Методические рекомендации для работы в начальной школе по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»
методическая разработка на тему

Тушнолобова Светлана Владимировна

Методы и приемы работы по формированию положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации из опыта работы по теме:

«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»

Тушнолобова Светлана Владимировна

учитель начальных классов МКОУ СОШ №20

города Пласт

    В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:

  1. Адекватно воспринимать себя.
  2. Ставить цель деятельности.
  3. Определять результаты деятельности.
  4. Соотносить результаты с целью деятельности.
  5. Определять наличие ошибок в собственном поведении.
  6. Описывать прожитую ситуацию.

              Для созданий условий рефлексивного развития школьников учитель должен помнить основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений:

-  рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому;

-  рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация  учебного диалога в процессе обучения;

-  рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъектность, т.е.  активность, ответственность;

-  рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный   взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только  учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого –быть в  позиции учителя.

              Опытные   учителя отмечают, что при  организации  работы по развитию рефлексии учащихся, многие дети      не  могут принять  именно этот  этап  деятельности. Некоторые школьники отказываются участвовать в рефлексии, говоря: «А зачем мне это нужно?», «У меня и так все хорошо!». «Включение» у участников механизмов собственной психологической защиты мешает осознать результаты собственной учебной деятельности.

Участие школьника в рефлексии требует от учителя серьезной подготовки, владения рефлексивным мышлением и умениями организации рефлексивного пространства

       В методических рекомендациях учителям советуют после выполнения каждого упражнения  стимулировать самоконтроль учащихся, выявлять причины ошибок, соотносить результат выполнения  упражнения с его целью. На этапе итога урока отмечается важность  актуализации новых знаний, которые ученики получили на уроке, необходимость соотнесения учебной задачи и результатов урока. Это также стимулирует рефлексию.

             Рефлексия предельно конкретна. В отношении рефлексии не годятся критерии правильности и неправильности. У каждого свое видение, своя точка зрения. Рефлексия  младшего школьника субъективна и полна переживаний.

Индивидуальная рефлексия

Прием   анализ собственных действий, переживаний, отношения

при помощи слов:  «Думаю, что…», «Мое отношение…», «Я чувствую…».

Прием    «Затруднение». 

Например, при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» на этапе изучения нового материала при самостоятельной записи слов с пропущенными буквами (е или и) ученики обнаруживают, что среди слов л..сной, гр..бник и других есть слово на ветк.. и букву в окончании проверить привычным способом нельзя. Такой прием способствует развитию самоконтроля, определению границ своего знания и незнания. Применяя этот прием, можно научить школьников изменять привычный способ действия.

Прием   «Отсроченный контроль» 

учит школьников анализировать собственные действия. Самостоятельная работа ученика проверяется без выставления оценок, но с пометками на полях ошибок, которые он ищет и исправляет сам. Уметь проверить собственную работу так важно для будущей учебной деятельности, что должно быть  сформировано именно в начальных классах. Кроме того, применение этого приема способствует развитию усидчивости и концентрации внимания.

Прием    «Ответ на вопросы»  

              Вопросы для учащегося:

              Какова цель выполнения заданий?

              Какими имеющимися умениями Сегодня воспользовался?

              Какие задания показались трудными? Чем вызваны эти затруднения?

              Что ты делал, чтобы преодолеть затруднения?

              Какие новые умения появились?

Прием   высказывания  

«Я не знал… - Теперь я знаю…»

Прием      синквейна, 

Который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Результаты самооценивания дополнительно обсуждаются с отдельными ребятами, особенно с теми, у кого занижена самооценка, выясняются причины их неуверенности. После таких уроков многие ребята хотят улучшить свой результат по собственной инициативе

Развитие рефлексии в парах

               Чувство поддержки, взаимовыручки, взаимопомощи, способность к взаимодействию, сотрудничеству, совместному достижению высокого результата в деятельности развивает работа в парах. В условиях учебного диалога появляется возможность для формирования у учеников умения встать на место другого, понять причины действия другого человека (в процессе взаимодействия), адекватного воспринять себя и принять позицию одноклассника.

Прием  «Зигзаг» и «Ты – мне, я - тебе»,

не только учат детей работать в паре , но и приучают их согласовывать знания и мнения.

