«Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС»
статья на тему

Нефёдова Марина Владимировна

В статье представлен отчёт учителя по теме самообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефёдова М.В.,

учитель начальных классов

НРМОБУ «Сингапайская СОШ»

Нефтеюганский р-н,

ХМАО-Югра

«Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения.

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской компетентности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

На современном этапе развития педагогической науки рассматриваются проблемы приобщения школьников к чтению такими учёными, как: Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Т.Г. Галактионова, Н.Н. Светловская и др. Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. В начальной школе цель литературного чтения - формирование читателя, умеющего полноценно воспринимать литературное произведение и работать с ним до чтения, во время чтения и после прочтения. Специфика литературного чтения заключается в интеграции с другими предметами, что делает его ведущим в системе формирования функциональной грамотности младших школьников.

Значительный вклад в изучение проблемы чтения внесла Н.Н. Светловская, которая рассматривает читателя как объект методической науки. Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ читательской компетентности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает также требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников, что подтверждает актуальность данной темы как важной проблемы обучения и целесообразность формирования основ читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы.

По данным итоговой диагностики за 2 класс были выявлены проблемы:  умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца. Умение заполнять таблицу, используя необходимую информацию из исходного текста. Таким образом, у учащихся не сформированы основы читательской компетентности.

Тема самообразования: «Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Цель работы:  Формирование основ читательской компетентности младших школьников через поэтапное обучение читательской самостоятельности.

Выдвинула Гипотезу: Если поэтапно обучать учащихся читательской самостоятельности, то сформируются основы читательской компетентности

План работы: представлен на слайде и реализуется через подготовку, теорию и практику.

I. Подготовительный этап:

1. Провести входную комплексную работу.

2. Проанализировать, сделать выводы.

II. Теоретический этап:

3. Изучить литературу по данной теме.

4. Выделить приёмы и средства для достижения цели.

5. Выбрать контрольно-измерительные материалы.

III. Практический этап:

6. Использовать выбранные приёмы, средства и КИМ.

7. Вести мониторинг сформированности читательских умений и скорости чтения.

8. Провести итоговую комплексную работу, проанализировать, сделать выводы.

Рассмотрим поэтапное обучение читательской самостоятельности.

Процесс эффективного педагогического руководства по становлению читателя младшего школьного возраста строится по этапам. Этапы связаны не только с возрастом учащихся: они определяются уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки, которой владеют дети.

Учёные выделяют Этапы обучения читательской самостоятельности, которые вы видите на слайде.

№ п/п

Этапы обучения

Годы бучения

1.

Подготовительный этап обучения читательской самостоятельности

1 класс

2.

Начальный этап обучения читательской самостоятельности

2 класс

3.

Основной этап обучения читательской самостоятельности

3 класс

4.

Заключительный этап обучения читательской самостоятельности

4 класс

Каждый из названных этапов отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу, методикой работы и организацией учебной деятельности учащихся, структурой занятия (урока). На всех уроках осуществляется взаимодействие форм, приемов обучения чтению.

На подготовительном и начальном этапах у детей были заложены основы читательской самостоятельности, формировался тип правильной читательской деятельности. В 3 и 4 классах знания, умения и навыки совершенствуются, учащиеся способны работать с книгой и текстом художественного произведения самостоятельно. Подробнее остановимся на основном этапе.

Цель основного этапа – формирование желания и умения читать книги по собственному выбору. Таким образом, на основном этапе (3 класс) учитель отрабатывает умение ориентироваться в книгах, выбирать их, соотнося со своими возможностями и потребностями, и читать, пользуясь приобретенными знаниями, на максимально доступном уровне; а так же сосредотачивает внимание детей на умении вчитываться в текст произведения, запоминать его, заучивать наизусть отрывки и формирует привычку читать способом изучающего чтения.

Чтение как один из видов речевой деятельности человека является общением книги с читателем. Книга через текст беседует с ним, передавая заключенную в ней информацию. Обучая детей чтению как озвучиванию чужой речи, учителю необходимо научить и чтению-общению с книгой, формировать у учащихся тип правильной самостоятельной читательской деятельности.

Доказано, что общение с книгой или произведением  имеет свои закономерности и этой работе нужно целенаправленно учить, поэтапно формируя читательские умения и читательскую самостоятельность.

Читательская самостоятельность предполагает овладение учеником правильным типом читательской деятельности, т.е. способностью думать над произведением: видеть в нем собеседника, отличать произведения друг от друга; осознанно делать свой выбор; учиться правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитывать его; осознавать, запоминать текст, понимать и представлять прочитанное; воссоздавать и переживать; оценивать как текст, так и себя в роли читателя.

В качестве механизмов, посредством которых происходит формирование основ компетентностного чтения, выступают педагогические технологии.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности. Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с любым типом текста.

Первый этап: работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание предстоящего чтения)- определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Второй этап: работа во время чтения текста: после первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской  прочитанного; при повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментирование чтение.

Третий этап: работа с текстом после чтения: коллективное обсуждение   прочитанного,  дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями; творческие  задания,  опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).

