Рабочая программа курса по математике «Знайка» 3 класс (внеурочная деятельность)
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное автономное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №6»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ СОШ №6

___________Н.А.Веригина

Приказ №________от

«_____»___________2015г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УР

__________В.В.Рыхлова

«_____»________2015г.

«РАССМОТРЕННО»

Руководитель ШМО

___________Л.И.Иванова

Протокол  №______ от

«_____»__________2015г.

                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Знайка».

3 КЛАСС   НА 2015-2016 УЧ. Г.                                                                                              

                                                                                                                                 Автор-составитель:                                                                    

                                                                                                                                    Овсепян Лаура Сандриковна

                                                                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                                                                         II квалификационной категории                          

Троицк 2015-2016

                                                                                                                                   

                                                                                             «Знайка» 3 класс.

Пояснительная записка.

Цель: развивать математический образ мышления, создание условий для повышения мотивации к обучению математики,        стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • учить правильно, применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

                                                                          

Общая характеристика предмета.

       Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

   Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

   Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только обще учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы необходимо, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. В  третьем классе 34 часа (1 час в неделю). Программа третьего класса реализована в рамках «Во внеучебной деятельности» в соответствии с   образовательным планом. Она составлена на основе авторской программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам».

Ценностные ориентиры.

  • Развитие интереса к математике как науке физико-математического направления.
  • Успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
  • Помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в олимпиадах, международных играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок»;
  • знакомство с научно-популярной литературой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

                                                               

Планируемые  результаты освоения учащимися

программы  курса «Знайка»

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   в 3-м классе являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам». М.: Издательство РОСТ,2012.
  2. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  3. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  4. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
  5. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
  7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
  8. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  9. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  10. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
  11. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
  12. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
  13. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

Материально-техническое обеспечение программы

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • демонстрационные таблицы «Единицы времени», «Единицы длины», «Единицы массы», «Геометрические фигуры», «Таблица Пифагора», «Таблица умножения», «Периметр прямоугольника», «Площадь прямоугольника», «Скорость, время, расстояние»;
  • сигнальные карточки цветовые;
  • числовые веера;
  • перфокарты для устного счета в пределах 100, в пределах 20, с табличными случаями умножения и деления;
  • календарь демонстрационный;
  • часы демонстрационные;
  • линейка демонстрационная, угольник демонстрационный, циркуль демонстрационный;
  • демонстрационный набор «Доли»;
  • наборы линеек и угольников для учащихся;
  • индивидуальные маркерные доски;
  • шкафы для хранения счетного и демонстрационного материала;
  • справочники, энциклопедии.

Электронно-программное обеспечение:

  • DVD диски с дидактическими играми по математике;
  • презентации по математике.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор, DVD плееры, MP3 плееры;
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • музыкальный центр;
  • демонстрационный экран;
  • демонстрационная доска для работы маркерами;
  • магнитная доска;
  • цифровой фотоаппарат;
  • сканер, ксерокс и цветной принтер.

Календарно-тематическое планирование курса «Знайка»

3 класс (34 часа)

№п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Положительно относиться к школе и учебной деятельности.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Формирование представления о математике, как о точной науке

2

Как люди научились считать.

1

Учатся работать по предложенному  учителем плану.

Ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Знать алгоритм работы в группе. Уметь: находить лишний предмет в группе однородных; распределять внимание.

3

Интересные приемы устного счёта.

1

Уметь оценивать себя по критериям предложенным взрослым

Проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Знать: алгоритм работы в группе.

Уметь: делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий

4

Решение занимательных задач в стихах.

1

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Владеть способами самооценки выполнения действий

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Объяснять  значение слов и выражений.

5

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

Учатся учитывать мнение партнера, аргументированно критиковать допущенные ошибки.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Демонстрир. целенапр. и осмысленное наблюдение.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

6

Учимся отгадывать ребусы.

1

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи

Знать: алгоритм работы в группе.

Уметь: делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, решать ребусы и задачи, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий

7

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений. Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Знать: алгоритм решения простых и составных задач.

Уметь: делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова.

8

Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Знать: алгоритм решения простых и составных задач, алгоритм работы в группах. Уметь решать задачи на смекалку. Работа с алгоритмом

9

Решение ребусов и логических задач.

1

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюд.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Знать: алгоритм работы в группах, правила составления ребусов.

Уметь: составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.

10

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

 

Уметь: называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку. Решение практических задач.

11

Загадки - смекалки.

1

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Выделять закономерности, завершать схемы. Объяснять  значение слов и выражений. Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Знать: алгоритм работы в группах, правила составления ребусов.

Уметь: составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.

