Рабочая программа по математике. 1-4 класс. ПНШ. 2017
рабочая программа по математике по теме

Костинец Галина Алексеевна

Рабочая программа по математике. 1-4 класс. ПНШ (с  учетом изменений ФГОС 2017)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike_1-4_klass.docx99.03 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»

РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

МБОУ «СОШ № 46»

Протокол №__________

от «___» ______ 20__  г.

Руководитель ШМО

Большешапова В.В.

_____________________

(подпись)

РЕКОМЕНДОВАНО:

на заседании МС

МБОУ «СОШ № 46»

Протокол № ________

от «___» _____20 __ г.

Зам. директора по УМР

 Князькова Н.А.

 ___________________

(подпись)

СОГЛАСОВАНО:

 

Зам. директора

 по УВР МБОУ «СОШ № 46»

Лола В.А.

_________________

(подпись)

УТВЕРЖДАЮ:

 

Приказ № ________

от «___» ___ 20 __  г.

Директор МБОУ «СОШ № 46»

Побойко А.В.

_________________

(подпись)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета

«Математика»

для обучающихся 1-4 классов

Образовательная область «Математика и информатика»

                                      Составитель:

Костинец Г.А.

                                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                                      высшей квалификационной

                                                                                                      категории

2017 г.

Курс математики  изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 132 часа (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 136 часов (34 учебных недели).

Общий объём учебного времени составляет 540 часов.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

Чекин А.Л. Математика. 1 класс. Учебник. Часть 1,2. – М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2. – М.: Академкнига/Учебник. 

Чекин А.Л. Математика. 2 класс. Учебник. Часть 1,2. – М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 2 класс. Тетрадь для

Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1,2. – М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1,2. – М.: Академкнига/Учебник. 

Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной  работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика. 4 класс. Учебник. Часть 1,2. – М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1,2. – М.: Академкнига/Учебник 

Захарова О.А. Математика в практических заданиях.4 класс. Тетрадь для самостоятельной  работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика: 1 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Математика. Поурочное планирование. 3 класс. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика: 3 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Математика. Поурочное планирование. 4 класс. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика: 4 класс: методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.

Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1–4 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В области личностных результатов у обучающихся будут формироваться:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к оценке своей учебной деятельности;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; умение самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы) и самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках.

В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);
  • планировать учебную деятельность на уроке;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • осуществлять контроль по результату и по способу действия, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
  • использовать знаково­символические средства, модели и схемы для решения задач;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты освоения учебной программы по предмету

«Математика» к концу 1-го года обучения

        Обучающиеся научатся:

• читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20;

• вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 20);

• сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, <, =);

• записывать действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки (+, –);

• употреблять термины, связанные с действиями сложения и вычитания (плюс, сумма, слагаемые, значение суммы; минус, разность, уменьшаемое, вычитаемое, значение разности);

• пользоваться справочной таблицей сложения однозначных чисел;

• воспроизводить и применять табличные случаи сложения и вычитания;

• применять переместительное свойство сложения;

• применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;

• выполнять сложение на основе способа прибавления по частям;

• применять правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;

• выполнять вычитание на основе способа вычитания по частям;

• применять правила сложения и вычитания с нулем;

• понимать и использовать взаимосвязь сложения и вычитания;

• выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток;

• выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;

• распознавать на чертеже и изображать точку, прямую, отрезок, ломаную, кривую линию, дугу, замкнутую и незамкнутую линии; употреблять соответствующие термины; употреблять термин «точка пересечения»;

• распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, многоугольник, круг);

• чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;

• определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;

• строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

• находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;

• выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см и 16 см);

• распознавать симметричные фигуры и изображения;

• распознавать и формулировать простые задачи;

• употреблять термины, связанные с понятием «задача» (формулировка, условие, требование (вопрос), решение, ответ);

• составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи;

• выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, относящимися к соответствующим величинам (длиннее-короче, дальше-ближе, тяжелее-легче, раньше-позже, дороже-дешевле);

• использовать названия частей суток, дней недели, месяцев, времен года.

        Обучающиеся получат возможность научиться:

• понимать количественный и порядковый смысл числа;

• понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания;

• воспроизводить переместительное свойство сложения;

• воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу; вычитания числа из суммы и суммы из числа;

• воспроизводить правила сложения и вычитания с нулем;

• использовать «инструментальную» таблицу сложения для выполнения сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;

• устанавливать взаимное расположение прямых, кривых линий, прямой и кривой линии на плоскости;

• понимать и использовать термин «точка пересечения»;

• строить (достраивать) симметричные изображения, используя клетчатую бумагу;

• описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов (первый, последний, следующий, предшествующий);

• понимать суточную и годовую цикличность;

• представлять информацию в таблице.

Предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 2-го года обучения

        Обучающиеся научатся:

• вести счет десятками и сотнями;

• различать термины «число» и «цифра»;

• распознавать числа (от 1 до 12), записанные римскими цифрами;

• читать и записывать все однозначные, двузначные и трехзначные числа;

• записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;

• сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, <, =);

• изображать числа на числовом луче;

• использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;

• находить первые несколько чисел числовых последовательностей, составленных по заданному правилу;

• воспроизводить и применять таблицу сложения однозначных чисел;

• применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;

• воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;

• применять правило вычитания суммы из суммы;

• воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулем, умножения с нулем и единицей;

• выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах трех разрядов;

• находить неизвестные компоненты действий сложения и вычитания;

• записывать действия умножения и деления, используя соответствующие знаки (·, :);

• употреблять термины, связанные с действиями умножения и деления (произведение, множители, значение произведения; частное, делимое, делитель, значение частного);

• воспроизводить и применять таблицу умножения однозначных чисел;

• выполнять деление на основе предметных действий и на основе вычитания;

• применять правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащих действия одной или разных ступеней;

• чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;

• определять длину предметов и расстояния (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;

• строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

• находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;

• выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 м 6 дм и 16 дм или 160 см);

• использовать соотношения между изученными единицами длины (сантиметр, дециметр, метр) для выражения длины в разных единицах;

• распознавать на чертеже и изображать прямую, луч, угол (прямой, острый, тупой); прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр, радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины;

• измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы (килограмм, центнер);

• измерять и выражать продолжительность, используя единицы времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); переходить от одних единиц времени к другим;

• устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью; устанавливать момент времени по часам;

• распознавать и формулировать простые и составные задачи;

пользоваться терминами, связанными с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ, данные, искомое);

• строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу на основе построенной модели;

• решать простые и составные задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …»;

• разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения);

• формулировать обратную задачу и использовать ее для проверки решения данной;

• читать и заполнять строки и столбцы таблицы.

