Урок математики в 4 классе "Представление информации"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Корягина Марина Валерьевна

Цель урока: создать условия для обобщения знаний о способах представления информации. Работа с использованием ноутбуков в программе Excel.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока математики «Представление информации»

Цель урока: создать условия для обобщения знаний о способах представления информации.

В ходе  урока учащиеся будут совершенствовать умения работать с информацией и преобразовывать её. Работа будет вестись с использованием ноутбуков в электронной таблице Excel. Применение электронных таблиц предполагает строгость представления исходных данных, необходимых для получения результата, что способствует развитию алгоритмического мышления. На предыдущих уроках вместе с учащимися были разработаны правила работы с компьютером, которые позволят обеспечить безопасность и сохранность. А также разработана таблица критериев  оценки работ учащихся, что позволит более грамотно представить свою работу и оценить другие. На обсуждение будут представлены работы тех учащихся, которые готовы для публичной оценки. Вывод на экран работ учащихся будет произведён с использованием модели 1:1. Данная технология  позволит организовать взаимодействие между учителем и учащимися.

 На этапе закрепления и применения новых знаний используется дифференциация по объёму и уровню творчества. Для этого применяется памятка с перечнем дополнительных возможностей и карточки-помощницы.

На уроке будет совершенствоваться навык коллективной работы (в парах): взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирование деятельности и самооценки,  навык самостоятельной познавательной деятельности.

Также ученики могут поработать в позиции «учителя» по отношению к другому ученику. Этот приём развивает учебную самостоятельность школьников, формирует  способность понимать и учитывать интеллектуальную позицию другого человека.

В начале урока будет проведена работа над прогностической оценкой своих возможностей с использованием открытого, бесплатного электронного ресурса Google диск в совместном доступе. Учащиеся ответят на  вопрос касающийся умения представлять информацию, выбрав один из трёх предложенных вариантов ответа. Данные опроса отразятся в Форме и будут представлены на диаграмме. В конце урока ученики ответят на тот же самый вопрос. Результаты будут наглядно представлены.

Также в совместном доступе будет проведена рефлексия настроения и эмоционального состояния с использованием приёма «Дерево чувств»



Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 4 классе

Тема: «Представление информации»

                                                                       

                                                                             Подготовила:

                                                                               учитель начальных классов

                                                                                  Корягина М.В.

МБОУ Лицей №7

Кстово 2014 год

Учебный предмет

математика

Класс

4

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

Тема

Представление информации

Цель

Создание условий для обобщения  знаний о способах представления информации, для формирования УУД

Основные термины, понятия

Способы представления информации (текст, таблица, схема, диаграммы, рисунок)

Планируемый результат

Предметные умения

- уметь находить нужную информацию в таблице

- уметь заполнять таблицы

-объяснять данные представленные в таблице

- уметь находить нужную информацию по диаграмме

-уметь строить диаграммы разного вида

-

Личностные УУД:

- устанавливать  связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

- определять правила работы в парах

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности  на уроке;

- осуществлять прогнозирование результата и уровня усвоения знаний;

- проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану;

- высказывать предположение на основе учебного материала;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- построение речевого высказывания;

- контроль и оценка процесса  и результатов деятельности;

- постановка и формулирование проблемы;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания и незнания)

- самостоятельные создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и партнёром в паре;

- управление поведением партнёра;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, работа в парах

ТСО: ноутбуки, проектор, ресурсы сети Интернет

Дидактические задачи этапов урока

Организационный (Этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности  усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоений новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели, выявление качества и уровня овладения знаниями.

Основные этапы урока

Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

1 Организационный момент

- Здравствуйте ребята и наши уважаемые гости! Начинаем урок математики, на котором мы продолжим раскрывать секреты этой интереснейшей науки. Будьте внимательны и активны.

