Занимательные игры и задачи по математике
материал по математике (4 класс) на тему

Беликова Ирина Тимофеевна

Внеклассное занятие по математике в форме игр и занимательных задач для 4-го класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_4_klass.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие для 4-го класса.

Занимательные игры и задачи по математике

Беликова И.Т.учитель начальных классов

Разделы: Внеклассная работа

Цели:

  • рассмотреть и решить занимательные задачи, провести занимательные игры по математике;
  • развивать внимание, память, мышление, творческие способности, мыслительные операции.

Оборудование: ребусы (слова), расчерченные листы, рисунок, изображённый на панцире черепахи, таблицы, рисунки к задачам.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организация работы. Сообщение темы, задач занятия.

– Сегодня занятие необычное у нас,
Занимательная математика пришла к нам в класс!
Вы, ребята, не скучайте,
Если знаете ответ, руку поднимайте
и смело отвечайте.

– Итак, начинаем тренировку, чтобы умным стать и ловким! Разгадав ребусы, узнаете, чем будем заниматься на занятии.

http://festival.1september.ru/articles/212334/img2.gif

II. Устные упражнения.

Игра “Я угадаю число, которое задумали вы”.

– Задумайте число. Прибавьте к нему 3, умножьте полученную сумму на 6. Из произведения вычтите задуманное число и число 8. Разность разделите на 5. А теперь скажите мне, какой получился результат, чтобы я ответила, какое число вы задумали.

(Указание: из ответа детей вычесть 2.)

– Продолжаем работу с числами. Игра “Магический квадрат”.

– Как вы понимаете словосочетание “магический квадрат”?

– В китайской древней книге “Же-ким” (“Книга перестановок”) есть легенда о том, что император Ню, живший 4 тысячи лет тому назад, увидел на берегу реки священную черепаху. На ее панцире был изображен рисунок из белых и черных кругов. Если заменить каждую фигуру числом, показывающим, сколько в ней кругов, получится таблица из чисел.

http://festival.1september.ru/articles/212334/img1.gif

– Давайте ее составим. (Работа в парах. Рисунок на парте лежит, дети считают круги и вписывают в клетки квадрата числовое их обозначение. Аналогично работают 2 учащихся у доски.) Проверка.

4

9

2

3

5

7

8

1

6

 

– У этой таблицы есть замечательное свойство. Сложим числа 1-го столбца: 4 + 3 + 8 = 15. Сложим числа 2-го и 3-го столбцов. Тот же результат получился (15). Он же получается при сложении чисел любой строки. Проверим. Мало этого, тот же ответ 15 получается, если сложить числа каждой из двух диагоналей: 4 + 5 + 6 = 8 + 5 + 2 = 15.

– Вот такое загадочное расположение чисел от 1 до 9! Рисунок китайцы назвали “ло-шу” и стали считать его магическим символом, и употреблять при заклинаниях. Поэтому сейчас любую квадратную таблицу, составленную из чисел и обладающую таким свойством, называют магическим квадратом. Проверим магические это квадраты или нет?

10

17

12

15

11

13

14

9

16

(нет)

20

27

22

25

23

21

24

19

26

– Задание: составьте магический квадрат, в центре которого стоит число 4, расставьте числа 0, 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 так, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и двум диагоналям была равна 12.

Дети составляют магический квадрат на индивидуальных листах, расчерченных по форме.

3

8

1

2

4

6

7

0

5

Грамматическая арифметика.

Ква + рак – ак + тира =? (Квартира.)

– Что такое квартира?

– Какая связь между квартирой и математикой? (Ответы детей.)

 

 

 

 

 

Отгадайте составляющую часть квартиры. (Ответ: кухня.)

– На кухне часто решаются жизненные задачи, происходят важные дела, на ней за чашкой чая мы рассказываем о своих успехах или неудачах.

III. Решение занимательных задач.

  • На кухне площадью 6 м2 дедушка рассыпал мелочь. С каждого квадратного метра бабушка собрала по 65 копеек. Каков общий урожай? – Как понимаете вопрос?

Решение: 65 коп. . 6 = 390 коп. = 3 руб. 90 коп.

  • Папа, мама и старшие сёстры ужинают, а младший брат Васенька сидит под столом и пилит ножку стола со скоростью 3 см/мин. Через сколько минут закончится ужин, если толщина ножки стола 9 см?

Решение: 9 : 3 = 3 (мин.)

  • В кухне находится 39 мух. 6 мух пьют чай из лужи на столе, 12 летают вокруг лампочки, остальные идут пешком по потолку. Сколько мух идет пешком по потолку?

Решение: 39 – 6 – 12 = 21 (муха)

IV. Рефлексия.

– Какое задание вам понравилось? Почему?

– Какое задание было смешным? Трудным?

– С какого задания вам бы хотелось начать завтрашний урок математики?

V. Домашнее задание (по желанию).

– В девяти клетках квадрата расставьте числа 2, 2, 2, 4, 4, 4, 6, 6, 6 так, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 12.

Ответ:

2

6

4

6

4

2

4

2

6

– Молодцы! Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные задачи по математике с региональным компонентом для младших школьников

Занимательные задачи по математикеС региональным компонентом для младших школьников...

Занимательные задачи по математике для развития логического мышления учащихся

Занимательные задачи по математике для развития логического мышления учащихся...

Занимательные задачи по математике.

Занимательный материал по математике....

Занимательные задачи по математике для учащихся 1 класса

Данные занимательные задачи способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению "математических знаний и зависимостей, формированию поиско...

Презентация "Римские цифры. Игры и задачи" к занятию кружка "Занимательная математика"

В ходе презентиации ученики знакомятся с историей возникновения римской нумерации, правилами записи чисел с помощью римских цифр, выполняют интересные задания . Презентация анимирована....

Занимательные задачи по математике

Эти задачи можно использовать на уроках, во ВУД, на внеклассных занятиях. Задания имеют разную степень сложности. Все они оформлены весёлыми рисунками. Имеют правильные ответы. Уимся интересно и весел...