Отчёт по самообразованию на тему Активизация познавательного интереса на уроках математики
учебно-методический материал по математике на тему

Артамонова Ольга Михайловна


В отчёт входит доклад по теме "Активизация познавательного интереса на уроках математики" и презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активизация познавательного интереса на уроках математики Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 п. Клетня Артамонова Ольга Михайловна

Слайд 2

« Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая сделать его занимательным» Б.Паскаль

Слайд 3

Актуальность: Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели "образование-преподавание" пришло "образование-взаимодействие", когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. А успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.

Слайд 4

Цель работы по данной теме - применение целостной системы методов, приемов обучения в сочетании традиционных и нетрадиционных форм работы, ориентированных на развитие основных характеристик мышления, на повышение уровня самостоятельной практической и умственной деятельности детей, на развитие навыков самоконтроля.

Слайд 5

Задачи Эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности. Повышение интереса к предмету «Математика». Развитие основных познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия). Развитие инициативы, самостоятельности, творческого потенциала. Включение учащихся в поисковую деятельность по предмету. Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию.

Слайд 6

Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Слайд 7

Удивление – сильный стимул познания Ученики испытывают удивление когда, составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.

Слайд 8

Доказано, что дети запоминают 10% того, что читают, 26% того, что слышат, 30% того, что видят, 50% того, что видят и слышат, 70% того, что обсуждают с другими, 80% того, что основано на личном опыте, 90% того, что проговаривают в то время, когда делают, 95% того, чему они обучаются сами. Данная информация позволяет сделать вывод . Результат обучения зависит от степени активности учащихся в учебном процессе.

Слайд 9

По характеру познавательной деятельности игры можно разделить на следующие группы: Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. («Составим узор» )

Слайд 10

2. Игры, требующие воспроизводящей деятельности. К этой группе относятся игры, направленные на формирование вычислительных навыков.(«Лучший лётчик», «Математическая рыбалка», «Помоги собрать бананы»)

Слайд 11

3. Игры, в которых запрограммирована преобразующая (контролирующая) деятельность детей. С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. («Составь круговые примеры», «Математическая эстафета»)

Слайд 12

4. Игры, в которые включены элементы поисковой деятельности, где целью игры является формулирование учащимися по рисунку, схеме и опорным словам математического правила. (« Угадайка », «Определи курс движения самолёта»)

Слайд 13

Провоцирующие задачи обладают высоким развивающим потенциалом. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают познавательный интерес.

Слайд 14

Можно выделить следующие разновидности задач провоцирующего характера: -Задачи , условия которых в той или иной форме навязывают неверный ответ. - Сколько прямоугольников можно насчитать в изображении окна? - Сколько знаков будет в числе, в записи которого 5 нулей? - Какое из чисел 333, 555, 666, 999 не делится на 3?

Слайд 15

-Задачи, условия которых тем или иным способом подсказывают неверный путь решения. - Тройка лошадей проскакала 15км. Сколько км проскакала каждая лошадь ? - Крышка имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько углов будет у крышки? - 6 рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней?

Слайд 16

-Задачи , вынуждающие придумывать, строить такие математические объекты, которые при заданных условиях не могут иметь места. - Используя цифры 1 и 4, запишите трёхзначное число, дающее при делении на 3 остаток равный 2. Придумать такое число невозможно, поскольку любое число, удовлетворяющее условию задачи, делится на 3 без остатка.

Слайд 17

Задачи, вводящие в заблуждение из-за неоднозначности трактовки терминов, словесных оборотов, буквенных или числовых выражений - На листе бумаги записано число 606. Какое действие нужно совершить, чтобы увеличить его в полтора раза? Здесь имеется в виду не математическое действие, а просто игра с листом: его нужно перевернуть и получится 909.

Слайд 18

Задачи, условия которых допускают возможность «опровержения» семантически верного решения синтаксическим или иным нематематическим решением. - 3 спички выложены на столе так, что получилось 4. могло ли такое быть, если других предметов на столе не было? Отрицательный ответ опровергается : IV .

Слайд 19

Задания, направленные на развитие внимания. 1. Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах. 2. Пересчёт предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами. 3. Отыскание чисел по таблицам Шульте . 4. Найди сходство и различие.

Слайд 20

Задания, направленные на развитие внимания. Найди 10 отличий. Найди на чертеже 11 треугольников.

