рабочая программа математика 3 класс планета знаний
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Математика" 3 класс ФГОС "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_matematika_3_fgos.doc | 102.5 КБ |
ktp_matematika3.doc | 313 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы М. И. Башмакова, М. Г. Нефедовой «Математика» (УМК «Планета Знаний»), учебного плана МОУ Гридинской основной общеобразовательной школы на 2014/2015 учебный год.
Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».
Целью программы является создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр.
Курс «Математика» направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Учебные цели:
1) формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
2) формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
3) формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).
Развивающие цели:
1) развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;
2) развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
3) формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Общеучебные цели:
1) знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
2) формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
3) формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
4) формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Средствами предмета «Математика» прививаются коммуникативные навыки при работе в парах и группах (проектная деятельность); осуществляется сотрудничество при выполнении заданий; формируются также навыки контроля и самоконтроля: пошаговый и итоговый контроль с использованием разнообразных приемов; учащиеся учатся моделировать условия задач, планировать собственную вычислительную деятельность, решение задачи, участвуют в проектной деятельности; выявляют зависимости между величинами, устанавливают аналогии и использую наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; учатся ориентироваться в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием временных и денежных затрат.
Организация работы в паре и работа над коллективными проектами нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение.
Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками.
Сквозные линии заданий по математике направлены на системное обучение моделированию условий текстовых задач и усвоение общих способов решения задач; установление аналогий и обобщенных способов действий при организации вычислений, решении текстовых задач, нахождении неизвестных компонентов арифметических действий, а также на формирование умения выполнять вычисления и решать задачи разными способами и выбирать наиболее эффективный способ вычислений.
Задания по математике способствуют формированию способностей к выделению существенных и несущественных признаков объектов, сравнению объектов, их классификации.
Включение учащихся в работу над проектами создает благоприятную среду для формирования познавательных действий. Любой ученик имеет возможность для выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями. Предоставление права выбора дается и в дифференцированных и в творческих заданиях, что способствует созданию мотива деятельности и выхода детей в собственную деятельность.
Развитие логических действий и операций, а также подготовку к математическим олимпиадам и конкурсам проводятся на основе материалов «Играем с Кенгуру».
Данный курс носит интегрированный характер.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Математика» в третьем классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Тематическое планирование
четверть | Темы разделов рабочей программы | Количество часов |
1 | Сложение и вычитание (10 часов) Умножение и деление (11 часов) Числа и фигуры (11 часов) Резерв (1 час) | 33 ч. |
2 | Математические законы (18 часов) Числа и величины (10 часов) | 28 ч. |
3 | Значение выражений (7 часов) Складываем с переходом через разряд (7 часов) Математика на клетчатой бумаге(7 часов) Вычитаем числа (9 часов) Умножаем на однозначное число (8 часов) | 40 ч. |
4 | Делим на однозначное число (15 часов) Делим на части (7 часов) Повторение (8 часов) Резерв (5 часов) | 35 ч. |
итого | 136 |
Содержание программы (136 ч.)
Числа и величины (15 ч.)
Названия, запись, последовательность чисел до 10 ООО. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни), разрядный состав трехзначных чисел. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Масса, единицы массы (тонна, грамм). Метрические соотношения между изученными единицами массы.
Время, единицы времени (секунда, сутки, неделя, месяц, год). Метрические соотношения между изученными единицами времени. Скорость, единицы скорости.
Арифметические действия (50 ч.)
Распределительный закон. Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 10 ООО.
Письменное умножение на однозначное число в пределах 10 000. Деление с остатком. Письменное деление на однозначное число в пределах 1000.
Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Рациональные приемы вычислений (вычитание числа из суммы и суммы из числа, умножение и деление суммы на число).
Приемы контроля и самопроверки результата вычислений (определение последней цифры результата сложения, вычитания, умножения; определение первой цифры результата деления и числа цифр в ответе).
Текстовые задачи (46 ч.)
Моделирование условия текстовой задачи. Решение задач разными способами.
