Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС
статья по чтению на тему
В статье описаны методы и приёмы формирования читательской компетентности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karabatova_lv_gimnaziya_10_perm.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Современное качество образования по чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. (1)
Художественная литература – база для эстетического воспитания, средство овладения богатствами русского языка. Уроки литературного чтения зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире не достаточно. Современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный.
Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Появление планируемых результатов программы «Чтение. Работа с информацией" обусловлено необходимостью оценивания умения работать с информацией как интегральной характеристики выпускника начальной школы.
Кроме уроков литературного чтения, главной задачей которых является работа с художественным текстом, в нашей гимназии уже 4 года идет активная разработка и реализация курса «Грамотное чтение». Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что современные дети относительно мало читают. Телевидение, видео и Интернет вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий. Кроме этого наблюдается недостаток живого общения со сверстниками, взрослыми. Возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Все это препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.
Отличительной особенностью курса «Грамотное чтение» является процесс формирования «грамотного читателя», который включает в себя не только повышение качества чтения, но и уровня понимания прочитанного.
Именно уроки грамотного чтения предполагают работу не только с художественными текстами, но и других жанров.
Ключевая задача курса - не только обеспечить предметную подготовку учащихся, но и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Внимание учащихся направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности. Все это требует новых форм работы.
Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе начинается активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги.
Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.
С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.
Те приёмы учебной работы, которые нами используются, являются важным средством развития критического мышления учащихся. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы работы с текстом формируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес.
Реализация на практике нетрадиционных приемов работы с текстом, как на уроках литературного чтения, так и грамотного предусматривает несколько иное представление учителя об этапах урока. В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМ). (3)
Если посмотреть на три стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В своей работе часто используем следующие приемы ТРКМ
Приемы активного чтения:
- Прием «Чтение с пометами»
- Прием «Толстые и тонкие вопросы»
- Прием «Чтение с остановками»
Приемы активизации ранее полученных знаний:
- Прием «Ассоциация»
- Прием «Ключевые слова»
- Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех.
Приемы графической организации учебного материала:
- Прием «Составление кластера»
- Прием «Перепутанные логические цепочки»
Приемы, требующие творчества учащихся:
- Прием «Синквэйн» и «Диаманта»
|
- Прием «Цветопись»
- Прием « Пятиминутное эссе»
Методы и приемы, используемые при групповой работе:
- Метод «Шесть шляп критического мышления
- Прием «Учебный мозговой штурм»
- Прием «Письмо по кругу»
Маркировочные таблицы:
- Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
- Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT». (2)
Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.
Библиографический список
- Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения./ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: «Альянс «Дельта», 2003. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В данной статье говорится о формировании читательской активности младших школьников в условиях реализации ФГОС...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Авторская статья о формировании читательской активности у младших школьников...
Формирование социальной компетентности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения.
1. Учить устанавливать и п...
Система работы по формированию читательских умений младших школьников в рамках реализации ФГОС
Опыт работы учителя начальных классов по формированию читательских навыков. Система заданий, упражнений....
«Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС»
В статье представлен отчёт учителя по теме самообразования....
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Интенсивное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Когда компьютеры стали широко использоваться в образова...
Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях урочной и внеурочной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи определяет сформиро...