Рабочая программа "Скорая помощь по математике" для 1 класса по УМК "Гармония"
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Рабочая программма создана для учеников 1 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК № 1376

ИНН - 7732525418; КПП - 772901001; ОКПО - 89513258; ОГРН - 5087746478420

119634, Москва, ул. Лукинская, д. 12, корп. 1                                                 тел/факс: 8-499-737-08-89

сайт: http://1376.mskobr.ru/                                                                               e-mail: sch1376@edu.mos.ru                                                                        

Согласовано                              Согласовано                                          Утверждено

Зав. Кафедры:                             Зам.директора по УВР                          Директор школы:                                                                                                          

________(__________)              Чернышкова Н.С.(________)            Ильина Н.В. (_________)                

«       »  ___________2015 г.      «         »__________2015 г.               «       » ___________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности

 «Скорая помощь по математике »

основного общего образования

по примерной программе основного общего образования 1  класс.

Базовый уровень.

Срок реализации 2015 – 2016 учебный год

Составитель: учитель Пилипенко Э.Ю.

Москва 2015

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Скорая помощь по математике для 1 класса» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований Основной образовательной программы начального общего образования и авторской программы курса.

Цель программы

-ликвидация пробелов у учащихся 1 класса в обучении по математике;

 -создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Задачи программы:

-создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

-пробуждение природной любознательности;

-создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику;

        

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

           Учащихся: 

Получение знаний за курс 1 класса.

Родителей:

В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;

В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.

Школы:

Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Педагогические технологии, используемые при работе:

  • индивидуализация образовательного процесса;
  • игровые формы;

- памятки, карточки, творческие задания;

- вовлечение в групповую работу;

  • вовлечение в проектную деятельность.

Принципы построения -  приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.

Принципы реализации  - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;

- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Особенности первоклассников

Всех детей условно можно разделить на 2 группы, различающихся уровнем адаптации к обучению.
1. Дети, подготовленные к школе, период адаптации к школе у них короткий, они быстро и адекватно принимают задачу учебной деятельности;
2. Дети, не подготовленные к школе, период адаптации к школе у них длится от 2,5 месяцев до 1 года. Они с трудом принимают школьную ситуацию, часто ее подменяют, трудно переживают неудачи и несоответствие своим ожиданиям. У таких детей наблюдаются ряд невротических реакций: грызет ногти, ручку, навязчивые движения, тики, заикание, энурез.

Также выделяются 2 типа соответствующие темпу возрастного развития. Выделяют группу детей учебного типа, что соответствует посткризисной фазе возрастного развития и предучебного типа, что соответствует собственно кризисному этапу.
Дети учебного типа ориентированы как на социальные так и на собственные учебные позиции, связанные с этим статусом. Ориентированы на содержание задачи, предложенные задания решаются легко, присутствие взрослого не обязательно. Отношения с учителем опосредованы содержанием задачи, учитель является фоном, а не фигурой. Они слабо ориентированы на оценку, общая интеллектуальная активность высокая.
Главный признак, отличающий работу детей предучебного типа на уроке – существенная разница между выполнением задания в присутствии взрослого и при самостоятельной работе. Для таких детей задача имеет смысл лишь постольку, поскольку она предложена учителем. Поэтому одинаково значимым выступает и учебное задание и, например, просьба учителя – полить цветы. Причем участие взрослого совсем не обязательно должно быть содержательным, ребенку достаточно эмоциональной поддержки, взгляда, кивка. Дети предучебного типа, как правило, отвергают помощь родителей в подготовке к школе, сами собирают портфель т.п., так велик для них авторитет учителя. Характерно, что для активизации работы ребенка достаточно кратковременного участия учителя, он как бы "включает" ребенка в работу по выполнению предложенного задания, дальше ученик может работать самостоятельно и все последующие задания выполняет с энтузиазмом. Такие дети очень активны у доски. Вне отношений с учителем они учебную задачу "не видят". Главным для ребенка предучебного типа является его положение ученика. Можно сказать, что он учится не для того, чтобы что-то узнать, а для того, чтобы чувствовать себя взрослым. Собственно познавательных интересов у него еще нет – они должны сформироваться в процессе овладения школьным содержанием.
Предучебный вариант таит себе разные возможности дальнейшего развития. Оно может пойти по линии вычленения содержательных сторон обучения, формирования познавательных мотивов учения, то есть привести к рождению учебного типа. Неблагоприятный путь – ориентация на бессодержательные формальные требования с отказом от познавательной самостоятельности (псевдоучебный вариант). Еще один нежелательный вариант - превращение учебного сотрудничества с учителем в бессодержательное общение с ним (коммуникативный вариант).