Решение текстовых задач: кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены и стоимости; определение доли числа и числа по доле.
Геометрические фигуры и величины (15 ч.)
Круг и окружность (радиус, диаметр). Построение окружности с помощью циркуля. Единицы длины (дециметр). Метрические соотношения между изученными единицами длины.
Работа с данными (10 ч.)
Чтение, заполнение таблиц, интерпретация данных таблицы. Работа с таблицами (планирование маршрута). Знакомство с диаграммами (столбчатая диаграмма, круговая диаграмма).
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты освоения программы по математике.
У третьеклассников будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к изучению математики;
• ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
• умение признавать собственные ошибки.
У третьеклассников могут быть сформированы:
• способность оценивать трудность предлагаемого задания;
• адекватная самооценка;
• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
• восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
• устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
Метапредметные результаты освоения программы по математике включают регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
• удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
• учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
• использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
• вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
• сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
• планировать собственную познавательную деятельность с учетом поставленной цели (под руководством учителя);
• использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приемы приближенных вычислений, оценка результата).
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
• выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
• моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
• сопоставлять разные способы решения задач;
• устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
• осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
• конструировать геометрические фигуры из заданных частей;
• понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
• находить нужную информацию в учебнике.
Учащиеся получат возможность научиться:
• сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям, достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
• использовать обобщенные способы решения текстовых задач;
• моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;
• решать задачи разными способами;
• устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приемы вычислений, способы решения задач;
• проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
• выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
• находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
• планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
• планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
• выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
• сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очередность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи);
• задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
• учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение; объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
• выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
• задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
Предметные результаты освоения программы по математике
Третьеклассники научатся:
• читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10 ООО;
• представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
• устно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 ООО;
• устно выполнять умножение и деление на однозначное число в случаях, легко сводимых к табличным;
• выполнять умножение и деление на однозначное число, используя правило умножения и деления суммы на число;
• письменно выполнять умножение на однозначное число в пределах 10 ООО; деление на однозначное число в пределах 10ОО;
• выполнять деление с остатком в пределах 100;
• выполнять умножение и деление на 10,100,1000;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия со скобками;
• решать текстовые задачи в 2 действия;
• правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век);
• сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в различных единицах измерения;
• называть и различать компоненты арифметических действий;
• восстанавливать пропущенные числа в равенствах;
• находить неизвестные числа в равенствах на основе знания взаимосвязи компонентов действий;
• формулировать вопрос задачи в соответствии с условием;
• дополнять краткую запись условия числовыми данными;
• записывать решение задачи разными способами;
• вычислять площадь и периметр прямоугольника (квадрата);
• определять объем геометрических фигур в единичных кубиках;
• различать простые виды многоугольников, знать их названия и свойства;
• различать виды углов, чертить прямой угол с помощью угольника;
• различать виды треугольников (прямоугольные, остроугольные и тупоугольные);
• различать круг и окружность, чертить окружность с помощью циркуля.
Третьеклассники получат возможность научиться:
• определять признаки делимости на 3, 4, 6, 9;
• называть единицы массы (тонна, миллиграмм), объема (кубический метр, кубический сантиметр, кубический километр);
• находить долю числа и число по доле;
• выполнять умножение и деление круглых чисел:
• оценивать приближенно результаты арифметических действий;
• вычислять значение числового выражения в 3-4 действия рациональным способом;
• решать текстовые задачи в 3-4 действия.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предполагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечества.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Критерии оценивания
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
5) использование критериальной системы оценивания;
6) оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Текущий контроль усвоения материала по математике осуществляется в различных формах: математический диктант, самостоятельная работа, тестирование, по результатам которых делается вывод об уровне понимания изучаемого материала и уровне приобретенных умений и навыков.
Текущий контроль является одним из этапов урока и проводится по необходимости для проверки усвоения материала по теме урока либо по комплексу уроков.
