Предмет технология как средство общего развития младших школьников. Его содержательное и методическое наполнение.
статья по технологии по теме

Текст выступления на районном семинаре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет технология как средство общего развития младших школьников.

Его содержательное и методическое наполнение.

Анна Викторовна Романова,

учитель начальных классов, ВКК,

методист ОЭП района

        С активизацией инновационных процессов в обществе  усилилась потребность в самостоятельной и ответственной  личности, способной принимать решения в ситуации выбора.  

       Вот почему чрезвычайно актуальной для образования сегодня стала проблема личностного развития  школьников.

       Педагогические и психологические исследования показывают, что именно младший школьный возраст является исходным моментом в осознании человеком Я-концепции, определении собственной позиции в  процессе обучения и в других сферах жизнедеятельности.

 

       Однако самостоятельно ребенку трудно справиться с такой задачей, поэтому в этот период ему особенно  важна  помощь грамотного и мудрого педагога.

       Среди главных условий реализации личностного развития обучающихся ученые выделяют ряд ключевых характеристик, которые активизируют природные особенности человека и его свойства как субъекта культуры.  Именно их развитие у младшего школьника в единстве и составляет планируемый результат образовательного процесса в целом.

         В своем выступлении я хотела бы остановиться на роли предмета технологии в реализации основной  цели начальной школы.

         Технология, с позиций социализации обучающихся, занимает ключевое место в системе общего образования. По базисному учебному плану изучение образовательной области «Технология» начинается в начальных классах по программе, разработанной на основе федерального образовательного стандарта,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Основная идея разработки нового стандарта содержания по технологии состоит в развитии функциональной технологической компетентности школьников, которая выражается в их способности  выполнять работы по распространенным технологиям ручного труда, быстро осваивать различные технологические средства и адаптироваться к различным видам деятельности. А в дальнейшем содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики.

Но возможности технологии в начальной школе не ограничиваются только овладением младшими школьниками  предметными компетенциями, а при грамотном содержательном и методическом наполнении может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий и средством общего развития наших воспитанников.

Доказательством вышесказанного могут служить результаты коррекционной деятельности МО учителей начальной школы после выполнения обучающимися районных диагностических работ по предмету технологии.

Итак, проанализировав итоги выполнения обучающимися 2 классов стартовой диагностики по технологии, мы сделали вывод о том, что их результаты оказались ниже среднего по району, но немного выше среднего по городу.

Наши обучающиеся хорошо установили простейшие соответствия, показали знания техники безопасности. Однако допустили ошибки в заданиях, требующих осмысленного чтения, написании терминов, а также при работе с алгоритмом технологической последовательности изготовления предложенного изделия.    

После изучения соответствующих справок нами было проведено заседания методического объединения. В ходе выполнения его решения нами были внесены изменения в рабочие программы, а коллектив педагогов был разделен на творческие группы по выбору. Позднее результатом их работы стали следующие продукты.

С целью совершенствования компетенции обучающихся в правильном осознанном и выразительном чтении нами создан сборник дидактических материалов по предмету литературного чтения. В нем были систематизированы задания разного вида по заявленной теме.

Вторая группа педагогов создала «Словарь юного технолога» для систематической работы с предметными терминами, их лексическим значением и орфографическим написанием.

Результатом деятельности третьей группы явились разноуровневые карточки – алгоритмы технологической работы над изделиями по предмету технология 2 класса.

 Так как в настоящее время в практику преподавания внедрены принципиально новые носители информации. Значительная часть  учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на электронных носителях, каждый кабинет начальных классов нашей школы оснащен необходимым для их использования оборудованием. А созданные нами продукты представлены в двух видах.

Грамотно составленная педагогическая деятельность учителей по использованию методического комплекса выбранной нами программы и систематическое внедрение материалов школьных продуктов способствовали повышению уровня компетентности наших воспитанников по предмету технологии. Доказательством этого явились результаты итоговой диагностики второклассников, которые оказались выше средних как по городу, так и по району.

Кроме этого значительно повысился уровень техники чтения обучающихся в данной параллели, его осознанность и выразительность.

Анализ выполнения диагностических работ по другим предметам позволил сделать вывод о том, что ребята значительно лучше справились с заданиями, связанными с определением порядка шагов разного вида алгоритмов.

А еще подтверждением правильно выбранного нами пути является позитивное эмоционально-ценностное отношение наших воспитанников к урокам технологии. Доказательством этого помимо результатов анкетирования считаем и выбор  большинства обучающихся этой параллели в ходе входной диагностики заданий по технологии.

Завершить свое выступление я хотела бы презентацией наших продуктов, которые после их апробации мы предложим педагогическому сообществу района на ярмарке методических разработок, на которых уже третий год материалы МО учителей школы называются  лучшими.

И пригласить вас всех к совместному творчеству по совершенствованию методического и содержательного наполнения предмета технологии. Ведь как писал Виктор Зубков:

«Неспособных к творчеству людей нет. Есть неспособные определить свои способности и развить их».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский театральный клуб как средство литературного развития младших школьников

Анализ литературного произведения  сложен для учеников начальной школы. В статье предложен игровой деятельностный подход  к  изучению литературы в форме создания детского теат...

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развивающие задания как педагогическое средство интеллектуального развития младших школьников:

Цель исследования: влияние системы развивающих заданий и упражнений на интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возрастаОбъект исследования: интеллектуальное развитие учащихся младшего шк...

Решение задач как важнейшее средство общего развития младшего школьника.

В небольшой статье показывается, что решение задач в 4 классах имеет большое значение. На последнем году обучения детей в начальной школе учащимся предлагаются задачи различных типов. Это вызывает бол...

Образовательные технологии и средства укрепления здоровья младших школьников на уроке технологии

В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забо...

Урок как средство интеллектуального развития младших школьников в аспекте здоровьесберегающих технологий

Работа может представлять интерес для учителей начальной школы. Статья посвящена актуальной проблеме использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Приводятся комплексы спец...

Методическая работа "«Проектная деятельность как средство творческого развития младших школьников на уроках технологии»

      В начальной и средней школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их схо...