Урок математики в 4 классе "Умножение многозначного числа на трёхзначное"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Шишкина Анна Викторовна

Урок направлен на формирование умения самостоятельно выводить алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное;

систематизацию знаний детей об умножении многозначных чисел;

развитие познавательных интересов  и умения использовать в работе ранее полученные знания;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_vov.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Урок математики в 4 классе

Учитель: Шишкина А.В.

Класс: 4 В

Тема

Умножение многозначного числа на трёхзначное

Цель темы

Формирование умения самостоятельно выводить алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное;

систематизация знаний детей об умножении многозначных чисел;

развитие познавательных интересов  и умения использовать в работе ранее полученные знания;

воспитание патриотических чувств, уважения к ветеранам ВОВ.

Планируемый результат

Знать алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное;

уметь умножать многозначное число на трёхзначное по образцу.

Основные понятия

 «Трёхзначное число», «алгоритм», «неполный множитель», «дата».

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

«Математика» II часть 4 класс В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва - М.:Вентана- Граф, 2014г., Рабочая тетрадь II часть 4 класс В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва - М.:Вентана- Граф, 2014г.;

http://www.clker.com/clipart-clouds.html

Балаковская народная энциклопедия: энцикл./ [Балаков. р-н Сарат. обл.; Авт.-сост. Ю. Ю. Каргин]. — Саратов: Приволж. изд-во, 2007.

Организация пространства

Работа в группах, парах,фронтальная, индивидуальная.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 

Цель:

1) мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) определение содержательные рамки урока.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

- Ребята, сегодня мы будем работать в группах: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. Прошу вас выбрать рабочее место.

- Знаете ли вы, что значит принимать решение?

-Какие решения вы принимали сегодня?

-Имеют ли они большое значение для окружающих?

- Приходилось ли вам принимать важные решения?

Личностные УУД

Решения, которые принимаются взвешенно или без раздумий, имеют одинаково важное значение для человека и окружающих его людей. Поэтому выбор решения должен быть осознанным.

Процесс принятия решений напоминает строение дерева. Корень – это проблема, которую необходимо решить. Он находится под землей. Проблема иногда скрыта, но двигаясь к свету, растение, как и человек, перебирает варианты решений и находит выход из трудной ситуации.

- Как вы думаете, человеку легче делать выбор, когда он один или его окружают люди? Сегодня вы работаете в группах и принимать решения будете вместе. Решения мы будем оформлять в виде листочков и в конце урока сформируем дерево решений.

- Когда человек принимает решения? (Когда есть выбор.)

Коммуникативные УУД

- Составим правила работы в группе.

Коммуникативные УУД

Правила работы в группе 

Выслушивай, не перебивая.

Придерживайся темы.

Любые идеи имеют ценность. 

Уважай различные мнения.

Любые вопросы важны.

Избегай прямых указаний и назидательности.

II  этап актуализации и пробного учебного действия 

Цель:

 формирование умения выявлять сущность, особенности объектов.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу устного счёта.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

- Выполните задания устного счёта и обратите внимание на числа результатов. О чём говорят эти числа?

1945-1941=4 – года шла Великая Отечественная война.

300х3=900 – дней длилась блокада Ленинграда.

27+23=50 – дней длилась битва на Курской дуге.

2015-1945=70 лет со дня Победы.

40х5= 200 – длилась битва за Сталинград.

- Откройте учебник на странице 13, №4. Вычислите устно.

- Нужна ли наука «Математика» в армии, на войне?

- Мы провели устный счёт. Что вам помогло справиться с заданием? Какие решения вы принимали?

- Что такое дата? (Дата – точное календарное  время какого – либо события).

- Какое правило помогло вам справиться с заданием? (Умножение круглых чисел.)

Проанализируйте материал, который лежит у вас на партах и результаты устного счёта. Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока.

(Умножение многозначных чисел, Великая Отечественная война).

Цели: выведение алгоритма умножения многозначных чисел на трёхзначное, отработка действий по алгоритму, вспомнить некоторые даты и числа Великой Отечественной войны.

– Да. Рассчитывать расстояние выстрелов.

- Узнавать площадь минных полей.

-Отслеживать длину линии фронта.

