Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" для 3 класса УМК "Гармония"
рабочая программа (3 класс) на тему

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности"   для 3 класса  УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mid_3_a_klass.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Мир деятельности»  для  3 « А » составлена на основе ФГОС НОО,   Примерной программы начального общего образования по Миру деятельности и авторской программы учебного курса «Мир деятельности» для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных школ автора Истоминой Н. Б. (УМК «Гармония», Смоленск, изд-во «Ассоциация XXI век»2012 год издания,с правками 2014г.; в соответствии с Положением о рабочей программе по учебному предмету (курсу, дисциплине) в МАОУ СОШ № 50, утверждённому приказом директора школы № 141-о от 01.09.2014 г.

           Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств созидателя, творца как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

Целью курса «Мир деятельности» для учащихся 1−4 классов является теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.

Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:

1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;

2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в  практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;

4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Курс «Мир деятельности» состоит из 4-х параллельно развивающихся содержательно - методических линий:

I. Организационно-рефлексивная: формирование  в достаточной полноте УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное  действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д.

III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.

IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Данные линии полностью включают в себя все виды УУД, определенные ФГОС (регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД соответственно). Основной, системообразующей линией курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации. Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого результата. Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.

Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточно уровня  развития познавательных процессов и мышления, без владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т.д. применение знаний будет, как минимум, затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными. Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности. Таким образом, данное содержание курса «Мир деятельности» представляет собой целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Формирование любого умения у школьников проходит через следующие этапы:

1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.

3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль умения выполнять действие.

5. Организация образовательного процесса

В курсе «Мир деятельности» новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Включение детей в учебную деятельность на уроках по курсу «Мир деятельности», как и на предметных уроках, осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода обучения.

В 1 классе на этапе проектирования учащиеся приобретают лишь  первичный опыт самостоятельной постановки цели своей учебной деятельности. В дальнейшем на уроках курса «Мир деятельности» они осваивают алгоритм целеполагания, и у них вырабатывается умение ставить цель в соответствии со всеми 4 выделенными этапами формирования УУД. Точно так же учитель организует систему работы по формированию умений строить план, выбирать способ и средства достижения результата, определять сроки и т.д. Таким образом, постепенно и поэтапно у учащихся формируются проектные умения в их целостности. Работа по курсу «Мир деятельности» становится школой саморазвития и для учителя, помогает ему осознать сущность метапредметных результатов ФГОС и методы их достижения.

Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается следующей системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности  – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

При организации учебной деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже, в основном, сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных задач приобретает формирование умения учиться. Представленная система дидактических принципов обеспечивает освоение детьми современного содержания образования в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, активности, преемственности, сознательного усвоения знаний, научности и др.).

                                                 

4.  МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

В 3 «А» классе проводится 24 часов в связи с тем, что «Мир деятельности» надпредметный курс.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Курс «Мир деятельности» - актуальный, современный учебный курс, который способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы. Данный курс поможет ученику запомнить открытые им знания об учебной деятельности, применять их как в школе, так и дома, проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно.

Курс «Мир деятельности» позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.

В ходе работы ученик задумывается и отвечает на вопросы:

- Что значит учиться?

- Что мне нужно сделать, чтобы успешно учиться?

- Какие качества помогут мне успешно учиться?

- Как согласованно и дружно работать в паре или группе с другими учениками?

- Как я смогу исправить свои собственные ошибки?

Курс помогает первоклассникам:

1) учиться самостоятельно открывать, осваивать и применять новые знания;

2) не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности;

3) развивать навыки согласованной работы в группах;

4) развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность;

5) учиться более увлеченно и результативно.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1) освоение основных правил общения и формирование умения их применять;

2) освоение правил поведения на уроке и формирование умения их применять;

3) освоение правил поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобретение опыта их применения;

4) освоение правил культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобретение опыта их применения;

5) освоение основных приёмов развития внимания, приобретение опыта их применения;

6) освоение простейших правил и приемов сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобретение опыта их применения;

7) формирование представлений о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность, приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.

Метапредметные и предметные результаты

1) освоение основных функций ученика и учителя на уроке;

2) освоение последовательности из 12 шагов учебной деятельности, уметь осознанно осуществлять данные шаги при открытии нового знания под руководством учителя, приобрести опыт самооценки выполнения этих шагов;

3) формирование умения определять основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага;

4) формирование умения осознанно осуществлять пробное учебное действие;

5) формирование умения  грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения по результатам выполнения «пробного» действия;

6) формирование умения формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы;

7) формирование умения формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем;

8) формирование умения на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез;

9) формирование умения самостоятельно проверять свою работу по образцу;

10) формирование умения применять алгоритм исправления ошибок при проверке выполненного  задания;

11) формирование умения работать в парах

                                        

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ (7 часов)

        В  структуре  учебной  деятельности  уточняется  этап  построения  плана  и  действия   по плану, первичного  применения  нового  знания. Основное  внимание  уделяется  формированию  умения  находить  место  и  причину  затруднения  как  на  уроке  открытия,  так  и  на  уроке  рефлексии ( уроке – помощнике )  и  на  этой  основе  планировать  свою  учебную  деятельность.  Для  всех  вводимых  понятий  учащиеся  строят  соответствующие  алгоритмы,  а  затем  системно  применяют  их  в  ходе  предметных  уроков.