            При организации  работы в парах    используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других.

На некоторых уроках учащимся предлагается сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания .

Коллективная или групповая рефлексия

Коллективная учебная деятельность в группе как организационная форма создаёт оптимальные условия для овладения знаниями.

  Прием   «Опорные слова»

Для организации рефлексии в группе, прежде всего, используются  опорные слова и фразы для высказываний:

Помощь, помогли,

вместе, все, один, друг

совет, посоветовал, рассказывал, подружились, и т. п. .

Мы учились вырезать…,
…..  мне помог решить…, 
…… молчали…, 
Мы вместе рисовали…,
Мы хотели написать… .

 Прием   «Письмо по кругу» 

помогает научиться размышлять на заданную тему, согласовывать и сопоставлять собственный опыт с опытом другого.

Прием   «Знаки» 

включает младшего школьника в контрольно – оценочную деятельность. И неважно, какие знаки при этом используются: человек на лесенке, который показывает, как ребенок оценивает собственный вклад в общее дело (чем выше находится человечек, тем вклад больше), или просто зеленый карандаш, который помогает сравнивать написанное собственной буквы с образцом (по типу «подчеркни самую красивую букву»). Этот прием учит осмысливать собственных ход рассуждений, а это уже элемент рефлексивного управления.

  Прием   «Зеркало». 

На видном месте вывешивается лист ватмана, на котором обозначены темы, рядом крепится маркер(карандаш). Каждый ученик может в течении дня написать то, что он думает по предложенным темам:

  1. Одобряю, критикую, предлагаю, сделал;
  2. Понял про себя, понял про других, не понял про себя, не понял про других.

              В ходе рефлексий можно использовать написанное для обсуждения.

              Во время   работы в группе между учениками могут возникнуть  разные эмоции: отрицательные и    положительные. Иногда  эмоции бывают  настолько сильны, что нарушают учебный процесс. Методика «Зеркало» становится в таких случаях помощником: учащийся самостоятельно делает запись, тем самым переводя свое эмоциональное состояние в когнитивное

 Коммуникативные умения, соревновательность, взаимозависимость при достижении результата повышаются при работе в  группах.  

Появляется прекрасная  возможность закрепить или изменить определенный статус учащегося, продемонстрировать собственные суждения и вести дискуссию, позволяющую проявить неповторимость, индивидуальность при обсуждении общих проблем

Методы и приемы формирования рефлексивных умений

на разных этапах урока

              Для формирования рефлексивных умений ученику необходимо освоить организацию собственной деятельности на каждом из трех последовательных этапов любого учебного занятия :

-   проектирование своей деятельности,

-   ее реализация,

-   рефлексия деятельности.

Этап проектирования своей деятельности

 На первом этапе  (проектирования своей деятельности) ученики    планируют свою учебную деятельность, делают записи в «Рефлексивном дневнике». Дети планирует свою деятельность по-разному: самостоятельно или с помощью учителя или своих товарищей, но записи в своем «Рефлексивном дневнике» они делает сами. Это может выглядеть как ответы на три вопроса  

Что я знаю?

Что я должен узнать?

Что я хочу узнать?

Этап    реализации деятельности

На протяжении всего урока или его части, после выполнения  определенного задания и его проверки, учащиеся фиксируют свой результат цветовой гаммой.

Прием  «Цветовая методика»

  • красный –«нет ошибок» или «старался, и это умение у меня прибавилось»;
  • синий – «1-2 ошибки» или «старался, но результатом не доволен»;
  • зеленый – « 3 и более ошибок» или «над этим не работал» .

Этот прием   используется на  оначальных этапах формирования самоконтроля и самооценки. В дальнейшем условные обозначения можно поменять .

!    -- Я доволен и могу двигаться дальше.
?   -- Я доволен, но можно сделать лучше. Справлюсь сам.
   -- Я не доволен. Мне нужна срочная помощь!

Прием   «Методика цветового дерева» 

по окончании уроков каждый ученик оценивает свои достижения за день и наклеивает листок-символ на своё дерево.

Зеленый листок обозначает «знаю, умею, уверен, получилось»,

жёлтый – «получилось, но не всё, что задумал»,

красный  - «пока многое не получается, нужна помощь».