То, в каком направлении будет развиваться отношение ребенка к школе, целиком зависит от учителя. Для того, чтобы избежать неблагоприятных вариантов развития, учитель не должен ограничивать свою помощь детям предучебного типа, тем более, что она не требует особых усилий достаточно лишний раз взглянуть на ребенка, подойти к нему. При этом необходимо постоянно подчеркивать значимость самостоятельного выполнения заданий, отмечать успехи ребенка в этом направлении.
В работе по выявлению для ребенка учебного содержания огромную роль может сыграть оценка. Детям в начале первого класса не ставят отметок. Но это не означает, что обучение может происходить без оценки, без проявления отношения учителя к работе детей. Первоклассники еще недостаточно умеют разделять оценку конкретного здания и оценку себя как ученика. Поэтому в отношении детей должно соблюдаться жесткое правило: оценка всегда должна быть положительной. За любую выполненную работу ребенка нужно хвалить. В самой плохо сделанной работе всегда можно найти что-то достойное похвалы, важно лишь не оставить без внимания его достижение, пусть самое маленькое, его "личный рекорд". Если же работа не выполнена, этого лучше не заметить. Увидев, как похвалили выполнивших работу, ребенок в следующий раз тоже постарается хоть что-нибудь сделать.
Обязательная характеристика оценки - четкость ее критериев. Ребенок всегда должен знать, почему одну его работу похвалили, а другую - не заметили. Это правило требует от учителя особого внимания к постановке задачи. Предлагая детям какое-либо задание, необходимо сразу же подчеркнуть требования к его выполнению. Четкость критериев оценки позволяет ребенку увидеть предмет учебного сотрудничества.
Огромную роль в превращении пришедшего в школу ребенка в подлинного ученика играет его собственная оценка своей работы и работы товарищей. Оценивая выполненное задание, ребенок научается видеть соответствие сделанного требованиям учителя. Не следует просить детей оценить работу в целом, им предлагают найти самую красивую букву (если работа ведется в прописи), правильно решенный пример и т.п. Не следует разрешать детям исправлять что-либо в чужой тетради: это может обидеть товарища. Детей просят показать соседу, где его работу можно улучшить (такая формулировка позволит избежать взаимных обид). 

  1. Пути устранения неуспеваемости

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.

На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развививающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).

При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.

Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.

Необходима дифференциация работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для рекомендованных домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.

В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.

 Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.

Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не понимает большинства дисциплин. Бесконечные «проработки» со стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.

Деятельность учителя по предупреждению неуспеваемости требует, чтобы при обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению. В литературе выбор мер связывается обычно только с причинами неуспеваемости, что, конечно, недостаточно. Такое наложение в теории и практике связано с тем, что в понятии «неуспеваемость» не выделены его элементы, не выявлены признаки отставания. Между тем это необходимо для правильного выбора мер преодоления неуспеваемости и отставаний, для понимания причин этих явлений.

В практической работе целью является установление причин неуспеваемости отдельного ученика в связи с обнаружением неуспеваемости. Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение рекомендованных домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.

        

Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2.Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)

3.Указание аналогичной задачи, решенной раньше.

4.Объяснение хода выполнения подобного задания.

5.Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

6.Выдача ответа или результата выполнения задания.

7.Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

8.Постановка наводящих вопросов.

9.Указание правил, на основании которых выполняется задание.