Слайд 21

Задания, направленные на развитие восприятия и воображения. Подбери заплатку к сапожку. Собери разбитую тарелку, кувшин, вазу. Упражнение «Геометрические фигуры».

Слайд 22

Задания, направленные на развитие логического мышления. Задачи в стихотворной форме . Задачи шутки. Магические квадраты. Числовые фигуры. Задачи на смекалку. Задачи с геометрическим содержанием. Кроссворды и ребусы. Комбинаторные задачи. Математические фокусы.

Слайд 23

Комбинаторная задача Учащимся предлагается следующая проблема: « У тебя 60 рублей. Родители отпустили тебя в парк покататься на каруселях. Предлагаются следующие расценки. -Вход в парк – 5 рублей -« Колесо обозрения» – 10 рублей -« Сюрприз – 35 рублей. -« Американские горки» – 45 рублей «Комната смеха» – 25 рублей Какой выбор ты сделаешь, если ни один из аттракционов нельзя посетить дважды?

Слайд 24

Числовые фигуры Задание: Сумма цифр человечка-его возраст. Узнай возраст

Слайд 25

Математический фокус Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20. Формула для разгадывания фокуса: а + 14 + 6 – а = 20

Слайд 26

Задания, направленные на развитие памяти. Запомни двузначные числа. Запомни математические термины. Цепочка слов. Рисуем по памяти узоры. Запомни и воспроизведи рисунки. Зрительные диктанты. Слуховые диктанты.

Слайд 27

Рисуем по памяти узоры

Слайд 28

Проблемное обучение Решить удобным способом (40+10) - 7 (60+10) – 4 Вставить числа в окошки по данному образцу 40 = 30 + 10 80 = … + 10 60 = 50 + 10 50 = … + … Опорные схемы Тир ? Кух . 5 13

Слайд 29

РЕЗУЛЬТАТЫ: домашнюю работу по предмету с интересом выполняют 65,4% учащихся, любимым предметом математику называют 73,1% учащихся. Урок математики, как самый интересный урок, называют 53,9% учеников.

Слайд 30

Участие в конкурсах: Международный математический конкурс-игра «Кенгуру» Мерзлов Дмитрий - I место по школе.

Слайд 31

Мудр был человек, связавший слово «урок» со словом жизнь, имея в виду серьезные и неожиданные уроки, которые преподносит нам жизнь. А жизнь ‑ это процесс познания мира и самого себя. И пусть с наших уроков дети будут уходить в жизнь с умениями не только работать, но и общаться, сотрудничать, жить в обществе , сохраняя свою индивидуальность, становясь творческой личностью.

Слайд 32

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

Отчёт по самообразованию

Тема:

«Активизация познавательного интереса

на уроках математики»

                                                               

                                                                       Подготовила Артамонова

                                                                       Ольга Михайловна

                                                      учитель начальных классов

                                                     МБОУ СОШ №2 п.Клетня

                               

                                           

                                                   

Клетня -2015

Активизация познавательного интереса учащихся на уроках математики.

                                                                                «Предмет математики настолько серьёзен,

                                                                                    что надо не упускать случая сделать его

                                                                                    занимательным».    

                                                                                                                              Блез Паскаль.

«Мыслительные операции не даны изначально, они  постепенно складываются в ходе самого мышления» (Сергей Леонидович Рубинштейн).

Актуальность проблемы

     Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели "образование-преподавание" пришло "образование-взаимодействие", когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. А успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.

Цель работы по данной теме - применение целостной системы методов, приемов обучения в сочетании традиционных и нетрадиционных форм работы, ориентированных на развитие основных характеристик мышления, на повышение уровня самостоятельной практической и умственной деятельности детей, на развитие навыков самоконтроля.

Задачи:

Эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности.

Повышение интереса к предмету «Математика».

Развитие основных познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).

Развитие инициативы, самостоятельности, творческого потенциала.

Включение учащихся в поисковую деятельность по предмету.

Развитие младшего школьника, его эффективнаясоциализацию.

      Самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса— развитие познавательного интереса у школьников.

    Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов: мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения.

Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребёнок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятёрки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учёбы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.

К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не тяготился школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребёнок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

     Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путём определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

  • Ученики испытывают удивление когда, составляя задачу, узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба. Такого вида задачи я часто использую при проведении устного счёта .

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться всё время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках.