        Уточняется  структура  учебных  шагов  коррекционной  деятельности  при  исправлении

 своих  ошибок.  Данное  умение  имеет  принципиальное значение  для  качественного  усвоения  предметных  знаний,  которое  остаётся  одной  из  важных  образовательных  целей  ФГОС.

        Урок  открытия.  Нахожу  место  и  причину  затруднения.

        План.  Уточнение  понятия  цель  и  план.

        Учусь  составлять  план.

        Урок  открытия. Учусь  применять  новое  знание.

        Нахожу  место  и  причину  ошибки  в  самостоятельной  работе.

        Как  научиться  применять  новое  знание  без  ошибок. Структура  2 этапа  урока – помощника                                       ( 6 шагов ).

         Самоконтроль  и  самооценка  своих  исполнительских  учебных  действий.          

КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИНИЯ ( 3 часа)

       У  учащихся  формируется  понимание  личностной  значимости  культурного  общения  и  коммуникативного  взаимодействия.  Ученики  знакомятся  с  правилами  ведения  диалога  и  приобретают  опыт  их  применения.  Уточняются  и  закрепляются  правила  групповой  работы,  роли  «автора»,  «понимающего»  в  структуре  коммуникативного  взаимодействия. Большое  внимание  уделяется  подготовке  собственного  выступления,  раскрываются  секреты  успешного  выступления ( расширение  понятия  «автор  в  коммуникации» ).  С  другой  стороны,  ученики  знакомятся  с  секретом  понимания  как  письменной,  так  и  устной  информации ( расширение  понятия  «понимающий  в  коммуникации» ).

       Секреты  успешного  выступления.

       Секреты  понимания.  

       Что  такое  диалог.  Правила  ведения  диалога.

  ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ (6 часа)

       Учащиеся  знакомятся  с  эффективными  приёмами  запоминания.  Расширяется  представление  о  новых  операциях – сравнение  и  обобщение – и  о  способах  саморазвития  своего  мышления  как  инструмента  познания.  Формируются  начальные  представления  о  моделях  как  об  упрощённых  заместителях  исследуемых  объектов,  сохраняющих  их  существенные  свойства,  и  о  методе  моделирования.  Дети  знакомятся  с наблюдением  как  методом  познания,  учатся  выполнять  простейшие  наблюдения  объектов.  Отдельное  внимание  уделяется  развитию  навыков  самопознания,  распознавания  своих  чувств,  умения  переключить  свои  эмоции  с  «негатива»  на  «позитив»,  формированию  первичного  положительного  опыта  управления  своим  эмоциональным  состоянием.

       Учусь  запоминать.  Секреты  эффективного  запоминания.

       Учусь  сравнивать.  Алгоритм  сравнения  объектов.

       Учусь  обобщать.  Алгоритм  обобщения  и  формулирования  ывода.

       Учусь  моделировать.  Виды  моделей:  предметные,  знаковые,  графические,  алгоритмы,  блок-схемы.

       Учусь  наблюдать.  Алгоритм  наблюдения.

       Чувства – мои  помощники  в  учёбе.

ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ (2 часа)

        У  учащихся  расширяется  представление  о  ценностях  жизни  и  качествах  личности.  Рассматривается  основополагающее   качество  для  достижения  успеха  в  учёбе  и  других  сферах  жизни – «вера  в  себя»,  раскрываются  способы  формирования  у  себя  этого  важного  качества.  Большое  внимание  уделяется  дружбе  как  ценности  в  жизни  человека  и  общества.

         Личностные  качества  ученика: вера  в  себя.

         Ценности  нашей  жизни: дружба.  Содружество.  Правила  поддержания  дружеских  отношений  в  классе.

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТИМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ( 2часа)

 ДИАГНОСТИКА ( 4 часа)

  РЕЗЕРВ ( 10 часов)


7.  Календарно-тематическое(поурочное) планирование по предмету « Мир деятельности»,  3класс (1 час в неделю, 34 часа)

п/п

Тема занятия

Дата проведения

Кол-во

часов

Виды  деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

по плану

по факту

Ком-мента-рии

«Личностные качества: вера в себя»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение применять правила, позволяющие укреплять веру в себя в процессе учебной деятельности, и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Учусь запоминать

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение применять приёмы эффективного запоминания и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Урок диагностики № 1 ( входное тестирование)

1

Диагностическое исследование проводится фронтально в форме тестирования.

