Решение задач как важнейшее средство общего развития младшего школьника.
консультация по математике (4 класс) на тему

Киршина Галина Александровна

В небольшой статье показывается, что решение задач в 4 классах имеет большое значение. На последнем году обучения детей в начальной школе учащимся предлагаются задачи различных типов. Это вызывает большие трудности. Чтобы дети могли решать любые задачи, у них должны быть сформированы определенные УУД. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst_mat_4.docx13.75 КБ

Предварительный просмотр:

Решение задач как важнейшее средство общего развития   младшего школьника

Киршина Г.А.

        Все учебники математики на последнем году обучения в начальной школе содержат большое количество нетиповых задач высокого уровня сложности.

    Для полноценной работой над задачей ребенок должен уметь:

  1. Читать текст задачи, понимая смысл прочитанных фраз.
  2. Моделировать (в том или ином виде) заданную в задаче ситуацию; при этом важно то, что модель не должна быть формальной (модель ради модели никому не нужна), а должна  «наводить» на способ решения задачи;
  3. Составлять математическое выражение соответственно смыслу ситуации (выбор действия);
  4. Оформлять запись решения и ответа.
  5. Контролировать результат (понимать в принципе, что ответ для верности лучше проверить, и владеть способами проверки  ответа  задачи).

Наиболее сложными для ребенка являются умения 2 и 5, однако именно их сформированность будет гарантировать то, что он сможет решать задачу не путем «вспоминания» заученного способа решения задачи такого типа, а подходя к любой задаче как к объекту, требующему выполнения перечисленных выше действий.

     При решении задачи ребенок как минимум дважды выполняет перекодировку словесно заданной ситуации задачи – сначала переводя ее текст в краткую запись, рисунок или схему для выявления связей между данными и искомым, а затем еще раз переводя выявленную зависимость на язык математических знаков и символов (запись решения).

    Таким образом, под решение задачи можно понимать процесс перекодировки учеником словесно заданного сюжета, имеющего численные компоненты и характерную структуру, на язык арифметической записи.

      Для выполнения такой перекодировки ребенок должен  свободно  владеть анализом предложенной словесной структуры (условие задачи и требование).

Таким образом, при решении задачи у учащихся формируются следующие  УУД:

  1. Поиск необходимой информации.
  2. Запись информации в форме, удобной для обработки.
  3. Решение задач и вычисление значений выражений разными способами.
  4. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
  5. Осуществление синтеза как составление целого из частей.
  6. Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям.
  7. Установление причинно-следственных связей в изучаемом  явлении.
  8. Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте.
  9. Аналогия.
  10. Общий способ решения задачи.
  11. Коммуникативные универсальные учебные действия.  (Ученики  обсуждают разные способы решения, учатся оценивать каждое мнение, обосновывать свое согласие или несогласие с ним).

        В области математики учащиеся начальных классов должны уметь переводить числовые данные в неизвестные области (продолжение последовательностей), моделировать ситуации, выполнять приближенные вычисления, использовать символический язык записи математических текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский театральный клуб как средство литературного развития младших школьников

Анализ литературного произведения  сложен для учеников начальной школы. В статье предложен игровой деятельностный подход  к  изучению литературы в форме создания детского теат...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развивающие задания как педагогическое средство интеллектуального развития младших школьников:

Цель исследования: влияние системы развивающих заданий и упражнений на интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возрастаОбъект исследования: интеллектуальное развитие учащихся младшего шк...

Решение задач, отражённых во внеурочной деятельности с младшими школьниками, в соответствии с требованиями ФГОС

Решение задач воспитания и  всестороннего развития школьника наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Фе...

Воспитание патриотизма – важная задача педагога и родителя в развитии младших школьников.

Любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства. Патриотизм является определяющей чертой современной личности.Патриотическое воспитание младших школьников по-прежнему сохраняет ...