Проект урока " Порядок выполнения действий в выражениях без скобок" 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Зотеева Наталья Александровна

УМК «Начальная школа XXI века».

Рудницкая  В.Н., Юдачёва Т.В. Математика .3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Проект «Начальная школа ХХI века»: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_.docx45.48 КБ

Предварительный просмотр:

Общие сведения о проекте

Предмет:  Математика

Класс: 3

УМК «Начальная школа XXI века».

Рудницкая  В.Н., Юдачёва Т.В. Математика .3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Проект «Начальная школа ХХI века»: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2013.

Фрагмент календарно-тематического планирования

№ п/п

Раздел, тема урока

Характеристика деятельности  обучающихся

Порядок выполнения действий  

56

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.

Формулировать правила выполнения действий в выражениях без скобок содержащих действия: а) только одной ступени;

Находить значение числовых выражений в выражениях без скобок

57

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.

Формулировать правила выполнения действий в выражениях без скобок содержащих действия: а) только одной ступени;

Находить значение числовых выражений в выражениях без скобок

58

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.

Формулировать правила выполнения действий в выражениях без скобок содержащих действия: а) только одной ступени;

б) разных ступеней

Находить значение числовых выражений в выражениях без скобок

Диагностический блок

Описание диагностики исходного уровня универсальных учебных действий.

Познавательные УУД: универсальные логические действия.

Выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Методика «Выделение существенных признаков» // Методы изучения УУД младших школьников. Методические рекомендации для педагогов-психологов и учителей начальных классов/Нижегор. ин-т развития образования; авт.-сост. Еделева Е.Г., Еременко Н.А., Шилова О.В. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2012.

Инструкция школьнику:

В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их.

Материал:

  1. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  2. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
  3. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
  4. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
  5. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Ключ:

  1. Берег, вода.
  2. Здание, улица.
  3. Крыша, стены.
  4. Глаза, печать.
  5. Игроки, правила.

Критерии оценивания:

4 – 5  правильных ответов  (2 б) – высокий уровень

2 – 3  правильных ответа (1 б) – средний уровень

0 - 1  правильных ответа (0 б) – низкий уровень

Таблица 1

Распределение учащихся по уровням развития  выделения существенных признаков

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся (в%)

48

36

16

Регулятивные УУД.

Выявление уровня внимания и контроля (самоконтроля).

Методика «Проба на внимание»  (П.С. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) // Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Инструкция школьнику:

Прочитай набор предложений. Исправь в нём ошибки (в том числе и смысловые)ручкой.

Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т. п.).

Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась
ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине

Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п.

Ключ:

Подсчитывается количество пропущенных ошибок.

0-2 пропущенные ошибки  (2 б) – высокий уровень сформированности внимания и самоконтроля.

3 – 4 пропущенные ошибки  (1 б)– средний  уровень сформированности внимания и самоконтроля.

Более 5 пропущенных ошибок (0 б)– низкий  уровень сформированности внимания и самоконтроля.

Таблица 2

Распределение учащихся по уровням развития внимания и контроля

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся (в %)

40

48

12

Коммуникативные УУД

"Кто прав?" (методика Г.А. Цукерман и др.)
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера),понимание, уважение к другой точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение


Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Т е к с т 1
Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: "Вот здорово!" А Саша воскликнул: "Фу, ну и страшилище!"
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?

Т е к с т 2
После школы три подруги решили готовить уроки вместе.
- Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа.
- Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя.
- А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира.
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?

Т е к с т 3
Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.
- Давай купим ему это лото, - предложила Лена.
- Нет, лучше подарить самокат, - возразила Аня.
Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?
Что бы ты предложил подарить? Почему?

Критерии оценивания:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;
- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- учет разных потребностей и интересов.

Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
2. Средний уровень: частично правильный ответ - ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
3. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.

Таблица 3

Распределение учащихся по уровням коммуникативного действия

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся (в%)

26

51

23

Тема урока : Порядок выполнения действий в выражениях без скобок

Тип урока: урок закрепления  знаний

Планируемые результаты урока:

Предметные-учиться формулировать правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок, находить значения  числовых выражений без скобок.

Метапредметные- Познавательные УУД-овладение  логическими действиями анализа, синтеза, классификации,  причинно-следственных связей;

                                   Регулятивные УУД- контроль  и оценка на основе соотнесения результатов собственной деятельности с  образцом;

                                   Коммуникативные УУД -овладение навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, умение слушать и вступать в диалог, учитывать позицию партнера по общению в процессе работы в парах.

Оборудование урока: карточки  для  оценивания, карточки  для самостоятельной работы, карточки- помощницы (для решения задач) ,  компьютерная  презентация.

План урока:

1.Мотивационно- ориентировочная часть.

а) Мотивация к учебной деятельности  - 2 мин.;

б) Актуализация опорных знаний -  3мин. ( опорное повторение, фронтальная беседа, умение  ориентироваться в своей системе знаний с помощью учителя, одноклассника,самостоятельное проговаривание учениками  темы урока и цели урока );

в) Работа в паре – 3мин.

