ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья на тему

Интенсивное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин  «новая информационная технология обучения». Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Сухопарина Евгения Викторовна

МБОУ «Кантемировский лицей» Воронежской области Кантемировского муниципального района

sergek1124@mail.ru

«Научить человека жить в информационном мире –

важнейшая задача современной  школы»

А.П. Семёнов

Интенсивное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин  «новая информационная технология обучения».[4]

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.[3]

Проблема использования технических средств обучения уже на протяжении многих лет поднимается и решается в сфере образования.

 Информационно коммуникационные технологии или ИКТ — технологии, связанны с созданием, сохранением, передачей, обработкой и управлением информацией.        

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-компетентности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.[1]

ИКТ-компетентность — это общешкольное умение. Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках. Наша общая задача — сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности. Формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения. Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет суть ИКТ-компетентности.[1]

С точки зрения деятельностного подхода в структуре информационно-функциональной компетентности выделяются разделы:

1) сбор и хранение информации;

2) поиск информации;

3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации;

4) организация и представление информации;

5)создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;

6) планирование информации, коммуникация;

7) моделирование;

8) проектирование;

9) управление.[2]

 В зависимости от развития показателей информационно-функциональной компетентности выделяем репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровни.[4]

Под ИКТ–компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.). Учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.[4]

При формировании ИКТ-компетентности успешно применяются традиционные подходы: словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);

наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы). [5]

Также можно отметить, что наиболее активно взаимодействующей с информационно-коммуникационными технологиями  является личностно-ориентированное обучение, представленное технологиями: обучение в сотрудничестве; метод проектов; разноуровневое обучение; развивающее обучение; интернет-технология; проблемное обучение; вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность с применением ИКТ и другие.[4]

ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет сделать уроки живыми и привлекательными для учеников.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Информатика в начальной школе не ведётся как предмет. В МБОУ «Кантемировский лицей» есть учебный курс «Мой компьютер», который рассчитан на изучение в течение одной учебной четверти в каждой из 4 параллелей. На этих занятиях учащиеся знакомятся со средствами ИКТ, гигиеной работы с компьютером, технологией ввода информации в компьютер: вводом текста, рисование на графическом планшете и т.д 

Формирование ИКТ – компетентности обучающихся» реализуется средствами и других учебных предметов .

На уроках русского языка использую различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок), что способствует пониманию и переводу графической информации в устную. 

На уроках литературного чтения пробую применять мультимедиасообщения. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео - и аудиофрагментов. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстрированный ряд на компьютере.

На уроках математики применяю математические знания учащихся и их представления в сочетании с методами информатики для решения учебных задач. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.

На уроках окружающего мира фиксируем информацию о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных задач в том числе и в контролируемом Интернете. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.

На уроках ИЗО знакомлю с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности слайд-шоу. Создание несложных видеосюжетов, натурной мультипликации, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств личности.

Список литературы

  1. Булин-Соколова Е. И., Рудченко Т. А., Семенов А. Л., Хохлова Е.Н.. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников.
    М.: Просвещение, 2011.
  2. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 96 с.
  3. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
  4. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: «Учитель», 2006.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.Народное образование, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В данной статье говорится о формировании читательской активности младших школьников  в условиях реализации ФГОС...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Авторская статья о формировании читательской активности у младших школьников...

Формирование общеучебных умений младших школьников в условиях реализации ФГОС

В 2014 году прошла повышение квалификации в ИПКПРО г.Ульяновска по теме "Реализация ФГОС НОО".108ч...

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье описаны методы и приёмы формирования читательской компетентности младших школьников....

«Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

В статье представлен отчёт учителя по теме самообразования....

Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...