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Доказано, что дети запоминают 10% того, что читают, 26% того, что слышат,  30% того, что видят,  50% того, что видят и слышат,  70% того, что обсуждают с другими, 80% того, что основано на личном опыте, 90% того, что проговаривают в то время, когда делают, 95% того, чему они обучаются сами. Данная информация позволяет сделать однозначный вывод. Результат обучения зависит от степени активности учащихся в учебном процессе.

Чтобы разбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе её школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

      Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому я поставила перед собой цель – развивать познавательную деятельность учащихся.

       Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Осознав эти проблемы, стала собирать и пробовать в своей работе различные методические и дидактические приёмы. Всю работу провожу по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые моменты, работа со схемами, использование провоцирующих задач, ИКТ

    Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес , а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания.

По характеру познавательной деятельности игры можно разделить на следующие группы:

  1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. («Составим узор»)
  2. Игры, требующие воспроизводящей деятельности. К этой группе относятся игры, направленные на формирование вычислительных навыков. («Лучший лётчик», «Математическая рыбалка», «Помоги собрать бананы»)
  3. Игры, в которых запрограммирована преобразующая (контролирующая) деятельность детей.  С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. («Составь круговые примеры», «Математическая эстафета»)
  4. Игры, в которые включены элементы поисковой деятельности, где целью игры является формулирование учащимися по рисунку, схеме и опорным словам математического правила. («Угадайка», «Определи курс движения самолёта»)

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Игра может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.

На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойства, действий и вычислительных приёмов. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства, вычислительного приёма.

В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью можно использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки или разрезные цифры. Всё это служит средством активизации детей в игре.

В книге Шалвы Алексеевича Амонашвили «Здравствуйте, дети», есть такие слова:

 « …без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». Я стремлюсь создать на каждом уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребёнка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру.

 

      В своей работе я часто использую провоцирующие задачи. В условиях таких задач содержатся различного рода упоминания, указания, намёки, подсказки, подталкивающие к выбору ошибочного пути решения или неверного ответа.

Провоцирующие задачи обладают высоким развивающим потенциалом. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают познавательный интерес. Дидактическая ценность провоцирующих задач неоспорима. Попадая в заранее приготовленную ловушку, ученик испытывает досаду, сожаление от того, что не придал особого значения тем нюансам условия, из-за которых он угодил в неловкое положение.

Провоцирующие задачи можно разделить на несколько типов.

  1. Задачи, условия которых в той или иной мере навязывают неверный ответ.
  • Задачи, навязывающие в явной форме один определённый ответ.

- Сколько прямоугольников можно насчитать в изображении окна?

- Сколько знаков будет в числе, в записи которого 5 нулей?

   Навязывается ответ: пятизначным, но он неверен, т.к. помимо

   5 нулей в записи числа должны обязательно присутствовать цифры,

   отличные от нуля. Правильный ответ: шестизначным и более.

  • Задачи, побуждающие сделать выбор ответа из предложенной совокупности неверных ответов.

- Какое из чисел 333, 555, 666, 999 не делится на 3? Правильный ответ: никакое, т.к.

   555 : 3 = 185.

  • Задачи, побуждающие сделать неправильный выбор ответа из предложенных совокупностей верных и неверных ответов.

- Какой из отрезков короче: вертикальный или горизонтальный?

- Что легче: пуд пуха или пуд железа?

  • Задачи, условия которых не содержат в явном виде неверного ответа, но каким-либо образом указывают на него.

- Какое число, кратное 3, следует за числом 202?

   Напрашивается ответ 203, но это не так, т.к. 203 не делится на 3, а правильный ответ 204.

  1. Задачи, условия которых тем или иным способом подсказывает неверный путь решения.
  • Задачи, условия которых подталкивают решающего к тому, чтобы выполнить какое-либо действие с заданными числами или величинами, тогда как выполнять это действие вовсе не требуется.

- Тройка лошадей проскакала 15км. Сколько км проскакала каждая лошадь?

  • Задачи, условия которых подталкивают решающего к выполнению какого-то определённого действия, тогда как выполнять нужно другое действие.

- Крышка имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько углов будет у крышки?

   Напрашивается действие 4 – 1, но правильный ответ 3 + 2 = 5 углов.

  • Задачи, условия которых подталкивают к выполнению какого-то одного или нескольких действий вполне определённым образом, тогда как выполнять действия нужно иначе, чаще всего необходим сложный расчёт.

 - 6 рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней?