г) Фронтальная беседа- 3 мин.

2.Операционально- исполнительная часть.

а)Этап усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу- 10 мин.

б) Физкультминутка- 1 мин.

в) Этап организации контроля и самоконтроля- 3 мин.

г) Работа над задачей- 15мин.

3.Рефлексивно- оценочная часть .

а)Этап рефлексии учебной деятельности- 5мин.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя ,применяемые методы и приёмы работы.

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формирование УУД  ( с указанием конкретных действий)

Мотивация к учебной деятельности.

(Слайд 1) Добрый  день , ребята!

Давайте  продолжим  учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать!

Звонок прозвенел. Он позвал на урок.
Пора! Тишина! К нам наука идёт!

(Коммуникативные УУД)

Умение  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Актуализация опорных знаний и способов действий по изученному материалу.

Математика - наука точная. Она требует, чтобы мы точно выполняли ее законы и не нарушали порядка. Как вы понимаете слово порядок с точки зрения математики .

На доске   записи .

  1. 6×2:3=
  2. 35-5+7=

Сформулируйте тему нашего урока.

Продолжаем изучать  «Порядок выполнения действий в выражениях без скобок».

(Слайд 3)

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.”

Попробуем сформулировать  цель

нашего урока

Последовательность , в определённой последовательности, друг за другом.

«Порядок выполнения действий в выражениях без скобок»

Варианты ответов обучающихся :

Будем учиться расставлять порядок действия в выражения без скобок .

Будем учиться применять правила порядка выполнения действий в выражениях без скобок.

Упражняться в нахождении значений выражений, без скобок

Будем закреплять таблицу умножения .

 Будем закреплять таблицу сложения.

(Познавательные УУД)

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД –

Действия целеполагания –

Формулирование цели предстоящей работы,постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Прежде чем ,работать над арифметическими  действиями ,находить значения выражений, мы с вами вспомним «Названия компонентов при  +,-, ×,: »

Работа в паре.

Записываем число .Классная работа.

Возвращаемся к записям на доске.

На  доске записи :

1) 6×2:3=

2) 35-5+7=

Какие действия встречаются в 1 выражении.

Какие действия встречаются во 2 выражении.

(Слайд 6, 7) Назовите действия по порядку в первом выражении, назовите действия по порядку во втором выражении.

Проговаривает  действия , дети работают в тетради.

 Что закрепляли при выполнении данного вида задания.

Работа в парах, называют по очереди компоненты при умножении, сложении, вычитании, делении.

Дети в тетради записывают число, классная работа.

Умножение, деление.

Сложение, вычитание.

Работа с алгоритмами.

Считают устно, записывают в тетрадь промежуточный ответ , рядом конечный результат,

Взаимопроверка (в паре меняются тетрадями, проверка по образцу.),( Слайд 5)

Закрепляли названия  компонентов при сложении, вычитании, умножении, делении, порядок выполнения действий в выражениях без скобок.

(Познавательные УУД)

Опорное повторение, умение  ориентироваться в своей системе знаний.

(Коммуникативные УУД) Формирование умения работать в паре .

(Регулятивные УУД) Планирование.

(Регулятивные УУД )

Действия контроля-

проверка по образцу.

Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.

Физминутка

На доске выражения :

1. 42:6×3=

2. 8×2:4=

3. 32:4×5=

Чем похожи примеры?

Какие  математические действия использованы в этих  выражениях?

Как принято выполнять действия в выражения такого вида?  

Выберите выражение , где 1 действием мы будем выполнять  умножение. Под каким номером это выражение. Найдите значение этого выражения.   (письменно, по действиям)

Задание на карточках для группы сильных детей, справившихся быстро с базовым заданием .

Догадайся какое число пропущено

 6×4:  …=8

 2×9  : …=6

Итак,   каким образом  принято выполнять действия в выражения такого вида?  

Много ль надо нам, ребята

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачек. 

Посмотрите на схему этого  выражения, постройте алгоритм  работы над  этим выражением .

          +         -  

Найди значения выражений , соедини с результатом.

 Работа в парах  по карточкам.

27+13-15=                                      69

100-20-11=                                     58

12+28-10+28=                                25

Сделайте выводы по выполнению данного задания.

Выражения, содержащие только умножение и деление.

В выражениях содержащих только умножение и деление, действия  принято выполнять  по порядку слева направо.  (ПАМЯТКА № 1),( Слайд 6)

Весь класс решает пример в тетради. Проговаривают алгоритм выполнения.

Индивидуальная работа по карточкам.

В выражениях содержащих только умножение и деление, действия  принято выполнять  по порядку слева направо.

Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.

1.найду сумму двух чисел

2.из суммы буду вычитать число

Это выражение без скобок, содержащее только сложение и вычитание.

Выполняю действия по порядку слева направо.

