"Равенство. Неравенство"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Хомутова Марина Николаевна

Урок изучения нового (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ravenstvo._neravenstvo.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

 МКОУ СОШ №1

Конспект урока математики

на тему: «Равенство. Неравенство» в 1   классе

 (УМК «Школа России»)

 Учитель: Хомутова М. Н.

(первая квалификационная категория)

 

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

Тип урока: ОНЗ (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными     умениями) (технология деятельностного метода)

Методы: репродуктивный, эвристический, проблемный

Технологическая карта урока изучения темы «Равенство», «Неравенство»

Тема

Равенство. Неравенство.

Цель:

Познакомить с   равенством и неравенством

Задачи:

Образовательные: Формировать представление  о равенстве и неравенстве. Формировать умение сравнивать числа и правильно использовать знаки сравнения «больше», «меньше», «равно»; продолжать пропедевтику темы «Задача» Совершенствовать умение составлять равенство, используя связь целого и частей.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.

Формировать УУД:

- Личностные: 

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
  • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
  • Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.

-  Регулятивные УУД:

  •  Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска равенства и неравенства.
  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; работать по  коллективно составленному плану.
  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- Коммуникативные УУД:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте (совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им).
  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других)

- Познавательные УУД:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
  • Развивать умение работать с разными видами информации.
  • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
  • Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
  • Работать над использованием знаково-символичных средств.
  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать структуру равенства и неравенства, уметь различать их.

Уметь составлять равенство, и неравенство,  используя связь целого и частей.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Равенство, неравенство, сравнение.

Ресурсы:

- основные

 дополнительные

- Моро М. И. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 49

- электронное приложение к учебнику М. И. Моро «Математика» 1 класс

- шаги учебной деятельности

- Моро М. И. ,Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь для 1-го класса. Часть 1. Стр. 19

- электронная  физкультминутка

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Приветствие  

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Желающий ребенок (читающий) работает с Толковым словарем Ожегова на компьютере)

Читает значения слов  равенство и неравенство выбираем подходящее к данной ситуации.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

1.Вспомните тему вчерашнего урока.

 Откройте следующую страницу, опираясь на предыдущую – на которой мы работали.

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

 - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ») . 

2.- А что такое равенство?(неравенство)? Какие мысли приходят вам в голову?

На уроке мы проведем исследование по данной  теме.  В конце урока мы должны получить проект под названием "Равенство и неравенство".

Из какого источника можно узнать значения слов  равенство и неравенство?

 ( Из Толкового словаря)

Кто желает быть исследователем? (Желающий ребенок (читающий) работает с компьютером)

Уметь  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Уметь оформлять   свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать с разными источниками информации.

(Познавательные УУД).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения (3  мин)

Цели:

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. - выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Читают тексты, выполняют пробное действие, Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Предлагает задание для пробного действия.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности

- Вы узнали значение слов  «зравенство», «неравенство».

1.- Прочитайте тзапись на доске:

3-1=2   5-1 <5   4-1>1  3+1=4

-Что заметили? Какие две группы можно выделить?

2.. Выполнение пробного действия

Запишите первую группу в тетради (1 ученик- на доске), а во вторую группу-неравенства

3.. Фиксация индивидуального затруднения.

- У нас получились разные варианты.

- В каком месте возникло затруднение?   Почему?

  . Значит, знаний из словаря нам недостаточно.

- Из какого источника мы можем получить дополнительные сведения о равенствах и неравенствах? (из учебника)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую:  (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

III.Построение проекта выхода из затруднения

(2 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Называют средства.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

 - Какой следующий шаг учебной деятельности? (Сам найду способ)

- Какую цель ставим? (Узнать, что такое равенство и неравенство и их виды).

- Наметим наш план действий:

1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое равенство и неравенство.

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.

- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

- Исследуйте эту страницу и найдите подсказку.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

IV. Реализация построенного проекта

(9 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

1.Выполняем по плану действия.

Подводящий диалог:

1) Слайд 3

- Чем отличается 2 столбик от первого? (во 2 столбике есть знаки (< ,>)

  -А 1 столбик? (в нем есть знак «=») 

Какой же мы сделаем вывод?

( Если между числами или числовыми выражениями стоит знак «=», то это равенство. Если между числами или числовыми выражениями стоит знак        «   >” или «<” ,то это- неравенство.

