

5

Ценности нашей жизни. Уважение и терпимость к другим

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение уважать чужое мнение, проявлять терпимость к особенностям личности собеседника и осуществлять самооценку этих умений на основе применения эталона.

Цель:

1) Сформировать представление об уважении мнения собеседника и терпимости к особенностям его личности.

2) Раскрыть значимость уважения и терпимости к другим в командной работе.

6

Учусь сотрудничать

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение применять правила сотрудничества в учебной деятельности и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона.

Цель:

  1. Сформировать представление о сотрудничестве в учебной деятельности и раскрыть его значимость в командной работе.
  2.  Построить основные правила сотрудничества в учебной деятельности.

7

Учусь искать информацию

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение классифицировать множество объектов по заданному свойству и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона.

Цель:

  1. Сформировать представление о способах поиска информации.
  2. Построить основные правила поиска необходимой информации.

8

Учусь работать с текстом

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение работать с текстом и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона.

Цель:

  1. Познакомить с видами текстов и простейшими приемами понимания текста.
  2. Построить простейшие правила работы с учебным текстом.

9

Учусь классифицировать

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение классифицировать множество объектов по заданному свойству и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона.

Цель: Уточнить понятие классификации и построить алгоритм классификации

10

Учусь действовать по аналогии

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение формулировать умозаключения по аналогии и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона.

Цель: Уточнить понятие аналогии и построить алгоритм формулирования умозаключений по аналогии.

11

Учусь делать проект

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение выстраивать структуру проекта в зависимости от учебной цели и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона.

Цель:

  1. Сформировать представление о проекте и видах проектов в зависимости от поставленной учебной цели.

2)Построить основные структуры проектов в зависимости от учебной цели.

12

Учусь оформлять и защищать проект

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение выстраивать структуру проекта в зависимости от учебной цели и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона.

Цель:

1)Сформировать представление о проекте и видах проектов в зависимости от поставленной учебной цели.

2)Построить основные структуры проектов в зависимости от учебной цели.

13

Учимся дружно. Я – критик.

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение применять правила, которые должен соблюдать ученик в позиции «арбитра» в коммуникации и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона.

Цель:

  1. Сформировать представление о роли «арбитра» в коммуникативном взаимодействии.
  2. Построить правила поведения «арбитра» в учебной работе.

14

Личностные качества ученика. Самокритичность

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение проявлять самокритичность в процессе учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Цель: Сформировать представление о качестве «самокритичность» в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении.

15

Учимся дружно. Дискуссия

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение фиксировать существенные отличия дискуссии от спора, применять простейшие правила ведения дискуссии и осуществлять самооценку этих умений на основе применения эталона.

Цель:

  1. Познакомить с понятием «дискуссия».

2) Определить существенные отличия дискуссии от спора.

3) Построить простейшие правила ведения дискуссии.

16

Учимся дружно. Я - организатор

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение применять правила, которые должен соблюдать ученик в позиции «организатора» в коммуникации и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона.

Цель:

1)Сформировать представление о роли «организатора» в коммуникативном взаимодействии.

2) Построить правила поведения «организатора» в учебной работе.

17

Учимся дружно. Как научиться договариваться

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение применять правила и приемы бесконфликтного взаимодействия в учебной деятельности, приемы выхода из конфликтной ситуации и осуществлять самооценку этих умений на основе применения эталона.

Цель: Построить правила и приемы бесконфликтного взаимодействия в учебной деятельности, а в случае возникновения конфликтной ситуации − приемы выхода из нее.

18

Новое знание – часть целого мира

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение фиксировать положительные качества других и использовать их для достижения учебной задачи, опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Цель: Сформировать умение фиксировать положительные качества других и использовать их для достижения учебной задачи, опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

19

Учусь подводить итог работы

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение фиксировать положительные качества других и использовать их для достижения учебной задачи, опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Цель: Сформировать умение фиксировать положительные качества других и использовать их для достижения учебной задачи, опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

20

Урок диагностики (итоговое тестирование)

Диагностическое исследование проводится фронтально в форме тестирования.

Определить уровень сформированности метапредметных знаний учащихся 4 класса в рамках курса «Мир деятельности».

21

Практическая работа 1. Как я умею учиться

Диагностическое исследование проводится фронтально в форме практической работы.

Определить уровень сформированности метапредметных знаний учащихся 4 класса в рамках курса «Мир деятельности».

22

Практическая работа 2. Как я умею учиться

Диагностическое исследование проводится фронтально в форме практической работы.

Определить уровень сформированности метапредметных знаний учащихся 4 класса в рамках курса «Мир деятельности».

23

Я ученик. Мои сильные стороны.

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать опыт саморазвития своих качеств как ученика и умение осуществлять самооценку собственных достижений на основе применения эталона.

Цель:

  1. Обобщить представления о личностных качествах, необходимых для успешной учебной деятельности.

2) Создать индивидуальную диаграмму своих качеств как ученика и наметить пути их саморазвития.

24

Я ученик. Что я уже знаю и умею

ПК, ИАО, учебник-тетрадь

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Работа в парах и группах. Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Цель: Сформировать умение фиксировать положительные качества других и использовать их для достижения учебной задачи, опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Цель: Сформировать умение фиксировать положительные качества других и использовать их для достижения учебной задачи, опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

25-34

Резервные уроки

График контрольных работ на 2015 – 2016 учебный год

работы

Учебная тема

Вид и форма контроля

Дата проведения

Дата по плану

Дата по факту

Комментарий

1

Урок диагностики (входное тестирование)

Письменное тестирование

2

Урок диагностики (итоговое тестирование)

Письменное тестирование

3

Урок диагностики умений №1 (практическая работа)

Практическая работа

4

Урок диагностики умений №2 (практическая работа)

Практическая работа

Итого: контрольных работ - 2,  практических работ 2.


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Книгопечатная продукция (учебники, рабочие тетради, пособия и т. д.)

1.«Мир деятельности», 4 класс: учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / под ред. Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование,2014

2.«Мир деятельности», 4 класс: Методические рекомендации / под ред. Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование, 2012

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства (CD, интер-нет-ресурсы, ПО и др.)

1.CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 4 класс.- М.: Национальное образование, 2012

Технические средства обучения и др.

ПК, ИАО


Раздел VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Книгопечатная продукция (учебники, рабочие тетради, пособия и т. д.)

1.«Мир деятельности», 3 класс: учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / под ред. Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование,2014

2.«Мир деятельности», 3 класс: Методические рекомендации / под ред. Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование, 2012

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства (CD, интер-нет-ресурсы, ПО и др.)

1.CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 3 класс.- М.: Национальное образование, 2012

Технические средства обучения и др.

ПК, ИАО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к надпредметному курсу "Мир деятельности"

В данной программе представлена пояснительная записка, тематический план, содержание курса. программа разработана для учащихся 2 класса...

рабочая программа к надпредметному курсу "Мир деятельности" 2 класс

в рабочей программе представлена пояснительная записка, тематический план...

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" для 3 класса УМК "Гармония"

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности"   для 3 класса  УМК "Гармония"...

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" для 2 класса

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" для 2 класса...

Рабочая программа по надпредметному курсу «Юные краеведы» для 1 - 4 классов

Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников,в основе которой положены  календарные праздники, народные традиции и художественные образы растений и животных края...