Рабочая программа кружка "Логические задачи" 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Зайцева Варвара Ивановна

Рабочая программа кружка "Логические задачи" 4 класс составлена в соответствии ФГОС второго поколения. Расчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskie_zadachi_2015.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ  ШКОЛА»

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЗАРАЙСКИЙ РАЙОН,  д..ЕРНОВО, ул. ДАЧНАЯ, д. 87

                                                                                                                                                                                  Утверждаю:

Директор МБОУ Ерновская  основная  школа»

______________/Сорокин Л.Н./

«___»_______________2015г.

Рабочая программа

кружка « Логические задачи »

4класс

2015 – 2016 учебный год

  Составитель: Зайцева Варвара Ивановна

учитель начальных классов

                                                                                                                                         высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

 Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного  материала. Не случайно известный современный методист и математик Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.

    С этой целью   проводятся кружковые занятия, в ходе которых  решаются задачи, выходящие за рамки программы.  А задачи повышенной трудности, включенные в план, служат  для выявления наиболее  способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также  рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить.  Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.

Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

В своей практике работы со способными детьми и детьми, увлечёнными математикой я, конечно, использую возможности математического кружка. Эти занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время. При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и пожелания учащихся.

  

         Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

 Создание условий для развития интеллектуальной одаренности учащихся

Задачи:

 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

 Развивать творческое, критическое, абстрактно – логическое  мышление;

 углубить представления учащихся об использовании сведений из математики на практике;

 Развивать способность детей к самопознанию и самопониманию;

 развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

 формировать умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

 Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

 Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

 Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

 Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

 Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

 Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 35 занятий.

 Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

В результате прохождения программы у учащихся должны быть сформированы ключевые компетенции. Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

 усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

 помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

 формировать творческое мышление;

 способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

 

Общая характеристика учебного предмета.

  Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный кружок состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, используются ИКТ.

    Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

    На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

    На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. Используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

    Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

                                                                          Описание места учебного предмета.

Программа рассчитана на 34 часа в год – 1 раз в неделю

                                          Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

 Проговаривать последовательность действий.

 Учиться высказывать своѐ предположение (версию).

 Учиться работать по предложенному учителем плану.

 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические объекты.

 Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

 выделять существенные признаки предметов;

 сравнивать предметы по заданному свойству;

устанавливать общие признаки;

находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

 обобщать, делать несложные выводы;

 классифицировать явления, предметы;

 определять последовательность событий;

 судить о противоположных явлениях;

 давать определения тем или иным понятиям;

 выявлять функциональные отношения между понятиями;

 выявлять закономерности и проводить аналогии.

Содержание программы

Геометрический блок

Головоломки с палочками. Трансфигурация, преобразования одних  фигур в другие.
Разрезание фигур на равные части. Принцип зеркальности при разрезании квадратов.
Подсчет количества фигур.

Арифметический блок

Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9. Использование признаков делимости при решении задач.
Знакомство с римской нумерацией. Чтение и запись римских чисел, решение головоломок с римской нумерацией.
Нахождение суммы рядов чисел.
Числовые ребусы. Приемы решения числовых ребусов.
Задачи, в которых одни единицы счета выражаются через другие. 
Задачи на совместные действия. Совместная покупка. Совместная трапеза.
Задачи с дробями. Решение задач на основе составления схем. Задачи, решаемые с конца. Табличная форма записи. 
Задачи на движение. Решение задач, в которых необходимо учитывать длину движущегося объекта. 

Сюжетно – логический блок.

Задачи на планирование действий. Переправы. Составление алгоритма действий. Переливания. Запись решения с помощью таблицы. Взвешивания.
Сюжетные логические задачи, табличная форма записи решения. Задачи, включающие истинные и ложные высказывания.
Задачи, содержащие вопрос «Сколько надо взять?», т. е. какое наименьшее количество предметов нужно взять, чтобы эти предметы имели заданное свойство.

Комбинаторный блок.

Перестановки. Решение задач. Дерево возможности.

Календарно – тематическое планирование

п/п

 

       Наименование тем и разделов

 

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме)

Плановые сроки прохождения программы

Фактические сроки и коррекция

Геометрический блок

1

Головоломки с палочками.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

2

Трансфигурация, преобразования одних  фигур в другие.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

3

Разрезание фигур на равные части

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

4

 Принцип зеркальности при разрезании квадратов.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

5

Подсчет количества фигур.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

Арифметический  блок

10.10

10.10

6

Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9. Использование признаков делимости при решении задач.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

7

Знакомство с римской нумерацией. Чтение и запись римских чисел, решение головоломок с римской нумерацией.. 

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

8

Нахождение суммы рядов чисел.
Числовые ребусы. Приемы решения числовых ребусов.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

9

Задачи, в которых одни единицы счета выражаются через другие. 

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

10

Задачи на совместные действия. Совместная покупка. Совместная трапеза.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

11

Задачи с дробями.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

12

Решение задач на основе составления схем.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

13

Задачи, решаемые с конца.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

14

Табличная форма записи. 
Задачи на движение.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

15

Решение задач, в которых необходимо учитывать длину движущегося объекта.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

Сюжетно – логический  блок

16

Задачи на планирование действий.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

17

Переправы. Составление алгоритма действий.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

18

Переливания. Запись решения с помощью таблицы

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

19

Взвешивания.
Сюжетные логические задачи, табличная форма записи решения.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

20

Задачи, включающие истинные и ложные высказывания.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

21

Задачи, содержащие вопрос «Сколько надо взять?».

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

Комбинаторный   блок.

22

Перестановки

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

23

 Решение задач.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

24

Дерево возможности

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

25

Знакомство  с известными математиками

 С. Ковалевской,

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

26

Знакомство  с известными математиками

М. Ломоносовым,

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

27

Знакомство  с известными математиками

Н. Лобачевским.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

28

Знакомство  с известными математиками

К. Гауссом.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

29

Математические игры: «Судоку»

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

30

Японские кроссворды.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

31

Упражнения с игральным кубиком.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

32

Выигрышные стратегии. 

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

33

Математическая тропинка.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

34

Оригинальные задачи.

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.

 

  1. Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров. Забавная математика. С-Петербург: «Лань», 2006.
  2. Е.И. Игнатьев. Математическая смекалка. М.: «Омега», 2005.
  3. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка. М.: «Просвещение», 2007.
  4. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. М.: «Астрель», 2005.
  5. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Сборник задач и примеров по математике. М.: «Астрель», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...