Главные вкладки

    План-конспект урока по математике (1 класс) по теме:
    Конспект урока по математике на тему "Величина. Объём. Литр". 1 класс. УМК "Школа 2100. ФГОС

    Разработка урока по требованиям ФГОС(технологическая карта)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сценарий открытого урока математики  (1 класс;  УМК «Школа 2100»)

    учителя начальных классов Татариновой Ирины Евгеньевны

    Предмет _математика__________________________________________________________________________________________________

    Авторы учебника: Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких_________________________________________________________________

    Возраст учащихся: класс (группа) _______1 класс__________________________________________________________________________

    Тема урока (занятие) Величина. Объём. Литр.______________________________________________________________________

    Тип урока: Изучение нового материала______________________________________________________________________________________

    Цель: формирование познавательного интереса обучающихся к совместной деятельности по ознакомлению с понятием «Величина. Объём. Литр.».

    Учащиеся научатся: сравнивать, вычитать, складывать и решать задачи с литром.

    Учащиеся получат возможность научиться: применять полученные знания в жизненных ситуациях.

    Результаты: 

    Личностные:

     по отношению к предметным ЗУНам:

    - умение регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил;

    - умения использовать знания и умения в жизненных ситуациях;
    по отношению к метапредметным  ЗУНам:

    - умение выявлять проблему,
    - познавательный интерес к математической науке.

    Метапредметные результаты обучения
    Регулятивные:
    - умение выявлять проблему;
    - умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

    - работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты)
    Познавательные:
    - умение сравнивать, делать выводы;
    Коммуникативные:
    - работать в парах, чередуя роли исполнителя и контролёра;
    - участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

    Предметные
    - знание способов измерения объёма и единицы измерения;
    - умение выражать результаты измерения объёма числом;
    - применение новых знаний в жизненных ситуациях;

    Технологии: проблемно-поисковый , информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технология оценивания учебных успехов.

    Оборудование для учителя: банка 1 л., бокал, стакан, стаканчик 50 гр., столовая ложка, вода цветная, компьютер

    Оборудование для учащихся: веера цифр, банка 1 л., бокал, стакан, стаканчик 50 гр., столовая ложка, вода цветная, листы ученика с заданиями.

    Этапы урока

    Ход урока

    Деятельность учащихся

     Формирование УУД

    I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

    Цель:

    включить обучающихся в деятельность; создать положительный и эмоциональный настрой

     

    II.  Актуализация опорных знаний и мотивация

    Цель: актуализировать знания о числах и цифрах и операциях над ними.

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная,

    Методы:

    Словесный, частично-поисковый

    III.  Открытие нового знания и формулирование темы урока

     Цель: с помощью подводящего диалога «открыть новое знание», сформулировать тему урока, определить цель.

    Формы работы:

    учебная дискуссия,

    подводящий диалог,

    работа в паре

    Методы:

    Словесный,

     наглядный, исследовательский.

    IV.Здоровьесберегающий

    момент (физминутка)

    Цель: для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления учащихся

    V. Применение новых знаний (первичное закрепление)

    Цель: организовать усвоение учащимися полученных знаний

    Формы работы: фронтальная,

    индивидуальная,

    Методы:

    Словесный,  

    частично- поисковый,

    объяснительно-иллюстративный

    VI. Самостоятельное применение знаний

    Цель: посмотреть, как дети усвоили новый материал

    Формы работы: 

    самостоятельная работа

    Методы:

    частично- поисковый,

    наглядный

    VII. Рефлексия

    Цель:        

    - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;        

    - оценить собственную деятельность;        

    - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.        

    Формы работы: 

    индивидуальная и фронтальная

    Методы:

    Словесный  

    Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с такой интересной наукой как математика.

    Давайте на уроке трудиться под девизом (хором):

    Мы – умные! Мы – смелые!

    Мы – старательные!

    Мы – внимательные!

    Мы в первом классе учимся!

    Всё у нас получится!

    Дети садятся.

    I. Устный счёт.

    - Начинаем с разминки.

    1. На доске модель числового отрезка:

    У детей веера цифр

     

    - 5 увеличить на 3? (8)

    - 10 уменьшить на 6? (4)

    - это число является предыдущим для числа 2 (1)

    - это число является последующим для числа 6 (7)

    - чьи это соседи: 4 и 6? (5)

    Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре)

    - Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?

    2. «Математический тренажер» - «Старт» (смешарик Лосяш) (проектор, презентация)

    - Кто узнал героя?

    Лосяш  лось-учёный, интересуется астрономией, ледяной скульптурой и другими науками. Он очень серьёзен, любит читать книжки. Имеет у себя дома огромную библиотеку. Наверное поэтому, из всех Cмешариков он самый эрудированный.

