Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Загадочная геометрия»
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Рябухина Татьяна Михайловна

Педагогическая целесообразность  данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков  пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь действовать самостоятельно». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadochnaya_geometriya.pptx2.17 МБ
Файл zagadochnaya_geometriya.docx49.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадочная геометрия (программа внеурочной деятельности) Выполнила: Рябухина Татьяна Михайловна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 156 Красноглинского района г.о. Самара

Слайд 2

1 – 2 урок Тема урока Что такое геометрия?

Слайд 3

Сегодня мы отправляемся в путешествие в удивительную страну, которая называется Геометрия. В переводе с греческого « гео » - земля, « метрио » - измерять. Это слово означает «землемерие». Что такое геометрия?

Слайд 4

Геометрия- одна из наиболее древних наук. Первые геометрические факты были найдены…. в Вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах ( III тысячелетие до н.э. )

Слайд 5

Как же появлялись и развивались геометрические знания? Связано это было с практической деятельностью людей

Слайд 6

Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать новую черту Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья,. Кто же я?-… линейка Палочка волшебная Есть у меня, друзья. Палочкою этой Могу построить я Башню, дом и самолет, И большущий пароход. Ноги очень интересны У таинственного друга: Если первая на месте, То другая ходит кругом! карандаш циркуль Смотрите: мы раскрыли пасть, В неё бумагу можно класть. Бумага в нашей пасти Разделится на части. ножницы Отгадайте загадки.

Слайд 7

Практическая работа

Слайд 8

3 – 4 урок Тема урока Точка, прямая линия

Слайд 9

А Точка В геометрии все линии состоят из точек. Точки изображают прикосновением карандаша, а обозначают большой буквой латинского алфавита. A - а D - дэ G – гэ M – эм P – пэ T – тэ B – бэ E – е K – ка N – эн R – эр X – икс C – цэ F – эф L – эль O – о S – эс Y - игрек Отметьте красным карандашом две точки через 5 см. Отметьте синим карандашом четыре точки через 1 см, расположив их между красными точками. Обозначьте каждую точку буквой. Проверь: В Т М С О

Слайд 10

Начерти в тетради прямую линию. Помни свойство прямой линии: Без начала и без края Линия прямая. Хоть сто лет по ней иди, Не найдешь конца пути. Какие инструменты тебе потребуются?

Слайд 11

горизонтальная Расположение прямых линий может быть горизонтальным, вертикальным, наклонным. вертикальная наклонная Прямые линии будем называть:

Слайд 12

Добавьте к своей линии еще несколько прямых так, чтобы у тебя были: наклонная, вертикальная , горизонтальная линии . Практическая работа Проверь:

Слайд 13

5 – 6 урок Тема уроков Кривые и ломаные линии.

Слайд 15

Кривая линия Линию, на которой нельзя выделить ни одного отрезка или луча, назовём кривой .

Слайд 16

Ломаная линия Линия, состоящая из соединённых друг с другом своими концами двух или более отрезков разных прямых, называется ломанной линией . Отрезки, из которых состоит ломаная, называют её звеньями . Все концы звеньев ломаной называются её вершинами . Соседние звенья ломаной никогда не лежат на одной прямой.

Слайд 17

Практическая работа Начерти следующие линии: Меня из звеньев составляют. Скажи, меня как называют? ( ломаная линия ) Без линейки, как хочу, Эту линию черчу! ( кривая линия )

Слайд 18

V Какие из данных фигур являются ломанными линиями? N О S Z C W

Слайд 19

7 – 8 урок Тема уроков Длина ломаной линии.

Слайд 20

Длина ломаной равна значению суммы длин её звеньев. 3 см 2 см 4 см 2 см 5 см 3 см + 2 см + 4 см + 2 см + 5 см = 16 см

Слайд 21

3 СМ 1 СМ 3 СМ 3 СМ 3 СМ 3 СМ 1 СМ Какая ломаная длиннее? 3 см + 1 см + 3 см = 7 см 3 см + 3 см + 1 см + 3 см = 10 см 10 см > 7 см

Слайд 22

практическая работа Из цветной бумаги вырежи геометрические фигуры и составь из них аппликацию.

Слайд 23

9 – 10 урок Тема уроков Мир линий. Повторение.

Слайд 24

11 – 12 урок Тема уроков Углы.

Слайд 26

Виды углов Угол – это фигура, образованная двумя лучами выходящими из одной точки. Лучи – это стороны угла . Точка, из которой лучи проведены, - вершина угла .

