Главные вкладки

    «Формирование учебной мотивации младших школьников в процессе математического развития учащихся начальной школы»
    статья по математике на тему

    Бровар Марина Юрьевна

    Развитие мотивационной сферы у ребенка  Основные задачи обучения ребёнка математики. Межпредметные связи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Формирование учебной мотивации младших школьников в процессе математического развития учащихся                              начальной школы»

    Бровар Марина Юрьевна

                                   учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории

    Известно, что развитие мотивационной сферы у ребенка играет главную роль для успешности в учебной деятельности. Если у школьника есть положительный мотив к обучению, то он будет лучше справляться с задачами, проявлять активность в учении. И, напротив, низкий уровень учебной мотивации ведет к падению интереса к учению, рассеянности и снижению школьной успеваемости.

    Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника «..источником умственного удовольствия и душевной радости».[1] С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал, что учение это радость познания нового и интересного, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.

    В начальной школе на учителя возложена ответственная миссия – вызвать и укрепить положительные мотивы учения у первоклассников. Этого сложно достичь, потому что первоклассники еще не достаточно собраны, не вполне понимают правила школьной жизни, у них не сформировано произвольное запоминание, внимание и другие познавательные процессы.

    Теоретические исследования и наблюдения педагогов-практиков показывают, что развитие учебной мотивации — это процесс целеполагаемый, непрерывный и длительный, требующий кропотливого труда от педагога и терпения.

    Считаю, что основными задачами обучения детей математике должны стать: [2]

    • заинтересовать математикой;
    • увлечь новизной открытий;
    • развить творческий потенциал коллектива учащихся;
    • обеспечить развитие каждого ученика в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

    Такой подход к организации обучения математике обеспечивает ребенку необходимую математическую базу, развивает интерес к математике, существенно облегчает труд воспитателя и учителя, позволяет добиваться высоких результатов.

    Считаю, что математика   должна   занимать   особое   место   в   интеллектуальном развитии ребенка, должный уровень которого определяется качественными особенностями таких исходных математических представлений и понятий, как счет, движение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Содержание формирования у детей элементарных математических представлений должно быть направлено на вооружение их основными операциями мышления - сравнением, анализом, рассуждением, умозаключением.

    Выдающийся физик Р. Фейнман писал: «Математика не просто один из языков. Математика – это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика – орудие для размышления. В ней сконцентрированы результаты точного мышления многих людей. При помощи математики можно связать одно рассуждение с другим. … Очевидные сложности природы с ее странными законами и правилами, каждое из которых допускает отдельное очень подробное объяснение, на самом деле тесно связаны. Однако, если вы не желаете пользоваться математикой, то в этом огромном многообразии фактов вы не увидите, что логика позволяет  переходить от одного к другому».[3]

    Действительно, практика доказывает, что обучение математике дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей ребенка.

    Е. А. Казанцева, И. В. Померанцева, Т. А. Трепак отмечают, что обучение на уроках математики искусству решать задачи доставляет исключительно благоприятную возможность для формирования у учащихся определенного склада ума. [4]

    Необходимость исследовательской деятельности развивает интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию человеческой мысли. Все это является на наш взгляд важнейшим элементом общей культуры. Важное влияние оказывает курс математики на формирование различных форм мышления:

    • логического;
    • пространственно-геометрического;
    • алгоритмического.

    По-своему опыту преподавания математики в начальных классах, могу отметить, что формирование устойчивого интереса к математике у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

    Также важно на уроке осуществлять межпредметные связи, арсширять кругозор детей, стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами.

    Зная психологические особенности младших школьников, важно включать игровые приемы, метод проекта, опору на наглядный материал, давать возможность развиться воображению ребенка, чаще использовать небольшие экскурсии и выходы за пределы класса и школы.

    Часто я применяю такой прием, как необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки. 

    Помимо этого широко применяю проблемные задания, которые  выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания.

    Таким образом, считаю, что для развития познавательной активности младших школьников на уроках математики необходима систематическая и целенаправленная работа педагога, терпение, применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации, знание и применение  инновационных форм и методов работы, внимания к каждому ученику и применение индивидуальных заданий для щкольников с разным уровнем подготовки,  ведение межпредметных связей,

    Математическое развитие рассматривается мною как следствие обучения математическим знаниям, а математические знания должны стать неотъемлемой частью общей культуры и обязательным элементом в воспитании и обучении ребенка.

    Математическое развитие школьников – это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.


    Список литературы

    1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников и младших школьников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96 с.
    2.  Архангельский А.В. О сущности математики и фундаментальных математических структурах. /А.В. Архангельский. //История и методология естественных наук.  –№32. – 1996. – С.14-29.
    3. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков у младших школьников. /М.А. Бантова. // Начальная школа.  – № 11. – 2010. –  С. 38-43.
    4.  Белошистая А.В. О преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования. /А.В. Белошистая. // Вопросы психологии.  – № 6.  – 2008. – С. 39-45.
    5. Далингер В.А. Методические системы развивающего обучения математике в начальной школе. /В.А. Далингер, Л.П. Борисова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. – 205 с.
    6. Педагогические технологии: реферативный сборник. – Новосибирск: НИПКРО, 2009. – 188 с.
    7. Подласый И.П. Педагогика. Уч.пос. В 2 Т. Т. 2. /И.П. Подласый. – М.: Владос-пресс, 2008. -316 с.


    [1] Подласый И.П. Педагогика. Уч.пос. В 2 Т. Т. 2. /И.П. Подласый. – М.: Владос-пресс, 2008. С. 19.

    [2] Педагогические технологии: реферативный сборник. – Новосибирск: НИПКРО, 2009. С. 43.

    [3] Фейнман Р. Характер физических законов.  /Р. Фейнман. - М.: Мир, 1988. С. 9.

    [4] Формирование математических представлений у дошкольников и младших школьников./ авт.-сост. Е. А. Казанцева, И. В. Померанцева, Т. А. Трепак. – Волгоград: Учитель, 2008. С. 3.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование учебной мотивации младших школьников средствами информационных технологий.

    В презентации раскрываются вопросы мотивов учения  школьников, формирование мотивов учения с помощью ИТК....

    Формирование учебной мотивации младших школьников

    Залог успешности обучения младших школьников -наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности....

    "Пути формирования учебной мотивации младшего школьника"

    Материал включает текст выступления на собрании для родителей начальных классов....

    Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников

    Статья по реализованному мной проекту Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников. В статье рассматривется проблема низкой учебной мотивации ...

    Конспект выступления на ШМО Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников в процессе использования УМК ОС Школа 2100

    Тема: Формирование  основных  компонентов учебной деятельности младших  школьников  в процессе использования УМК «ОС Школа 2100». Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель...

    Решение математических задач как способ формирования учебной мотивации младших школьников

    Статья описывает проблемы с которыми зачастую сталкиваются учителя на уроках математики и показывает возможные пути их решения....