Главные вкладки

    Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

    Фасхиева Люция Муратовна

     

    Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–эстетическую направленность,  реализует часть триединой задачи - «Композиция, Рисунок, Живопись как единое целое в изобразительном искусстве»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zhivopis1-7.doc227.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

    ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

    Обсуждена на заседании отдела

    Утверждаю

    изобразительного искусства

    ________________________

    «___»  _______2010г.

    Директор «ДШИ»

    Протокол № _____от________

    Приказ№______от_________

    ЖИВОПИСЬ

    Образовательная (рабочая) программа

    для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

    Возраст обучающихся: с 10 – до 15 лет.

    Срок реализации 5 лет.

    Составитель: Фасхиева Л.М.,

    преподаватель отделения

     изобразительного искусства

                                                                         

    Муравленко

    2010

    ЖИВОПИСЬ

    Пояснительная записка

    Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–эстетическую направленность,  реализует часть триединой задачи - «Композиция, Рисунок, Живопись как единое целое в изобразительном искусстве»

             Данная программа составлена на основе типовых программ, рекомендованных МК РФ «Рисунок. Живопись. Скульптура. Композиция», для ДХШ и ДШИ, сост. Е.А.Афанасьев, Е.Д.Анискин и др. – М., 1990, «Композиция. Рисунок. Живопись. Пленер» - комплексная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ, сост. В.Е.Елизаров, является модифицированной и адаптированной к семилетнему сроку обучения в условиях детской школы искусств.

    Отличие данной программы заключается во включении в образовательный процесс  тем, касающихся культуры коренных народов Севера, что позволяет обучающимся познакомиться с культурными традициями своей малой Родины; а так же предусмотрено участие детей в конкурсной и выставочной деятельности, что способствует формированию активной жизненной позиции ребенка, отзывчивости, формирует понимание значимости собственной творческой деятельности. 

    В программе предусмотрено знакомство с разнообразными материалами и выполнение творческих работ в разных художественных техниках, что способствует развитию живописных навыков у детей и формированию интереса к изобразительному искусству.

            Сроки реализации.

    Данная программа рассчитана на пятилетнее обучение учащихся с 10  до 15 лет и предполагает занятия: 2 академических часа в неделю в 3 классе (всего 72 часа в год) и 3  академических часа  в неделю с 4 по 7 класс (всего 108 часов в год).

                 Цели и задачи образовательного процесса по предмету «Живопись»: развитие и формирование у учащихся способности видеть, наблюдать и изображать форму по всем многообразии её цветосветовых отношений, а так же  формирование навыков творческой деятельности и самореализации личности ребенка через знакомство с законами цветоведения.

            3 класс - знакомство с цветоведением и понятием «живопись как вид изобразительного искусства».

    Задачей 3-го класса является формирование знаний о цвете в живописи: основных и составных цветах, тёплых и холодных, сближённых и дополнительных способах нанесения живописных материалов на плоскость. Формирование понятий о контрасте, нюансе и влиянии цветового решения работы на её эмоциональный строй, понятие о взаимосвязи цвета и формы.

            4 класс – формирование понятий живописного и декоративного цветовых решений; знаний о явлениях цветового контраста, нюанса в живописи; изучение влияния цветового решения работы на её композиционный строй.

    Задачей 4-го класса является развитие знаний о цвете в живописи: основных и составных цветах, тёплых и холодных, дополнительных, сближённых, а так же о способах использования качества цветов в изображении светотени, глубины пространства.        

    5 класс - изучение способов выявления пространственных отношений в живописных произведениях, формирование представления о колорите.

    Задачей 5-го класса является формирование представлений о цветовой гамме живописной работы, знаний о воздушной перспективе в живописи, знаний о колорите и средствах его создания в живописном произведении.

            6 класс - изучение роли тональных и тёпло-холодных отношений в живописном произведении.

    Задачей 6-го класса является формирование представлений о тональности в живописи, формирование навыков создания тёплой и холодной цветовой гамм в живописной работе, использования тёпло-холодных цветовых отношений для создания живописного произведения.

            7 класс - изучение понятий «художественного образа» и «творческий замысел», средств создания художественного образа и воплощения творческого замысла в живописном произведении с помощью композиционного построения, техники, материала, художественных приёмов.