Слайд 27

И понимает каждый школьник, Что очень нужен мне… Отгадайте загадку: Угольник Угол может быть: прямой, тупой, острый. прямой угол тупой угол острый угол

Слайд 28

Он и острый, да не нос, И прямой, да не вопрос, И тупой он, да не ножик, -Что еще таким быть может? Отгадайте загадку: Угол Назовите углы ? Задание №1 . Начертите все виды углов.

Слайд 29

Практическая работа Из цветной бумаги вырежи геометрические фигуры и составь из них аппликацию.

Слайд 30

13 – 14 урок Тема уроков Построение углов.

Слайд 31

Задание №2. Начертите в тетради такую фигуру. Покажите вершины и стороны каждого угла.

Слайд 32

Назовите фигуры и их углы.

Слайд 33

Какие бывают углы? Как называются углы у фигуры?

Слайд 34

Практическая работа Под какими углами пересекаются тропинки возле совы?

Слайд 35

15 – 16 урок Тема уроков Треугольники.

Слайд 36

Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, - Ну, пожалуй, и довольно! Что ты видишь? - ... треугольник Отгадайте загадку:

Слайд 37

прямоугольный треугольник тупоугольный треугольник остроугольный треугольник

Слайд 38

8 Сколько всего треугольников?

Слайд 39

Практическая работа

Слайд 40

17 – 18 урок Тема уроков Построение треугольников.

Слайд 41

Я зовусь многоугольник, Но углов имею три. Меня знает каждый школьник! Точно имя назови. Треугольник с прямым углом. Треугольник с острым углом. Треугольник с тупым углом. треугольник

Слайд 42

Практическое задание Начерти друг за другом прямоугольный треугольник , остроугольный треугольник и тупоугольный треугольник. Раскрась их так , чтобы зелёный треугольник был между синим и красным. Поверь себя:

Слайд 43

19 – 20 урок Тема уроков Многоугольники.

Слайд 44

Угадай! У пушистой кошки Мурки Разноцветные фигурки. Опечалилась она – Всем названья дать должна. Да еще все сосчитать. Кто ей будет помогать?

Слайд 45

Назови многоугольники. Раздели их на три группы.

Слайд 47

Практическая работа

Слайд 48

21 – 22 урок Тема уроков Построение многоугольников.

Слайд 49

8 Сколько треугольников изображено на рисунке?

Слайд 50

Назови фигуры. Начерти данный рисунок в тетради.

Слайд 51

Дорисуй каждую из этих фигур так, чтобы превратить её в тот или иной предмет? Практическая работа

Слайд 52

23 – 24 урок Тема уроков Прямоугольник, квадрат.

Слайд 53

Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые. Противоположные стороны прямоугольника равны. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Слайд 54

Сколько всего прямоугольников? 9

Слайд 55

Практическая работа Из цветной бумаги вырежи геометрические фигуры и составь из них аппликацию.

Слайд 56

25 – 26 урок Тема уроков Построение прямоугольника, квадрата.

Слайд 57

Отгадайте загадку: У этой фигуры равны Все четыре стороны. Столько же прямых углов. Кто назвать её готов? квадрат

Слайд 58

Практическая работа Начерти и вырежи такие фигуры. Сложи из них прямоугольник.

Слайд 59

Проверь себя

Слайд 60

Практическая работа Начерти и вырежи такие фигуры. Сложи из них квадрат.

Слайд 61

Проверь себя

Слайд 62

27 – 28 урок Тема уроков Периметр.

Слайд 63

Периметр – это сумма всех длин сторон многоугольника. Периметр обозначается буквой латинского алфавита – Р ( пэ ), измеряется в мм, см, дм, м, км. Что такое периметр? 5 см 2 см Чему равен периметр прямоугольника? Р=5+5+2+2= 14 (см)

Слайд 64

У какого королевства самая длинная граница? 5 5 5 4 7 3

Слайд 65

29 – 30 урок Тема уроков Нахождение периметра геометрических фигур.

Слайд 66

Сколько всего квадратов? 15

Слайд 67

5 3 4 5 6 7 12 18 30 25 Узнайте длину беговой дорожки? Какую форму имеет беговая дорожка? Кто сколько пробежал?

Слайд 68

10 м 13 м 13 м 10 м ПОМОГИТЕ УЗНАТЬ ПЕРИМЕТР КЛУМБЫ .