3. Сопоставление с учебником. стр. 49

Прочитайте  равенства (неравенства) 

Докажите правильность ответа.

Иметь представление о структуре задачи.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

V Музыкальная физминутка (1 мин) Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Смена вида деятельности Повторение движений за дежурным учеником

Организует

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении

Выполнение действий по образцу.

VI  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(13  мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Выполняют задание в учебниках.

Фиксируют новое знание в символах, знаках и  речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

- Переходим к этапу Закрепление. В парах вы выполняете задание

Стр.49 №2 (1 выписывает равенства, 2- неравенства)

Вспомним правила работы в парах: слушать друг друга, уметь договариваться.

-Пропедевтика темы «Задача»

-Рассмотрите задание №4 в учебнике. Что заметили? (до этого учащиеся сами составляли рассказы( задачи) по рисункам, теперь же задача написана, только данные числа по-прежнему нарисованы. (Термин «задача» еще не дается)

-Какое  равенство  вы бы записали к этому рассказу?

-Рассмотреть рисунки и выражения задания 5, назвать «лишние» выражения.

-Доказать, почему так считают.

Уметь различать равенства и неравенства

Уметь оформлять  на письме запись числовых выражений.

Уметь взаимодействовать с соседом по парте (Коммуникативные УУД).

Уметь использовать знаково-символичные средства. (Познавательные УУД).

 Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VII  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7  мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать работу консультантов, самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Выполняют самооценку по алгоритму с помощью символов. ! + ?

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

- Какой наш следующий этап? Самостоятельная работа с проверкой по эталону)

Стр. 49 №3. Составить из карточек  3 верных равенства и 3 неравенства. (Самопроверка с доски)

Консультанты

Эталон для самопроверки на доске.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём причина?

Самооценка по алгоритму.

Уметь оформлять решение задачи.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Проявлять инициативу в оказании помощи соученикам (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Итого: 40 минут

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку  

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует самооценку (методика Цукерман)

 Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Подводим итог работы на уроке.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Посмотрите на доску. Весь собранный материал у нас расположен в строгой последовательности. Это и есть наш проект, который мы должны были составить к концу урока. А теперь нужно одному ученику рассказать все то, что мы добыли всем классом, т.е. выступить с сообщением, как это делают настоящие взрослые ученые.

(Равенство- это соотношение между числами или числовыми выражениями, когда левая и правая части равны.  Неравенство- это соотношение между числами или числовыми выражениями, показывающее, что одна часть больше или меньше другой.)

- Оцените свою деятельность на уроке, используя лесенку.

Очень хорошо работали…..

Урок окончен.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

   Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении.

■ ▪▪▪▪▪ Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

■ ▪▪▪▪▪ Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше

■ ▪▪▪▪▪ Светофор оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

■ ▪▪▪▪▪ Символы Фиксация оценки производится следующим образом:

+ - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации %

            - ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;

             -   ученик испытывает затруднения в выполнении задания;

          -   - ученик не знает материал и не справляется с заданием;

(+ - согласен,    ? –предлагаю повторить материал,    !-   поработаем ещё раз вместе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выражения, равенства, неравенства, уравнения .

Открытый урок по математике с использованием ИКТ. Урок посвящен празднованию Дня Победы 9 Мая. Разработка урока сопровождается презентацией к уроку, конспектом,  самоанализом урока, при...

Конспект урока по теме "Равенства. Неравенства."

Конспект урока по теме "Равенства. Неравенства." в 1 классе по УМК "Школа России". Тип урока: изучение нового материала....

Равенство. Неравенство.

Конспект урока по математике в 1 классе. УМК "Школа России"...

Математика. 1 класс " Школа России". Тема : " Равенство. Неравенство".

Материал содержит конспект  , в котором отражены цели и задачи изучения данной темы. Урок носит ознакомительный характер. Содержит большое количество материала на повторение пройденного. Так как ...

Конспект урока математики "Равенство. Неравенство".

Конспект урока математики "Равенство. Неравенство". Технологическая карта....

Урок математики в 1 классе по теме "Равенство. Неравенство". УМК "Школа России".

Данный материал содержит презентацию и разработку урока математики в 1 классе по теме "Равенство. Неравенство". УМК "Школа России"....