    Задачей 7-го класса является обучение изображению с натуры и по памяти человека,  жанровых композиций, использование языка живописи в собственной художественно-творческой деятельности, навыкам плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом.

    Формы и методы обучения.        

            Традиционно главной формой обучения является выполнение длительных этюдов с неподвижной натуры. Наряду с длительными постановками предусмотрены кратковременные этюды.

            Теоретический материал изучается в форме бесед и анализа произведений живописи (репродукций с работ мастеров живописи, учебных этюдов). Знакомство с подлинниками живописных произведений происходит во время посещений музеев и выставочных залов.        

            Предлагаемая программа построена так, чтобы дать учащимся более полные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение как русского, советского, так и зарубежного мирового искусства, а также жизненного опыта детей.

            Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности, развития образного мышления и фантазии на основе работ по памяти, по представлению является важным условием успешного освоения учащимися программного материала. Стремление отразить в своих работах действительность, своего отношения и мироощущения должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

            Художественная деятельность учащихся на уроках находит разнообразные формы выражения:

    - изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению);

    - декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений мирового искусства (слайдов, репродукций, диафильмов и видеофильмов);

    - обсуждение работ учащихся, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

    На уроках применяются игровые методы обучения, драматизация по изучаемой теме, связь изобразительного искусства с музыкой, литературой, природоведением, историей и трудовой деятельностью.

    С целью формирования опыта творческого общения и чувства коллективизма в программу вводятся коллективные задания. Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интерьеров (роспись на стене).

    Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве.

    3 КЛАСС

            В конце 3-го класса учащиеся должны знать:

    • Понятие живописи, её главные выразительные средства;
    • Материалы и инструменты для живописи;
    • Локальный цвет, тёплые и холодные, дополнительные и сближённые цвета.

            Уметь:

    • Грамотно организовать рабочее место;
    • Правильно компоновать работу;
    • Создавать живописное, декоративное, графическое решение работы.

    Учебно-тематический план

    ТЕМА

    часы

    Теоретич.

    Практич.

    1 полугодие

    1

    Пленэр. Беседа о живописи.

    6

    1

    5

    2

    Упражнения по цветоведению.

    2

    1

    1

    3

    Контраст цвета и формы.

    2

    1

    2

    4

    Светлота и насыщенность.

    2

    1

    1

    5

    Упражнение «Этот разный серый цвет».

    4

    1

    3

    6

    Упражнение «Цвет и оттенок».

    2

    1

    1

    7

    Упражнение «Акварельные причуды».

    4

    1

    3

    8

    Натюрморт из 2-3 предметов (однотонное стекло).

    4

    1

    3

    9

    Свет и тень.

    4

    1

    3

    10

    Натюрморт из 2-3 предметов различной формы. Контрольная работа

    8

    1

    7

    11

    Этюды предметов различной формы

    2

    1

    1

    2 полугодие

    12

    Этюды предметов различной формы

    2

    1

    1

    13

    Автопортрет и портрет друга

    8

    1

    6

    14

    Натюрморт из 2-3 предметов различной фактуре.

    6

    1

    5

    15

    Натюрморт в холодной гамме из двух предметов.

    6

    1

    5

    16

    Постановка из 2 предметов на нейтральном фоне. Итоговая работа

    8

    1

    7

    18

    Натюрморт в теплой гамме из 2-х предметов.

    6

    1

    5

    Всего

    72

    18

    54

                                                         

    Содержание предмета

    Тема занятий

    Кол-во

    часов

    материал

    формат

    1

    Пленэр.

    Выявление уровня подготовленности учащихся. Развитие наблюдательности, внимания.

    4

    Акварель, кисти, баночка для воды

    А 4

    2

    Беседа о живописи. Пленэр.

    О художественных материалах: красках, кистях, бумаге. Оборудование кабинета живописи, техника безопасности.

    Эксперименты с красками и бумагой.

    Задача: учащиеся должны понять, апробировать качество бумаги, кистей.

    2

    Тонкая и плотная бумага, кисти, акварель, гуашь.

    А 4

    А 3

    3

    Упражнение по цветоведению.

    Основные цвета, вторичные цвета (дополнительные цвета).

