Психолого-педагогические условия формирования положительной мотивации младших школьников в процессе обучения
статья

Юшкова Александра Николаевна
Текст курсовой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx92.01 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Мотивация обучающихся является одной из важнейших проблем современного образования, так как именно её наличие обеспечивает активную позицию ребёнка в обучении, личностное развитие и способствует повышению качества образования. Актуальность темы «Психолого-педагогические условия развития мотивации в процессе обучения»  обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы обучающихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников, то важность названного критерия становится очевидной.

Учебная деятельность имеет для разных школьников разный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия.

В Федеральном  законе  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., № 273 ̶ ФЗ указано требование: «начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)» [2].

Стандарт устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, включающим: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально  ̶  личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности [3].

Возникает необходимость в создании специальных условий в образовательной организации для формирования мотивации младших школьников при реализации ФГОС НОО.

Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия развития мотивации младшего школьника в процессе обучения.

Для реализации поставленной цели нам и решались следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогические характеристики мотивационной сферы младшего школьника.

2. Изучить теоретические основы психолого-педагогических условий развития мотивации в процессе обучения.

3. Изучить методы формирования мотивации ребенка в процессе обучения.

4. Определить основные методы исследования мотивации к учению.

Объект исследования: мотивация младшего школьника в процессе обучения.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития мотивации в процессе обучения.

Гипотеза данной курсовой работы основана на предположении о том, что знание психолого-педагогических условий развития мотивации младшего школьника будет способствовать формированию положительной мотивации учения.

Основными методами, применяемыми для решения поставленных задач, являются: анализ научно-методической литературы, беседа, тестирование.

Методологическую основу курсовой работы составили материалы ФГОС НОО, а также труды: Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Ж.М. Глозманова, Е.П. Ильина, Н.Г. Лускановой, Д.А. Леонтьева, А.К. Марковой, А. Маслоу, Р.С. Немов [4; 5; 7; 9;14; 15; 16; 17; 18; 21].

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 26 наименований.

Глава 1. Теоретических основы психолого-педагогических условий развития мотивации в процессе обучения

  1. Понятие «мотивация» в процессе обучения

Мотивация – необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса урока. Большое значение имеет четко определенная и сформулированная цель, которая ставится перед школьниками.

Мотивационная сфера, как считал А.Н.Леонтьев, ̶ ядро личности. В начале своей школьной жизни ребёнок хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично [15].

Проблема мотивации личности, как в отечественной, так и в зарубежной психологии представлена достаточно широко, однако практически не изученным остаётся вопрос о влиянии отношения к учебному предмету учителя на отношение к предмету детей младшего школьного возраста.

Исследование вопроса учебной мотивации предполагается разложить на три составляющие:

  1. Изучение отношения учеников к предмету.
  2. Изучение отношения к предмету учителя.

3. Установление зависимости между отношением к предмету учителя и отношением к предмету учеников.

Для проведения исследования, необходимо рассмотреть такой его теоретический аспект, как проблема мотивации. В связи с этим, рассматривают понятия мотивации и мотива. Следует отметить, что существуют различные подходы к определению, как самой мотивации, так и мотива. Действительно, в качестве мотива назывались самые различные психологические феномены.

Мотив (по Л.И. Божович) – это намерения, представления, идеи, чувства, переживания. Большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив  ̶  это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо её состояние [7].

Существуют следующие виды мотивов:

1. Познавательные мотивы: ученику нравиться узнавать новое вообще; нравятся определенные учебные предметы, хочется углубить знания по определенному учебному предмету, хочется приобрести знания, не связанные со школьной программой и др.

2. Социальные мотивы: ученик понимает необходимость учения, чтобы стать полезным членом общества; чтобы занять определенное место в обществе; чтобы его уважали в классе.

3. Внешние мотивы: побуждения учителя, родителей, других детей, которые иногда вызывают сопротивление ученика.

4. Внутренние мотивы  ̶  желание самого ученика.

5. Положительные мотивы: стремление к знаниям, желание получить хорошую оценку, заслужить похвалу.

6. Нейтральные мотивы (могут не оказывать влияния на обучение): склонность к определенному виду деятельности, общение со сверстниками и др.

