Формирование положительной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
статья

Юшкова Александра Николаевна
Текст статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yushkova_statya.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

ФГОС НОО

Юшкова Александра Николаевна

Научный руководитель – Михайлова Г.В.

ОБПОУ «Курский педагогический колледж»

Человек – это существо, которое постоянно стремится к познанию еще неизвестных ему предметов или явлений внешнего мира, все действия реализуются под влиянием каких-либо мотивов [5]. Любознательность особенно характерна для детей. Но зачастую, учителя сталкиваются с тем, что в процессе обучения у школьников отсутствует тяга к получению знаний [3]. Отсутствие мотивации к обучению значительно затрудняет процесс формирования универсальных учебных действий (далее УУД) [2]. Поэтому, учителю необходимо обращать внимание на эту проблему, диагностировать актуальный уровень развития мотивации ребенка и подбирать методы, формы и способы организации деятельности, обеспечивающие формирование положительных мотивов к учению.

Важность этого аспекта указывается и в нормативно-правовой базе, поэтому, актуальность нашего исследования обусловлена требованиями к личностным результатам обучения, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО): «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения» [1].

Таким образом, цель исследования – определить особенности мотивации младших школьников к обучению в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

Методы исследования: теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы); методы обработки и интерпретации данных; эмпирические методы: эксперимент.

Для того, чтобы определить педагогические условия формирования положительной мотивации младших школьников, необходимо выяснить актуальный уровень развития мотивационных аспектов детей.

В исследовании приняли участие 20 обучающихся 3 класса средней общеобразовательной школы г. Курска. Для достижения цели были проведены исследования при помощи методики диагностики структуры учебной мотивации по М.В. Матюхиной, методики диагностики мотивации по                   Н.Г. Лускановой.

Результаты диагностики «Оценка уровня школьной мотивации» в 3 классе:

В ходе проведенного исследования было выявлено, что 30% обучающихся (6 человек) обладают высоким уровнем школьной мотивации, они набрали по 25-30 баллов, это говорит о том, что данная группа детей отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.

Хорошей школьной мотивацией обладают 45% обучающихся (9 человек), они набрали по 20-24 балла. Эти дети успешно справляются с учебной деятельностью. 15% обучающихся (3 человека) набрали 15-19 баллов – это средний уровень школьной мотивации. Такие дети имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает их внеучебной деятельностью. 10% обучающихся (2 человека) набрали 10-14 баллов. Это говорит о том, что данная группа детей обладает низким уровнем школьной мотивации. Детей с негативным отношением к школе не выявлено.

Результаты исследования структуры учебной мотивации младшего школьника в 3 классе:

В исследовании приняли участие 20 обучающихся 3 класса. В ходе проведенного исследования были выявлены дополнительные мотивы учения.

У 50% обучающихся (9-ых людей) выявлены познавательные мотивы учения. У 15% обучающихся (3 человека) выявлены коммуникативные мотивы. У 10% обучающихся (2 человека) выявлены эмоциональные мотивы. У 83% обучающихся (15-ти людей) выявлены мотивы саморазвития. У 89% обучающихся (16-ти людей) выявлен мотив позиции школьника. У 78% обучающихся (14-ти человек) выявлены мотивы достижения успеха. У 33% обучающихся (6-ти человек) выявлены внешние мотивы учения.

Все исследования были проведены на детях одного класса. Исходя из результатов данной группы обучающихся, можно сделать вывод о том, что у большинства учеников сформирована хорошая школьная мотивация, то есть, детям удается успешно справляться с учебной деятельностью. К дополнительным мотивам данной группы учеников, в большей степени, относятся мотивы саморазвития, достижения успеха и позиция школьника, что является наиболее распространенным результатом для детей этого возраста.

Результаты исследований оказались положительными, однако уровень мотивации школьников необходимо ежедневно поддерживать и развивать. Для этого учителем должен быть реализован системно-деятельностный подход и использованы современные технологии обучения.

На уроках и занятиях должны активно сменяться формы работы, так как смена деятельности помогает избежать утомляемости обучающихся, которая влияет на мотивацию к учению. Так же, учителю необходимо применять различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Основной объем информации ребенок воспринимает через органы зрения, поэтому в начальной школе наглядность должна использоваться по максимуму. Это может быть реализовано с помощью современных информационно-коммуникационных средств обучения. Презентации должны быть яркими и динамичными, способными удержать непроизвольное внимание ребенка, облегчить усвоение материала. В развитии мотивации младшего школьника, так же, большое значение имеет дидактическая игра, она активизирует познавательную деятельность детей [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мотивация к обучению является важнейшим фактором, влияющим на уровень качества формирования УУД младшего школьника, и её необходимо регулярно развивать и поддерживать с помощью различных образовательных технологий, которыми учитель должен владеть.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2016.
  2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/ А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010. – 151 с.
  3. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива и проблема качества мотивации/ Д.А.Леонтьев// Вестник московского университета. Психология. ̶  2016. №2. ̶  С. 5 ̶  6.
  4. Ширинкина, О.А. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников / О.А. Ширинкина // Начальная школа. — № 7. С. 44.
  5. Бухарова, З.Э. Мотивация учащихся к обучению [Электронный ресурс] /З.Э. Бухарова //Педагогическая копилка 2019. Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog20218/motivacija-uchaschihsja-k-obucheniyu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В данной статье говорится о формировании читательской активности младших школьников  в условиях реализации ФГОС...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Авторская статья о формировании читательской активности у младших школьников...

Формирование общеучебных умений младших школьников в условиях реализации ФГОС

В 2014 году прошла повышение квалификации в ИПКПРО г.Ульяновска по теме "Реализация ФГОС НОО".108ч...

Формирование социокультурной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС

Ведущая педагогическая идея – реализация идей развития и саморазвития личности младшего школьника как условие формирования научно-исследовательского творческого мышления учащихся в социокультурной сре...

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье описаны методы и приёмы формирования читательской компетентности младших школьников....

Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...