10.Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа,

разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться

к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными

пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать

материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых

ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера

благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников

концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы,

учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания

учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов,

раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при

затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются

упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах

или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для

стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и

указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным раз-

витием самостоятельности в учении.

Работа с родителями

1. Организация  индивидуальной беседы родителей и учителя.

2. Родительское собрание подкрепляется методическими рекомендациями                     и практикумом. Рекомендация методической литературы

по  отдельным предметам.

3.Приглашение на уроки с целью определить интеллектуальный уровень ребёнка на фоне классного коллектива.

4.Создание коррекционных тетрадей.

5.Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.

6.Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.

7. Создание Папки -  копилки, где накапливаются задания  для развития логического мышления    (задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши).

Этапы работы со слабоуспевающими детьми:

I.Наметить учащихся со слабой успеваемостью.

II.Составление плана работы  с детьми.

III.Реализация плана в течение учебного года.

IV. Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

1 группа

посредством содержания

2 группа

посредством организации деятельности

3 группа

посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания

  1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный;

б) аналитический (разъяснительный);

в) деловой;

г) необычный.

  1. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность;

в) новизна, познавательность материала;

г)  современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

  1. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
  2. Показ значимости знаний, умений:

а) общественной

б) личностной

       5.   Межпредметные связи.

  1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.
  2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.
  3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)
  4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.
  5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
  6. Контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.
  7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.
  1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
  2. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
  3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств) и побуждение учащихся к подобным проявлениям
  4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

Оказание помощи неуспевающему ученику

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  • Предложение учащимся примерного плана ответа.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  • Стимулирование похвалой.

При изложении нового материала

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Напоминание приема и способа выполнения задания.
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Формируемые отношения

Этапы работы

1

2

3

4

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости.

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого.

Существенный, важный, но непривлекательный материал.

Отношение к процессу учения

(усвоение знаний).

Действует учитель – ученик только воспринимает.

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса.

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса.

Ученик действует самостоятельно.

Отношение к себе, к своим силам.

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий.

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий.

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий.

Отношение к учителю (коллективу).

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие.

Использование осуждения наряду с доброжелательность, помощью и др.

                                       

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

В процессе контроля за

подготовленностю

 учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

При изложении нового  материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.  

При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками.

Содержание работы

сроки

 

1.

Взять на учёт всех учащихся, имеющих отклонения в обучении.

1 класс

2.

Проводить собеседования с такими учащимися, контролировать посещение уроков.

Постоян.

3.

Анализ успеваемости учащихся.

Еженед.

4.

Учёт промежуточных результатов.

1 раз

в месяц

5.

Учёт проделанной учителем работы.

1 раз

в месяц

                                       Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Реализация деятельностного подхода (деятельность обучающихся)

1.

Изменение признаков предметов по определённому правилу. Счёт.

Выявлять правило (закономерность), по которому изменяются признаки предметов (цвет, форма, размер и др.) в ряду и выбирать предметы для продолжения ряда по тому же правилу.

2.

Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же». Применение отношений «больше», «меньше», «столько же».

Моделировать различные способы установления взаимно-однозначного соответствия на предметных моделях.

Анализировать модель взаимно-однозначного соответствия двух совокупностей и находить (обобщать) признак, по которому образованы пары.

Анализировать ситуации с точки зрения заданных отношений.

Использовать логические выражения, содержащие связки: «если..., то...», «каждый», «не».

Изменять предметную модель в соответствии с данным условием.

3.

Число и цифра. Различие понятий «число» и «цифра».

Устанавливать соответствие между вербальной, предметной и символической моделями числа

Выбирать символическую модель числа (цифру) по данной предметной и вербальной модели.

4.

Однозначные числа.

Предметный смысл натурального ряда чисел.

Присчитывание и отсчитывание по одному предмету.

Выбирать символическую модель числа (цифру) по данной предметной и вербальной модели. Записывать цифрой количество предметов.