                Цветовую методику можно использовать после выполнения проверочной или контрольной работы до проверки работы учителем.

Такие  цветовые приемы  используются на наших уроках довольно часто. У каждого ученика появляется свой  в индивидуальный лист успешности, который имеет несколько видов и функций.  

 Например: если результат фиксировался в кружочками, то в конце урока каждый для себя подсчитывает количество кружков – красных, синих, зеленых и ставит себе сам отметку. Так, как количество кружков может иногда варьироваться, то коллективно обсуждается  конечная отметка, если это необходимо. То же самое происходит при использовании приема цветового дерева. Элемент занимательности превращает формирование процессов  рефлексии незаметно.

   Рефлексия деятельности в конце урока

Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый  ученик оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы

         Использование различных приемов рефлексии в конце каждого урока позволяет провести качественный анализ   деятельности:  учитель -  ученик, ученик – ученик, ученик -  учитель

  Прием    «Шкала  успеха»

 Определите свою деятельность по шкале успеха. Нарисуй в книжке-малышке выбранный символ.

              ∆ - Я мог(-ла) бы работать и лучше.

               - Сегодня я понял(-а), чего мне не хватает для успешной работы.

                  - Сегодня я работал(-а) в полную силу. У меня все получилось.

              ○ – Я очень старался(-ась), но у меня не все получилось

               ~ - Я сегодня плохо работал(-а)

              Данная методика помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать его с предыдущим.

 Прием    «Неоконченные предложения для самоанализа учащегося»

              Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что __________________________________________

              Наиболее трудным мне показалось ____________________

              Я думаю, это потому, что __________________________

              Самым интересным было ___________________

              Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее:  __________________________

              Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее: _________________________________________

              Я бы хотел попросить своего учителя _________________

 Прием  « Анкетирование»

 В конце урока часто   ребята заполняют  небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, а учителю позволяет провести  качественную самооценку работы . Некоторые пункты  анкеты  варьируем, дополняем, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.  Если позволяет время и цель урока ,     учащиеся аргументируют  свой ответ.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Прием    « Рефлексивный экран»

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана  :

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14.   мне захотелось

Прием     Достижения цели.

 Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения.

Мы ставили правильно ударение в словах.

 Мы повторяли несколько раз труднопроизносимые слова.

Мы соблюдали паузы и т

Письменная   рефлексия

Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения самые разнообразные и достаточно популярные сегодня:

 – тесты,

мини-сочинения,

письмо другу,

схема,

таблица,

синквейн о котором мы уже говорили выше

                 Начиная  работу по организации рефлексивной деятельности  на данном этапе учебного занятия мы предлагали учащимся   ответить на вопросы, продолжить неоконченные предложения, афоризмы и т.п.

  Анализ  пословицы: Под лежачий камень вода не течет; Чем больше науки, тем умнее руки; Какие труды, такие и плоды; Что одному не под силу, то легко коллективу

  «Выбор афоризма или пословицы».

 Для включения учащихся в урок  , в самом начале урока предлагается  2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы.  Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь ученики возвращаются к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Например: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин  «Чтоб поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н.Толстой

Формы обобщения результатов развития  

рефлексивных умений учеников

               1 . Документы ученика

Рефлексия, по сути, индивидуальна, и затруднения в учебной деятельности у каждого ученика возникают в определенный для него момент деятельности, поэтому ему необходимо иметь возможность (независимо от других) самому понимать свои действия, делать выводы и на их основании перепрограммировать деятельность.

Форма «Рефлексивного дневника»

              Оформление таких записей необходимо для последующего обучения анализу деятельности.

                Для того чтобы каждый ученик видел свой рост (даже незначительный), все учащиеся класса ведут «Портфолио», который состоит из «индивидуальных листов продвижений» по предметам и внеклассной работе. С течением времени папка пополняется, ученики чертят графики достижений, что помогаем им преодолевать трудности, быть более инициативными, отслеживать свои успехи. Учителю легко  с ее помощью наблюдать  за изменением состояния ученика, его личным образовательным приращением знаний, способностей и опыта.

            По «листам продвижения» ученик может увидеть свой рост, проследить над чем ему надо работать. Очень важно, что анализируя «листы продвижения», родители следят за развитием ребенка, а не гоняются за хорошими отметками  

Ученик вкладывает в «Портфолио» свои творческие работы, грамоты и дипломы.

