Урок математики в 4 классе (в технологии междисциплинарного обучения)
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему


Предварительный просмотр:

МДО


Тема года:

«Порядок»

Словарь исследователя:

  • гипотеза
  • факт
  • обобщение


Предварительный просмотр:

Урок математики в 4-г классе

Учитель: Карамышева Н.А.

Тема урока: «Шкалы»

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Одна из самых главных, важных.

Слушать внимательно задания, дружно работать.

Разные приборы.

Измерять разные величины.

Деления, числа.

Находить значения разных величин.

Нет, пока мы не знакомы с некоторыми приборами.

Гипотеза.

Найти факты.

У каждой группы – тексты и рабочие листы с заданиями исследования.

(Обмен информацией.)

Приборы.

Шкала.

Градусник, термометр, спидометр (прибор скорости)…

Гипотезу подтвердили.

По шкале можно определить значения величин.

Определять значения величин по шкалам.

Нужно определить цену деления, двигаться от нуля.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ребята, я знаю, что для многих из вас  урок математики любимый. Вы любите решать задачи, выполнять арифметические действия. Существует выражение: «Математика- царица наук». Кто из вас знает, что оно означает?

Математика - точная, строгая наука, постарайтесь, чтобы ответы у вас были чёткими, грамотными.

Что нужно сделать, чтобы на уроке у вас все получилось?
Тогда в добрый путь!

II. Мотивация и формулирование гипотезы. (Фронтальная работа.)

Посмотрите на экран. Что изображено на нем?

С какими приборами знакомы?

Для чего нужны эти приборы?

Какая общая составляющая часть есть в каждом из приборов?

Деления и сопоставленные им числа называются шкалой.

Для чего они служат?

Можем ли мы утверждать, что на всех приборах шкалы помогут нам определить значения величин?

Пока мы это не подтвердили, то это только предположение, или по-другому…

На доске: Гипотеза: по шкале можно определить значения величин.

Что нужно сделать, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу?

III. Доказательство гипотезы.

 (Исследование в малых группах.)

Выполним практическую работу в группах.

У каждой группы на столах находятся тексты, которые нужно внимательно прочитать, а затем выполнить задания на рабочих листах.

Что вам помогло точно определить окружность талии, вес, мышечную силу, время?

Какая часть прибора?

Какие еще приборы в жизни вы встречали, которые измеряют разные величины?

Откройте учебники на с. 53, прочитайте информацию в рамке по нашей теме.

О каких приборах вы еще узнали, которые измеряют величины?

IV. Связывание информации. Обобщение.

Вернемся к нашей гипотезе. Что можете сказать?

К какому обобщению мы пришли?

V. Применение. 

Попытаемся применить полученные знания на практике.

1) Учебник – с. 53 №1, 2, 3, 4.

Физминутка.

VI. Итог урока. Cамоанализ и рефлексия.

 - Чему учились на уроке?

 - Что понравилось, запомнилось, было интересно?

- Дайте совет, как не ошибиться в определении значений величин, когда работаем со шкалами?

Сегодня вы хорошо поработали на уроке, многое успели выполнить.

Я попрошу вас оценить вашу работу в группах и в целом на уроке. Заполните лист с отметками. Капитаны вслух оценят работу каждого в группе.

VII.Домашнее задание

Урок 17, стр. 56 №13 (в тетради выполнить вычисления и расшифровать пословицу).

И еще один номер, творческий, который выполняется по желанию №14.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 4-г классе Тема: «Шкалы»

Слайд 3

Гипотеза: по шкале можно определить значения величин.



Предварительный просмотр:

Группа № 1

Лине́йка — простейший измерительный геометрический инструмент, представляющий собой пластину, у которой как минимум одна сторона прямая. Обычно линейка имеет нанесённые деления, кратные единице измерения длины (сантиметр), которые используются для измерения расстояний.

Сантиметровая лента, которую часто называют просто сантиметром, необходима для снятия мерок.

Приступая к пошиву одежды, прежде всего необходимо снять мерки, на основании которых можно будет затем построить чертеж и сделать выкройку соответствующих размеров. Для того чтобы научиться правильно строить чертежи разнообразной одежды всех размеров и фасонов, необходимо хорошо усвоить расположение на чертежах основных линий и точек, а также связь их с особенностями человеческой фигуры. Если при снятии мерок допустить ошибку, то последующие процессы – раскрой, пошив и другие работы – никогда не дадут желаемых результатов. При снятии мерок человек, с которого снимают мерку, должен стоять свободно, а на его одежде не должно быть излишних складок. Окружность талии снимается вокруг самой узкой части талии.