    Кажется совершенно естественным выполнить умножение 6 * 2 и получить ответ: 12 судаков. Но этот ответ не верен, нужно учесть, что один рыбак в день съедает 1/6 часть судака, и вычислять иначе: 1/6 * 12 чел. *12 дн. = 24 судака.

  • Задачи, условия которых подталкивают решающего к выполнению какого-либо действия, тогда как выполнить их не представляется возможным.

- Двое пошли 3 гриба нашли. Четверо пойдут, сколько найдут?

   Напрашивается ответ 6 грибов, но правильный ответ: неизвестно, т.к. эти четверо могут вообще ничего не найти, если им не повезёт.

  1. Задачи, вынуждающие придумывать, строить такие математические объекты, которые при заданных условиях не могут иметь места.

- Используя цифры 1 и 4, запишите трёхзначное число, дающее при делении на 3 остаток равный 2.

Придумать такое число невозможно, поскольку любое число, удовлетворяющее условию задачи, делится на 3 без остатка.

  1. Задачи, вводящие в заблуждение из-за неоднозначности трактовки терминов, словесных оборотов, буквенных или числовых выражений.

- На листе бумаги записано число 606. Какое действие нужно совершить, чтобы увеличить его в полтора раза? Здесь имеется в виду не математическое действие, а просто игра с листом: его нужно перевернуть и получится 909.

  1. Задачи, условия которых допускают возможность «опровержения» семантически верного решения синтаксическим или иным нематематическим решением.

- 3 спички выложены на столе так, что получилось 4. могло ли такое быть, если других предметов на столе не было?

Отрицательный ответ опровергается рисунком: IV.

Эти разновидности провоцирующих задач не исчерпывают всего их многообразия, но дают представление о способах их составления и использования в обучении математике.

Задания, направленные на развитие внимания.   

В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

1. Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах.

2.  Пересчёт предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами.

3.  Отыскание чисел по таблицам Шульте.

4.  Найди сходство и различие.

Задания, направленные на развитие восприятия и воображения.

     Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельностью как взрослого человека, так и ребёнка, основой ориентации человека в окружающем  мире, в обществе. Мы знаем, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

  1. Подбери заплатку к сапожку.
  2. Собери разбитую тарелку, кувшин, вазу.
  3. Упражнение «Геометрические фигуры».
Задания, направленные на развитие логического мышления.

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

  1. Задачи на смекалку.
  2. Задачи в стихотворной форме.
  3. Задачи шутки.
  4. Магические квадраты.

5.  Числовые фигуры.

  1. Задачи с геометрическим содержанием.
  2. Кроссворды и ребусы.
  3. Комбинаторные задачи.

Задания, направленные на развитие памяти.

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств.  Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.

  1. Запомни двузначные числа.
  2. Запомни математические термины.
  3. Цепочка слов.
  4. Рисуем по памяти узоры.
  5. Запомни и воспроизведи рисунки.
  6. Зрительные диктанты.
  7. Слуховые диктанты.

Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор  младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

                           Использование ИКТ  

 Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание учащихся сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. При проведении уроков использую компьютерные презентации на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток.

 "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать." - гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.

Результат моей работы по итогам анкетирования: домашнюю работу по предмету с интересом выполняют 65,4% учащихся, любимым предметом математику называют 73,1% учащихся. Урок математики, как самый интересный урок, называют 53,9% учеников.

Участие в Международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» Мерзлов Дмитрий - I место по школе.

 Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Литература:

  1. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей» –Волгоград: Учитель, 2002
  2. Лакоценина Т.П. «Необычные уроки в начальной школе» ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель», 2008
  3. Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. «Развитие логического мышления детей» - Волгоград: Учитель, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"

Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"СОДЕРЖАНИЕ 1. Информация об опыте. Сведения об а...

Творческий отчёт по теме "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Дидактическая проблема, над которой я работала, совершенствование урока на основе внедрения таких форм обучения, которые, с одной стороны, способствуют осознанному и прочному усвоению программного мат...

Доклад на тему "Активизация познавательных интересов младшего школьника посредством применения ИКТ"

Доклад на тему "Активизация познавательных интересов младшего школьника посредством применения ИКТ" , учителя начальных классов на заседании МО учителей начальных классов....

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....

Отчет по самообразованию на тему: "Использование проблемных заданий на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся".

Современная общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а развивать функционально грамотную личность, которая способна использовать, приобрет...

Отчёт по самообразованию на тему: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики"

Отчёт по самообразованию на тему: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики". Представляю данный материал для распространения опыта работы, как учителя начальных...