 

Выполняют самооценку готовности по критериям: самостоятельность подготовки; настрой на урок

 

 

2. Актуализация опорных знаний и умений

Догадайтесь, о чём идёт речь?

«Он завораживает тайной своей могущественности  и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и

помощником, способен развлечь нас и связать со всем миром»

- О чём идет речь? (Компьютер)

- В каких ситуациях компьютер становится нашим помощником? (Когда надо найти информацию в сети Интернет, создать иллюстрации, презентации, решить математические задачи)

- Какая компьютерная программа помогает решать задачи, выполнять вычисления?

 (программа Excel)

- Какие источники информации вы знаете? (Тексты, числа, графики, таблицы

3. Постановка учебной проблемы

- У вас на парте  лежат листы с информацией. Ознакомьтесь с ней. (Сначала про себя, затем вслух)

Первые зимние олимпийские игры прошли в городе Шамони во Франции в 1924 году. В них участвовало 350 спортсменов из 16 стран. Соревнования проходили по 15 дисциплинам.

Во время Великой Отечественной войны  игры не проводились. После войны в 1948 г. В Швейцарии, в Санта-Морице состоялись первые  послевоенные игры. Количество стран участниц возросло до 28, приехало 700 спортсменов, а количество спортивных дисциплин стало 25.  

На зимнюю олимпиаду в Сочи приехало 2800 спортсменов из 88 стран. Соревнования проходили по 100 дисциплинам.

- О чём информация? ( О зимних олимпиадах) Предлагаю поговорить об этом ярком и важном для нашей страны событии.

- В каком городе  мы принимали главные соревнования планеты?

- Какие источники информации вы использовали? (1 ряд – текст с числовыми данными, 2 ряд – текст с таблицей, 3 ряд – текст с диаграммой)

 - Ответьте на мои вопросы, пользуясь своими источниками.

Вопросы:

  1. На сколько увеличилось количество стран-участниц на олимпиаде в Сочи по сравнению с 1-ми играми? (на 72 страны)
  2. Во сколько раз возросло количество спортсменов  в 1948 г. По сравнению с 1-ой олимпиадой? (в 2 раза)
  3. На сколько увеличилось количество дисциплин, по которым проходили соревнования в Сочи по сравнению  с 1-ой олимпиадой? (на 85)
  4. Во сколько раз увеличилось количество участников  в Сочи по сравнению с 1948 годом?  (в 4 раза)

- Кто быстрее отвечал на мои вопросы? (Те, у кого информация представлена в таблице и диаграмме)

- Как вы думаете, почему? (Информация уже распределена и упорядочена)

- Чем удобны таблицы? (Информация упорядочена, легко искать данные)

- Для чего используют диаграммы?

(Для наглядного, запоминающегося изображения и сопоставления данных)

-

- А знаете ли вы когда и в какой стране состоялись 1-е зимние олимпийские игры?(г.Шамони, Франция, 1924 г.)

- Во время ВОв игры не проводились. После войны в 1948 г. В Швейцарии, в Санта-Морице состоялись 1-е послевоенные игры. И вот, наконец, 1-е зимние олимпийские игры в нашей стране.

- Рассмотрите таблицу. Какую информацию вы можете  извлечь из неё?

- На сколько больше стран, участников и дисциплин стало на играх?

- Посмотрите на диаграмму, что обозначает каждый цвет?

 № 1 - Пользуясь данными из диаграммы, впишите пропущенные в тексте слова и числа.

«Количество стран-участниц олимпиады в Сочи стало в  __ раза _________ , чем в Санкт-Морице и в 6 раз больше, чем в _____ . Количество участников на 1-ой олимпиаде в Шамони было менее _____ человек, а в Сочи более ______ человек. Количество спортивных дисциплин по сравнению с 1-ой олимпиадой возросло в _____ раз»

Физкультминутка. (Учащиеся включают ноутбуки, Делают зарядку для глаз)

Слушают задания, представляют результат, определяют цель и способ деятельности через понимание задания.