- Рассчитывать квадрат наступления.

- Знать количество орудий, техник для успешного наступления.

 – Вспомнили таблицу умножения, правило умножения круглых чисел, сложения и вычитания.

 Решение – закреплять полученные ранее знания.  

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

III  этап выявления места и причины затруднения 

Цель:

формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов.

Работать с информацией, представленной в учебнике.

Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ.

Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.

Организовать работу по учебнику.

- Сегодня мы будем умножать многозначные числа.

- Каким должен быть солдат, офицер?

- У вас на партах лежат карточки с заданием. Необходимо решить примеры и расположить карточки в порядке возрастания результатов. На обратной стороне карточки слова, составляющие пословицу. Составьте пословицы и объясните их смысл.

1. Храбрость и умение рождают победу.

2.И сила уму уступает.

3. Жить – значит сражаться.

4. За смелым – победа.

- Где будет находиться карточка с последним словом? Сделайте вывод без математических вычислений.

- Прочитайте пословицы и определите их смысл.

- Какое решение помогло справиться с заданием?

- С какой проблемой столкнулись при решении примеров?

- Примите решение, чтобы исправить ситуацию.

- Какие знания нам могут помочь?

- Откройте учебник на странице 13, №1. Рассмотрите порядок умножения многозначного числа на трёхзначное.

Расскажите, как выполнено умножение.

-Почему во втором и третьем неполном произведении в единицах и десятках стоят нули?

- Есть ли необходимость их писать?

- Можно упростить запись?

- Проанализируйте вторую запись данного примера.

- Посмотрите запись третьего примера. Почему при умножении на трёхзначное число, мы видим только два неполных произведения?

- Проанализируйте умножение многозначных чисел в №2 на странице 13. Как получили числа, которые складывали при выполнении умножения?

Проанализируйте задание, назовите тему урока.

- Смелым.

-Храбрым.

-Мужественным.

23х16=368

47х29=1363

354х73=25842

581х613=?

- Самое большое число получится при умножение трёхзначных чисел.

- Быть внимательным, проявлять смекалку.

- Не знаем алгоритм умножения многозначных чисел на трёхзначное.

- Составим алгоритм умножения.

- Таблица умножения.

- Алгоритм умножения на двухзначное число.

- Умножаем на разряды десятков и сотен. На единицы умножали: результат - первое неполное произведение.

- Нет.

-Да. Второе неполное произведение запишем под разрядом десятков, а третье неполное произведение  запишем под разрядом сотен.

-0 единиц. Воспользуемся правилом умножения круглых чисел и припишем 0 в ответе.

-Умножали каждое число второго множителя на каждое число первого поразрядно. Записывали неполные множители тоже поразрядно.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

IV этап построения проекта выхода из затруднения

Цель:

Формирование  умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

 

Учатся соблюдать правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументировать свои ответы, использовать информацию, и знания, участвуют в беседе, делают выводы.

Организовать

умение на основе анализа объектов делать выводы.

- Сейчас вы будете работать в группах.

I группа -  аналитики составляет  алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное:

1.Запишу числа столбиком соответственно разрядам.

2. Умножу на число единиц, получу 1 неполное произведение;
3. Умножу на число десятков, получу 2 неполное произведение;
4. Умножу на число сотен, получу 3 неполное произведение;
5. Сложу неполные произведения;
6. Читаю ответ.

II группа – иллюстраторы составляют модель примера на умножение многозначного числа на трёхзначное.

III группа – экспериментаторы, опираясь на подготовленный материал «Балаково в дни Великой Отечественной войны» составляют задачу для класса.

IV группа – испытатели выполняют задание в Рабочей тетради на печатной основе, действуя по образцу учебника (стр. 6, №14).

- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

Решаем задачу письменно.

- Расскажите, какое решение помогло вам справиться с заданием.

Физминутка «Оловянный солдатик и тряпичная кукла».

– Для успешной работы в группе необходимо  спланировать свою деятельность.

- Внимательно читать задание.

- Уметь анализировать материал.

- Вспомнить виды задач.

- Действовать по образцу.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

V этап реализации построенного проекта

Цель:

1) формирование умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме,

 работать в паре.

Учатся работать в парах. Находят ответы на вопросы по имеющимся знаниям.