Определять число способов выбора одного предмета из данной совокупности предметов. Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект выявлять (обобщать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность. Находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию, представленную рисунком. Выполнять логические рассуждения, пользуясь информацией, представленной в вербальной и наглядной (предметной) форме, используя логические выражения, содержащие связки: «если..., то...», «или», «не» и др. Присчитывать и отсчитывать по одному предмету.

5.

Геометрические фигуры: точка, прямая и кривая линии. Линейка. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

Моделировать прямую линию, перегибая лист бумаги.

Проводить (строить), пользуясь линейкой, прямые линии через одну точку.

Определять количество прямых, изображённых на рисунке.

Определять количество точек пересечения прямых, изображённых на рисунке.

Различать визуально прямые и кривые линии и контролировать свой выбор с помощью линейки. Различать замкнутые и незамкнутые кривые линии. Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их.

6.

Луч. Пересечение линий. Построение отрезка, его существенные  признаки.

Различать изображения луча и прямой.

Выражать в речевой форме признаки сходства и отличия в изображении прямой и луча.

Выбирать из двух лучей на рисунке те, которые могут пересекаться, и те, которые не пересекутся.

Строить точку пересечения двух лучей, точку пересечения прямой и луча.

Определять количество лучей, изображённых на рисунке.

7.

Сравнение  отрезков с помощью циркуля

Сравнение отрезков с помощью мерки.

Строить отрезок с помощью линейки.

Выражать в речевой форме признаки сходства и различия в изображениях луча и отрезка.

Находить отрезки на сложном чертеже.

Сравнивать длины отрезков визуально (длина, ширина)

меньше, больше, одинаковая) и с помощью циркуля.

Моделировать геометрические фигуры из палочек (треугольник, квадрат, прямоугольник).

Обозначать количество предметов отрезком.

Выбирать пары отрезков, соответствующих данному отношению (длиннее, короче, одинаковой длины).

Называть отрезки, пользуясь двумя буквами.

Выбирать мерку, которой измерена длина отрезка.

Строить отрезок, заданной длины, с помощью циркуля.

Измерять и записывать длину данного отрезка в сантиметрах.

8.

Знакомство с числовым лучом. Сравнение длин отрезков с помощью числового луча.

Строить числовой луч по инструкции (действовать по плану).

Записывать числа, соответствующие точкам, отмеченным на числовом луче.

Определять количество мерок в отрезках, данных на числовом луче.

9.

Числовые неравенства, их запись. Сравнение однозначных чисел. Запись неравенств.

Сравнивать количество предметов в двух совокупностях и записывать результат, используя знаки >, <.

Проверять на числовом луче результаты сравнения.

(Моделировать сравнение чисел на числовом луче.)

Выявлять правило, по которому составлены два и более неравенств.

Записывать различные неравенства с числами, которые соответствуют точкам на числовом луче

10.

Предметный смысл сложения. Изображение равенств на числовом луче и запись равенств. Переместительное свойство сложения.

Описывать в речевой форме ситуации (действия с предметами), изображённые на рисунках.

Анализировать рисунки с количественной точки зрения.

Выбирать знаково-символические модели (числовые выражения), соответствующие действиям, изображённым на рисунке.

Изображать сложение чисел на числовом луче (графическая модель).

Выбирать числовой луч, на котором изображено данное равенство.

Записывать равенство, изображённое на данном числовом луче.

Проверять истинность равенства на предметных и графических (числовой луч) моделях.

11.

Формирование табличных навыков сложения.

Выявлять правило, по которому составлена таблица, и заполнять её в соответствии с правилом.

Выявлять сходство и различие данных выражений и равенств.

12.

Предметный смысл вычитания. Вычитание на числовом луче. Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие вычитания (предметные, вербальные, графические и символические модели).

Записывать равенство, которое изобразили на числовом луче.

Выбирать предметную модель, которая соответствует данной разности.

Находить значение разности, пользуясь предметной моделью вычитания.

Находить результат вычитания, пользуясь отсчитыванием предметов.