        Обучающиеся получат возможность научиться:

• понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе;

• пользоваться римскими цифрами для записи чисел первого и второго десятков;

• понимать и использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;

• понимать термин «числовая последовательность»;

• воспроизводить и применять правило вычитания суммы из суммы;

• понимать количественный смысл действий (операций) умножения и деления над целыми неотрицательными числами;

• понимать связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания);

• записывать действия с неизвестным компонентом в виде уравнения;

• понимать бесконечность прямой и луча;

• понимать характеристическое свойство точек окружности и круга;

• использовать римские цифры для записи веков и различных дат;

• оперировать с изменяющимися единицами времени (месяц, год) на основе их соотношения с сутками; использовать термин «високосный год»;

• понимать связь между временем-датой и временем-продолжительностью;

• рассматривать арифметическую текстовую (сюжетную) задачу как особый вид математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные задачи;

• моделировать арифметические сюжетные задачи, используя различные графические модели и уравнения;

• использовать табличную форму формулировки задания.

Предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 3-го года обучения

        Обучающиеся научатся:

• читать и записывать все числа в пределах первых двух классов;

• представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;

• сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, <, =);

• производить вычисления «столбиком» при сложении и вычитании многозначных чисел;

• применять сочетательное свойство умножения;

• выполнять группировку множителей;

• применять правила умножения числа на сумму и суммы на число;

• применять правило деления суммы на число;

• воспроизводить правила умножения и деления с нулем и единицей;

• находить значения числовых выражений со скобками и без скобок в 2–4 действия;

• воспроизводить и применять правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого;

• выполнять сложение и вычитание многозначных чисел «столбиком»;

• выполнять устно умножение двузначного числа на однозначное;

• выполнять устно деление двузначного числа на однозначное и двузначного на двузначное;

• использовать калькулятор для проведения и проверки правильности вычислений;

• применять изученные ранее свойства арифметических действий для выполнения и упрощения вычислений;

• распознавать правило, по которому может быть составлена данная числовая последовательность;

• распознавать виды треугольников по величине углов (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный) и по длине сторон (равнобедренный, равносторонний как частный случай равнобедренного, разносторонний);

• строить прямоугольник с заданной длиной сторон;

• строить прямоугольник заданного периметра;

• строить окружность заданного радиуса;

• чертить с помощью циркуля окружности и проводить в них с помощью линейки радиусы и диаметры; использовать соотношение между радиусом и диаметром одной окружности для решения задач;

• определять площадь прямоугольника измерением (с помощью палетки) и вычислением (с проведением предварительных линейных измерений); использовать формулу площади прямоугольника (S = a · b);

• применять единицы длины – километр и миллиметр и соотношения между ними и метром;

• применять единицы площади – квадратный сантиметр (кв. см или см2), квадратный дециметр (кв. дм или дм2), квадратный метр (кв. м или м2), квадратный километр (кв. км или км2) и соотношения между ними;

• выражать площадь фигуры, используя разные единицы площади (например, 1 дм2 6 см2 и 106 см2);

• изображать куб на плоскости; строить его модель на основе развертки;

• составлять и использовать краткую запись задачи в табличной форме;

• решать простые задачи на умножение и деление;

• использовать столбчатую (или полосчатую) диаграмму для представления данных и решения задач на кратное или разностное сравнение;

• решать и записывать решение составных задач по действиям и одним выражением;

• осуществлять поиск необходимых данных по справочной и учебной литературе.

        Обучающиеся получат возможность научиться:

• использовать разрядную таблицу для задания чисел и выполнения действий сложения и вычитания;

• воспроизводить сочетательное свойство умножения;

• воспроизводить правила умножения числа на сумму и суммы на число;

• воспроизводить правило деления суммы на число;

• обосновывать невозможность деления на 0;

• формулировать правило, с помощью которого может быть составлена данная последовательность;

• понимать строение ряда целых неотрицательных чисел и его геометрическую интерпретацию;

• понимать количественный смысл арифметических действий (операций) и взаимосвязь между ними;

• выполнять измерение величины угла с помощью произвольной и стандартной единицы этой величины;

• сравнивать площади фигур с помощью разрезания фигуры на части и составления фигуры из частей; употреблять термины «равносоставленные» и «равновеликие» фигуры;

• строить и использовать при решении задач высоту треугольника;

• применять другие единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный километр, ар или «сотка», гектар);

• использовать вариативные формулировки одной и той же задачи;

• строить и использовать вариативные модели одной и той же задачи;

• находить вариативные решения одной и той же задачи;

• понимать алгоритмический характер решения текстовой задачи;

• находить необходимые данные, используя различные информационные источники.

        Предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 4-го года обучения

        Выпускник научится:

• называть и записывать любое натуральное число до 1 000 000 включительно;

• сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>, <, =);

• сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>, <, =);

• устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность;

• выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;

• выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;

• вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;

• выполнять изученные действия с величинами;

• решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий;

• определять вид многоугольника;

• определять вид треугольника;

• изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и обозначать их;

• изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их;

• измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;

• находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;

• вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;

• вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;

• распознавать многогранники (куб, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и тела вращения (цилиндр, конус, шар); находить модели этих фигур в окружающих предметах;

• решать задачи на вычисление геометрических величин (длины, площади, объема (вместимости));

• измерять вместимость в литрах;

• выражать изученные величины в разных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);

• распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;

• понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;

• проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

• записывать решение задачи по действиям и одним выражением;

• различать рациональный и нерациональный способы решения задачи;

• выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;

• решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);

• решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);

• решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов;

• решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ;

• проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

• вычислять площади участков прямоугольной формы на плане и на местности с проведением необходимых измерений;

• измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел;

• понимать и использовать особенности построения системы мер времени;

• решать отдельные комбинаторные и логические задачи;

• использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;

• читать простейшие круговые диаграммы.

        Выпускник получит возможность научиться:

• понимать количественный, порядковый и измерительный смысл натурального числа;

• сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>, <, =);

• сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>, <, =);

• решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств;

• определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира;

• измерять вместимость в различных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);

• понимать связь вместимости и объема;

• понимать связь между литром и килограммом;

• понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления;

• проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

• вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя соответствующие формулы;

• находить рациональный способ решения задачи (где это возможно);

• решать задачи с помощью уравнений;

• видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей;

• использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной совокупности;

• читать круговые диаграммы с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8 равных долей;

• осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы;

• строить простейшие круговые диаграммы;

• понимать смысл термина «алгоритм»;

• осуществлять построчную запись алгоритма;

• записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.

        К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, достигнут необходимый уровень их математического развития:

• Осознание возможностей и роли математики в познании окружающей действительности, понимание математики как части общечеловеческой культуры.

• Способность проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности (числовые характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность, соотношение частей и пр.).