12

Игра «Знай свой разряд».

1

Объяснять  значение слов и выражений.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи

Знать: алгоритм работы в группах. Уметь: называть противоположные по смыслу слова; решать задачи.

13

Обратные задачи.

1

Называть предметы по описанию. Объяснять  значение слов и выражений.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.

Уметь находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,  решать задачи на логику.

14

Практикум «Подумай и реши».

1

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Объяснять  значение слов и выражений. Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру

Уметь: называть противоположные по смыслу слова; составлять и решать задачи, кроссворды, решать задачи на смекалку. Решение практических задач.

15

Задачи с изменением вопроса.

1

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы.

Решение практических задач.

Знать алгоритм работы в группе.

Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, решать задачи, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий.

16

 «Газета любознатель-ных».

1

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Оценивают уровень владения тем или иным учебным действием. Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Знать: правила составления ребусов.

Уметь: отгадывать и составлять ребусы,  по значениям разных признаков; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,  решать задачи на логику.

17

Решение нестандартных задач.

1

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Выявляют известное и неизвестное при решении учебной задачи.

Знать: алгоритм решения простых и составных задач, решение задач повышенной сложности.

18

Решение олимпиадных задач.

1

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Выявляют известное и неизвестное при решении учебной задачи.

Знать: алгоритм решения простых и составных задач. Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, решать задачи, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий.

19

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Знать: алгоритм работы в группах, алгоритм решения простых и составных задач. Уметь решать задачи на смекалку. Решение заданий повышенной трудности

20

Школьная олимпиада

1

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Выявляют известное и неизвестное при решении учебной задачи.

Знать: алгоритм работы в группах, алгоритм решения простых и составных задач. Уметь решать задачи на смекалку.

21

Игра «Работа над ошибками»

1

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Решение практических задач. Знать: алгоритм работы в группах, алгоритм решения простых и составных задач.

22

Математические горки.

1

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Объяснять  значение слов и выражений. Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Уметь: называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку. Решение задач на преобразование неравенств

23

Наглядная алгебра.

1

Называть предметы по описанию.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.

Уметь: точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами.

24

Решение логических задач.

1

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Знать: алгоритм работы в группах, алгоритм решения простых и составных задач. Уметь решать задачи на смекалку.

25

Игра «У кого какая цифра»

1

Называть предметы по описанию.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы.

Уметь: точно выполнять действия под диктовку, решать задачи, решать и составлять ребусы.

26

Знакомьтесь: Архимед!

1

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Назыв. предметы по описанию. Объяснять  значение слов и выражений.

Уметь: называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.

27

Задачи с многовариантными решениями.

1

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Учатся работать по предложенному  учителем плану.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Уметь: точно выполнять действия под диктовку. Решать практические задачи.

28

Знакомьтесь: Пифагор!

1

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Назыв. предметы по описанию. Объяснять  значение слов и выражений.

Уметь: называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.

29

Задачи с многовариантными решениями.

1

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Учатся работать по предложенному  учителем плану.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Уметь: точно выполнять действия под диктовку. Решать практические задачи.

30

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Назыв. предметы по описанию. Объяснять  значение слов и выражений.

Уметь: называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.

31

Задачи с многовариантными решениями.

1

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Учатся работать по предложенному  учителем плану.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Уметь: точно выполнять действия под диктовку. Решать практические задачи.

32

Математический КВН

1

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюд. Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Знать: алгоритм работы в группах, правила составления ребусов. Уметь: составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку.

33

Круглый стол «Подведем итоги»

1

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Уметь: называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку. Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе.

34

Круглый стол «Подведем итоги»

1

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

 

Уметь: называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку. Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе.

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2-го класса (внеурочная деятельность)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Английский школьникам. Тренажер по чтению. Буквы и звуки / Е.В.Русинова. – Москва: Восток-Запад, 2007. – 96 с.: ил.Выбор данной программы обус...

Рабочая программа по вокалу. 1 класс. Внеурочная деятельность

Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ&raqu...

Рабочая программа по вокалу. 2 класс. Внеурочная деятельность

Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ&raqu...

Рабочая программа по вокалу. 3 класс. Внеурочная деятельность

Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ&raqu...

Занимательная математика 1 класс внеурочная деятельность

Занимательная математика 1 класс внеурочная деятельность...

Рабочая программа курса "Занимательная математика" 2 класс внеурочная деятельность

Рабочая программа курса "Занимательная математика" 2 класс внеурочная деятельность...

Рабочая программа курса "Занимательная математика" 3 класс внеурочная деятельность

Рабочая программа курса "Занимательная математика" 3 класс внеурочная деятельность...