    2 + 4 – 5 = 1

    3 + 5 – 4 = 4

    6 + 4 – 3 = 7

    10 – 7 + 6 = 9

    Запишите только конечный результат.

    Проверка.     1  4  7  9

    Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре)

    - Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?

    3. Работа в паре.

    - На доске 4 схемы к задаче. Эти же схемы у детей (один лист на двоих). Работа в парах.

    C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\image002.gif

    - Внимательно прослушайте задачу, выберите подходящую схему и отметьте её галочкой.

    Задача. На день рождения Лосяшу подарили 5 тюльпанов, а ромашек на 2 больше. Сколько ромашек подарили на день рождения Лосяшу?

    Какую схему выбрали? Докажите.

    - Определите вид задачи (задача на увеличение числа)

    Давайте заполним схему и решим задачу на листочках (1 ученик у доски).

    Самооценка: - кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? (по опоре)

    - Каким словом ты оценил бы сейчас свою работу?

    На доске  слова: весы,  длина,  сантиметр,   линейка, масса,  килограмм, объём;

    - Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор.

    Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.

                       2. Длина, сантиметр, линейка.

     - Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.

     - Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм.

    - Какое слово вы не отнесли ни к одной из групп?

    - Почему слово «объем» вы не отнесли ни к одной группе? (Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.)

    - Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

                                 ?      

    - Чтобы это доказать или опровергнуть, что вам надо выяснить об объеме?

    1. Что такое "объем".

    2. Можно ли сравнить объем

    3. Как измерить объем.

    4. Каковы единицы измерения объема.

    - Чем мы сейчас занимались?

    (Планировали свою деятельность)

    - Для чего все это вам нужно знать?

    Физкультминутка. Давайте вместе с именинником-Лосяшем и его друзьями отдохнём.(Электронная физминутка «Повторяй! Не зевай!»)

    1. - Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: это стакан, банка, кружка.

    - Для чего мы используем эти предметы в жизни? (чтобы наливать в них различные жидкости – чай, молоко, кефир, воду…)

    - Какие задания можете предложить для работы с тем, что стоит у меня на столе? ( можно  узнать, сколько воды в каждом сосуде. Можно  выяснить, где воды больше всего. А где меньше? И т.д.)

    - Давайте посмотрим, во все ли эти предметы помещается одинаковое количество жидкости. Как это сделать? (переливанием)

    • Возьмём стакан с водой и посмотрим, такое ли количество жидкости помещается в банке. Для этого воду из стакана перельём в банку и посмотрим, поместится ли эта вода в банке.

    (Видно, что вода из стакана поместилась в банке вся, и при этом в банке ещё осталось место. Значит, можно сделать вывод, что воды в стакане меньше, чем в банке).

    Воду вернём обратно в стакан.

    • Проверим, одинаковое количество воды помещается в стакане и в кружке. Перельём воду из стакана в кружку.

    (Видим, что вода поместилась вся и её ровно столько же, сколько и в стакане. Можно сделать вывод, что в стакане и в кружке помещается воды одинаково.)

    - Сейчас при переливании нас интересовал цвет сосудов? А их форма? Имел ли для нас значение материал, из которого сделаны  сосуды? А их масса?

    - А что же было для нас важным? (Больше или меньше поместится в них воды)

     

    - При решении данной задачи нас интересовало: вместимость сосудов или в математике говорят «объём».

    - Итак, мы сравнивали объёмы сосудов: стакана, чашки и банки. Наши сравнения можно записать с помощью знаков: < > =

    стакан < банка

    стакан = кружка

    - Раз мы сумели сравнить объёмы сосудов и воспользовались знаками < > =, значит можно сказать, что объём - … (это величина)

    2) - Всегда ли мы можем измерить объём сосуда с помощью переливания? (нет, может быть, они находятся далеко друг от друга, может быть сосуд только один)

    - Итак, если сосуд один, то как измерить, сколько жидкости в нём помещается? (надо выбрать какую-то мерку)

    Работа в группах: на столе у каждой группы сосуды, различные мерки, столовые ложки и вода.

    1. Давайте с помощью столовой ложки измерим, сколько жидкости помещается в этом сосуде (сосуд у каждой группы одинаковый)

    Вывод: в этом сосуде помещается … ложек воды. М.Б. группа куда-то записывать свои исследования???

    1. Возьмём другую мерку – стопочку и измерим, сколько в этом сосуде помещается воды из стопочки.

    Вывод: в этом сосуде помещается … стопочек  воды. М.Б. группа куда-то записывать свои исследования???

    - Что получилось: когда взяли одну мерку, то получилось… ложек воды, когда взяли другую мерку - … стопочек воды? (мерки разные)

    - Как вы думаете, достаточно ли точное такое измерение? Ведь тогда каждый человек может выбрать свою мерку и один человек скажет, что получилось … ложек воды, а другой – получилось … стопочек воды.