    2

    Гуашь, кисти

    А 3 или А 4

    4

    Контраст цвета и формы.

    Этюд натюрморта из 2-3 предметов контрастных по форме и цвету.

    Задача: выполнить подготовительный рисунок, стараясь передать форму предмета в цвете, работу выполнить без учёта освещённости – локально.

    2

    Гуашь, кисти

    А 3

    5

    Светлота и насыщенность.

    Выполнение пейзажей «Туманное утро», «Ясный день», «Хмурый вечер» на одном листе.

    Задача: одну и ту же композицию выполнить с добавлением белой, чёрной краски и яркими цветами.

    2

    Гуашь, кисти

    А 3

    6

    Упражнение «Этот разный серый цвет».

    Задача: изучение ахроматических цветов, оттенков серого цвета. Детям предлагается выполнить повторяющееся изображение (котят или собак) разными оттенками серого.

    4

    Гуашь, кисти

    А 3

    7

    Упражнение «Цвет и оттенок».

    Изображение предметов быта (декоративных цветов) одним цветом и его оттенками (цвет по выбору учащихся).

    Задача: найти максимум оттенков одного цвета.

    2

    Гуашь, кисти

    А 3

    10

    Упражнение «Акварельные причуды».

    Изучение акварельной техники. Заливка-нанесение ровного тона; переливы-вливание цвета в цвет. Прозрачная лессировка-нанесение 2-3-х красочных слоёв. А-ля-прима – пишем, набирая тон на палитре.

    4

    Акварель, кисти.

    А 3

    11

    Натюрморт из 2-3 предметов (однотонного цветного стекла).

    Задача: закомпоновать предметы так, чтобы они перекрывали друг друга, передать прозрачность лессировкой. Драпировка нейтрального цвета, без складок.

    4

    Акварель, кисти.

    А 3

    12

    Свет и тень.

    Упражнения «Цвет по свету. Цвет в тени. Переход света к тени. Блик».

    Задача: раскладка светотени в прямоугольниках.

    4

    Акварель

    А 4

    13

    Натюрморт из 2-3 предметов различной формы.

    Контрольная работа.

    8

    Гуашь

    А 3

    13

    Этюды предметов различной формы

    4

    Акварель, гуашь

    А 4

    14

    «Автопортрет» или «Портрет друга».

    Понятие пропорций частей лица, характера черт. Передача настроения через цвет. Изучение мимики лица.

    8

    Пастель, цветной картон.

    А 3

    15

    Натюрморт из 2-х предметов различных по фактуре

    6

    Гуашь

    А 3

    16

    Натюрморт в холодной гамме из 2 предметов.

    Задача: достичь цельности компоновки листа, подобрать сближённые цвета холодной гаммы.

    6

    Гуашь, тонированная бумага.

    А 3

    16

    Постановка из двух предметов на нейтральном фоне.

    Итоговая работа.

    Найти формат листа. Решение локального цвета на свету и в тени. Найти индивидуальную цветовую характеристику предметов с элементами моделировки формы цветом.

    8

    Акварель.

    А 3

    17

    Натюрморт в тёплой гамме из двух предметов.

    Итоговая работа.

    Задачи: закрепить знания, полученные ранее (проверка знаний); правильный выбор формата, последовательность этапов выполнения натюрморта.

    6

    Гуашь, тонированная бумага.

    А 3

    Всего

    72

    4 КЛАСС

            В конце 4-го года обучения учащиеся должны знать:

    •         Дополнительные цвета (контраст);
    • Сближённые цвета (нюанс);
    • Понятие светотени (в живописи);
    • О влиянии цветового решения на композиционный строй работы;
    •  Имена известных мастеров живописи и некоторые их работы: И.Левитан, Рембрандт, К.Коровин, В.Тропинин, Пикассо, А.Матисс, Джотто, Тициан, М.Васильев, Ж.Шарден.

            Уметь:

    • Передавать оттенки локального цвета предмета с помощью основных и составных цветов;
    • Грамотно компоновать работу (применять знания, полученные на уроках «Композиции»);
    • Передавать объём формы с помощью светотени;
    • Видеть и передавать тёпло-холодные цветовые отношения;
    • Использовать явления контраста и нюанса при изображении контрастных и сближённых по цвету предметов;
    • Последовательно вести работу;
    •   Анализировать работы: оценивать степень выполнения поставленной задачи.