• Применение анализа, сравнения, обобщения, классификации для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения различных моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма действия.

• Моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл арифметических действий, математических отношений и зависимостей, характеризующих реальные процессы (движение, работа и т. д.).

• Выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с реальными и математическими объектами.

• Прогнозирование результата математической деятельности, контроль и оценка действий с математическими объектами, обнаружение и исправление ошибок.

• Осуществление поиска необходимой математической информации, целесообразное ее использование и обобщение.

Содержание учебного предмета

1 класс (132 ч)

Числа и величины (28 ч)

        Числа и цифры.

        Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного. Числа и цифры от 1 до 9. Первый, второй, третий и т. д. Счет предметов. Число и цифра 0. Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. Сравнение чисел: знаки >, <, =. Однозначные числа. Десяток. Число 10. Счет десятками. Десяток и единицы. Двузначные числа. Разрядные слагаемые. Числа от 11 до 20, их запись и названия.

        Величины.

        Сравнение предметов по некоторой величине без ее измерения: выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, старше-моложе, тяжелее-легче. Отношение «дороже-дешевле» как обобщение сравнений предметов по разным величинам.

        Первичные временные представления: части суток, времена года, раньше-позже, продолжительность (длиннее-короче по времени). Понятие о суточной и годовой цикличности: аналогия с движением по кругу.

Арифметические действия (48 ч)

        Сложение и вычитание.

        Сложение чисел. Знак «плюс» (+). Слагаемые, сумма и ее значение. Прибавление числа 1 и по 1. Аддитивный состав чисел 3, 4 и 5. Прибавление чисел 3, 4, 5 на основе их состава. Вычитание чисел. Знак «минус» (–). Уменьшаемое, вычитаемое, разность и ее значение. Вычитание числа 1 и по 1. Переместительное свойство сложения. Взаимосвязь сложения и вычитания. Табличные случаи сложения и вычитания. Случаи сложения и вычитания с 0. Группировка слагаемых. Скобки. Прибавление числа к сумме. Поразрядное сложение единиц. Прибавление суммы к числу. Способ сложения по частям на основе удобных слагаемых. Вычитание разрядного слагаемого. Вычитание числа из суммы. Поразрядное вычитание единиц без заимствования десятка. Увеличение (уменьшение) числа на некоторое число. Разностное сравнение чисел. Вычитание суммы из числа. Способ вычитания по частям на основе удобных слагаемых.

        Сложение и вычитание длин.

Текстовые задачи (12 ч)

        Знакомство с формулировкой арифметической текстовой (сюжетной) задачи: условие и вопрос (требование). Распознавание и составление сюжетных арифметических задач. Нахождение и запись решения задачи в виде числового выражения. Вычисление и запись ответа задачи в виде значения выражения с соответствующим наименованием.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры (28 ч)

        Признаки предметов. Расположение предметов.

        Отличие предметов по цвету, форме, величине (размеру). Сравнение предметов по величине (размеру): больше, меньше, такой же. Установление идентичности предметов по одному или нескольким признакам. Объединение предметов в группу по общему признаку. Расположение предметов слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю, их комбинация. Расположение предметов над (под) чем-то, левее (правее) чего-либо, между одним и другим. Спереди (сзади) по направлению движения. Направление движения налево (направо), вверх (вниз). Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют).

        Геометрические фигуры и их свойства.

        Первичные представления об отличии плоских и искривленных поверхностей. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами: кругом, треугольником, прямоугольником. Распознавание формы данных геометрических фигур в реальных предметах. Прямые и кривые линии. Точка. Отрезок. Дуга. Пересекающиеся и непересекающиеся линии. Точка пересечения. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые линии. Замкнутая линия как граница области. Внутренняя и внешняя области по отношению к границе. Замкнутая ломаная линия. Многоугольник. Четырехугольник. Симметричные фигуры.

        

Геометрические величины (10 ч)

        Первичные представления о длине пути и расстоянии. Их сравнение на основе понятий «дальше-ближе» и «длиннее-короче». Длина отрезка. Измерение длины. Сантиметр как единица длины. Дециметр как более крупная единица длины. Соотношение между дециметром и сантиметром (1 дм = 10 см). Сравнение длин на основе их измерения.

Работа с данными (6 ч)

        Таблица сложения однозначных чисел (кроме 0). Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Представление информации в таблице. Таблица сложения как инструмент выполнения действия сложения над однозначными числами.

2 класс (136 ч)

Числа и величины (20 ч)

        Нумерация и сравнение чисел.

        Устная и письменная нумерация двузначных чисел: разрядный принцип десятичной записи чисел, принцип построения количественных числительных для двузначных чисел. «Круглые» десятки.

* Термин «круглый» для чисел вводится главным образом по методическим соображениям, но присутствуют и соображения пропедевтического характера, если иметь в виду в дальнейшем изучение такой темы, как «Округление чисел».

        Устная и письменная нумерация трехзначных чисел: получение новой разрядной единицы – сотни, третий разряд десятичной записи – разряд сотен, принцип построения количественных числительных для трехзначных чисел. «Круглые» сотни. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

        Сравнение чисел на основе десятичной нумерации.

        Изображение чисел на числовом луче.

        Понятие о натуральном ряде чисел.

        Знакомство с римской письменной нумерацией.

        Числовые равенства и неравенства.

        Первичные представления о числовых последовательностях.

        Величины и их измерение.

        Сравнение предметов по массе без ее измерения. Единица массы – килограмм. Измерение массы. Единица массы – центнер. Соотношение между центнером и килограммом (1 ц = 100 кг).

        Время как продолжительность. Измерение времени с помощью часов. Время как момент. Формирование умения называть момент времени. Продолжительность как разность момента окончания и момента начала события. Единицы времени: час, минута, сутки, неделя и соотношение между ними. Изменяющиеся единицы времени: месяц, год и возможные варианты их соотношения с сутками. Календарь. Единица времени – век. Соотношение между веком и годом (1 век = 100 лет).

Арифметические действия (46 ч)

        Числовое выражение и его значение. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Правило вычитания суммы из суммы. Поразрядные способы сложения и вычитания в пределах 100. Разностное сравнение чисел. Запись сложения и вычитания в столбик: ее преимущества по отношению к записи в строчку при поразрядном выполнении действий. Выполнение и проверка действий сложения и вычитания с помощью калькулятора.

        Связь между компонентами и результатом действия (сложения и вычитания). Уравнение как форма записи действия с неизвестным компонентом. Правила нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого.

        Умножение как сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения (·). Множители, произведение и его значение. Табличные случаи умножения. Случаи умножения на 0 и на 1. Переместительное свойство умножения.

        Увеличение числа в несколько раз.

        Порядок выполнения действий: умножение и сложение, умножение и вычитание.  Действия первой и второй ступеней.