Следить за правильностью построения речевых высказываний.

Работа по учебнику

- Прочитайте задание №3 на странице 13. Я предлагаю вам в парах выбрать по два примера этого номера и опираясь на алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное, рассказать друг другу все этапы своих вычислений.

Проверьте свою работу, используя калькулятор.

- Работая с учебником, какие решения помогли вам выполнить задания?

-  Попробуйте запомнить алгоритм  наизусть и расскажите его друг другу в парах.

- Какой алгоритм  мы должны сегодня запомнить?

VII   этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель:

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Учатся выбирать задания для самостоятельной работы, аргументировать свой выбор, проверять свою работу по эталону.

Проанализировать выбор задания и трудности в работе учащихся.

Самостоятельная работа по карточкам

Задания предлагаются на выбор учащихся: 

1) Найди и исправь ошибки:

123х321=39483

857х90=8987

2) Вставь пропущенную цифру:

  *4*

х     7

-------

*7*5

   *48

х      *

--------

 *044

Самопроверка.

- Какие решения принимали, выполняя задание?

- Справились ли вы с заданием? В чём возникли трудности?

- Что вы формируете у себя, работая самостоятельно?

- Вспомнить таблицу умножения.

- Применить новые знания.

- Проявить смекалку.

VIII  этап включения в систему знаний и повторения

Цель:

 закрепление умения выделять изученную орфограмму; воспитание дружеского отношения в коллективе.

Учатся соблюдать правила игры. Закрепляют знания.

Организовать игровую деятельность.

Игра «Продолжи алгоритм»

Вызываются три обучающихся, которые по очереди называют все этапы алгоритма умножения многозначного числа на однозначное.

- Вспомните тему сегодняшнего урока.

IX   этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель:

Формирование  умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- Сегодня на уроке было много заданий, какое вам понравилось больше, что показалось трудным?

-Какие памятные даты и числа вы запомнили?

- Выставление оценок.

-Домашнее задание: Рабочая тетрадь на печатной основе страница 17 (два задания по выбору).

- У нас выросло дерево решений. Сегодня вы постарались. Очень важные решения принимали офицеры и солдаты советской армии, чтобы мы с вами жили под мирным небом. Ещё в древности голубь считался символом мира и плодородия.

А в 1949 году выражение "Голубь - символ мира" получило широкое распространение в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира.  Рисунок для международной эмблемы мира – голубь с оливковой веткой в клюве – был выполнен французским художником Пабло Пикассо.

- Ребята, что мы с вами можем сделать, чтобы был мир вокруг нас: в классе, в семье, в автобусе?

Обсудите в группах этот вопрос и прикрепите голубя на доску вместе с ответом на мой вопрос.

- Я прошу вас проявлять уважение к старшему поколению и памяти нашего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме"Многозначные числа"

Цель урока: закреплять знания письменных приёмовсложения и вычитания многозначных чисел, отрабатывать навыки устных вычислений, повторить и закрепить нумерацию, сложение и вычитание многозначных чисел...

Урок математики "Действия с многозначными числами. Закрепление"

Данный материал содержит конспект урока математики, проведенного в 3 классе по учебнику Л. Г. Петерсон. Тип урока - систематизация и закрепление знаний. Урок составлен в соответствии с технологией дея...

урок математики "Действия с многозначными числами"

Раздел программы: «Действия с многозначными числами» Тема урока: Умножение многозначного числа на трехзначное.Цель: конструирование случая умножения многозначного числа на ...

Презентация к уроку математики по теме "Многозначные числа""

Презентация составлена к учебнику Л. Г. Петерсон "Математика. 3 класс". На уроке рассматриваются темы: чтение и запись многозначных чисел, рабрта с именованными числами, решение задач на нах...

Технологическая карта урока «Алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное число»

Цели деятельности учителя: формирование навыка деления многозначного числа на трёхзначное числоПланируемые результаты:Предметные:·        Знать алгоритм делен...

Технологическая карта урока математика "Письменное деление многозначного числа на двузначное число» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Дата: 19.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 1Время: 8.00-8.45Кабинет: 203Студент: Закирова Эльвира РахимовнаУчитель: Новикова Анна Александровна...