7. Положительные мотивы формируют доверие (любовь к учителю), потребность в новых впечатлениях.

8. Отрицательные мотивы формируются тогда, когда учитель строит процесс обучения неэффективно, неправильно относится к ученикам.

В настоящее время существует два подхода к определению мотивации:

1. Первый из них рассматривает мотивацию как структурное образование, как совокупность факторов или мотивов (Ж. Годфруа, В.И. Ковалёв, В.Д. Шадриков и другие).

2. В рамках второго подхода мотивация рассматривается как динамическое образование, как процесс, поддерживающий психическую активность человека на определённом уровне (В.Н. Куницына, Е.П. Ильин и другие) [14].

Однако возможно и другое понимание: мотивация  ̶  это совокупность мотивов поведения и деятельности. В этом случае для оценки мотивации используются те же динамические параметры  ̶  сила и устойчивость, что и при оценке мотива. Наряду с ними используются и другие ̶  множественность, структурность, иерархичность. Множественность характеризует развитость содержания, то есть достаточное число мотивов. Примером этому служит известная иерархия мотивов А. Маслоу, которая открывается физиологическими потребностями, включает в себя потребности безопасности, потребности любви, самоуважении и завершается потребностями самоактуализации [18].

Существуют следующие виды мотивации:

1. Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).

2. Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).

3. Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).

4. Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).

5. Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).

6. Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (научиться играть на пианино, сбросить вес и т.п.).

При изучении мотивации всегда надо иметь в виду, что обучающийся побуждается несколькими мотивами, таким образом, можно говорить о полимотивированном поведении личности.

Поставленная нами проблема связана ещё и с тем, что в России в младших классах практически все предметы ведёт один человек. Данная система принята для облегчения адаптации ребёнка к новому виду деятельности  ̶  учебной. Человек по своей сути не может относиться ко всем предметам одинаково: у него всё равно есть любимые и не любимые.

Таким образом, среди отечественных и зарубежных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности. Кроме того, существуют некоторые противоречия между теоретической разработкой проблемы учебной мотивации и недостаточной практической разработанностью.

  1. . Психолого-педагогическая характеристика мотивационной сферы младшего школьника

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу [9].

В исследованиях Леонтьева А.Н. было установлено, что учебная деятельность порождается двумя группами мотивов [15]:

1. «Порождённые учебной деятельностью»: любознательность, приобретение знаний, мотивация содержания, интеллектуальная активность, стремление к умственной деятельности, творчеству, преодолению препятствий.

2. Социальные:

а) отрицательные: осознание неприятностей, которые могут возникнуть, если не будешь учиться; выговоры, угрозы родителей; напоминания учителей; осознание неравноправного положения; неприятные переживания, вызванные укорами окружающих.

б) положительные (П.А. Якобсон):

1) широкие социальные: гражданский долг перед страной, близкими, самоопределение, самосовершенствование;

2) узколичные мотивы: желание получить одобрение, путь к личному благополучию, престижная мотивация.

В разных возрастных группах ведущими являются различные мотивы. Известно, что дети младшего школьного возраста отличаются повышенной восприимчивостью, впечатлительностью, хорошей обучаемостью, импульсивностью и реактивностью. В то же время отмечается их склонность к послушанию, подражательности и исполнительности. В мотивации младшего школьника важную роль играют также социальные мотивы.

Н. Л. Васильева отмечает, что значительное влияние на поведение обучающегося и на его успеваемость оказывает стиль преподавания. Существует три стиля преподавания: авторитарный, демократический и либеральный [8].

По мнению Ш.А. Амонашвили, отношение ребёнка к учению зависит от характера самого процесса обучения, от стиля общения между педагогом и учащимся, от способов организации учебного материала и учебно ̶ познавательной деятельностью школьников, от системы оценивания результатов учения [4].

В исследованиях было показано, что наибольшую роль в мотивации младшего школьника играет отметка (А.К.Маркова) [17].

Ученики начальных классов уже могут управлять своим поведением на основе сознательно принятого намерения. Для возникновения намерения необходима постановка цели учителем и принятие её учеником.