        Знакомство с делением на уровне предметных действий. Знак деления (:). Деление как последовательное вычитание. Делимое, делитель, частное и его значение. Доля (половина, треть, четверть, пятая часть и т. п.).  Деление как нахождение заданной доли числа. Уменьшение числа в несколько раз.

        Деление как измерение величины или численности множества с помощью заданной единицы.

        Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

Текстовые задачи (36 ч)

        Арифметическая текстовая (сюжетная) задача как особый вид математического задания. Отличительные признаки арифметической текстовой (сюжетной) задачи и ее обязательные компоненты: условие с наличием числовых данных (данных величин) и требование (вопрос) с наличием искомого числа (величины). Формулировка арифметической сюжетной задачи в виде текста. Краткая запись задачи.

        Графическое моделирование связей между данными и искомым.

        Простая задача. Формирование умения правильного выбора действия при решении простой задачи: на основе смысла арифметического действия и с помощью графической модели.

        Составная задача. Преобразование составной задачи в простую и наоборот за счет изменения требования или условия. Разбивка составной задачи на несколько простых. Запись решения составной задачи по «шагам» (действиям) и в виде одного выражения.

        Понятие об обратной задаче. Составление задач, обратных данной. Решение обратной задачи как способ проверки правильности решения данной.

        Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на сложение и вычитание с помощью уравнений.

        Задачи на время (начало, конец, продолжительность события).

        Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом.

        Задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …».

Геометрические фигуры (10 ч)

        Бесконечность прямой. Луч как полупрямая. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Углы в многоугольнике. Прямоугольник. Квадрат как частный случай прямоугольника.

        Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение окружности (круга) с помощью циркуля. Использование циркуля для откладывания отрезка, равного по длине данному.

Геометрические величины (12 ч)

        Единица длины – метр. Соотношения между метром, дециметром и сантиметром (1 м = 10 дм = 100 см).

        Длина ломаной. Периметр многоугольника. Вычисление периметра квадрата и прямоугольника.

Работа с данными (12 ч)

        Таблица умножения однозначных чисел (кроме 0). Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Представление информации в таблице. Использование таблицы для формулировки задания.

3 класс (136 ч)

Числа и величины (10 ч)

        Нумерация и сравнение многозначных чисел.

        Получение новой разрядной единицы – тысячи. «Круглые» тысячи. Разряды единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. Класс единиц и класс тысяч. Принцип устной нумерации с использованием названий классов. Поразрядное сравнение многозначных чисел.

        Натуральный ряд и другие числовые последовательности.

        Величины и их измерение.

        Единицы массы – грамм, тонна. Соотношение между килограммом и граммом (1 кг = 1000 г), между тонной и килограммом (1 т = 1000 кг), между тонной и центнером (1 т = 10 ц).

Арифметические действия (46 ч)

        Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел «столбиком».

        Сочетательное свойство умножения. Группировка множителей. Умножение суммы на число и числа на сумму. Умножение многозначного числа на однозначное и двузначное. Запись умножения «в столбик».

        Деление как действие, обратное умножению. Табличные случаи деления. Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Решение уравнений с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым. Кратное сравне-

ние чисел и величин.

        Невозможность деления на 0. Деление числа на 1 и на само себя.

        Деление суммы и разности на число. Приемы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное.

        Умножение и деление на 10, 100, 1000.

        Действия первой и второй ступеней. Порядок выполнения действий. Нахождение значения выражения в несколько действий со скобками и без скобок.

        Вычисления и проверка вычислений с помощью калькулятора.

        Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного.

        Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

Текстовые задачи (36 ч)

        Простые арифметические сюжетные задачи на умножение и деление, их решение. Использование графического моделирования при решении задач на умножение и деление. Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на умножение и деление с помощью уравнений.

        Составные задачи на все действия. Решение составных задач по «шагам» (действиям) и одним выражением.

        Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полными данными.

        Задачи с избыточными данными. Использование набора данных, приводящих к решению с минимальным числом действий. Выбор рационального пути решения.

Геометрические фигуры (10 ч)

        Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные и тупоугольные; разносторонние и равнобедренные. Равносторонний треугольник как частный случай равнобедренного. Высота треугольника.

        Задачи на разрезание и составление геометрических фигур.

        Знакомство с кубом и его изображением на плоскости. Развертка куба.

        Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге и с помощью чертежных инструментов.

Геометрические величины (14 ч)

        Единица длины – километр. Соотношение между километром и метром (1 км = 1000 м).

        Единица длины – миллиметр. Соотношение между метром и миллиметром (1 м = 1000 мм), дециметром и миллиметром (1 дм = 100 мм), сантиметром и миллиметром (1 см = 10 мм).

        Понятие о площади. Сравнение площадей фигур без их измерения.

        Измерение площадей с помощью произвольных мерок. Измерение площади с помощью палетки.

        Знакомство с общепринятыми единицами площади: квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром, квадратным километром, квадратным миллиметром. Другие единицы площади (ар или «сотка», гектар). Соотношение между еди-

ницами площади, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.

        Определение площади прямоугольника непосредственным измерением, измерением с помощью палетки и вычислением на основе измерения длины и ширины.

        Сравнение углов без измерения и с помощью измерения.

Работа с данными (20 ч)

        Таблица разрядов и классов. Использование «разрядной» таблицы для выполнения действий сложения и вычитания. Табличная форма краткой записи арифметической текстовой (сюжетной) задачи. Изображение данных с помощью столбчатых или полосчатых диаграмм. Использование диаграмм сравнения (столбчатых или полосчатых) для решения задач на кратное или разностное сравнение.

4 класс (136 ч)

Числа и величины (12 ч)

        Натуральные и дробные числа.

        Новая разрядная единица – миллион (1 000 000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.

        Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

        Постоянные и переменные величины.

        Составление числовых последовательностей по заданному правилу. Установление (выбор) правила, по которому составлена данная числовая последовательность.

        Величины и их измерение.

        Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим дециметром. Связь между литром и килограммом.

Арифметические действия (50 ч)

        Действия над числами и величинами.

        Алгоритм письменного умножения многозначных чисел «столбиком».

        Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.

        Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.

        Сложение и вычитание однородных величин.

        Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.

        Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.

        Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.

        Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.

        Деление величины на однородную величину как измерение.

        Прикидка результата деления с остатком.

        Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

        Элементы алгебры.

        Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных). Уравнение как равенство с переменной. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств истинных числовых равенств.

Текстовые задачи (26 ч)

        Арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы (производительность труда, время, объем всей работы), процесс изготовления товара (расход

на предмет, количество предметов, общий расход), расчета стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Решение задач разными способами.

        Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.

        Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.

        Задачи на нахождение доли целого и целого по его доли, части целого и целого по его части.

Геометрические фигуры (12 ч)

        Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько треугольников. Разбивка прямоугольника на два одинаковых треугольника.

        Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).

Геометрические величины (14 ч)

        Площадь прямоугольного треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.

        Нахождение площади треугольника с помощью разбивки его на два прямоугольных треугольника.

        Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.

        Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.

        Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объема.

Работа с данными (22 ч)

        Таблица как средство описания характеристик предметов, объектов, событий.

        Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности. Чтение круговых диаграмм с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12 равных долей. Выбор соответствующей диаграммы. Построение простейших круговых диаграмм.

        Алгоритм. Построчная запись алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схемы.

Тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Начала геометрии. (17 ч)

1

Здравствуй, школа!

1

2

Этот разноцветный мир

1

3

Одинаковые и разные по форме

1

4

Слева, справа, вверху, внизу

1

5

Над, под, левее, правее, между

1

6

Плоские геометрические фигуры

1

7

Прямые и кривые

1

8

Впереди и позади

1

9

Точки

1

10

Отрезки и дуги

1

11

Направления

1

12

Налево и направо

1

13

Вверх и вниз

1

14

Больше, меньше, одинаковые

1

15

Первый и последний

1

16

Следующий и предшествующий

1

17

Самостоятельная работа № 1

1

Числа 0, 1 и 2. (12 ч)

18

Один и несколько

1

19

Число и цифра 1

1

20

Пересекающиеся линии и точка пересечения

1

21

Один лишний

1

22

Один и ни одного

1

23

Число и цифра 0

1

24

Непересекающиеся линии

1

25

Пара предметов

1

26

Число и цифра 2

1

27

Больше, меньше, поровну

1

28

Знаки >, < или =

1

29

Самостоятельная работа № 2

1

Числа 3, 4 и 5 . (10 ч)

30

Число и цифра 3

1

31

Пересекающиеся и непересекающиеся. Замкнутые и незамкнутые линии

1

32

Ломаная линия. Замкнутая ломаная.

1

33

Внутри, вне и на границе

1

34

Замкнутая ломаная линия и многоугольник

1

35

Треугольники

1

36

Число и цифра 4

1

37

Раньше и позже. Части суток и времена года

1

38

Число и цифра 5

1

39

Самостоятельная работа № 3

1

Сложение. (15 ч)

40

Сложение и знак +

1

41

Слагаемые и сумма

1

42

Слагаемые и значение суммы

1

43

Выше и ниже

1

44

Прибавление числа 1

1

45

Число и цифра 6

1

46

Шире и уже

1

47

Прибавление числа 2

1

48

Число и цифра 7

1

49

Дальше и ближе

1

50

Прибавление числа 3

1

51

Число и цифра 8

1

52

Длиннее и короче

1

53

Прибавление числа 4

1

54

Число и цифра 9

1

Однозначные числа. (6 ч)

55

Однозначные числа. Самостоятельная работа № 4

1

56

Прибавление числа 5

1

57

Число 10 и один десяток

1

58

Контрольная работа № 1

1

59

Работа над ошибками. Счет до 10

1

60

Счет десятками

1

Вычитание. (10 ч)

61

Вычитание. Знак  « - »

1

62

Разность и ее значение

1

63

Уменьшаемое и вычитаемое

1

64

Сложение и вычитание

1

65

Старше и моложе

1

66

Вычитание числа 1

1

67

Вычитание предшествующего числа

1

68

Измеряй и сравнивай

1

69

Измерение длины отрезка. Сантиметр

1

70

Самостоятельная работа № 6 по теме «Вычитание»

1

Двузначные числа. (11 ч)

71

Десяток и единицы

1

72

Разряд единиц и разряд десятков

1

73

Сложение с числом 10

1

74

Разрядные слагаемые

1

75

Занимательное путешествие по «Таблице сложения»

1

76

Перестановка слагаемых

1

77

Сложение числа 1 с однозначными числами

1

78

Сложение числа 2 с однозначными числами

1

79

Сложение числа 3 с однозначными числами

1

80

Сложение числа 4 с однозначными числами

1

81

Самостоятельная работа № 7 по теме «Двузначные числа»

1

Задачи. (12 ч)

82

Задача. Условие и требование

1

83

Задача. Условие и требование

1

84

Задачи и загадки

1

85

Группировка слагаемых. Скобки

1

86

Прибавление числа к сумме

1

87

Продолжительность

1

88

Поразрядное сложение единиц

1

89

Задача. Нахождение и запись решения

1

90

Задача. Нахождение и запись решения

1

91

Задача. Вычисление и запись ответа

1

92

Задача. Вычисление и запись ответа

1

93

Самостоятельная работа по теме «Задачи»

1

Таблица сложения. (11 ч)

94

Прибавление суммы к числу

1

95

Прибавление по частям

1

96

Сложение числа 5 с однозначными числами

1

97

Прибавление суммы к сумме

1

98

Сложение числа 6 с однозначными числами

1

99

Сложение числа 7 с однозначными числами

1

100

Сложение числа 8 с однозначными числами

1

101

Сложение числа 9 с однозначными числами

1

102

«Таблица сложения однозначных чисел»

1

103

Многоугольники и четырехугольники

1

104

Самостоятельная работа № 9 по теме «Таблица сложения»

1

Вычитание. Разностное сравнение. (16 ч)

105

Вычитание однозначных чисел из 10

1

106

Вычитание числа из суммы.

1

107

Вычитание разрядного слагаемого

1

108

Поразрядное вычитание единиц

1

109

Больше на некоторое число

1

110

Меньше на некоторое число

1

111

Больше и меньше на некоторое число

1

112

На сколько больше? На сколько меньше?

1

113

Вычитание суммы из числа

1

114

Вычитание по частям

1

115

Вычитание по одному

116

Сантиметр и дециметр

1

117

Сложение и вычитание длин

1

118

Тяжелее и легче

1

119

Дороже и дешевле

1

120

Самостоятельная работа  по теме «Разностное сравнение»

1

Числа от 0 до 20. (11 ч)

121

Симметричные фигуры

1

122

От первого до двадцатого и наоборот

1

123

Числа от 0 до 20

1

124

Геометрические фигуры

1

125

Измерение длин

1

126

Задачи на сложение и вычитание

1

127

Итоговая контрольная работа

1

128

Работа над ошибками

1

129

Занимательное путешествие по «Таблице сложения»

1

130-132

Повторение. Закрепление.

1

2 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Повторение. (2 ч)

1

Таблица сложения однозначных чисел

1

2

Повторение геометрического материала

1

Круглые двузначные числа и действия над ними. (13 ч)

1

3

Счет десятками и «круглые» двузначные числа

1

4

Решение задач с «круглыми» двузначными числами

1

5

Числовые равенства и неравенства

1

6

Числовое выражение и его значение

1

7

Сложение «круглых» двузначных чисел

1

8

Вычитание «круглых» двузначных чисел

1

9

Десятки и единицы

1

10

Арифметические сюжетные задачи. Краткая запись задачи

1

11

Различные варианты записи задачи

1

12

Вводная контрольная работа по теме «Повторение»

1

13

Работа над ошибками. Килограмм.