Сформировать мотивацию к самостоятельному выполнению домашнего задания, умение применять алгоритм его выполнения и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

«Урок открытия. Нахожу место и причину затруднения»

(

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение определять место и причину индивидуального затруднения в пробном учебном действии и опыт  этого умения на основе применения эталона.

«План»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение  отличать  верно составленный план открытия нового знания на уроке от неверно составленного плана, и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

«Учусь составлять план»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение  составлять план своей учебной деятельности при открытии нового знания на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить  имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы  дальнейшей коррекции  выявленных  затруднений на уроках  по разным учебным  предметам.

Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить  имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы  дальнейшей коррекции  выявленных  затруднений на уроках  по разным учебным  предметам.

«Учусь сравнивать»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение  применять алгоритм  сравнения и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

«Учусь обобщать»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение  применять алгоритм  обобщения  и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

«Учусь моделировать»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение  применять метод моделирования в учебной деятельности  и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

« Учусь наблюдать»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение  применять метод наблюдения  в учебной деятельности  и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

«Секреты успешного выступления»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение применять  простейшие приёмы успешного выступления и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Обобщить знания, открытые на предыдущих уроках и опыт применения этих знаний на уроках по другим предметам;                                      Наметить перспективы  дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых  в учебной деятельности.

Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить знания, открытые на предыдущих уроках и опыт применения этих знаний на уроках по другим предметам;                                      Наметить перспективы  дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых  в учебной деятельности.

Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить знания, открытые на предыдущих уроках и опыт применения этих знаний на уроках по другим предметам;                                      Наметить перспективы  дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых  в учебной деятельности.

Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником

Обобщить знания, открытые на предыдущих уроках и опыт применения этих знаний на уроках по другим предметам;                                      Наметить перспективы  дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых  в учебной деятельности.

«Секрет понимания»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение  применять алгоритм , обеспечивающий понимание устной и письменной речи,  и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

«Учимся дружно. Что такое диалог»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать  умение  применять правила ведения диалога и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

«Урок открытия. Учусь применять новое знание»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать  умение  применять правило  закрепления  нового  знания  и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

«Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение  определять  место  и  причину  ошибки  в  самостоятельной  работе  и  опыт самооценки  этого  умения  на  основе применения  эталона.

«Как научиться применять новое знание без ошибок»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение фиксировать прохождение двух шагов коррекционной деятельности и осуществлять  самооценку этого умения на основе  применения  эталона.

«Как самому оценить свою работу»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение осуществлять  самооценку своей  работы   на основе  применения  эталона.

«Чувства - мои помощники в учёбе»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать  умение  применять простейшие  приёмы  преодоления  эмоций,  которые  мешают  ученику  успешно  учиться, и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить знания, открытые на предыдущих уроках и опыт применения этих знаний на уроках по другим предметам;                                         Выявить   имеющиеся  затруднения;                                     Наметить перспективы  дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых  в учебной деятельности  и  коррекции  выявленных  затруднений .

Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником

Обобщить знания, открытые на предыдущих уроках и опыт применения этих знаний на уроках по другим предметам;                                         Выявить   имеющиеся  затруднения;                                     Наметить перспективы  дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых  в учебной деятельности  и  коррекции  выявленных  затруднений .

Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником

Обобщить знания, открытые на предыдущих уроках и опыт применения этих знаний на уроках по другим предметам;                                         Выявить   имеющиеся  затруднения;                                     Наметить перспективы  дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых  в учебной деятельности  и  коррекции  выявленных  затруднений .

«Ценности нашей жизни. Дружба»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать  умение  выстраивать  дружеские  отношения  с  одноклассниками  с  помощью  согласованных  правил  и  осуществлять  самооценку  этого  умения  на  основе  применения  эталона.

Урок диагностики знаний №2 (итоговое тестирование)

1

Диагностическое исследование проводится фронтально в форме тестирования

Определить  уровень  сформированности  метапредметных знаний учащихся 3класса в рамках курса  «Мир деятельности».

