Величины. Объём. Литр.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Лещинская Мария Владимировна

Урок математики с элементами поисковой работы....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_1klass_velichiny.obem_._litr.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока

ФИО педагога: Лещинская Мария Владимировна

учитель начальных классов

ГБОУ школа №118 Санкт-Петербурга

Дата: 14.04.2015 года

Предмет: Математика                       

Класс: 1 класс

Тема: «Величины. Объём. Литр»

УМК: - Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 3. Стр. 4-5

Тип урока: ОНЗ – «Открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиска её решения в процессе работы. (Изучение нового материала - технология деятельностного подхода)

Цель: формирование у учащихся представления об объёме как величине, о единице объёма и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения    величин.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

1.Формировать представление  о новой величине - объём и единицей его измерения  литром.

2.Учить решать задачи с новой величиной.

3.Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

4.Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

5.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:

1.Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

  1. Формирование регулятивных УУД:

Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

  1. Формирование коммуникативных  УУД:

Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

        3.     Формирование познавательных УУД: 

Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ресурсы урока:

 - основные:

 Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 3. Стр. 4-5

- дополнительные

- еженедельник (для самооценки)

- презентация

- тетрадь

- физкультминутки

- алгоритм самооценки

Планируемый результат: 

Предметные:

Знать величины длины, массы, объёма.

 Уметь правильно оформлять решение задачи.

Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

1.  Слайд 1. Математика пришла,
Занимай свои места!
Найди для себя полезное занятие!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!
- Как понимаете выражение “ ломать голову”? (думать, смекать, выполнять интересную работу.

2. Слайд 2. . Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – послушай».

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация опорных знаний.

Цели:

- организовать актуализацию умений составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей;

Слушают и смотрят картинку

Проговаривают, что знают.

Выполняют задание устно.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

Организует актуализацию умений составлять равенство, используя связь целого и частей.

Организует обобщение актуализированных знаний.

1. Слайд 3. (На слайде: см, цвет, дм, кг.)

- Посмотрите внимательно на слайд и найдите лишнее слово?

- Почему? (Цвет – это не величина, её нельзя измерить; кг, дм и  см – это единицы измерения длины и массы.)

- Что объединяет эти слова? (Это величины)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Какие действия мы можем выполнять  с величинами? (складывать, вычитать, сравнивать)

2.Устный счёт.

Давайте поработаем с изученными величинами. Слайды 4-9.

1. Как с помощью гирь массой 1кг, 2кг. 5кг  взвесить 6кг, 8кг.

2.  Длина дождевого червя 9см, а длина гусеницы 5см. На сколько  длиннее червь, чем гусеница?

- Какое мы должны вспомнить правило? (из  большего вычесть меньшее)

3. Масса собаки 10 кг, а масса кролика на 6 кг меньше. Чему равна масса кролика?

4. Вова нарисовал квадрат, длина стороны квадрата равна 2 см. Как найти сумму длин всех сторон квадрата?

5. Что тяжелее кг муки  или кг сахара? Почему?

6. Посмотрите на картинку.

- Чему равна масса зайца? (2кг)

- Чему равна масса петуха? (Масса двух зайцев 4кг, весы уравновешены, значит и на другой чаше 4кг, но на ней гиря 1кг и петух, надо снять массу гири и останется масса петуха – 3кг)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь составлять равенство, используя связь целого и частей.

высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

3. Постановка учебной проблемы

Обучающиеся выдвигают свои предположения.

- Что делать, если имеем дело с жидкостью?

- Как мы можем её измерить?

- Измерить линейкой можем?

- Взвесить можем? (да) В каком случае? (если в сосуде)

- А если у меня неподъёмный бидон молока?

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Регулятивные:

- высказывать своё предположение;

Коммуникативные:

- точно и полно высказывать свои мысли.

Формулирование проблемы, планирование.

Обучающиеся высказывают свои предположения, что есть другая величина.

- Что же на уроке вам предстоит выяснить?

- Давайте познакомимся с новой величиной.

Открытие нового знания ЦЕЛЬ: Ввести понятие объёма как понятия величины

Создать проблемную ситуацию, в результате разрешения которой мы должны прийти к выводу, что для того, чтобы сравнивать объемы надо выбрать особую единицу измерения

Обучающиеся высказывают свои предположения

Обучающиеся высказывают свои предположения

Вывод: объём – это величина.

Обучающиеся высказывают своё предположение – перелить жидкость из одной в другую.

Обучающиеся высказывают свои предположения

Работа в группах

Слайд 10.   демонстрация 3 сосудов (банка, стакан, кувшин).

- Что вы видите? (сосуды)

- Что общего у этих сосудов? (материал, предназначение)

- Чем отличаются эти сосуды? (форма, размер, вместимость)

- Может кто-то знает, как называется свойство предмета вмещать в себя что-либо? (объем)

Слайд  11. объём – это свойство  предмета  вмещать в себя что-либо.