2.Документы учителя

 В течение учебного года для определения сформированности навыка самоконтроля учеников проводится обобщение по параметрам:

 -  результаты    анкет ,  

- результаты письменных   работ

 - результаты  работы на уроках  

по результатам каждой четверти составляется журнал

Фрагмент журнала учета рефлексивных умений учащихся.

Учащиеся

Рефлексивные умения

Адекватно воспринимать себя

Ставить цель деятельности

Соотносить результаты с целью деятельности

Определять наличие ошибок в собственном поведении

Описывать прожитую ситуацию

 1.А.

+

+

*

 2.  А.

+ +

+ +

+ +

+

+

Условные обозначения:

          «—» - умение не сформировано

          «+» - умение в целом сформировано

          «*» - умение проявилось частично

          «+ +» - умение хорошо сформировано

              Журнал учета рефлексивных умений учащихся заполняет учитель.

         Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение школьников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности. При определении этого уровня  учитываются следующие критерии:

  • Среднее количество допущенных учащимися ошибок при выполнении учебного задания и их частота.
  • Среднее количество ошибок, пропущенных при проверке работы товарища и своей собственной и частоту их пропуска.

Используются  также дополнительные  критерии:

Среднее количество ошибок, обнаруженных учащимися при проверке работы товарища и своей собственной

                 Описание приемов, развивающих рефлексию, которые используются  в педагогической практике  показывает, что применение их в начальной школе помогает  не только активизировать познавательную деятельность младших школьников,  развивать их мышление,  но и вносит разнообразие в урок, учит детей принимать решения, отказаться от стереотипов, приучает к убедительной аргументации.

 Все это закладывает основу критического мышления, т.е. умения осмыслить и оценить собственные действия. Кроме того, приемы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребенка, то есть   развивает    очень важные  качества  современной личности:

  • Самостоятельность,
  • Предприимчивость,  
  • Конкурентоспособность .

Литература

1.   Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1985.

2.   Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.:

Аргументы и факты, 1993.

3.   Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.:

Просвещение, 1988. - С. 20 - 23.

4.   Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных

заведений. - М.: Просвещение, 1986.

5.   Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников в период обучения грамоте. Киров, 2001.

6.   Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе //

Воспитание школьников. - 1994. - N 1.

7.   Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для

учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.

8.   Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988. - С.125-127.

9.   Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе // Начальная школа. - 1995. - N 6.

10.   Власов В.В. Профессия и семья // Социологические исследования. - 1995.-N 5.

11. Волина И.С. Учимся играя. М.,1994.

12. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2004.

13. Квасова А.К., Бондаренко Л.В., Карпович Д.И. Рефлексия в практике коллективных учебных занятий// Коллективный способ обучения: Научно-методический журнал. 2007. №9.

14. Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания //

Начальная школа. - 1993. - N 1. - С.70-72.

15. Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании

ребенка // Начальная школа. - 1995 - N 6. - С.11-14.

16. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах// Школьные технологии. 2005. №4.

17. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

18. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.

19. Мкртчян М.А., Лебединцев В.Б. Разновозрастный учебный коллектив: учительско-ученическое самоуправление // Народное образование. 2009. №2.

20. Паравян Е.В., Пономарева Е.А. Содержание рефлексии учащихся в разновозрастной группе // Коллективный способ обучения: Научно-методический журнал. 2005. №8.

21. Разумихина Г. Мир семьи: книга для учащихся старших классов

по курсу "Этика и психология семейной жизни". - М.: Просвещение, 1986.

22. Симанский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1997.

23. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире:

книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1991. - С.10-17.

24. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. -

Минск: Народная газета, 1978.

25. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. Красноярск, 2007.

26. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок?: книга для

учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С.3-8.

Тушнолобова Светлана Владимировна                                             МКОУ СОШ № 20 г.Пласта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.

В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....

Описание опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»

Представление педагогического опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»...

Презентация к выступлению по теме "Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий"

Представленный материал содержит презентацию, разработанную для сопровождения выступления на заседании ШМО по теме "Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних з...

Доклад на тему « Повышение мотивации младших школьников через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»

        В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса.     Повышение уровня учебно...