Группа № 2

Весы́ — устройство или прибор для определения массы тел (взвешивания) по действующему на них весу.

В механических весах основным элементом является измерительная пружина. Вставая на весы, мы воздействуем на данную пружину, она под нашим весом растягивается, и в свою очередь поворачивает стрелку вдоль шкалы измерения весов, либо саму шкалу измерения, пропорционально создаваемой силы тяжести. Цена деления у механических весов обычно 1 кг.

Вес человека (масса тела человека) зависит в первую очередь от типа телосложения, пола и возраста; служит относительным показателем физического развития человека и состояния его здоровья.

Вес человека является одним из тех показателей, за которыми должен следить практически каждый человек.

Значительные отклонения веса от нормы в любую сторону одинаково опасны. Например, снижение веса может быть следствием расстройства деятельности органов пищеварения, нервной систем и т. д. Излишняя полнота также опасна. У людей с излишним весом нарушается нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы. Доказано, что излишний вес влияет на продолжительность жизни, укорачивает ее.

Вес человека изменяется в течение всей жизни, причем зависит от пола, возраста, характера деятельности, режима и качества питания, изменения климата. В тех случаях, когда полнота связана с перееданием (особенно в детском возрасте и в возрасте старше 40—45 лет), достаточно увеличить физическую нагрузку на организм, ограничить, предварительно посоветовавшись с врачом, потребление сахара, сладостей, хлеба и других продуктов, содержащих высокое количество углеводов и жиров.


Группа № 3

Ручные пружинные весы — ручной прибор для измерения веса или массы, ручной динамометр. Как правило предназначенный для бытового применения.

Представляют собой достаточно жёсткую пружину, которая помещается в корпус со шкалой. К пружине прикрепляется стрелка. Пока к пружине не приложено усилие, то есть не подвешен измеряемый груз, она находится в сжатом состоянии. Под действием силы тяжести пружина растягивается, соответственно перемещается по шкале стрелка. На основании положения стрелки можно узнать массу взвешиваемого груза.

Иногда ручные пружинные весы также называют безменом.

Для уменьшения нагрузки на ученика введены нормативы на вес рюкзака школьника в различных классах.

Вес школьного портфеля

Класс

Максимально допустимый вес портфеля

1-2-й

Не более 1,5 кг

3-4-й

Не более 2,0 кг

5-6-й

Не более 2,5 кг

7-8-й

Не более 3,5 кг

9-11-й

Не более 4,0 кг


Группа № 4

Приборы для исследования мышечной силы.

Одним из наиболее признанных показателей физического развития является мышечная работоспособность. Ее исследование позволяет определять силу, развиваемую отдельной мышцей или группой мышц при их сокращении, статическую выносливость, отражающую способность к длительной работе, и другие показатели, связанные с мышечной работой.

Для измерения силы различных мышц или группы мышц используют измерительные приборы — динамометры.

Для измерения силы кисти широко применяют ручные плоскопружинные динамометры. Существуют разные их модификации: ДРП-10 предназначен для детей младшего школьного возраста и ослабленных больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. ДРП-30 — для детей среднего школьного возраста и для ослабленных больных, ДРП-90 для здоровых взрослых, ДРП-120 — для спортсменов.

Динамометр, разработанный специально для измерения мышечной силы кисти руки, позволит вовремя корректировать физические нагрузки людей.


Группа № 5

Часы́ — прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших, чем одни сутки.

Классификация часов

  • По размерам:
  • По механизму измерения:

На рисунке показаны современные часы. Их циферблат разделен на 12 частей большими штрихами. Против этих штрихов написаны числа от 1 до 12. Маленькая (часовая) стрелка проходит расстояние между большими штрихами за 1 час. Большая (минутная) стрелка делает за 1 час полный оборот. Так как в часе 60 минут, а большие штрихи делят циферблат на 12 частей, то от одного большого штриха до следующего минутная стрелка проходит 60 : 12 = 5 минут. Поэтому часть циферблата между большими штрихами делят еще на 5 частей маленькими штрихами.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист группы № 1

1. Название прибора:

____________________________________________________________________________

2. Краткая информация о приборе:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите цену деления шкалы – число единиц измерения, соответствующих одному делению шкалы:

____________________________________________________________________________

4. Выполните измерения с помощью предложенного прибора.