Слайд 69

31 – 34 урок Тема уроков Повторение.

Слайд 70

Отгадайте загадки: Ты по мне начнёшь идти – Не найдёшь конца пути! Имя короткое у молодца. Имеет начало, да нету конца! Луч Из куска прямой, двух точек Этот родился сыночек! Отрезок Прямая линия

Слайд 71

Отгадайте загадки: Два луча в одной точке встречаются. Что при этом, скажи, получается? Угол В круге – середина, В квадрате – вершина, В предложении – конец. Это что за молодец? Точка

Слайд 72

Ученику предложили нарисовать фигуры, состоящие только из отрезков. Какие лишние фигуры он нарисовал? + S

Слайд 77

Физкультминутка для глаз

Слайд 81

Картинки с сайтов: -http://images.google.ru/ ; -http://images.yandex.ru/ ; -http://for-creativity.ucoz.ru/news/2009-02-15-1689 Литература: М.И. Моро, М.А. Бантова и др. учебник «Математика» 2 класс «Просвещение » Москва, 2012. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. тетрадь с печатной основой «Математика» 2 класс «Просвещение» Москва, 2012. Журнал «Начальная школа»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 156 г. о. Самара

   

Программа  внеурочной деятельности

учащихся начальной школы

 «Загадочная геометрия»

Общеинтеллектуальное

Вид программы: модифицированная.

Программа рассчитана на 34 часа 2013 – 2014 уч. год

Программа  составлена учителем  начальных классов

 МБОУ СОШ №156

Рябухиной Т.М.

г. Самара

2013- 2014 уч.г.

Пояснительная записка

Для успешного усвоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в младшем школьном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Ведущей целью предмета «Математика» является интеллектуальное воспитание, развитие мышления подрастающего человека, необходимого для свободной адаптации его к условиям жизни в современном обществе.

 Современное образование предполагает воспитание думающей, инициативной личности, отказ от репродуктивной деятельности и развитие в обучении через  творческие формы работы. Процесс образования ориентирован не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на способы мышления и деятельности.

Нельзя забывать о том, что и отвлеченное, абстрактно-теоретическое мышление, далеко выходя за пределы чувственного опыта, только тогда обладает действенной силой, позволяет проникать в суть познаваемой действительности, когда оно неразрывно связано с наглядно-чувственными представлениями. Форсированное развитие отвлеченного мышления, без достаточной конкретизации усваиваемого материала, без связи с наглядно-практическим и наглядно-образным мышлением может привести к формальному усвоению знаний, к образованию пустых абстракций, оторванных от живой действительности.

Социальный заказ современного общества связан с предъявлением новых духовно-нравственных и социально-экономических требований к системе образования. Выпускники школы должны не только владеть знаниями, но и быть способными самостоятельно активно действовать, гибко адаптироваться в изменяющихся социально-экономических и культурных условиях. Современному школьнику необходимо владеть методами анализа и  синтеза,  умениями и навыками поиска и систематизации информации, а также умение и готовность действовать в повседневной жизни.

Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий.

Одной из задач предмета на начальном этапе является задача: заинтересовать, привлечь внимание школьников, обладающих математическими способностями, а для этого необходимо показать им математику во всей ее многогранности, акцентируя внимание на интересных, занимательных темах.

Педагогическая целесообразность  данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков  пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь действовать самостоятельно».

Содержание программы «Загадочная геометрия» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Направленность программы «Загадочная геометрия» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации рассчитана на 1 год, из расчета 1 час в неделю.

          Данная программа позволяет расширить геометрические представления и знания учащихся, развивать их пространственное воображение, техническое и логическое мышление, конструкторские умения.

         Программа направлена на:

  • создание условий для развития ребенка;
  • развитие мотивации к познанию и творчеству;
  • развитие навыков исследовательской деятельности.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

 Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель курса «Загадочная геометрия»:

  • формирование первоначальных представлений о геометрии, способах работы с  чертёжными инструментами (в частности, с использованием  линейки);
  • развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в математике (с применением логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход);
  • расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с геометрией;
  • развитие у учащихся навыков решения  задач на построение.

Обучающие задачи курса «Загадочная геометрия»:

  • развивать познавательный интерес к предметной области «Геометрия»;
  • познакомить школьников с основными свойствами геометрии;
  • научить их приемам построения геометрических фигур;
  • формирование общеучебных умений и навыков;
  • приобрести знания, умения и навыки работы с чертежами;
  • формирование умения применять теоретические знания на практике;
  • дать школьникам первоначальное представление о геометрии и сферах её применения;
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • обучение различным приемам работы с бумагой.