Косвенно относится к нашей проблеме работа Г.В. Гатальской. Она рассматривает взаимоотношение учителя и ребёнка; личность учителя, облик, манера общения, отношение к детям, любовь к детям  ̶  как компоненты мотивации ученика начальной школы.

В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любезность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней школы. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнить любые его задания являются благоприятными условиями для упрочнения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных черт, характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников отличающиеся следующими особенностями:

1) недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;

2) неустойчивы, то есть, ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление);

3) малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;

4) слабо обобщены, то есть, охватывают один или несколько учебных предметов по их внешним признакам;

5) направленны чаще на результат учения (знание, причин с фактической иллюстративной стороны и лишь затем  ̶  закономерности), а не на способы учебной деятельности, до конца начальной школы порой не складываются интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что не редко косвенно стимулируется самими учителями, так как в отметке оценивается прежде всего результат, а не стремление к преодолению трудностей, которая чревата неуспехом) [6].

Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к учению, называемый иногда формальным и беспечным отношением к школе. Если проследить общую динамику мотивов учения от 1 к 3 классу, то выявляют следующее. В начале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение портфеля и т.д.), затем возникает интерес к первым результатам труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее к способам добывания знаний.

Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам.

В последние годы психологические исследования показали, что уже в середине младшего школьного возраста может закладываться и интерес к способностям приобретения знаний, возникают и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой  ̶  интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг.

По мнению Е.П. Ильина, социальные мотивы, развивающиеся от общего недифференциального понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младших школьников к учителю в целом доброжелательное и доверчивое, хотя его огорчает получение плохих оценок. Уже появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей. Мотивы коллективной работы широко приветствуется у младших школьников, но пока в самом общем и наивном их проявлении [14].

Интерес к учебной деятельности,  по сравнению с другими интересами обучающихся, планомерно возрастает в первых и вторых классах и заметно снижается в третьем классе. Снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий  характер. Ученики третьего класса больше всего не любят пересказывать прочитанное, списать упражнение с доски, учить наизусть правила и стихи, а любят самостоятельно решать примеры и задачи, наблюдать за явлениями природы, лепить, рисовать. Иными словами, обучающиеся начальной школы проявляет интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы самостоятельности [26].

Существенных изменений в мотивации учения школьников от 1 к 4 классу не происходит. Учебная мотивация первоклассников бедна, главным образом из-за отсутствия многих социальных мотивов. К 4 классу они в определённой мере появляются. Самый ценный элемент мотивации – учебные интересы; однако качественная сторона интересов не получает достаточного развития за эти годы обучения в школе. В 4 классе, как и в 1, интересы проявляются обычно к наиболее лёгким, не основным дисциплинам, но и они недостаточно глубоки. Чаще встречаются  интересы, связанные с ориентацией на процесс выполнения отдельных действий, сохраняется и склонность к облегчённой учебной работе.

В это же время упрочивается связь мотивации достижения успеха с  мотивацией избегания наказания, стремление к более лёгким видам учебной работы. Желание получить более высокую отметку, сочетавшееся с мотивацией избегания наказания в 1 классе, в 4 уже не проявляется ярко – сказывается опыт длительных неудач. Появляются побочные мотивы, позволяющие утвердиться в других сферах деятельности – в занятиях спортом, музыкой и т.п. На фоне удовлетворённой  в какой-либо из этих областей потребности в самоутверждении низкая успеваемость не является источником конфликтных переживаний.

Тем не менее,  возникновение побочных компенсаторных мотивов у отстающих 4  ̶  классников, в целом, не предвещает общего снижения уровня отношения к учёбе. Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остаётся мотивация избегания наказания, она становится единственным ведущим мотивом у 20% учащихся. Если в 1 классе больше половины учащихся относятся к учебной работе положительно, то в 4 классе их количество сокращается до 40%, а наряду с неопределённым отношением появляется и чисто отрицательное.

Некоторое общее снижение мотивации учения к концу начальной школы не должно дезориентировать учителя. Дело в том, что угасает лишь общее положительное отношение к школе, причем угасает закономерно, так как оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает. Понимание социальной значимости учения теперь (во 2-х- 3-х классах) должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний. Там, где учителю удается это сделать, снижение мотивации учения к концу начальной школы не наступает.