1

14

Килограмм. Сколько килограммов?

1

15

Решение задач.

1

Двузначные и однозначные числа. (17 ч)

16

Прямая бесконечна

1

17

Сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами

1

18

Сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами

1

19

Самостоятельная работа по теме «Нумерация и сравнение двузначных чисел»

1

20

Работа над ошибками. Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного без перехода через разряд

1

21

Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд

1

22

Решение арифметических задач

1

23

Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд

1

24

Прямая и луч

1

25

Прибавление к «круглому» двузначному числу двузначного числа

1

26

Вычитание «круглого» двузначного числа из двузначного

1

27

Дополнение двузначного числа до «круглого» числа

1

28

Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел

1

29

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел»

1

30

Работа над ошибками. Сложение двузначного числа и однозначного

 с переходом через разряд

1

31

Вычитание однозначного числа из «круглого»

1

32

Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд

1

Геометрические фигуры (4 ч)

33

Угол.

1

34

Угол. Прямой, острый и тупой углы

1

35

Последовательность чисел

1

36

Углы многоугольника.

1

Двузначные числа и действия над ними. (12 ч)

37

Разностное сравнение чисел

1

38

Задачи на разностное сравнение

1

39

Двузначное число больше однозначного

1

40

Сравнение двузначных чисел

1

41

Поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд

1

42

Поразрядное сложение двузначных чисел с переходом через разряд

1

43

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел»

1

44

Работа над ошибками. Сложение и вычитание двузначных чисел

1

45

Десять десятков или сотня

1

46

Дециметр и метр

1

47

Килограмм и центнер

1

48

Сантиметр и метр

1

Действие умножение. (16 ч)

49

Сумма одинаковых слагаемых и произведение. Знак «×»

1

50

Произведение и множители

1

51

Значение произведения и умножение

1

52

Задачи, раскрывающие смысл действия умножения

1

53

Перестановка множителей

1

54

Умножение числа 0 и на число 0

1

55

Умножение числа 1 и на число 1

1

56

Длина ломаной линии

1

57

Умножение числа 1 на однозначные числа

1

58

Умножение числа 2 на однозначные числа

1

59

Контрольная работа по теме «Умножение»

1

60

 Работа над ошибками. Сумма сторон многоугольника.

1

61

Периметр прямоугольника

1

62

Умножение числа 3 на однозначные числа

1

63

Умножение числа 4 на однозначные числа

1

64

Умножение и сложение: порядок выполнения действий

1

Таблица умножения однозначных чисел. (11 ч)

65

Периметр квадрата

1

66

Умножение числа 5 на однозначные числа

1

67

Умножение числа 6 на однозначные числа

1

68

Умножение числа 7 на однозначные числа

1

69

Поупражняемся в вычислениях

1

70

Умножение числа 8 на однозначные числа

1

71

Умножение числа 9 на однозначные числа

1

72

 Таблица умножения однозначных чисел

1

73

Увеличение в несколько раз

1

74

Задачи на увеличение в несколько раз

1

75

Контрольная работа по теме «Таблица умножения»

1

Трехзначные числа. (10 ч)

76

Работа над ошибками. Счет десятками и «круглое» число десятков

1

77

Разряд сотен и названия «круглых» сотен

1

78

Сложение и вычитание «круглых» сотен

1

79

Трехзначное число как сумма разрядных слагаемых

1

80

Трехзначное число – сумма «круглых» сотен и двузначного или однозначного числа

1

81

Трехзначное число больше двузначного. Сравнение трехзначных чисел

1

82

Одно условие и несколько требований

1

83

Введение дополнительных требований

1

84

Запись решения задач по действиям

1

85

Запись решения задачи в виде числового выражения. Сам. работа по теме «Трехзначные числа»

1

Сложение и вычитание столбиком. (14 ч)

1

86

Запись сложения в строчку и столбиком

1

87

Способ сложения столбиком

1

88

Окружность и круг

1

89

Центр и радиус окружности

1

90

Радиус и диаметр окружности

1

91

Вычитание суммы из суммы

1

92

Поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд

1

93

Поразрядное вычитание чисел с переходом через разряд

1

94

Запись вычитания в строчку и столбиком

1

95

Способ вычитания столбиком

1

96

Сложение и вычитание трехзначных чисел столбиком

1

97

Умножение и вычитание: порядок выполнения действий

1

98

Вычитание с помощью калькулятора

1

99

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел»

1

Уравнение. (6 ч)

1

100

Работа над ошибками. Известное и неизвестное

1

101

Числовое равенство и уравнение

1

102

Как найти неизвестное слагаемое

1

103

Как найти неизвестное вычитаемое

1

104

Как найти неизвестное уменьшаемое

1

105

Решение уравнений. Сам. работа по теме «Уравнение»

1

Деление. (11 ч)

1

106

Распределение предметов поровну

107

Деление. Знак «:»

1

108

Частное и его значение

1

109

Делимое и делитель

1

110

Деление и вычитание

1

111

Деление и измерение

1

112

Деление пополам и половина

1

113

Деление на несколько равных частей и доля

1

114

Уменьшение в несколько раз

1

115

Действия первой и второй ступеней

1

116

Сам. работа по теме «Деление»

1

Время. (11 ч)

117

Солнечные и песочные часы. Полдень и полночь

1

118

Циферблат и римские цифры

1

119

Час и минута. Учимся узнавать время

1

120

Откладываем равные отрезки. Числа на числовом луче

1

121

Натуральный ряд чисел

1

122

Час и сутки

1

123

Сутки и неделя

1

124

Сутки и месяц

1

125

Месяц и год. Календарь

1

126

Год и век. Учимся пользоваться календарем

1

127

Итоговая контрольная работа

1

Обратная задача. (9 ч)

128

Работа над ошибками. Данные и искомые

1

129

Обратная задача

1

130

Обратная задача и проверка решения данной задачи

1

131

Запись решения задачи в виде уравнения

1

132

Геометрические построения с помощью циркуля и линейки

1

133

Решение задач с проверкой

1

134

Сам. работа по теме «Обратные задачи»

1

135-136

Время – дата и время – продолжительность

2

3 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Повторение (3 ч)

1

Начнем с повторения

1

2

Начнем с повторения

1

3

Начнем с повторения

1

Умножение и деление (8 ч)

4

Умножение и деление

1

5

Табличные случаи деления

1

6

Учимся решать задачи

1

7

Плоские поверхности и плоскость

1

8

Изображения на плоскости

1

9

Куб и его изображение

1

10

Входная контрольная работа

1

11

Работа над ошибками.