Развивающие  задачи курса «Загадочная геометрия»:

  • развитие памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
  • выявить и развить математические и творческие способности;
  • развитие творческого и рационального подхода к решению задач.

Воспитательные   задачи курса «Загадочная геометрия»:

  • формирование настойчивости, собранности, организованности, аккуратности;
  • формирование умения работать в минигруппе,  культуры общения, ведения диалога;
  • воспитание интереса к предмету геометрия;
  • расширение коммуникативных способностей детей;
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Организация учебного процесса:

Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год).   Количество детей в группе   до 27 человек. Возраст учащихся 8 – 9 лет.

Ожидаемый результат:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с чертежными инструментами  и применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков  учащиеся будут уметь:

  • осознавать потребность в дополнительной работе;
  • обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
  • с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
  • объединять предметы по общему признаку;
  • различать целое и части;
  • составлять и исполнять несложные чертежи;
  • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные чертежи при решении учебных задач и в повседневной жизни;
  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Формы и режим занятий: 

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Практическая часть состоит  из двух видов деятельности:

  • Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления.
  • Работа по теме занятия с опорой на одну из универсальных и эффективных базовых игр В. Воскобовича  «Геоконт» - резиновый конструктор

 Механизм реализации программы осуществляется через систему занятий, организацию сотрудничества с родителями детей, через педагогическое сопровождение и систему диагностирования.

Занятия по программе курса «Загадочная геометрия» помогают расширить представления детей о геометрических фигурах и объёмных телах, формируют навыки пространственного ориентирования, способствуют психическому саморазвитию и межличностным отношениям.        

Занятия в соответствии с возрастными особенностями учащихся – это уроки в форме познавательных и ролевых игр, уроков-путешествий, практических занятий, микроисследований, КВНов, праздников, викторин; создание проектов, рекламных роликов, выпуск газет.

Обобщение изученного материала проходит в форме праздников: «Гость Волшебной поляны», «Хвала геометрии!», «Морской бой»,  а в конце учебного года – в форме создания и защиты проектов.

          Ребёнок, рождаясь, не знает ничего о своих возможностях. А эти возможности, как правило, исключительно велики. Особенно в области интеллекта. Раскрыть перед младшими школьниками эти возможности – одна из важнейших задач именно геометрии, ибо для активной работы в ней важны обе половины головного мозга, и это даёт шанс получить творческое удовлетворение человеку любой интеллектуальной направленности.

Описание места программы курса «Загадочная геометрия»  в учебном плане.

Преподавание курса «Загадочная геометрия» проводится  во второй половине дня. Важность   этого курса  для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Курс « Загадочная геометрия»»  изучается со  2 класса один час в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.

Способами определения результативности программы являются:

  • диагностика, проводимая в конце каждой тема программы в виде естественно-педагогического наблюдения и тестирования учащихся;
  • выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.

Описание ценностных ориентиров содержания программы курса «Загадочная  геометрия»

Одним из результатов преподавания программы курса «Наглядная геометрия» является осмысление и интериоризация младшими школьниками системы ценностей.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Примерная структура занятий:

  • Организационный момент ( 1-2 мин )
  • Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания ( 6-8 мин)
  • Разбор нового материала. Выполнение  коллективных  заданий ( 8-10 мин )
  • Физкультминутка (1-2 мин)
  • Самостоятельная или индивидуальная работа ( 10-15 мин )
  • Подведение итогов занятия ( 3 мин )

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса «Загадочная геометрия».

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
  • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
  • составлять фигуры из частей; определять место заданной детали в конструкции;
  • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
  • осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты:

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах
  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром  конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные части.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задачи.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Календарно – тематическое планирование

Наименование уроков

Кол-во часов

1.

Что такое геометрия? Как же появлялись и развивались геометрические знания?

2

2.

Точка, прямая линия. Горизонтальная, вертикальная и наклонная линии.

2

3.

Кривые и ломаные линии. Звенья и вершины ломаной линии.

2

4.

Длина ломаной линии.

2

5.

Мир линий. Повторение изученного материала.

2

6.

Углы. Вершина, стороны угла. Виды углов.

2

7.

Построение углов.

2

8.

Треугольники. Виды треугольников.

2

9.

Построение треугольников.

2

10.

Многоугольники. Виды многоугольников.