Таким образом, младший школьный возраст  ̶ начало адаптации к школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он создает необходимую базу для последующего обучения. От результатов обучения также зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников.

Сказанное свидетельствует о том, что мотивационная сфера в младшем школьном возрасте существенно перестраивается: общая познавательная и социальная направленность дошкольника конкретизируется в «позиции школьника» ̶ стремлении посещать школу, затем эта позиция удовлетворяется и должна быть заменена новым типом отношения  ̶  учебно-познавательным мотивам и более зрелыми формами социальных мотивов. К концу младшего школьного возраста у учащихся совершенно необходимо сформировать хотя бы в первом приближении учебно-познавательный мотив  ̶ интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу.

  1. Психолого  ̶  педагогические условия формирования положительной мотивации младших школьников

На формирование мотивации влияет множество внешних условий. Для педагога очень важно знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказывать на развитие мотивации ребенка.

Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Наиболее сильное стремление к достижениям возникает в том случае, если деятельность обладает новизной. Интерес к новым задачам наиболее сильно проявляется в школьном возрасте у мальчиков. Девочки же, напротив, обнаруживают высокую мотивированность и направленность на достижения и при повторном выполнении тех же самых задач. Аналогично к повторам стремятся дети со сформировавшейся направленностью мотива на избегание неудачи. Успешное выполнение уже знакомого задания позволяет им повторно пережить положительные эмоции и благодаря этому обрести уверенность в своих силах, что благотворно сказывается на поднятии уровня мотивации достижений.

Вторым важным для развития мотивации достижения условием является наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности. Она может проявляться на разных этапах познавательной деятельности: при постановке учебной задачи, создании новых знаний, их отработке и на этапе самоконтроля. Самостоятельная работа учащихся окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает различные внутренние переживания и тем самым способствует развитию у них как стремления к достижениям, так и к избеганию неудачи.

Ещё одно условие, влияющее на мотивацию достижения, - это личный пример и ролевое поведение значимых взрослых, учителей и родителей. Чем выше эмоциональная включенность родителей в дела ребенка и соответствующая этому окружающая обстановка, тем выше у ребенка потребность в достижении успеха.

Считается, что для того, чтобы ребёнок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться только ради оценки.

Для того, чтобы понять, в чём кроются причины неуспеваемости ученика, нужно  обратиться к вопросу его учебной мотивации [11]. В первую очередь необходимо определить, насколько сильно его желание учиться, учится ли он из интереса к новым знаниям или из-за желания выглядеть определённым образом перед сверстниками, учителями, родителями. Затем надо постараться культивировать у ребёнка тот или иной аспект его мотивации [12].

Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере ещё отсутствуют  мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий. У ребенка к моменту поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели взрослых, учителя за свои собственные цели. Важно обеспечить такое формирование мотивов, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе, и было бы основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность.

Младший школьник ещё только учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности младших школьников, можно закладывать умения самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения цели со своими возможностями.  

Современные позиции, заложенные в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, актуализируют создание условий для личностного развития обучающихся. Мотивационный аспект является одним из главных показателей личностных и регулятивных УУД [3].

В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе.

Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я ̶ концепции и самооценки, эмоциональная зрелость ребенка. Сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), а также учебных и познавательных мотивов определяет мотивационную готовность первоклассника.

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением.

Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Первый этап любого урока по ФГОС НОО  ̶ это этап мотивации учащихся к деятельности на уроке.  Его целью является выработка на личностно значимом уровне ученика внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Он предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

Мотивация необходима как в начале урока, так и на любом его этапе.

В обучении младшего школьника, среди всего многообразия мотивов, главное место занимает мотив получения высокой отметки, как источника других поощрений и залога эмоционального благополучия. Учебно ̶ познавательные и другие широкие мотивы (долг, ответственность, необходимость получить образование) не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста. Закономерным итогом становится снижение учебной мотивации к концу этого возраста.