Выбирать разность с наибольшим значением в данных выражениях с одинаковыми уменьшаемыми

Выбирать числовой луч, на котором изображено

данное равенство.

Проверять истинность равенства на предметных и графических (числовой луч) моделях.

13.

 Представление о целом предмете и его частях.

Составлять объект из двух данных частей.

Выделять части предмета.

Соотносить рисунки с равенствами на сложение и вычитание.

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.

14.

Табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания.

Соотносить рисунки с равенствами на сложение и вычитание.

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.

Составлять равенства на сложение и вычитание, пользуясь предметной моделью.

Соотносить графическую и символическую модели, пользуясь словами «целое», «часть», «отрезок», «мерка».

15.

Изображение с помощью отрезков взаимосвязи компонентов и результатов действий сложения и вычитания.

Соотносить графическую и символическую модели, пользуясь словами «целое», «часть», «отрезок», «мерка».

Вычислять значения выражений, выполняя последовательно действия слева направо, и проверять полученный результат на числовом луче.

Записывать равенства, соответствующие графической модели.

Проверять на числовом луче, какие равенства верные, а какие неверные.

Записывать неверные равенства в виде неравенств.

16.

Понятия

«увеличить на…», «уменьшить на …».

Заменять предметную модель символической.

Читать равенства, используя математическую терминологию.

Выбирать пару предметных совокупностей (картинок), соответствующих данному отношению. Выбирать символические модели, соответствующие данным предметным моделям.

Записывать данные числа в порядке возрастания (убывания) и проверять ответ на числовом луче.

17.

Предметный смысл действий с нулём. Число и цифра 0. Табличные навык. Число и цифра 0.

Выявлять и обобщать правило (закономерность), по которому изменяется в ряду каждое следующее число, продолжать ряд по тому же правилу.

Сравнивать выражения (сумма, разность) и записывать результат сравнения в виде неравенства.

Выявлять закономерности в изменении данных выражений.

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.

18.

Предметный смысл разностного сравнения.

Моделировать отношения «На сколько больше...?», «На сколько меньше...?»

Выбирать предметные модели, соответствующие данному равенству. Преобразовывать графическую модель в символическую.

19.

Вычитание  отрезков с помощью циркуля. Разностное сравнение.  

Анализировать способ построения разности двух отрезков, проговаривать план действий.

20.

Сложение и вычитание отрезков.

Записывать равенства, соответствующие предметной модели. Выбирать на сложном чертеже отрезки, которые нужно сложить (вычесть), чтобы получить данный отрезок.

21.

Чтение и запись двузначных чисел.

Моделировать состав числа 10, используя предметные, графические, символические модели.

Записывать двузначное число в виде десятков и единиц, пользуясь его предметной моделью.

22.

Запись и чтение двузначных чисел от 20 и далее. Состав числа 10.

Моделировать состав числа 10, используя предметные, графические, символические модели.

Записывать двузначное число в виде десятков и единиц, пользуясь его предметной моделью.

23.

Названия двузначных чисел от 11 до 19. Чтение, запись и сравнение двузначных чисел.

Записывать двузначное число по его названию.

Выявлять закономерность в названии двузначных чисел, содержащих один десяток.

Записывать двузначные числа, отмеченные точками на числовом луче.

24.

Двузначные числа. Сложение и вычитание.

Наблюдать изменение в записи двузначного числа

при его увеличении (уменьшении) на несколько

десятков (единиц), используя предметные модели

и калькулятор.

25.

Сложение.

Закрепление пройденного.

Записывать двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых.Обобщать приём сложения (вычитания) десятков

(«круглых» двузначных чисел).

26.

Ломаная. Звенья, вершины ломаной. Замкнутая ломаная линия. Сравнение длин ломаных.

Соотносить информацию о ломаной с её изображением.

Выбирать ломаную из данных совокупностей различных линий.

Описывать последовательность действий при сравнении длин ломаных линий.

Использовать циркуль и линейку для сравнения длин ломаных.

Выбирать ломаную линию, соответствующую данному условию.

Строить ломаную линию из данных отрезков.