Работают по карточкам. В паре. Два ученика у доски.

Проверка по образцу.

Это выражение без скобок, содержащее только сложение и вычитание.

Выполняю действия по порядку слева направо. (ПАМЯТКА №2),(Слайд7)

Познавательные (логические) (умение обобщать и классифицировать,

анализировать ).

(Коммуникативные УУД) 

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД-анализ(нахождение причинно-следственных связей)

Коммуникативные)

Осуществление совместной двигательной

деятельности в группе.

( Познавательные УУД)

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера,формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций.

(Коммуникативные УУД) 

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД )

Действия контроля-

проверка по образцу

Организация контроля и самоконтроля .

Проговорите правила выполнения действий в выражениях без скобок в группе.

Работа в группах.

Проговаривание порядка выполнения действий в выражениях без скобок.

Памятка № 1

Памятка № 2

(Коммуникативные

УУД)

Умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ.

( Слайд 8)

( Слайд 9)

Мастер изготовил 56 ёлочных игрушек, а его ученик 25 игрушек, 9 игрушек забрали на выставку .Сколько игрушек осталось у мастера и ученика в коллекции?

Попробуйте сформулировать вопросы к условию задачи. Задайте вопросы  к условию, которые помогли бы вам выбрать действие  к задаче.

«Вопрос ,ответ»

Дифференцированная работа.

Ученики (средней и слабой успеваемости) выбирают в помощь :краткую запись, план решения, готовое решение – если  есть затрудния. Возможно и решение без карточки- помощницы.

 

Карточка – помощник!

  1. Краткая запись (1 группа)
  2. План решения ( 2 группа)
  3. Готовое решение , дополнить пояснение ( 3 группа)

Задание для группы сильных учеников. Изменить условие и вопрос задачи , воспользоваться подсказкой. Готовое выражение к задаче.( 4 группа)*

(56+25) : 9=9

Предполагаемые  вопросы:

Сколько ёлочных игрушек изготовил мастер?

Сколько ёлочных игрушек изготовил его ученик?

Сколько игрушек забрали на выставку?

Что обозначает слово  забрали?

Объединяются в группы и решают вместе задачу.

1гр.- выполняют решение задачи по краткой записи;

2гр.- выполняют задачу с помощью плана решения задачи;

3гр.- дополняют пояснение к готовому решению.

4гр.* - изменяют условие и вопрос к задаче.

(Регулятивные УУД)

Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и с детьми.

(КоммуникативныеУУД)

Осуществление совместной познавательной деятельности в

в группе.

Рефлексия учебной деятельности

(Слайд 10) Оцениваю   свою деятельность на уроке

Оцениваю себя сам

Выражения, содержащие только умножение и деление

Выражения, содержащие только сложение и вычитание

Зелёный –  знаю, умею, могу помочь  другим

Жёлтый-знаю, но допускаю ошибки

Красный –  нужна помощь учителя, помощь родителей, товарищей.

Какие советы мы можем дать ребятам, которые выбрали жёлтый и красный цвет.

Молодцы, ребята! Спасибо за урок!

Дети оценивают себя, проставляют в таблицу  «Светофорики»

Дают рекомендации ребятам , которые выбрали жёлтый и красный цвет.

(Регулятивные УУД )

Действия оценки –

Организация самооценки по заданным критериям.

Самоанализ урока

№ п/п

Порядковый № в схеме, данной в ч. 3

Параметр оценки

Балл (3, 2, 1)

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

1

Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся

2

2

2

Реализация компетентностного подхода

3

3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

2

4

4

Развивающая направленность заданий

2

5

6

Логика построения урока

3

6

7

Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора

3

7

8

Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора

2

8

9

Характер используемой наглядности

3

9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

3

10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

3

11

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

3

12

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

3

13

15

Формирование познавательных УУД

2

14

16

Формирование регулятивных УУД

2

15

17

Формирование коммуникативных УУД

3

Всего баллов

39

№ п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3, 2, 1)

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

3

2

Качество диагностического блока проекта

2

3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

2

4

Соблюдение требований к плану урока

2

5

Качество теоретического обоснования

2

6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставление учителем баллов за свой конспект)

3

Всего баллов

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Порядок выполнения действий в выражениях". 3 класс. Программа "Гармония"

Урок построен по технологии проблемно-диалогового обучения: постановка проблемы, выдвижение гипотез и поиск решения....

Презентация к уроку "Порядок выполнения действий в выражениях со скобками, с действиями I и II ступени"

Данная презентация может использоваться на уроке математики во втором классе по системе Л.В.Занкова....

Урок математики по теме "Порядок выполнения действий в выражениях. Решение задач" 3 класс

Презентация к уроку математики в 3 классе по программе "Гармония", разминка, задачи с самопроверкой....

Порядок выполнения действий в выражениях (математика, 3 класс, УМК "Гармония").

Презентация выполнена к уроку математика в 3 классе по УМК "Гармония"....