Познавательный интерес  (интерес к содержанию и процессу обучения) у большинства детей, даже к концу этого возраста, находится на низком или среднем уровне. Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы – мотивация благополучия, престижа. Среди этих мотивов первое место занимает мотив «хочу получать хорошие отметки». В то же время отметка снижает активность детей, их стремление к умственной деятельности. Отрицательная мотивация (избегание неприятностей) не занимает ведущего места в мотивации младшего школьника. Не все мотивы учения осознаются младшими школьниками в одинаковой степени. А реально действующие мотивы не всегда совпадают с понимаемыми, знаемыми мотивами.

Мы считаем, что воспитать у неуспевающего в учении ребёнка положительное отношение к учебной деятельности – значит, опираясь на уже имеющуюся у него мотивацию, сформировать мотивы, побуждающие к этой деятельности и придающие ей определённый смысл. Первый путь воспитания положительного отношения к учению – создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки. Он осуществим только при определённой эффективности учебной работы ребёнка. Второй путь – формирование учебных интересов на основе первоначальных простейших интересов (к облегчённым механическим видам работы, к наглядности, к игровым моментам и т.д.).

Таким образом, при формировании мотивации необходимо учитывать сведения об отдельных сторонах мотивационной сферы, их проявлениях в разные возрасты. Наряду с этим никогда нельзя упускать из виду, что все стороны мотивации следует рассматривать только в контексте целостной личности. Одни и те же мотивы в структуре личности различных учеников и в разные возрастные периоды приобретают неодинаковую смысловую нагрузку [5].

Глава 2. Особенности развития мотивации к учению у младших школьников

  1. Организация исследования мотивации к учению

Чтобы способствовать формированию мотивации к учению, необходимо диагностировать актуальный уровень сформированности мотивации. Изучение мотивации  ̶ это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.

Для изучения мотивации младших школьников было проведено исследование. Исследование проводилось в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 им. прп. Серафима Саровского» города Курска, в 4А  классе. Классный руководитель Татаренкова И.А. Данный класс обучается по УМК «Школа России». В 4А классе обучаются 25 человек: 16 девочек и 9 мальчиков. Возраст обучающихся в основном 10 лет. 24 человека с 2008 года рождения и 1 с 2007.

Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия развития мотивации младшего школьника в процессе обучения.

Для реализации данной цели были выведены следующие задачи проведения исследования:

  1. Организовать и провести исследование.
  2. Выявить мотивы учения младших школьников.
  3. Проанализировать особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.
  4. Сформулировать рекомендации по формированию положительной мотивации младших школьников.

Объект исследования: мотивация младшего школьника в процессе обучения.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития мотивации в процессе обучения.

Для проведения данного исследования была использована анкета «Оценка школьной мотивации»  (по Н.Г. Лускановой )[16]. Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта  предъявления:

  1. Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.
  2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и учитель просит их отметить все подходящие ответы.

Анкета состоит из десяти вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию [Приложение 1].

Мы выбрали второй вариант предъявления анкеты, так как он позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы.

Обучающимся были розданы опросники, а затем дана инструкция: «Сегодня мы с вами будем участвовать в очень важном исследовании. Вам надо ответить на вопросы, выбрав один из трех предложенных ответов по каждому вопросу. Обведите в кружочек свой ответ, который выражает ваше мнение».

Результаты исследования:

Н.Г. Лусканова выделяет пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15  ̶  19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10  ̶ 14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Итак, по результатам проведенного исследования в 4«А» классе 11 обучающихся обладают хорошей школьной мотивацией (Екатерина П., Даниил С., Ярослав И., Лилия Б., Ульяна М., Антон С., Валерия С., Луиза К., Полина П., Кристина Г., Кира Е.).

Высоким уровнем школьной мотивации обладают 5 обучающихся (Маргарита Б., Мария Т., Екатерина В., Елизавета Д., Максим О.).

Положительным отношением к школе, но школа привлекает их внеучебной деятельностью обладают 4 детей (Дамир Д., Дмитрий П., Татьяна К., Анна Т.).

Низкой школьной мотивацией обладают 4 обучающихся (Максим М., Матвей А., Егор Е., Олеся К.).

Детей с негативным отношением к школе не выявлено [диаграмма 1].