    Учебно-тематический план

    ТЕМА

    Кол-во

    часов

    Теор.

    Практ.

    1 полугодие

    1

    Пленэр.

    Вводная беседа о живописи.

    9

    1

    8

    2

    Постановка из 2 предметов (гризайль).

    9

    1

    5

    3

    Постановка из 2-3 предметов простейшей формы на нейтральном фоне.

    9

    1

    2

    4

    Постановка из 2-3 предметов на цветном фоне.

    Контрольная работа.

    12

    1

    11

    6

    Два этюда натюрморта из 2-х предметов (на колорит и контраст) в технике по сырому.

    9

    1

    11

    2 полугодие

    7

    Постановка из 3-4 предметов с ярко выраженным цветом и цветовым фоном.

    9

    1

    8

    8

    Наброски с фигуры человека.

    3

    1

    2

    9

    Постановка из 3-4 предметов, контрастных по цвету, в технике мозаичного письма.

    12

    1

    11

    10

    Постановка из 3-4 предметов сближенного цвета в технике лессировка.

    Итоговая работа.

    9

    1

    14

    11

    Постановка из 3-4 предметов цвета. Тематический натюрморт.

    12

    1

    11

    Всего

    108

    11

    91

    Содержание предмета

    ТЕМА

    Кол-во

    часов

    Материал

    Формат

    1 полугодие

    1

    Вводная беседа о живописи. Пленэр.

    9

    2

    Постановка из 2-х предметов (гризайль).

    Передача светотени одним цветом (как средство выражения формы).

    9

    Акварель

    А 3

    3

    Постановка из 2-3 предметов простейшей формы на нейтральном фоне. Даются понятия: цвет, блик, тень, полутень, собственная и падающая тень.

    9

    Акварель

    А 3

    4

    Постановка из 2-3-х предметов на цветном фоне.

    Контрольная работа. Понятие о цветном рефлексе. Изменение цвета в зависимости от влияния окружающей среды. Закрепление понятия о холодных и теплых тонах.

    12

    Гуашь

    А 3

    5

    Два этюда натюрморта из 2-х предметов (на колорит, на контраст) в технике по сырому.

    9

    Акварель

    А 4

    2 полугодие

    7

    Постановка из 3-4 предметов с ясно выраженным цветом и цветовым фоном (задание на решение декоративно-плоскостного натюрморта).

    9

    гуашь

    А 3

    8

    Наброски с фигуры человека. Выполняются акварельными красками. Передача характера линией и пятном.

    3

    Акварель

    А 3

    9

    Постановка из 3-4 предметов, контрастных по цвету, в технике мозаичного письма. Начало первых цветовых прокладок. Общие цветовые отношения.

    12

    Гуашь или акварель

    А 3

    10

    Постановка из 3-4 предметов.

    Итоговая работа. Единая цветовая гамма. Светотеневая моделировка формы.

    15

    Акварель

    А 3

    11

    Постановка из 3-4 предметов сближенного цвета в технике лессировка. Поиск цветовых отношений. Работа над деталями.

    12

    Акварель

    А 3

    Всего

    108

    5 КЛАСС

            В конце 5-го года обучения учащиеся должны знать:

    • Понятия: «цветовая гамма», «колорит»;
    • Средства воздушной перспективы, необходимые для выявления пространственных отношений в живописном произведении;
    • Средства выявления фактуры с помощью цвета;
    • Имена известных мастеров живописи и некоторые их работы: М.Врубель, Ван Гог, К.Маковский, С.Щедрин, Г. Леман, И.Горюшкин-Сорокопудов, И.Хруцкий, Ван Бейерен, Веласкес, И.Репин, В.Васнецов, В.Перов, О.Ренуар, В.Серов.

                    Уметь:

    • Создавать гармоничное, целостное сочетание цветовых оттенков в живописной работе (цветовая гамма, колорит);
    • Выявлять пространственное расположение предметов в живописной работе с помощью цветовых отношений;
    • Выявлять фактуру изображаемых предметов с помощью цветовых отношений;
    • Выполнять предварительные колористические поиски к живописным этюдам;
    • Цельно передавать светотеневые отношения на сложной форме;
    • Выявлять сложную форму с помощью оттенков цвета.

    Учебно-тематический план

    Тема

    Кол-во часов

    Теор.

    Практ.

    1 полугодие

    1

    Пленэр. Краткосрочные этюды.

    9

    1

    8

    2

    Постановка этюдного характера из 2-3 предметов с ясно выраженным цветом на нейтральном фоне.

    9

    1

    8

    3

    Постановка из 3-4 предметов, различных по материалу в технике гризайль.

    10

    1

    8

    4

    Тематический натюрморт «Новогодний».

    Контрольная работа.

           18

    1

    17

    5

    Этюды предметов на передачу материальности (стекло, металл, дерево, ткань).

    6

    1

    5

    2 полугодие

    6

    Постановка из нескольких предметов близких по окраске на цветном фоне.

    15

    1

    14

    7

    Выполнение портретного этюда.

    12

    1

    11

    8

    Тематический натюрморт из 2-3 предметов на нейтральном фоне.

    Итоговая работа.

    21

    1

    20

    9

    Наброски фигуры человека этюдного характера.

    5

    1

    3

    Всего

    108

    8

    94

    Содержание предмета

    ТЕМА

    Кол-во часов

    материал

    формат

    1 полугодие

    1

    Вводная беседа. Краткосрочный этюд. Пленэр.

    9

    2

    Постановка этюдного характера из 2-3 предметов с ясно выраженным цветом (овощи, фрукты, цветы) на нейтральном фоне.

    Цветная характеристика предмета и их связь с окружающей средой (соприкасание предмета с фоном).

    9

    акварель

    А 3

    3

    Постановка из 3-4 предметов, различных по материалу, в технике гризайль.

    Передача пространства при соблюдении светотеневой проработки (блик, свет, полутень, тень, рефлекс).

    10

    акварель

    А 3

    4

    Тематический натюрморт «Новогодний».

    Передача эмоционального состояния.

    Поэтапная работа над композицией.

    Обобщение.

    Контрольная работа над композицией.

    18

    акварель

    А 2

    5

    Этюды предметов на передачу материальности (стекло, металл, дерево, ткань).

    6

    Акварель

    А 3

    2 полугодие

    6

    Постановка из нескольких предметов, близких по окраске на цветном фоне. Передача цветом планов и уходящих плоскостей.

    15

    акварель

    А 3

    7

    Выполнение портретного этюда (6 ч. – в холодной гамме, 6 ч. – в тёплой гамме).

    12

    гуашь

    А 3

    8

    Тематический натюрморт из 2-3 предметов на нейтральном фоне (освещение боковое).

    Итоговая работа.

    21

    акварель

    А 2

    9

    Наброски фигуры человека этюдного характера.

    5

    акварель

    А 4

    Всего

    108

    6 КЛАСС

            В конце 6-го года обучения учащийся должен знать:

    • Понятия: «тональность», «холодная цветовая гамма», «тёплая цветовая гамма»;
    • Что сочетание тёплых и холодных цветовых оттенков – это неотъемлемое качество живописного произведения;
    • Имена известных мастеров живописи и некоторые их работы: Ж. Шарден, И. Левитан, А. Матисс, Н. Гончарова, П. Кузнецов, Н. Петров – Водкин, М. Сарьян.

                    Уметь:

    • Создавать цельную цветовую гамму в живописной работе
    • Выявлять глубину пространства в живописном произведении с помощью средств световоздушной перспективы;
    • Выявлять фактуру с помощью цветовых отношений;
    • Создавать цельный колорит в живописной работе.

    Учебно-тематический план

    Тема

    Кол-во

    часов

    Теор.

    Практ.

    1 полугодие

    1

    Пленэр. Вводный урок. Краткосрочные этюды.

    3

    1

    2

    2

    Пленэр. Постановка из живых цветов, овощей или фруктов.

    6

    1

    5

    3

    Постановка натюрморта с гипсовым телом.

    15

    1

    14

    4

    Постановка из нескольких предметов, различных по материалу на цветном фоне.

    Контрольная работа.

    18

    1

    17

    5

    Этюд фруктов или овощей. Знакомство с масляной живописью. Грунтовка, подмалевок.

    9

    1

    8

    2 полугодие

    6

    Постановка в интерьере.

    18

    1

    17

    7

    Экзаменационное задание: постановка с чучелом птицы, узорной драпировкой и бытовыми предметами.

    20

    1

    19

    7

    Этюд фигуры человека (с фоном).

    13

    1

    12

    Всего

    108

    7

    95

    Содержание предмета

    Тема

    Кол-во часов

    материал

    формат

    1 полугодие

    1

    Вводный урок. Пленэр. Краткосрочные этюды.

    3

    Акварель

    А 4

    2

    Постановка из живых цветов, овощей или фруктов.

    6

    Гуашь

    А 4

    3

    Постановка натюрморта с гипсовым телом. Драпировка с небольшим количеством складок. Передача тонально-цветовых отношений.

    15

    Гуашь

    А 2

    4

    Постановка из нескольких предметов, различных по материалу (стекло, ткань, дерево и т.д.) на цветном фоне. Передача фактуры материала цветом. Контрольная работа.

    18

    Гуашь

    А 2

    5

    Этюд фруктов или овощей. Знакомство с масляной живописью. Грунтовка. Подмалевок. Проработка деталей.

    9

    Масло

    А 3

    2 полугодие

    6

    Постановка в интерьере. Тонально-цветовое решение в пространстве (холодная и тёплая гаммы).

    18

    Гуашь

    А 2

    7

    Экзаменационное задание: постановка с чучелом птицы, узорной драпировкой и бытовыми предметами. Поэтапная работа. Передача цветового строя натюрморта.

    20

    гуашь

    А 2

    8

    Этюд  фигуры человека (с фоном).

    Построение фигуры человека в пространстве. Передача световоздушной среды.

    13

    Масло

    А 3

    Всего

    108

    7 КЛАСС

            В конце 7-го года обучения учащиеся должны знать:

    • Понятия «художественный образ в живописи», творческий замысел»;
    • Средства формирования художественного образа в живописном произведении;
    • Средства воплощения творческого замысла в живописном произведении;
    • Имена известных мастеров живописи и названия некоторых произведений: И. Хруцкий, И. Шишкин, А. Савросов, Б. Григорьев, П. Сезанн, Дега, О. Кипренский, А. Кравченко, И. Машков, И. Бродский.

              Уметь:

    • Создавать выразительный художественный образ постановки с помощью композиционных и живописных средств;
    • Ставить перед собой творческую задачу и решать её с помощью композиционных и живописных средств;
    • Выбирать и использовать материал, технику и изобразительные приёмы в соответствии со своим эмоционально-образным восприятием постановки.

    Учебно-тематический план

    Тема

    КОЛ-ВО ЧАСОВ

    ТЕОР.

    ПРАКТ.

    1 полугодие

    1

    Пленэр. Краткосрочные этюды

    9

    1

    8

    2

    Постановка из 3-4-х предметов, разнообразных по фактуре с гипсовой вазой. Контрольная работа.

    26

    1

    23

    3

    Постановка из свежих фруктов, овощей, цветов, листьев.

    20

    1

    17

    Всего

    56

    2 полугодие

    4

    Этюд головы человека, в холодном колорите (мужской)

    12

    2

    10

    5

    Фрагмент интерьера. Угол мастерской.

    16

    1

    15

    6

    Итоговая работа.

    Натюрморт с гипсовой головой  на материальность.

    18

    1

    17

    7

    Этюд головы человека в теплом колорите (женский).

    10

    1

    9

    Всего

    108

    7

    95

    Содержание предмета   

    ТЕМА

    Кол-во часов

    материал

    формат

    1 полугодие

    1

    Пленэр. Краткосрочные этюды.

    9

    Акварель, гуашь

    А 3

    2

    Постановка из 3-4-х предметов, разнообразных по фактуре с гипсовой вазой.

    Контрольная работа. Передача фактуры предметов. Выявление полученных знаний за весь период обучения.

    26

    Материал по выбору учащихся

    А 2

    3

    Постановка из свежих фруктов, овощей, цветов, листьев. Совершенствование приёмов масляной живописи. Передача световоздушной среды.

    20

    Масляные краски

    А 3

    2 полугодие

    4

    Этюд головы человека в холодном колорите (мужской).

    12

    Гуашь

    А 3

    5

    Фрагмент интерьера. Угол мастерской.

    16

    Материал по выбору учащихся

    А 2

    6

    Итоговая работа.

    Натюрморт с гипсовой головой, на материальность.

    18

    Гуашь

    А 2

    7

    Этюд головы человека в теплом колорите (женский).

    10

    Гуашь

    А 3

    Всего

    108

    Список литературы:

    1. Алексеев Ю., М. Левидова. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. - М., 1976.
    2. Алексеев С.О. О колорите. – М., 1974
    3. Барокко: Архитектура. Живопись. Литература. Музыка. Скульптура. Серия: наглядные и раздаточные пособия. – Айрис-Пресс, 2006.
    4. Беда  Г.В.  Тоновые  и цветовые отношения в живописи. - М.: Советский художник, 1964.
    5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. – М.: Просвещение, 1969.
    6. Бесчастнов Н.П. Портретная графика: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2007.
    7. Бесчастнов Н.П. Живопись: учебное пособие для студентов. - М.: Владос, 2007.
    8. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2008.
    9. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2008.
    10. Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. – М.: Изобразительное искусство, 1987.
    11. Волошин М.А. В.И.Суриков. Л, 1985.
    12. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.,1977.
    13. Герман М.Ю. Михаил Врубель. СПб.: Аврора, 2001
    14. Грабарь И.Э. История русского искусства. В 13 томах. М.:1953.
    15. Гренберг Ю.И. Технология живописи. – М., 1982
    16. Готика: Архитектура. Живопись. Скульптура. Литература. Серия: наглядные и раздаточные пособия. – Айрис-Пресс, 2007.
    17. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М., 1961 – 2005.
    18. Демонстрационный материал: Репродукции картин русских художников: Венецианов А.Г., Перов В.Г., Брюллов К.П., Федотов П.А., сост. Барановская З.И. – Айри-Пресс, 2005.
    19. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 1998
    20. Классицизм: Архитектура. Живопись. Литература. Музыка. Скульптура. Серия: наглядные и раздаточные пособия. – Айрис-Пресс, 2006.
    21. Крымов Н.П. Художник и педагог. М.: Изобразительное искусство, 1989.
    22.  Лушников Б.В. Рисунок. Портрет: учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2008.
    23.  Новоуспенский Н. Федор Александрович Васильев. – М.: Изобразительное искусство, 1991.
    24. Обухов В.М. Натюрморт. – АСТ-Пресс, 2002.
    25.  Островский Г. Рассказ о русской живописи. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
    26. Петровец Т.Г., Ю.В.Садомова.Энциклопедия мировой живописи. -   М.: Олма-пресс, 2002.
    27.  Прилуцкая Т.И. Живопись Франции XVII-XVIII в. Из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. – М.: Изобразительное искусство, 1999.
    28.  Прокофьев Н.И. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов. – М.: Владос, 2010.
    29. Садохин А. П. Мировая художественная культура. - М., 2000.
    30.  Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. – М., 1981.
    31.  Степанова С.С. Василий Тропинин. – М.: Изобразительное искусство, 2005.
    32. Столяров И.М. Акварель. – М., 1980.
    33. Энциклопедия мировой живописи. - М., 2002.
    34.  Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983
    35.  Юденкова Т.В. Илья Репин. – М.: Изобразительное искусство, 2005.
    36. Яшухин А.П. Живопись. – М., 1985

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Изобразительному искусству» для 3 класса

    Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.  «Изобразительное искусство»  3 класс...

    Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс

    Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

    Рабочая программа, для начальной школы, учебного курса по изобразительному искусству в 4 классе Неменский Б.М.

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса (базовый уровень) общеобразовательного учреждения  разработана на основании фундаментального ядра Феде­рального государственного образ...

    Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

    Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

    рабочая программа УМК "Школа России" 3 класс по изобразительному искусству

    Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения и соответствует всем требования предъявляемым к методическим разработкам....

    Рабочая программа индивидуального обучения учащегося 1 класса по изобразительному искусству.

    Рабочая программа индивидуального обучения учащегося 1 класса по изобразительному искусству по УМК "Планета знаний" в помощь учителям начальных классов....