    - Тогда была выбрана одинаковая единица измерения объёма. Давайте прочитаем об этом в учебнике с.5

     - Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? (литр)

    - Учитель демонстрирует банку объёмом 1 литр.

    -  Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?

    ( В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров)

    - Над каким пунктом плана мы сейчас работали?

    1. – Откройте учебник на странице 5, №5 и №6.

    Откройте учебник на странице 5, №5 

    - Прочитаем задачу.

    - Объём каких сосудов требуется сравнить?

    -  Что известно про первую банку?

    -  Что известно про вторую банку?

    - Можно ли выполнить это задание и сравнить объёмы 2-х банок? Почему?

    (Задание Пети выполнить не можем.

    Мерки разные, нужно взять одинаковые мерки, чтоб выполнить задание Пети.)

    ( Сравнить можно только тогда, когда взяты одинаковые  мерки.)

     

    2. Учебник  страница 5, №6

    - Прочитаем задачу.

    - Объём каких сосудов требуется сравнить?

    -  Что известно про первую банку?

    -  Что известно про вторую банку?

    - На какой вопрос надо дать ответ?

    - Можно ли выполнить это задание? Почему?

      - Запишем сравнение объёмов в учебнике:

    Если останется время - интересная информация:

    • Тело человека на две трети состоит из жидкости;
    • Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды.
    • А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.
    • Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки.

    Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран?

    – Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода – это жизнь)

    – Как вы думаете, что может привести к исчезновению воды? (Если мы будем оставлять открытыми краны с водой, не будем беречь воду)

    – Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте)

    – Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми.

      Рефлексия учебной деятельности

    Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

    - На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

    Что вас больше всего удивило в ходе исследования?

     Исследование – это…  полезно или бесполезно?

     интересно или скучно?

     на уроке я работал активно или нет 
    своей работой на уроке я доволен или нет 
    урок для меня показался коротким или длинным.

    Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке.

    - Напишите слово «Я» на одном из сосудов.

    Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие;

    Повторяют правила поведения на уроке.

    Учащиеся знакомятся

    с листом

    самооценки.

    Учащиеся заполняют лист самооценки.

    Работают  в паре.

    Учаиеся

    Учащиеся высказывают свои предположения

    Учащиеся заполняют лист самооценки.

     

    Учащиеся высказывают свои предположения

    Под руководством учителя формулируют тему урока.

    С помощью учителя определяют цели урока.

    Учащиеся проводят упражнения на разные группы мышц.

    Исследовательская деятельность

    Работа в паре

    Учащиеся высказывают свои предположения.

    Практическая работа.

     Работа в группах.

    Самостоятельная работа

    Дети предлагают свои варианты заданий и делают вывод.

    Дети оценивают свою деятельность.

    Познавательные УУД:

    1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц, словарей;

    2)формируем умение представлять информацию в виде схемы;

    3)формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

    4)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

    5)формируем умение устанавливать аналогии;

    6)формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

    7)формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

    8)формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Коммуникативные УУД:

    1)формируем умение слушать и понимать  речь других;

    2)формируем умение вести диалог, высказывать свою точку зрения;

    3)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    4)формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

    5)формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;

    6) формируем  умение контролировать действия друг друга, сотрудничать с учителем

    7)формируем умение работать в группе (в паре)

    Личностные УУД:

    1)формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

    2)формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

    3)формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить;

    4)формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Регулятивные  УУД:

    1)формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

    2)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

    4)формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

    5)формируем умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по математике на тему: «Прямой угол» (2 класс).

    Цель урока: познакомить учащихся с понятием «прямой угол».Задачи:  формировать практические навыки определения прямого угла при помощи  чертежного треугольника; продолжить работу по со...

    Конспект урока по естествознанию на тему: "Хороший день". 1 класс. УМК "Планета знаний".

    Конспект урока по естествознанию на тему: "Хороший день". 1 класс. УМК "Планета знаний". Могу скинуть презентацию и видео на вашу почту, т.к. здесь размер ограничен....

    Конспект урока по математике "Число и цифра 6" 1 класс.

    Урок построен в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Тип урока: открытие нового знания....

    Конспект урока по математике на тему:"Закрепление изученного". (2 класс).

    Конспект урока предназначен для учителей начальных классов....

    Конспект урока по математике "Отрезок и его части." 1 класс

    Познакомить с понятием отрезок. Активизировать знания учащихся о точке, прямых и кривых линиях, замкнутых и незамкнутых....

    Конспект урока по математике "Число 0. Цифра 0". 1 класс. УМК "Школа России"

    Конспект урока по математике по программе "Школа России" для 1 класса по теме: Число 0. Цифра 0....

    1 класс. Конспект урока по математике на тему: "Числа от 1 до 8"

    1 класс. План-конспект урока по математике...