27.

Единицами длины - 1 мм, 1 дм.

Сравнивать длину предметов с помощью циркуля, с помощью линейки.

28.

Измерение длин отрезков с помощью линейки. Сравнение длин отрезков.

Измерять длину отрезков, пользуясь линейкой как инструментом для измерения (единицы длины: сантиметр, миллиметр, дециметр).

29.

Сравнение и измерение длин.

Измерять длину отрезков, пользуясь линейкой как инструментом для измерения (единицы длины: сантиметр, миллиметр, дециметр).

30.

Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.

Складывать и вычитать двузначные числа без перехода через разряд.

31.

Сложение  и вычитание двузначных и однозначных чисел.

Складывать и вычитать двузначные т однозначные числа.

32.

Формирование представлений о массе. Единица массы 1 кг. Масса предметов. Замена вербальной модели предметной.

Сравнивать предметы по определённому свойству (массе).

Определять массу предмета по информации, данной на рисунке.

Обозначать массу предмета отрезком.

33.

Моделирование числовых выражений с помощью отрезков.

Выбирать отрезок, соответствующий данной массе. Использовать схему (рисунок) для решения простейших логических задач.

 

Список используемой литературы и ресурсов:

  1. Белобрыкина О.А. Скоро в школу мы пойдем! // Психолог в детском саду. – 2015г. – № 2. – С. 3-15.
  2. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 2013г. – № 8. – С. 66-74.
  3. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Психолог в детском саду. – 2015г. – № 2. – С. 16-21.
  4. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к  школе. // Дошкольное  воспитание. –2010. – № 7. – С. 81-84.
  5. Кукарина О.С. Готовность ребенка к школе с позиции развивающего обучения. // Управление ДОУ. – 2015. – № 4. – С.42- 44.
  1. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников / ред. Бабанский Ю. К. Ростов-на-Дону, 2015г.
  2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2015г. –310 с.
  3. Цетлин  В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М., 2013г.
  4. http://pashnina146.blogspot.ru/p/blog-page_21.html
  5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/plan-raboty-so-slabouspevayushchimi-0
  6. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/plan-individualnoy-raboty-s-neuspevayushchimi-uchashchimisya
  7. ttp://www.vacschoolserp.edusite.ru/p67aa1.html
  8. http://www.menobr.ru/materials/370/5382/
  9. http://festival.1september.ru/articles/620355
  10. http://festival.1september.ru/articles/613025/
  11. http://urez5.narod.ru/index/0-145

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью ь. 1 класс Школа 2100

В данной презентации используется минутка чистописания, которая направлена не только на развитие навыков каллиграфии, но и на развитие логического мышления, воображения учащихся. Яркая, красочная през...

В помощь учителю начальных классов: Технология деятельностного метода

Учебная деятельность организована тогда и только тогда, когда все ее элементы существуют. Это одно из необходимых условий для неслучайного развития у детей деятельностных способностей, которые, как уж...

В помощь учителю 1 класса

Здесь вы найдёте сценарии праздников, список центров торяда "Дружба", макеты грамот для окончания четврти и года и даже планирование для 1 класса...

В помощь учителю 1 класса

Здесь вы найдёте сценарии праздников, список центров торяда "Дружба", макеты грамот для окончания четврти и года и даже планирование для 1 класса...

"В помощь учителю" начальных классов по программе "Школа России". Список проектов для учащихся во 2 классе.

С названиями будущих своих презентаций дети и их родители знакомятся заранее, в конце обучения в предыдущем первом классе....

"В помощь учителю" начальных классов по программе "Школа России". Список проектов для учащихся в 3 классе.

С названиями будущих своих презентаций дети и их родители знакомятся заранее, в конце обучения  в предыдущем втором классе....

Статья "В помощь учителю начальных классов или "Что делать? У меня в классе дисграфик!"

Как показывает практика, у многих поступающих в 1 класс детей ограниченный словарный запас, слабо развита мелкая моторика, стойкие речевые нарушения (так называемое ОНР – общее недоразвитие речи...