Поупражняемся в изображении куба

1

Класс тысяч (10 ч)

12

Счет сотнями и «круглое» число сотен

1

13

Десять сотен, или тысяча

1

14

Разряд единиц тысяч

1

15

Название четырехзначных чисел

1

16

Разряд десятков тысяч

1

17

Разряд сотен тысяч

1

18

Класс единиц и класс тысяч

1

19

Таблица разрядов и классов

1

20

Поразрядное сравнение многозначных чисел

1

21

Поупражняемся в вычислениях и сравнении чисел

1

Сложение и вычитание столбиком (11 ч)

22

Метр и километр

1

23

Килограмм и грамм

1

24

Килограмм и тонна

1

25

Центнер и тонна

1

26

Поупражняемся в вычислении и сравнении величин

1

27

Контрольная работа за 1 четверть

1

28

Работа над ошибками. Таблица и краткая запись задачи

1

29

Алгоритм сложения столбиком

1

30

Алгоритм вычитания столбиком

1

31

Составные задачи на сложение и вычитание

1

32

Поупражняемся в вычислениях столбиком

1

Свойства умножения (11 ч)

33

Умножение «круглого» числа на однозначное

1

34

Умножение суммы на число

1

35

Умножение многозначного числа на однозначное

1

36

Запись умножения в строчку и столбиком

1

37

Вычисления с помощью калькулятора

1

38

Сочетательное свойство умножения

1

39

Группировка множителей

1

40

Умножение числа на произведение

1

41

Поупражняемся в вычислениях

1

42

Контрольная работа по теме: «Умножение многозначного числа на однозначное.»

1

43

Работа над ошибками.

1

Задачи на кратное сравнение (11 ч)

44

Кратное сравнение чисел и величин

1

45

Задачи на кратное сравнение

1

46

Задачи на кратное сравнение

1

47

Поупражняемся в сравнении чисел и величин

1

48

Сантиметр и миллиметр

1

49

Миллиметр и дециметр

1

50

Миллиметр и метр

1

51

Поупражняемся в измерении и вычислении длин

1

52

Изображение чисел на числовом луче

1

53

Изображение данных с помощью диаграмм

1

54

Работа над ошибками. Решение задач.  

1

Исследование треугольников ( 10 ч)

55

Углы. Сравнение и измерение углов

1

56

Измерение угла в градусах и транспортиром

1

57

Прямоугольный треугольник

1

58

Тупоугольный и остроугольный треугольники

1

59

Контрольная работа за 1 полугодие

1

60

Равнобедренный и равносторонний треугольники

1

61

Поупражняемся в построении углов и треугольников

1

62

Составные задачи на все действия

1

63

Натуральный ряд чисел и числовые последовательности

1

64

Работа с данными

1

Умножение на двузначное число (10 ч)

65

Умножение на однозначное число столбиком

1

66

Умножение на число 10

1

67

Умножение на «круглое» двузначное число.

1

68

Умножение числа на сумму

1

69

Умножение на двузначное число

1

70

Запись умножения на двузначное число столбиком

1

71

Поупражняемся в умножении столбиком

1

72

Поупражняемся в умножении столбиком

1

73

Контрольная работа по теме: «Умножение многозначных чисел»

1

74

Работа над ошибками. Поупражняемся в умножении столбиком

1

Свойства деления (12 ч)

75

Как найти неизвестный множитель

1

76

Как найти неизвестный делитель

1

77

Как найти неизвестное делимое

1

78

Учимся решать задачи с помощью уравнений

1

79

Деление на число 1. Деление числа на само себя

1

80

Деление числа 0 на натуральное число. Делить на 0 нельзя!

1

81

Деление суммы на число

1

82

Деление разности на число

1

83

Поупражняемся в использовании свойств деления

1

84

Поупражняемся в использовании свойств деления

1

85

Контрольная работа по теме: «Деление многозначных чисел»

1

86

Работа над ошибками. Поупражняемся в использовании свойств деления

1

Измерение и вычисление площади (22 ч)

87

Какая площадь больше?

1

88

Квадратный сантиметр

1

89

Измерение площади многоугольника

1

90

Измерение площади с помощью палетки

1

91

Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное

1

92

Умножение на число 100

1

93

Квадратный дециметр и квадратный сантиметр

1

94

Квадратный метр и квадратный дециметр

1

95

Квадратный метр и квадратный сантиметр

1

96

Задачи с недостающими данными

1

97

Как получить недостающие данные

1

98

Контрольная работа  за 3 четверть

1

99

Работа над ошибками. Умножение на число 1000

1

100

Квадратный километр и квадратный метр

1

101

Квадратный миллиметр и квадратный сантиметр

1

102

Квадратный миллиметр и квадратный дециметр

1

103

Квадратный миллиметр и квадратный метр

1

104

Поупражняемся в использовании единиц площади

1

105

Вычисление площади прямоугольника

1

106

Поупражняемся в вычислении площадей

1

107

Самостоятельная работа по теме: «Единицы площади. Площадь прямоугольника»

1

108

Работа над ошибками. Поупражняемся в вычислении площадей

1

Решение задач (4 ч)

109

Задачи с избыточными данными

1

110

Выбор рационального пути решения

1

111

Разные задачи

1

112

Учимся формулировать и решать задачи

1

Деление (20 ч)

113

Увеличение и уменьшение в одно и то же число раз

1

114

Деление «круглых» десятков на число 10

1

115

Деление «круглых» сотен на число 100

1

116

Деление «круглых» тысяч на число 1000

1

117

Устное деление двузначного числа на однозначное

1

118

Устное деление двузначного числа на однозначное

1

119

Устное деление двузначного числа на двузначное

1

120

Устное деление двузначного числа на двузначное

1

121

Итоговая контрольная работа за год

1

122

Работа над ошибками. Поупражняемся в устном выполнении деления

1

123

Построение симметричных фигур

1

124

Составление и разрезание фигур

1

125

Равносоставленные и равновеликие фигуры

1

126

Высота треугольника

1

127

Считаем до 1000000 (повторение)

1

128

Действия первой ступени и второй ступени (повторение)

1

129

Измеряем. Вычисляем. Сравниваем (повторение)

1

130

Геометрия на бумаге в клетку

1

131

Как мы научились формулировать и решать задачи

1

132

Числовые последовательности

1

133-134

Работа с данными

2

135-136

Резервные часы

2

4 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Повторение. (3 ч)

1-3

Повторение изученного в 3 классе

3

Действия над числами. (5 ч)

4

Когда известен результат разностного сравнения

1

5

Когда известен результат кратного сравнения

1

6

Учимся решать задачи

1

7

Алгоритм умножения столбиком

1

8

Поупражняемся в вычислениях столбиком

1

Нумерация и сравнение чисел. (6 ч)

9

Тысяча тысяч, или миллион

1

10

Разряд единиц миллионов и класс миллионов

1

11

Когда трех классов для записи числа недостаточно

1

12

Входная контрольная работа

1

13

Работа над ошибками. Повторение пройденного по теме «Нумерация многозначных чисел»

1

14

Повторение пройденного по теме «Нумерация многозначных чисел»

1

Величины и их измерение. (10 ч)

15

Может ли величина изменяться?