Диаграмма 1

Чтобы увеличить показатель мотивации к учению, нужно следовать педагогическим рекомендациям для развития мотивации обучающихся начальной школы:

1. Поддерживать и формировать интерес к информации. Роль взрослых – поощрять этот интерес.

2. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия. А значит, взрослым необходимо развивать самостоятельность мышления детей.

3. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения. В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то ̶ возможность общения, построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников  ̶ огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой аспект  ̶ это общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.

4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации. Детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентировать себя, свои таланты и возможности. Они стимулируют к учебе.

5. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании — это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе.

6. Актуализировать творческую позицию детей. С этой целью необходимо использовать ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творчества, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути). Данный способ повышения интереса к учебе один из самых оптимальных.

7. Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для других. Мотивация должна подкрепляться каким-нибудь эмоциональным интересом.

8. Создавать ситуацию успеха и социального признания. Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые, так же следует целенаправленно использовать. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями.

В данной работе был исследован уровень мотивации учения обучающихся начальной школы. Из данного исследования можно сказать, что у большинства обучающихся хорошая школьная мотивация, но все  ̶ таки обучающиеся с низкой школьной мотивацией тоже присутствуют. Именно поэтому учителю в ходе обучения необходимо стремиться к тому, чтобы у обучающихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы. Ведь для того, чтобы обучающийся полностью включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они приобрели значимость для обучающегося.

2.2. Рекомендации по формированию мотивации у младших школьников

В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [3].

Мотивация учебной деятельности требует и формирования определенной атмосферы в классе, поскольку детям очень свойственно постоянно отвлекаться, отказываться от обучения и всячески препятствовать этому процессу. Учитель в таком случае должен не только заинтересовать школьника, но и объяснить ему, насколько важна тема, которая изучается на данном уроке. Учебная деятельность детей может быть простимулирована, к примеру, постановкой проблемной ситуации или распределением заданий для самостоятельной работы [20].

Формирование мотивов учения  ̶  это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа.

В последнее время в практику обучения активно внедряются различные системы развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.). Новые программы построены на принципиально ином подходе к определению содержания обучения и способов его организации, что позволяет в большей мере реализовать возрастные особенности младших школьников в усвоении системы научных знаний и способствуют развитию у детей устойчивых учебно-познавательных мотивов.

Известно, что одним из дидактических условий воспитания мотивации учебной деятельности младших школьников является систематическая и целенаправленная ориентировка учащихся на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности. В связи с этим проблема выбора и эффективного использования педагогических приемов воспитания положительной мотивации учебной деятельности школьников, является одно из наиболее актуальных в современной дидактике [13].

Для того, чтобы у обучающихся выработалось правильное отношение к учебной деятельности и ее содержательная мотивация, нужно саму учебную деятельность строить особым образом, т.е, систематически и целенаправленно ориентировать школьников на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности., согласно этапам организации учебной деятельности [19].

Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

1. Словесные: рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения как в общественном, так и в личностном плане  ̶  для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

2. Наглядные и практические методы. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость.

3. Репродуктивные и поисковые методы. Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

4. Индуктивные и дедуктивные методы. При известных условиях стимулирующим влиянием обладают дедуктивные и индуктивные методы. Когда, например, учащиеся с помощью дедуктивных рассуждений овладевают единым, общим способом рассмотрения многих задач по предметам, осознают, что они овладели некоторым универсальным средством, с помощью которого можно решить многие конкретные задачи, это вызывает у них мощный прилив энергии. Точно также индуктивные рассуждения, которые широко опираются на данные из окружающей действительности, учитывают по принципу апперцепции жизненный и научный опыт, активизируют действия учеников.

5. Методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя. Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа [23].

Продуманная организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, читать учебник, решать задачи, запоминать и применять изученный материал. Учителю следует обратить внимание на чёткое структурирование учебного материала, яркое и увлекательное изложение, ритмичное чередование различных занятий на уроке [22].

Сегодня начальная школа стремится реализовать требования, заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Одной из особенностей системно-деятельностного подхода является то, что новые знания не должны даваться ученикам в готовом виде, школьники «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность, дает точный алгоритм действия и подводит итог [3]. Как известно, правильно организованный деятельностный тип обучения способен поддерживать учебно-познавательную мотивацию обучающихся на любом этапе урока .

