Главные вкладки

    Статья" ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ"
    статья на тему

    Добролюбова Елена Викторовна

    в статье раскрываются технологии дифференцированного обучения на уроках математики

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekst_dobrolyubova.docx23.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ            

    НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

    Добролюбова Елена Викторовна

    "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №126", государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Екатеринбург, Россия

    Необходимым условием  реализации ФГОС является внедрение современных образовательных технологий.  Формировать  у обучающихся основных УУД  позволяют педагогические технологии, среди которых - технология дифференцированного обучения.

    Учебные возможности учащихся  различны по разным предметам.  Задача  педагога- внимательно следить за этими изменениями и вносить коррективы в организацию  процесса обучения. Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения особенно значима для коррекционной  педагогики, занимающейся обучением и воспитанием учащихся с нарушением слуха.

    Каждая типологическая группа требует адекватного стиля организации её учебной деятельности. В своей работе я использую следующую классификацию деления учащихся на группы.

    1 группа: учащиеся с высокими учебными возможностями. Они быстро усваивают новый материал, свободно выполняют задания, владеют навыками самостоятельной работы, могут проанализировать материал. Работают такие учащиеся в быстром темпе.

    2 группа: учащиеся со средними учебными возможностями. Они при соблюдении всех требований дидактики могут учиться нормально. Некоторые из них, обладая высокой обучаемостью, характеризуются низкой работоспособностью. Эти учащиеся нуждаются в том, чтобы их деятельность  направлялась педагогом. Учащиеся не всегда имеют нужные знания, которые бы служили опорой для усвоения новых знаний. Эти дети не отличаются высокой самостоятельностью в познавательной деятельности. Они медленнее, чем их одноклассники  из первой группы усваивают понятия и всю систему знаний.

    3 группа: учащиеся с низкими учебными возможностями. Они имеют низкий уровень обучаемости или работоспособности. Эти учащиеся слабо воспринимают материал, не владеют навыками обобщения и выделения главного. Учащиеся без помощи педагога не могут работать, не проявляют самостоятельности в учебной деятельности. Отличаются низким темпом работы.

    Распределяю  на группы  условно, учащихся в процессе учебной деятельности перевожу из одной группы в другую.

    Чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся, я осуществляю на отдельных этапах урока дифференцированное обучение. Если этого не делать, то сильные ученики теряют интерес к учению. Слабые, в свою очередь, не слушают объяснение, если материал излагается на уровне боле сложном, чем это доступно их пониманию.

    В школе слабослышащих составы классов очень разные, дети по своим умственным и физическим способностям сильно отличаются друг от друга. Поэтому  применение данной технологии  очень актуально.

    Цель дифференцированного обучения - это не облегчение содержания материала, а нахождение более простого, доступного пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели.

    Индивидуальный подход в учебном процессе означает  внимание к каждому ученику в условиях классно-урочной системы обучения и предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого учащегося.

    Эффективность усвоения не может быть достигнута, если не выявлена та же реальная действительность, которая свойственна различным учащимся.

    При анализе и оценке достижений учащихся в выполнении им разных типов заданий обязательно дополняю систематическими наблюдениями за его  повседневной работой, потому что только длительное изучение каждого ребенка может обеспечить объективную оценку его познавательных возможностей и безошибочное отнесение учащегося в ту или иную группу, а это поможет выбрать правильные методы работы на уроке.

    Применяю технологию дифференцированного подхода на различных этапах урока:

    1. При объяснении нового материала. 

    Работу организую следующим образом.  Сначала излагаю материал всем учащимся, затем учащимся первой группы предлагаю работать с другими источниками (учебником, таблицами, схемами), а с учащимися второй и третьей группы разбираю материал вторично, уточняя отдельные моменты. На этом этапе учащиеся второй и третьей групп, отвечая на мои вопросы, обобщают и систематизируют знания.  Учащиеся первой группы расширяют и углубляют знания, так как  для них обычная воспроизводящая деятельность малоэффективна.

    2. При закреплении материала.

    Формирование умений и навыков осуществляется через выполнение разных типов упражнений. Все упражнения даю с учетом постепенного усложнения типов заданий. Сначала даю упражнения по образцу, за ними - упражнения, рассчитанные на репродуктивную деятельность, далее- упражнения вариативного характера, затем- творческие задания. Сначала ученики выполняют упражнения парами, советуясь друг с другом. Затем даю всем одинаковые задания, но дифференциацию осуществляю за счет оказания помощи тем, кто нуждается (карточки с инструкциями, словесную помощь). Сильных учащихся не задерживаю на выполнении упражнений по образцу, им я даю творческие задания. Учащиеся послабее  сначала выполняют упражнения по образцу, затем  постепенно переходят  к другим типам упражнений. Такая организация работы обеспечивает мне возможность основательного закрепления знаний, выработке умений и навыков.

    3. При решении задач.

    Работу над задачей, которая может вызвать затруднения у учащихся, начинаю с фронтальной работы, а затем даю самостоятельные задания группам. Группа по составу изменяется в зависимости от усвоения материала.

    Например: задача читается и разбирается фронтально. Потом даю задания:

    3 группа

    2 группа

    1 группа

    Самостоятельно записать решение задачи по действиям и пересказать задачу

    Самостоятельно записать задачу кратко и решить задачу

    Самостоятельно записать задачу кратко, решить задачу и ответить на дополнительный вопрос (или изменить вопрос)

    Проверка проводится фронтально. Учащийся из третьей  группы рассказывает задачу, из второй группы записывает ее кратко на доске, а из первой группы записывает решение и отвечает на дополнительный вопрос.

    Благодаря дифференцированному обучению успешно формируются универсальные учебные действия каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Использование данной технологии дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся, а дифференцированные задания должны использоваться систематически, так как только в этом случае их внедрение будет давать положительные  результаты.

    Литература:

    1. Иванов М.Г. Дифференцированное обучение младших школьников// Начальная  школа. №11.1994;
    2. Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994;
    3. Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995;
    4. Кравченко Т.В. Технология уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении математике. «Математика в школе», № 1 (2007);
    5. Емелина А.В. Дифференцированный и индивидуализированный подход как основная  составляющая методической базы современного урока (на примере урока русского языка) «начальная школа», № 6 (2007);
    6. Петрова Т.В. Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек младшего школьного возраста. «Начальная школа», № 8 (2007).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация учебно-познавательной деятельности на урока математики на основе внедрения технологии дифференцированного обучения.

    ЧТО ТАКОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И КАК ПРИМЕНЯТЬ ЕГО В ОБУЧЕНИИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

    Использование технологии дифференцированного обучения на уроке математики в малокомплектной школе

    Урок математики в 1 классе по программе " Школа России" проведен во II полугодии...

    Использование технологии дифференцированного обучения в образовательной сфере на уроках математики в начальной школе

    Цель - рассмотрение дифференцированного подхода к проведению уроков математики...

    Технология ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ на уроках в начальной школе.

    Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным у...

    Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе.

    Доклад:Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе...

    Конспект урока математики 2 класс с применением технологии дифференцированного обучения.

    laquo;Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания в концентре 100»....