 

Этапы

до чтения

в процессе чтения

после чтения

Цель

прогнозирование тематики, характера, количества и специфики произведений в книге, книгах

на основе оценки книги, возникших образов и представлений ставить конкретную цель  чтения и активной включаться в освоение литературного произведения

достижение понимания смысла, извлечение всей полезной информации

Способы читательской деятельности

прогнозирование по внешним показателям содержания (средства текстовой и внетекстовой информации: название, подзаголовок, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрации, сноски…)

- запоминание

- воссоздание картин

- анализ-перечитывание

- творческая интерпретация

-   восприятие художественного слова (речи)

-   смысловое чтение (ознакомительноевыборочное, изучающее)

-обобщение

-оценка

-выразительное чтение

-творческие задания

- обращение к новым книгам

- проектная деятельность

На уроках литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности создаются  проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. А также даются задания на развитие читательской компетентности. Например,  

«Тонкие и толстые вопросы» учат  детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Большое внимание на уроках уделяется  словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются  разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выделяются в тексте синим цветом. Как правило, значение этих слов объясняют  сами дети, если же они затрудняются, то находят  объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

Любимой формой работы стало для детей создание  картинного плана по прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности каждого. При этом авторы планов демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

Для достижения положительных результатов работы на практическом этапе стала использовать приёмы из пособия Галактионовой Т.Г. «Учимся успешному чтению»

  • «Азбука смысла» (все слова на буквы алфавита из текста).
  • «Живые буквы» - портрет героя (К каждой букве имени героя книги придумай подходящее ему качество, запиши слова).
  • «Саквояж героя» или «Рюкзак героя» (Выбери из прочитанной книги героя. Подумай, какие предметы могли бы находиться в его саквояже (рюкзаке, чемодане), если бы он отправлялся в путешествие. Собери (нарисуй, сделай) и покажи своим друзьям. Пусть они угадают, о каком герое идёт речь.)
  • «Синквейн» Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

В качестве контрольно-измерительных материалов я использую разные пособия, составленные на основе ФГОС с учётом содержания образовательного стандарта и требований к уровню подготовки учащихся, проверяющих читательскую компетентность учащихся:

  • Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.

Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося.

  • Шубина Г.В. Литературное чтение: 3 класс: контрольно-измерительные материалы. Книга содержит КИМ по предмету «Литературное чтение», предназначена для отработки практических навыков учащихся по подготовке к итоговой аттестации и контроля знаний.
  • МишакинаТ.Л., Гладкова С.А. Итоговые тесты по литературному чтению для 3 класса Тренажёр предназначен для проверки понимания литературных произведений, прочитанных третьеклассниками. Форма тестового контроля позволяет упростить процедуру проверки планируемых качественных результатов при обучении любому предмету в начальной школе. В данном пособии к каждому литературному тексту подобраны вопросы разных уровней сложности в форме тестовых заданий. Задания уровня А направлены на выяснение понимания смысла прочитанного произведения. Задания уровня В – на понимание причинно-следственных связей сюжетной линии, а также на элементарный языковой анализ. Часть С предполагает выявление умения школьников находить ответы на вопросы непосредственно в литературном тексте, выражать своё мнение о прочитанном произведении в виде мини-сочинения.
  • Мишакина Т.Л., Новикова С.Н., Александрова С.Н. Тренажёр для учащихся 3 класса. Формирование универсальных учебных действий. 

В тренажёре предлагаются тексты для чтения с заданиями с целью проверки смыслового понимания рассказов учениками. Задания к каждому тексту имеют разные уровни сложности, и это даёт возможность каждому школьнику осуществить выбор посильных для него. Основной акцент сделан на формирование УУД: умения работать с предъявленной информацией, выделять главную мысль, понимать скрытый смысл текстов, составлять план к рассказу, соотносить сведения, содержащиеся в рассказах с таблицами и диаграммами.

Поэтапное обучение читательской самостоятельности позволило нам формировать читательскую компетентность у учащихся 3 «А» класса. Результаты диагностики показали, что на конец 2 класса общий процент выполнения составил 65, что соответствует среднему уровню. Эта же работа, но по другим вариантам была проведена в сентябре 3 класса, где проценты и уровень остались прежними, но выросло число учащихся высокого уровня и снизилось число уч-ся, выполнивших на низком уровне работу. В 3 классе уровень остался по-прежнему средний, а процент выполнения увеличился незначительно. Таким образом, результаты итогового мониторинга показали, что работа в данном направлении позволяет сохранить качество, что соответствует ещё одной задаче школы.

Также ведётся мониторинг качества выполнения итоговых тестов по литературному чтению. Так как есть ещё 2 рабочие недели, у нас будет время закончить данную работу.

Если мы посмотрим мониторинг скорости чтения, то увидим следующую картину:

В результате работы по теме самообразования учащиеся 3 «А» класса достигли положительных результатов и во внеурочной деятельности: на ученической конференции были представлены итоги работы ЗД по теме «Книга – твой друг, с ней познай весь мир вокруг». Тем самым решается одна из задач школы по реализации Воспитательной компоненты.

Также ребята в течение года участвовали в различных конкурсах, викторинах и олимпиадах по литературному чтению. Конечно, были как победители и призёры, так и участники, которые награждены дипломами, грамотами и сертификатами.

Беря пример со своих учеников, и решая такую задачу, как совершенствование методического уровня педагогов в условиях реализации ФГОС, в течение года прошла курсовую подготовку и участвовала во Всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах и конференциях.

В заключении хотелось бы сказать, что процесс приобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс.

С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению,  формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.

В результате я бы хотела видеть читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем  техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную  познавательную деятельность. Чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Все вышеперечисленные качества будут непременно способствовать социальной адаптации в обществе,  гражданской активности. Работа в данном направлении будет продолжена и в следующем году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В данной статье говорится о формировании читательской активности младших школьников  в условиях реализации ФГОС...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Авторская статья о формировании читательской активности у младших школьников...

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье описаны методы и приёмы формирования читательской компетентности младших школьников....

Система работы по формированию читательских умений младших школьников в рамках реализации ФГОС

Опыт работы учителя начальных классов по формированию читательских навыков. Система заданий, упражнений....

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Интенсивное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Когда компьютеры стали широко использоваться в образова...

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях урочной и внеурочной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи определяет сформиро...