- Назовите предметы, которые отличаются друг от друга по объёму?

- Можем ли мы сравнить предметы разные по объёму?

- Давайте проверим, правда ли, что объём кувшина больше объёма стакана.

- Как мы можем это сделать? (предположение детей - переливать)

Опыт на примере стакана и кувшина. Слайд 12.

Только что мы с вами измерили объём кувшина(1 кувшин=5 стаканов)

- Как называются такие признаки предмета, которые можно измерить? (величина)

- Какой вывод можно сделать?

Мы возьмем банки.

- Одинаков ли их объём? Как проверить?

У меня появилась  такая мысль, а если я буду объём одной банки измерять  чашкой, а объём второй банки измерю стаканом?

- Как вы думаете, что-то изменится?

Проверим:

1 группа измеряет объём чашкой, 2 – стаканом.

- Почему получились в группах разные данные?

 

-Какой вывод можно сделать? (нужны одинаковые мерки по объёму).

- А удобно ли было измерять этими мерками? Почему? (маленькие неудобные)

Во всём мире решили ввести единую единицу измерения объёма жидкости

-  Может кто-то знает, как она называется?

Это единица измерения жидкости.

Показ банки- 1 литр- она называется литровая, т. к. вмещает 1 литр жидкости. Слайд 13.

Сокращённо в математике  записывают так-1 л.

Существуют кроме литровой банки различные литровые сосуды - показ кружки, мензурки. Раньше жидкость измеряли вёдрами, штофами, бочками, мензурками. Показ 3-х литровой банки.

- А где мы в жизни можем встретиться с этой единицей измерения?

- Кто из вас ходил покупать разливное молоко, квас? Чем пользуется продавец?

- У кого в вашей семье есть автомобиль? Прежде чем куда-то отправиться, папа заезжает на заправочную станцию. Для чего?

Физминутка

- Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны выполнять наклоны из стороны в сторону, как весы,, обозначает длину – вы шагаете, как настоящие путешественники а если обозначает объём, то вы тянетесь  руками высоко вверх, изображая наполняющийся сосуд.
Будьте внимательны!

5
 см, 9кг, 4л, 2см, 6кг, 8см, 1л, 7кг, 3л.

Применение нового знания

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7  мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Работа с учебником

Работа по вариантам

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

  1. Прочитайте задачу.

- Какая единица измерения встретилась в этой задаче?

- Что известно в задаче?

 - Что нужно узнать? Сколько вопросов в задаче? Значит сколько нужно записать ответов?

- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

( на стенах - 3чертежа: 1 на сравнение,2  на нахождение целого, 3 на нахождение части)

- Девочки выберите схему, которая подходит к  1 вопросу задачи. Обоснуйте свой выбор.

- Мальчики выберите схему, которая соответствует 2 вопросу задачи.

Записываем  решение своей задачи.

 Эталон для самопроверки на слайде.

  1. - Вставьте пропущенные числа. (Запись на слайде 14).

    9л -…= 3л                   …л +2л = 8л
    4л + 3л - 5л =…л         …л - 4л = 4л         
    7л - 6л =…л                 6л - 5л + 8л =…л

Эталон для самопроверки на слайде.

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку в еженедельнике.

Организует подводящий диалог.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Какую учебную задачу вы поставили перед собой на уроке?

- Удалось ли нам её решить?

- Оцените свою работу. Поставьте своего математического человечка на ту отметку шкалы, которая соответствует вашим знаниям. Слайд 15.


- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов.
Слайд 16.

А урок я хочу закончить словами « Старайтесь похвалить каждую свою маленькую победу».

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики "Величина. Объём. Литр" 1 класс

Урок построен на проблемно-диалогической технологии....

Технологическая карта урока «Величины. Объём. Литр»

ФИО педагогов: Билык В.А., Попкова К.А., Мороз Л.В., Короткова Е.М.Предмет: Математика...

Конспект урока по математике на тему "Величина. Объём. Литр". 1 класс. УМК "Школа 2100. ФГОС

Разработка урока по требованиям ФГОС(технологическая карта)...

Величина.Объём. Литр.

Презентация к открытым урокам....

Технологическая карта урока математики по теме "Величины. Объём. Литр."

Формировать представление о новой величине-объём и единице измерения-литр. Учить решать задачи с новой величиной....

Конспект урока математики 1класс УМК "Школа 2100" "Величина.Объём.Литр."

Конспект  урока математики 1класс УМК "Школа 2100" "Величина.Объём.Литр."...

ВЕЛИЧИНЫ ОБЪЁМ СВОЙСТВА ВЕЛИЧИН

ВЕЛИЧИНЫ ОБЬЁМ СВОЙСТВА ВЕЛИСИН...