1

16

Всегда ли математическое выражение является числовым?

1

17

Всегда ли математическое выражение является числовым?

1

18

Зависимость между величинами

1

19

Зависимость между величинами

1

20

Поупражняемся в нахождении значений зависимой величины

1

21

Стоимость единицы товара, или цена

1

22

Стоимость единицы товара, или цена

1

23

Когда цена постоянна

1

24

Учимся решать задачи

1

Действия над числами. Деление. (16 ч)

25

Деление на целое и деление с остатком

1

26

Неполное частное и остаток

1

27

Остаток и делитель

1

28

Когда остаток равен 0

1

29

Когда делимое меньше делителя

1

30

Когда делимое меньше делителя

1

31

Деление с остатком и вычитание

1

32

Какой остаток может получиться при делении на 2?

1

33

Какой остаток может получиться при делении на 2?

1

34

Контрольная работа по теме «Деление с остатком. Зависимость между величинами»

1

35

Работа над ошибками. Какой остаток может получиться при делении на 2?

1

36

Повторение пройденного по теме «Деление с остатком»

1

37

Запись деления с остатком столбиком

1

38

Способ поразрядного нахождения результата деления

1

39

Поупражняемся в делении столбиком

1

40

Вычисления с помощью калькулятора

1

Величины и их измерение. (19 ч)

41

Час, минута и секунда

1

42

Кто или что движется быстрее?

1

43

Длина пути в единицу времени, или скорость

1

44

Длина пути в единицу времени, или скорость

1

45

Учимся решать задачи

1

46

Какой сосуд вмещает больше?

1

47

Литр. Сколько литров?

1

48

Вместимость и объем

1

49

Кубический сантиметр и измерение объема

1

50

Кубический дециметр и кубический сантиметр

1

51

Кубический дециметр и литр

1

52

Литр и килограмм

1

53

Разные задачи: арифметические и комбинаторные

1

54

Поупражняемся в измерении объема

1

55

Кто выполнил бoльшую работу

1

56

Производительность – это скорость выполнения работы

1

57

Производительность – это скорость выполнения работы

1

58

Контрольная работа по теме «Решение задач. Величины и их измерение»

1

59

Работа над ошибками. Учимся решать задачи

1

Геометрические фигуры. (7 ч)

60

Отрезки,  соединяющие вершины многоугольника

1

61

Разбиение многоугольника на треугольники

1

62

Площадь прямоугольного треугольника

1

63

Вычисление площади треугольника

1

64

Поупражняемся в вычислении площади

1

65-66

Резервные уроки

2

Действия над числами. Деление. (10 ч)

1

67-69

Деление на однозначное число столбиком

3

70

Число цифр в записи неполного частного

1

71-72

Деление на двузначное число столбиком

2

73

Алгоритм деления столбиком

1

74

Сокращенная форма записи деления столбиком

1

75

Проверочная работа по теме «Деление столбиком»

1

76

Работа над ошибками. Поупражняемся в делении столбиком

1

Действия над числами. Величины и их измерение. (9 ч)

77

Сложение и вычитание величин

1

78

Умножение величины на число и числа на величину

1

79

Деление величины на число

1

80

Нахождение доли от величины и величины по ее доле

1

81-82

Нахождение части от величины

2

83

Деление величины на величину

1

84

Контрольная работа по теме «Действия с величинами. Решение задач

с величинами»

1

85

Работа над ошибками. Поупражняемся в действиях над величинами

1

Решение задач. ( 22 ч)

86

Когда время движения одинаковое

1

87

Когда длина пройденного пути одинаковая

1

88

Движение в одном и том же направлении

1

89

Движение в противоположных направлениях

1

90

Учимся решать задачи на движение

1

91

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач»

1

92

Когда время работы одинаковое

1

93

Когда объем выполненной работы одинаков

1

94

Производительность при совместной работе

1

95

Время совместной работы

1

96

Учимся решать задачи и повторяем пройденное по теме «Письменные вычисления с многозначными числами»

1

97

Когда количество одинаковое

1

98

Когда стоимость одинаковая

1

99

Цена набора товаров

1

100

Контрольная работа по теме «Решение задач на движение, производительность труда, нахождение стоимости»

1

101

Работа над ошибками. Учимся решать задачи

1

102

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач»

1

103

Вычисления с помощью калькулятора

1

104

Как в математике применяют союз «и» и союз «или»

1

105

Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого. Не только одно, но и другое

1

106

Учимся решать логические задачи

1

107

Поупражняемся в вычислениях
и повторим пройденное по теме «Решение задач»

1

Геометрические фигуры. (6 ч)

108

Квадрат и куб

1

109

Круг и шар

1

110

Площадь и объем

1

111

Измерение площади с помощью палетки

1

112

Поупражняемся в нахождении площади и объема

1

113

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач»

1

Повторение. (23 ч)

114

Уравнение. Корень уравнения

1

115

Учимся решать задачи с помощью уравнений

1

116

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач»

1

117

Итоговая контрольная работа

1

118

Работа над ошибками

1

119

Разные задачи

1

120

Разные задачи

1

121

Натуральные числа и число 0

1

122

Алгоритмы вычисления столбиком

1

123

Действия с величинами

1

124

Действия с величинами

1

125

Как мы научились решать задачи на движение

1

226

Как мы научились решать задачи на производительность труда

1

127

Как мы научились решать задачи на нахождение цены, количества, стоимости

1

128

Геометрические фигуры и их свойства

1

129

Геометрические фигуры и их свойства

1

130

Буквенные выражения и уравнения

1

131

Буквенные выражения и уравнения

1

132

Вопросы для повторения

1

133

Обыкновенные дроби

1

134-135

Так учили и учились в старину

2

136

Резервный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке. 1-4 класс . ПНШ. 2017

Рабочая программа по музыке. 1-4 класс. ПНШ ( с учетом изменений ФГОС 2017)...

Рабочая программа по технологии. 1-4 класс. ПНШ. 2017

Рабочая программа по технологии. 1-4 класс. ПНШ. 2017 г....

Рабочая программа по математике для 2 класса на 2016 - 2017 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредмет...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Бисероплетение", 4 класс 2016-2017 учебный год

Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...

Рабочая программа по математике для 2 класса на 2016 -2017 учебный год

Программа для учителя начальных классов по математике по новым вгосам...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по русскому языку 2 класс  УМК Школа России...