Важную роль в формировании мотивов играют методы проблемного обучения. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. Суть проблемного обучения состоит в том, что учитель не только сообщает детям конечные выводы науки, но и в какой – то мере воспроизводит путь их открытия. Для стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения можно применить следующие формы работы:      
1) дидактические игры и упражнения; 

2)личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании; 
3)внеклассные
 мероприятия по предметам; 
4)использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания); 

5)интеграция обучения (интегрированные уроки). 
           Для того, чтобы привить ребёнку желание учиться, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным, используются нестандартные уроки, новые информационные технологии. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, увлекательным, следовательно, способствует развитию познавательной мотивации.

Нестандартные уроки формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимает напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему формируются прочные, глубокие знания. Использование новых информационных технологий помогает рационализировать детский труд, поднять интерес детей на более высокий уровень. С интересом дети участвуют в учебном процессе с использованием компьютерных презентаций. Так же следует отметить принципиальную важность чередования индивидуальных и групповых форм работы обучающихся. Они помогают сохранить высокий уровень мотивации. 
           Развивая творческие способности учеников, учитель должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, и формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам [24].

Такое многообразие форм и приемов организации обучения и возможность переключаться с одних видов деятельности на другие позволяют преодолеть тот однообразный ход уроков, который так не любят школьники.

Выделяют следующие методы стимулирования мотивации [25]:

  1. Эмоциональные методы:
  1. поощрение,
  2. порицание,
  3. учебно-познавательная игра,
  4. создание ярких наглядно-образных представлений,
  5. создание ситуации успеха,
  6. стимулирующее оценивание,
  7. свободный выбор задания,
  8. удовлетворение желания быть значимой личностью.
  1. Познавательные методы:
  1. опора на жизненный опыт,
  2. познавательный интерес,
  3. создание проблемной ситуации,
  4. побуждение к поиску альтернативных решений,
  5. выполнение творческих заданий,
  6. «мозговая атака».
  1. Волевые методы:
  1. предъявление учебных требований,
  2. информирование об обязательных результатах обучения,
  3. формирование ответственного отношения к учению
  4. познавательные затруднения,
  5. самооценка деятельности и коррекция,
  6. рефлексия поведения,
  7. прогнозирование будущей деятельности.
  1. Социальные методы:
  1. развитие желания быть полезным,
  2. побуждение подражать сильной личности,
  3. создание ситуации взаимопомощи,
  4. поиск контактов и сотрудничества,
  5. заинтересованность в результатах коллективной работы,
  6. взаимопроверка,
  7. рецензирование.

Данные методы способствуют формированию личностных и регулятивных УУД.

Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же самое время обладает не только информативно-обучающими, но и мотивационными воздействиями. В этом смысле можно говорить о мотивационной функции любого метода обучения. Педагогикой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией.

Заключение

Несмотря на различающиеся подходы ученых к вопросу мотива и мотивации, мнения схожи в одном – мотив является побудителем человеческой деятельности, ее причиной. Это один из важнейших факторов, который обеспечивает успех в деятельности. Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов побуждает человека к  деятельности, следовательно, больше усилий он склонен прикладывать, и, таким образом, достигает результатов деятельности.

 Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы обучающихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников, то важность названного критерия становится очевидной.

Мотивация ̶ это ответственность и любознательность при осуществлении обучения. Одной из важнейших задач Национального проекта в сфере образования, является воспитание гармонично развитых и социально ̶ ответственных личностей на основе духовно ̶ нравственных ценностей [1].

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), одной из которых является: «…любознательный, активно и заинтересованно познающий мир…». Следовательно, у обучающихся необходимо формировать данные качества, посредством развития положительной мотивации к учению.

Нами были изучены возрастные и психологические особенности младшего школьника и приемы развития мотивации в процессе обучения.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития познавательной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Формировать мотивацию  ̶  значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию, желание учиться.

Знание и реализация психолого-педагогических условий развития мотивации младшего школьника будет способствовать формированию положительной мотивации учения, следовательно, гипотеза данной курсовой работы подтверждена.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2. Федеральный  закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., № 273 ̶  ФЗ.

3. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года, № 373.

4. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. Об оценках/ Ш.А. Амонашвили.// – М.: Амрита, 2012. - 368 с.

5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/ А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2010. – 151 с.

 6. Алиева, А.В. особенности развития мотивации детей младшего школьного возраста./А.В. Алиева//Евразийский научный журнал.-2016.-№12.-С.5-7.

           7. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под редакцией Божович Л.И. и Л.В. Благонадежной// – М., 2010. – 256 с.

 8. Васильева,  Н.Л. Содержание Сущность понятия «психолого-педагогическое сопровождение»/Н.Л.Васильева//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 44. – С. 1–8.

9. Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития /Л.С.Выготский//Вопросы психологии.- 2011. - №2. ̶  С. 36.

10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология./Л.С. Выготский. ̶ М.:АСТ, 2010, 678 с.

11. Глозман, Ж.М. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе/под ред. Ж.М. Глозман, А.Е. ̶ М: Смысл, 2014 . ̶  С. 30.

12. Глозман, Ж.М. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам/ под ред. Ж.М. Глозман. ̶ М.:Эксмо,2010 – С. 22.

13. Жаворонкова, Ю.М. Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста/ Жаворонкова Ю.М. //Санкт-Петербургский образовательный вестник. ̶ 2017. ̶ №3. ̶  С.18 ̶ 23.

14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П Ильин./ ̶ СПб.: ПИТЕР, 2008. ̶ 508 с.

15. Леонтьев, Д.А.Понятие мотива и проблема качества мотивации/Д.А.Леонтьев//Вестник московского университета. Психология. ̶ 2016.№2. ̶  С.5 ̶  6.

16. Лусканова, Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения / Н.Г. Лусканова. ̶ М.: Фолиум, 1993. ̶  64 с.

17. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя./А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2014. С – 96.

18. Маслоу, А. Мотивация и личность: 3  ̶  е издание /А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2011. – С.43.

19. Монахов, В.М. Технология проектирования учебного процесса / В.М. Монахов//. – Центр педагогических технологий В.М. Монахова. 2012. 

20. Матюхина, М.В. Особенности мотивации учения младших школьников / М.В. Матюхина // Вопросы психологии. – 2012. –  № 1. – С. 43–49.

21. Немов, Р.С. Психология. Учебник / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2016. – 639 с.

22. Омарова, М.М. Пути повышения учебной мотивации в современных условиях./ Омарова М. М.//Коллеги  ̶  педагогический журнал. ̶ 2018. ̶  №4. ̶  С. 13  ̶ 16.

23. Петерсон, Л. Мотивация и самоопределение в учебной деятельности / Л. Петерсон, Ю. Агапов. – М. :         Институт системно ̶ деятельностной педагогики, 2011. – 64 с.

24. Ширинкина, О.А. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников /О.А. Ширинкина//Начальная школа. ̶  2017. ̶  №7. ̶  С. 44 ̶  45.

25. Девяткина, И.В. Формирование познавательной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО [Электронный ресурс]/В.А.Девяткина//Обобщение опыта 2018 год. Режим доступа: http://pedrazvitie.ru/raboty_nachalnoe_new/index?n=30288

26. Носова, С.В. О мотиваци в начальной школе [Электронный ресурс]/С.В. Носова//Начальная школа 2017 год. Режим доступа: https://infourok.ru/o-motivacii-v-nachalnoy-shkole-2050812.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации младших школьников в области математики.

Формирование мотивации обучения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность в наше время  обусловлена обновлением содержани...

Описание опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»

Представление педагогического опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»...

Методические рекомендации для работы в начальной школе по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»

Методы и приемы работы по формированию положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений...

Психолого-педагогические аспекты формирования мышления у младших школьников в процессе обучения.Алгоритмическое мышление и методы его развития.

Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без п...

Использование технологических карт развития речи в технологии по формированию положительной мотивации младших школьников

Одной из главных задач начальной школы является развитие связной речи обучающихся, так как речь человека - это показатель его интеллекта и культуры.Мой педагогический опыт показывает, что большинство ...