Для текущего контроля в учебниках предусмотрены разделы «Проверяем, чему мы научились», «Математический тренажер», которые включают в себя набор заданий для самостоятельной работы учащихся, по результатам которых оценивается уровень овладения системой опорных знаний по теме. В данных разделах предусмотрены задания для применения теоретических знаний, практических умений. В рабочих тетрадях предусмотрены страницы «Самостоятельная работа», «Контрольная работа», «Математический тренажер». Задания для самостоятельных работ в рабочей тетради дифференцированы по уровням сложности и обычно представлены в 4 вариантах.
Для проведения тематического контроля учитель подбирает содержание проверочной работы самостоятельно по системе «1 задание - 1 навык (умение)». Задания соответствуют темам, изученным в данном крупном разделе, и проверяют уровень усвоения опорных знаний, умений и навыков по разделу. Тематический контроль может быть осуществлен в разных формах как по отдельности, так и в комплексе. Например, последовательно тестирование (для проверки теоретических знаний и умений), проверочный устный счет (для проверки устных вычислительных навыков разделу), затем письменная проверочная работа (для выявления умения применять полученные знания при самостоятельном решении учебных задач).
Для отслеживания уровня освоения универсальных учебных действий и метапредметных умений можно использовать проектную деятельность, для которой используются специально предназначенные страницы учебника, а также страницы с занимательными заданиями «Разворот истории», «Проекты».
Уровень личностных достижений отслеживается через портфолио учащегося (папка достижений), туда же помещаются заполненные листы требований, материалы проектной деятельности, результаты предметных олимпиад, викторин и конкурсов, работы учащихся, которые позволяют оценить уровень индивидуальных предметных и надпредметных достижений учащихся в комплексе.
Итоговый контроль проводится в виде письменной работы по результатам четверти, учебного года. Для проведения итогового контроля используются письменные контрольные работы в стандартной форме либо в форме тестирования.
Проверочная работа - вид письменной работы, предназначенной для текущего контроля по конкретной теме.
Контрольная работа дается после изучения большой темы (для выявления уровня сформированности вычислительных навыков) либо в конце четверти для подведения итогов учебного периода.
Критерии оценки самостоятельных письменных работ учащихся по математике
Вид работы | «5» (отлично) | «4» (хорошо) | «3» (удовлетворительно) | «2» (неудовлетворительно) | ||
Комбинированная письменная контрольная работа | Выполнение работы без ошибок, допускаются аккуратные исправления (не в результатах вычислений) | 1-2 ошибки в вычислениях | 3-5 ошибок в вычислениях либо неверный ход решения задачи | Более 5 ошибок в вычислениях либо неверный ход решения задачи и 1 ошибка в вычислениях | ||
Проверочная работа, состоящая из заданий одного вида | Выполнение работы без ошибок, допускаются аккуратные исправления (не в результатах вычислений) | Верное решение не менее 80 процентов заданий | Верное решение не менее 60 процентов заданий | Верное решение менее 60 процентов заданий | ||
Тестирование | Выполнение работы без ошибок | Верное решение не менее 80 процентов заданий | Верное решение не менее 60 процентов заданий | Верное решение менее 60 процентов заданий | ||
Тестирование с разноуровневыми заданиями | Выполнение всех заданий без ошибок | Верное выполнение заданий минимального и программного уровня | Верное выполнение заданий минимального уровня | 1 и более ошибок в заданиях минимального уровня |
Контрольные и проверочные работы
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год 8 7 | |
Контрольные работы (8) | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Проверочные работы (7) | 1 | 1 | 3 | 2 |
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Математика, 3 класс. Учебник. В 2 ч. / Башмаков М. И., Нефедова М. Г. - М.: ACT, Астрель, 2013.
2. Математика, 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2 / Башмаков М. И., Нефедова М. Г. -М: ACT, Астрель, 2013.
3. Контрольные и диагностические работы к учебнику МИ. Башмакова, М.Г. Нефёдовой «Математика». 3 класс / Нефедова М.Г. - М.: ACT, Астрель, 2013.
Учебно-методическая литература:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект (Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир). - М.: ACT, