Решение задач как важнейшее средство общего развития младшего школьника.
консультация по математике (4 класс) на тему
В небольшой статье показывается, что решение задач в 4 классах имеет большое значение. На последнем году обучения детей в начальной школе учащимся предлагаются задачи различных типов. Это вызывает большие трудности. Чтобы дети могли решать любые задачи, у них должны быть сформированы определенные УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение задач как важнейшее средство общего развития младшего школьника
Киршина Г.А.
Все учебники математики на последнем году обучения в начальной школе содержат большое количество нетиповых задач высокого уровня сложности.
Для полноценной работой над задачей ребенок должен уметь:
- Читать текст задачи, понимая смысл прочитанных фраз.
- Моделировать (в том или ином виде) заданную в задаче ситуацию; при этом важно то, что модель не должна быть формальной (модель ради модели никому не нужна), а должна «наводить» на способ решения задачи;
- Составлять математическое выражение соответственно смыслу ситуации (выбор действия);
- Оформлять запись решения и ответа.
- Контролировать результат (понимать в принципе, что ответ для верности лучше проверить, и владеть способами проверки ответа задачи).
Наиболее сложными для ребенка являются умения 2 и 5, однако именно их сформированность будет гарантировать то, что он сможет решать задачу не путем «вспоминания» заученного способа решения задачи такого типа, а подходя к любой задаче как к объекту, требующему выполнения перечисленных выше действий.
При решении задачи ребенок как минимум дважды выполняет перекодировку словесно заданной ситуации задачи – сначала переводя ее текст в краткую запись, рисунок или схему для выявления связей между данными и искомым, а затем еще раз переводя выявленную зависимость на язык математических знаков и символов (запись решения).
Таким образом, под решение задачи можно понимать процесс перекодировки учеником словесно заданного сюжета, имеющего численные компоненты и характерную структуру, на язык арифметической записи.
Для выполнения такой перекодировки ребенок должен свободно владеть анализом предложенной словесной структуры (условие задачи и требование).
Таким образом, при решении задачи у учащихся формируются следующие УУД:
- Поиск необходимой информации.
- Запись информации в форме, удобной для обработки.
- Решение задач и вычисление значений выражений разными способами.
- Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- Осуществление синтеза как составление целого из частей.
- Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям.
- Установление причинно-следственных связей в изучаемом явлении.
- Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте.
- Аналогия.
- Общий способ решения задачи.
- Коммуникативные универсальные учебные действия. (Ученики обсуждают разные способы решения, учатся оценивать каждое мнение, обосновывать свое согласие или несогласие с ним).
В области математики учащиеся начальных классов должны уметь переводить числовые данные в неизвестные области (продолжение последовательностей), моделировать ситуации, выполнять приближенные вычисления, использовать символический язык записи математических текстов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский театральный клуб как средство литературного развития младших школьников
Анализ литературного произведения сложен для учеников начальной школы. В статье предложен игровой деятельностный подход к изучению литературы в форме создания детского теат...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/18/picture-26016-1634584450.jpg)
Словарная работа на уроках русского языка как важнейшее средство речевого развития младших школьников
Обобщение актуального педагогического опыта ...
Предмет технология как средство общего развития младших школьников. Его содержательное и методическое наполнение.
Текст выступления на районном семинаре....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/21/picture-409001-1392952059.jpg)
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развивающие задания как педагогическое средство интеллектуального развития младших школьников:
Цель исследования: влияние системы развивающих заданий и упражнений на интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возрастаОбъект исследования: интеллектуальное развитие учащихся младшего шк...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/09/picture-1135966-1617980797.jpg)
Курсовая работа по теме: «Логические задачи как средство умственного развития младших школьников»
Курсовая работа по математике...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/21/picture-1401861-1650543087.jpg)
Решение задач, отражённых во внеурочной деятельности с младшими школьниками, в соответствии с требованиями ФГОС
Решение задач воспитания и всестороннего развития школьника наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Фе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-979380-1511947333.jpg)
Воспитание патриотизма – важная задача педагога и родителя в развитии младших школьников.
Любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства. Патриотизм является определяющей чертой современной личности.Патриотическое воспитание младших школьников по-прежнему сохраняет ...