Учащиеся высказывают свои предположения.

4.Формулирование проблемы, планирование деятельности

- Как вы считаете, вы уже хорошо научились представлять информацию?

- Сделаем прогностическую оценку своих знаний. (По ссылке выходим на Гугл диск, вносим ответы в таблицу «Умение работать с информацией»)

- Прочитайте вопрос и варианты ответов.

Умею представлять информацию в таблице и диаграмме

1. Умею сам  и могу научить другого

2. Умею, но не всегда уверен в себе

3.Не умею,  поэтому нужна помощь

- Результаты видны на диаграмме. Умеем работать с таблицами и диаграммами, но  некоторые не уверены в своих силах.  У тех, кто умеет есть возможность побывать в роли учителя, помогая друг другу выполнить задание.

- Кто может сформулировать тему урока? («Представление информации»)

- Чему мы будем учиться?

- Поставьте цели урока. ( Научиться располагать  информацию в таблице, строить диаграммы, учиться работе в паре)

- Как вам поможет работа в парах?

Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока

5.Открытие нового знания.

6.Первичная проверка понимания

7. Применение нового знания.

-  Продолжим говорить о зимних олимпиадах.

- Какие зимние виды спорта наиболее популярны в России?

- А вот наибольшее количество наград российские спортсмены получали в лыжных гонках, биатлоне и фигурном катании. В тексте дана информация о медалях наших спортсменов с 1994 г.,  когда появилась сборная России.

№ 1  Прочитайте текст (на жёлтых листах)

Начиная с 1994 года фигуристы  завоевали 15 золотых, 9 серебряных и 3 бронзовых медали. Лыжники  добавили к общему зачёту14 золотых, по 9 серебряных и бронзовых медалей. Биатлонисты пополнили нашу «копилку» -  10 золотыми, 4 серебряными  и 7 бронзовыми медалями.  

Вопросы:

1. Сколько всего медалей получено фигуристами, лыжниками и биатлонистами?

2.На сколько больше «золота» у фигуритов, чем у лыжников? Чем у биатлонистов?

3. Сколько всего медалей получено фигуристами, лыжниками, биатлонистами?)

- Что вы знаете об успехах нашей сборной на зимних олимпиадах? Всегда ли россияне выступали одинаково успешно?

№ 2 Прочитайте текст (на голубых листах)

В 1994 году на олимпиаде в Норвегии  впервые выступала сборная России и завоевала 11 золотых, 8 серебряных и 4 бронзовые медали. В 2010 году в  Канаде – 3 золотых, 5 серебряных и 7 бронзовых медалей. В 2014 году в Сочи – 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых медалей.

Вопросы:

1.На сколько больше «золота», «серебра» и «бронзы» завоёвано в Сочи, чем в Канаде?

2. Сколько всего медалей получено в Норвегии, в  Канаде, в Сочи?

- Вам надо представить текстовую информацию  более наглядно и ответить на вопросы.

- Давайте составим план  представления текстовой информации в виде таблиц и диаграмм.

 (1. Внести данные в табличную форму 2. Выделить всю таблицу 3. Нажать в меню ВСТАВКА команду ДИАГРАММА 4. Выбрать подходящий тип диаграммы 5. Изменить внешний вид и настройки диаграммы)

Исследуют условия учебной задачи, составляют план работы.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

 

 

Работают в парах по плану.

8. Рефлексия учебной деятельности

- Кто затрудняется, воспользуйтесь карточкой-помощницей.

- Проверим. По 1 учащемуся представляют свою работу. (Выводим на экран 2- 3работы)

- Оцените работу одноклассников, использую критерии оценки.

 - Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- Удалось ли их достичь?

- Какие трудности вы встретили?

-  Как с ними справились?

- Что дала вам работа в парах? Какие преимущества работы в паре с другим человеком вы почувствовали?