2

11.

Построение многоугольников.

2

12.

Прямоугольник, квадрат. Свойства сторон прямоугольника и квадрата.

2

13.

Построение прямоугольника, квадрата.

2

14.

Периметр.

2

15.

Нахождение периметра геометрических фигур.

2

16.

Повторение изученного материала.

4

Итого

34 урока

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени  имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Загадочная геометрия» в частности.

         Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах окружающей среды человека.                                                                               В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: объёмные пособия – модели геометрических фигур, конструктор                                                                                                              «Геоконт», изобразительные наглядные пособия – таблицы.

          Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, интерактивная доска) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Загадочная  геометрия».

Наряду с принципом наглядности  в изучении курса «Загадочная геометрия» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса «Загадочная геометрия», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится, прежде всего, набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.

Использование на занятиях набора «Геоконт» значительно расширяет диапазон развития фантазии и воображения учащихся, предоставляет возможность для конструирования оригинальных фантазийных конструкций с различной  структурой.

Для фиксирования результатов исследований и практической работы учащихся рекомендуется включать работу в тетрадях.

В процессе проведения занятий рекомендуется сочетание индивидуальной конструкторской деятельности, работы в парах, групповое и коллективное конструирование.

  Обеспечение программы методическими видами продукции:

 Мультимедийные презентации занятий:

  • «Многоугольники»
  • «Четырехугольники»
  • «Логический квадрат»
  • «Периметр многоугольника»
  • «Каталог геометрических фигур и тел»

Дидактический материал представлен:

  • Схемы плоскостных фигур

Литература для учителя

  1. Батова А.С. Графический диктант//Начальная школа.-2003.-№9.
  2. Динамические раздаточные пособия со шнурком для начальной школы.-М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
  3. Краснова О.В.Первые шаги в геометрии//Начальная школа.-2002.-№4.
  4. Пазушко Ж.И. Развивающая геометрия в начальной школе//Начальная школа.-2009.-№1.
  5. Сутягина В.И. Функции геометрии в начальном обучении математике//Начальная школа.-2002.-№11.
  6. Фазлетдинова Н. Геометрия вокруг нас//Начальная школа.-2001.-№25.

Литература для учащихся

  1. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класс.- М. «Просвещение».  2002
  2. Шадрина И.В.  Решаем геометрические задачи. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003

Приложение

Задачи по геометрии

  1. Обведи части нарисованных линий:

Отрезки – зелёным; лучи – синим; прямые – красным.

                                                                             

                                                                       

  1. Сколько: прямых, лучей, отрезков на каждом чертеже.

                 

                                                                 

                                                           

                                                   

                                           

                                                   

                                           

                                             

                                             

                                                                     

                                                                   

                                                             

  1. Какие из рисунков можно рассматривать как одну ломаную?

                                                                                                                             

  1. Отметь прямые углы.

                                                                                                               

  1. Найди в многоугольниках прямые углы и отметь их.

                                                                                                                                         

  1. Раскрасьте прямоугольники синим карандашом.

  1. Сколько среди фигур четырёхугольников, треугольников, пятиугольников?

                                                                                                                                     

  1. Соедини названия треугольников с их описанием.

                                                                                                                                     

  1. Реши задачи.

Лоскут ткани представляет собой треугольник, две стороны которого по 5 см, а третья – 7 см. Каков периметр лоскута?

Ковёр представляет собой четырёхугольник, две стороны которого по 3 м каждая, а две другие – по 2 м каждая. Каков  периметр ковра?

  1. Найди периметр геометрических фигур.

               

                  4 см                

   3см                                        3см

                                                                  4см                      6см                      

                                                                                               

3см                                              3см

                    4см                                                            5см


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Исследовательская деятельность учащихся начальной школы"

Доклад  содержит  рекомендации  по  проведению  исследовательской  работы  по  окружающему  миру в  начальной  школе,  поэтапному  ее ...

«Исследовательская деятельность учащихся начальной школы

                                                  ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Республиканский семинар на базе МБОУ «НОШ» с.Хову-Аксы «Внеурочная деятельность учащихся начальной школы в ключе новых программ начального общего образования», согласно Плана – ПРОСПЕКТА – 2013 года ГАОУ ДПО (ПК)

В 2013-2014 учебном году 18 декабря 2013 годаучитель начальных классов руководитель внеурочной деятельности Дазырбан Чойган Васильевна провела мастер – класс по теме: «Техника рисования ви...

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...