Вычислите окружность талии у ребят вашей группы и занесите полученные данные в таблицу.

Окружность талии

Имя ученика

5. Где могут пригодиться полученные знания и умения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сделайте вывод, исходя из гипотезы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Рабочий лист группы № 2

1. Название прибора:

____________________________________________________________________________

2. Краткая информация о приборе:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите цену деления шкалы – число единиц измерения, соответствующих одному делению шкалы:

____________________________________________________________________________

4. Выполните измерения с помощью предложенного прибора.

Вычислите вес тела ребят вашей группы и занесите полученные данные в таблицу.

Вес

Имя ученика

5. Где могут пригодиться полученные знания и умения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сделайте вывод, исходя из гипотезы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Рабочий лист группы № 3

1. Название прибора:

____________________________________________________________________________

2. Краткая информация о приборе:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите цену деления шкалы – число единиц измерения, соответствующих одному делению шкалы:

____________________________________________________________________________

4. Выполните измерения с помощью предложенного прибора.

Вычислите вес портфелей у ребят вашей группы и занесите полученные данные в таблицу.

Вес портфеля

Имя ученика

5. Где могут пригодиться полученные знания и умения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сделайте вывод, исходя из гипотезы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Рабочий лист группы № 4

1. Название прибора:

____________________________________________________________________________

2. Краткая информация о приборе:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите цену деления шкалы – число единиц измерения, соответствующих одному делению шкалы:

____________________________________________________________________________

4. Выполните измерения с помощью предложенного прибора.

Вычислите мышечную силу рук у ребят вашей группы и занесите полученные данные в таблицу. Руку нужно выпрямить и отвести, кистью сжать динамометр.

Мышечная сила

левой руки

Мышечная сила       правой руки

Имя ученика

5. Где могут пригодиться полученные знания и умения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сделайте вывод, исходя из гипотезы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Рабочий лист группы № 5

1. Название прибора:

____________________________________________________________________________

2. Краткая информация о приборе:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Определите цену деления шкалы – число единиц измерения, соответствующих одному

делению шкалы:

____________________________________________________________________________

4. За сколько времени большая и маленькая стрелки пройдут расстояние между 2 большими штрихами:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   За сколько минут большая стрелка сделает полный оборот:

____________________________________________________________________________

5. Покажите на модели часов, как будут стоять стрелки в:

* 19 ч 25 мин

* 12 ч

* без двадцати шесть

* 15 ч 55 мин

* 2 ч 30 мин

6. Где могут пригодиться полученные знания и умения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Сделайте вывод, исходя из гипотезы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация учебно-познавательной деятельности на урока математики на основе внедрения технологии дифференцированного обучения.

ЧТО ТАКОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И КАК ПРИМЕНЯТЬ ЕГО В ОБУЧЕНИИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

Блок уроков на тему "Подготовка и написание сочинения «Зимой в лесу»,технология междисциплинарного обучения /русский язык, окружающий мир, литературное чтение/

Технология междисциплинарного обученияСочинение «Зимой в лесу»     Это образовательно-развивающая технология обучения, которая позволяет решать задачи творческого развития личности в ед...

Использование технологии индивидуализации обучения на уроках математики начальных классов

В современном начальном образовании происходят глобальные изменения. Начальная школа переходит от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике «развития личности ребенка». Главной целью начально...

Урок технологии, или занятие по художественному труду с использованием технологии междисциплинарного обучения: "Вторая жизнь футляра от Киндер-сюрприз"

Данная методическая разработка урока технологии предназначена для учащихся 2-х классов или воспитанников кружка "Умелые руки" (8 - 9 лет). Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Ур...

Технологическая карта. Урок-закрепление. 4 класс. Christmas. Технология развивающего обучения

Технологическая карта урока с использованием технологии развивающего обучения....

Разработка урока по литературному чтению "Рыцарь нашего времени" в технологии междисциплинарного обучения

В данной методической разработке представлен конспект урока по литературному чтению на тему "Рыцарь нашего времени", а также задания для групповой работы. Урок построен в технологии междисци...