- - Где и как знания, полученные на уроке вы сможете использовать в будущей жизни где могут пригодиться эти умения? (Краткая запись задачи, во время защиты проекта представить результат опроса, на работе для ведения отчётов и статистики)

- Оцените полученные  знания и приобретённые умения на сегодняшнем уроке. (По ссылке выходим на Гугл диск, вносим ответы в таблицу «Умение работать с информацией»)

- Оцените своё настроение на «Дереве чувств» (Восторженное, спокойное, неудовлетворённое, упадок)

- Хорошее настроение – залог успешного обучения. Желаю вам успехов и удачи во всём!

Обсуждают работу одноклассников, оценивают.

Дают оценку деятельности на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 4 классе

Слайд 2

Первые зимние олимпийские игры прошли в городе Шамони во Франции в 1924 году. В них участвовало 350 спортсменов из 16 стран. Соревнования проходили по 15 дисциплинам. Во время Великой Отечественной войны игры не проводились. После войны в 1948 г. В Швейцарии, в Санта-Морице состоялись первые послевоенные игры. Количество стран участниц возросло до 28, приехало 700 спортсменов, а количество спортивных дисциплин стало 25. На зимнюю олимпиаду в Сочи приехало 2800 спортсменов из 88 стран. Соревнования проходили по 100 дисциплинам.

Слайд 3

1924 год Шамони , Франция 1948 год Санкт-Мориц , Швейцария 2014 год Сочи, Россия

Слайд 4

Тема урока: «Представление информации»

Слайд 6

Начиная с 1994 года фигуристы завоевали 15 золотых, 9 серебряных и 3 бронзовых медали. Лыжники добавили к общему зачёту14 золотых, по 9 серебряных и бронзовых медалей. Биатлонисты пополнили нашу «копилку» - 10 золотыми, 4 серебряными и 7 бронзовыми медалями. В 1994 году на олимпиаде в Норвегии впервые выступала сборная России и завоевала 11 золотых, 8 серебряных и 4 бронзовые медали. В 2010 году в Канаде – 3 золотых, 5 серебряных и 7 бронзовых медалей. В 2014 году в Сочи – 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых медалей.

Слайд 7

План построения диаграммы Выбрать подходящий тип диаграммы Выделить всю таблицу Внести данные в табличную форму Нажать в меню ВСТАВКА команду ДИАГРАММА Изменить внешний вид и настройки диаграммы

Слайд 8

Лыжные гонки Биатлон Фигурное катание 1994 г. Норвегия, Лиллехаммер 2010 г. Канада, Ванкувер 2014 г. Россия, Сочи

Слайд 9

Олимпийский стадион « Фишт » Ледовая арена « Шайба » Кёрлинговый центр « Ледяной куб » Дворец зимнего спорта « Айсберг » « Адлер-Арена » Ледовый дворец « Большой »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО СПОСОБУ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО СПОСОБУ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Сценарий урока математики в четвёртом классе по теме: "Работа с информацией, Диаграммы" (образовательная система "Начальная школа XXI века")

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложен...

Сценарий урока математики в четвёртом классе по теме: "Работа с информацией, Диаграммы" (образовательная система "Начальная школа XXI века")

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложен...

Формирование первичных навыков работы с информацией средствами таблиц у младших школьников на уроках математики в свете реализации ФГОС

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включе...

Формирование первичных навыков работы с информацией средствами таблиц у младших школьников на уроках математики в свете реализации ФГОС

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включе...

Технологическая карта урока ТЕХНОЛОГИИ. Тема "Поиск информации в Интернете. Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете", 2 класс

Технологическая карта урока ТЕХНОЛОГИИ. Тема "Поиск информации в Интернете. Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете", 2 класс...

Конспект урока по математике " Работа с информацией: извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов) "

Данный конспект урока по предмету математика в 3 классе, представляет собой разбор и анализ таблиц с данными, также проведение работы с учебником, решение задач , сложения и вычитания столбиком....