Урок диагностики умений  №1 (практическая работа)

1

Диагностическое исследование проводится в  форме  практической  работы( комплексная  диагностика), которая  содержит  два  блока :

*работаю  сам

*проверяю  работу  друга

Определить  уровень  сформированности  умений:

*-фиксировать затруднение и определять причину, ставить цель, строить план, работать с информацией, анализировать, сравнивать, …

*-осуществлять  контроль, выполнять  коррекцию, проводить  оценку  по  заданным  критериям, анализировать, сравнивать, работать  с  информацией…

 Урок диагностики умений №2 (практическая работа)

1

Продолжение  диагностического исследования :

*работаю  сам

*работаем  в  паре

*-фиксировать затруднение и определять причину, ставить цель, строить план, работать с информацией, анализировать, сравнивать, …

*планировать  учебное сотрудничество со сверстниками !!!!!!!!!!!!!????????

Сформировать умение фиксировать положительные качества других и использовать их для достижения учебной задачи, опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить знания, открытые на предыдущих уроках и опыт применения этих знаний на уроках по другим предметам;                                         Выявить   имеющиеся  затруднения;                                     Наметить перспективы  дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых  в учебной деятельности  и  коррекции  выявленных  затруднений .

 Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить  имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы  дальнейшей коррекции  выявленных  затруднений на уроках  по разным учебным  предметам.

Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить  имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы  дальнейшей коррекции  выявленных  затруднений на уроках  по разным учебным  предметам.

                               


8. УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учащихся:

«Мир деятельности», 3 класс: учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / под ред. Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование,2014

Для учителя:

«Мир деятельности», 3 класс: Методические рекомендации / под ред. Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование, 2014

Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 3 класс.- М.: Национальное образование, 2014

CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 3 класс.- М.: Национальное образование, 2014

         

9. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результаты изучения курса

     Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

УМЕТЬ:

- различать знания и умения;

- грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших трудностей;

- воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения;

 - формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения;

 - определять средства для открытия нового знания;

 - фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон;

 - выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки;

 - осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.

ЗНАТЬ:

 - 12 шагов учебной деятельности. Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности;

 - два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня) уметь ее осуществлять, приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности;

 - алгоритм исправления ошибок, уметь его применять;

 - простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой, жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения;

 - правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения;

 - правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения;

 - алгоритм анализа, уметь его применять;

  - принять на личностном уровне качества целеустремленности и самостоятельности

ПРИНИМАТЬ:

 - каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.

  1. Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.
  2. Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
  3. Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.
  4. Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха» в учебном пособии.

Рекомендовано по курсу «Мир деятельности» использовать не количественные, а качественные оценки. Например, аналогом отметок могут быть оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще».

Результатом контроля (текущего и итогового) по курсу «Мир деятельности» должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.

Ученик в индивидуальной беседе со взрослым может сам зафиксировать свои достижения и проблемы (то, над чем ему еще надо поработать), предложить свой вариант итоговой оценки, сравнить свой вариант с вариантом, обоснованным учителем, и, если потребуется, сам скорректировать свой выбор. Вера ребенка в себя и способность к адекватной самооценке своих достижений – ключевые метапредметные умения, определенные ФГОС.

Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными (то есть не было аналогов двоек). Например, можно использовать отметки «зачет», «хорошо», «отлично» или +, +!, +!!

          В процессе преподавания курса «Мир деятельности» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения, основными целями которого являются:

1) определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;

2) составление плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом. 

В соответствии с этим, в курсе «Мир деятельности» предложена комплексная диагностика сформированности УУД учащихся, которая включает в себя следующие процедуры:

  • тестирование учащихся – диагностика сформированности надпредметных знаний;
  • выполнение учащимися практической работы – диагностика сформированности надпредметных умений;
  • наблюдение педагога – диагностика сформированности надпредметных умений;
  • наблюдение родителей (анкета для родителей) – диагностика сформированности надпредметных умений;
  • анкетирование педагога (классного руководителя) – профессиональные установки педагога;
  • анкетирование родителя – установки и принципы взаимодействия родителей с ребенком;
  • психологическое исследование3.

Таким образом, характеристики разработанной педагогической диагностики учащихся (п. 1–4), которые имеют определяющее значение для конечного результата, опосредованно коррелируются с итогами анкетирования педагога (п. 5), родителей (п. 6), психологическими характеристиками ребенка(п7).

При проведении данной диагностики сопоставляются около 35 показателей. В результате удается получить максимально объективную картину уровня сформированности у учащихся УУД, выявить наиболее благоприятные или, наоборот, проблемные факторы, влияющие на их формирование, установить способы преодоления выявленных затруднений или дальнейшего развития успешных результатов.

Все материалы для проведения комплексной диагностики и ее обработки входят в оборудование к надпредметному курсу «Мир деятельности» и доступны для каждого учителя. Обработка результатов диагностики происходит в автоматическом режиме. Главным результатом проведения диагностики является получение рекомендаций по планированию дальнейшей работы, связанной с формированием УУД у учащихся, как индивидуально для каждого ученика, так и для класса в целом.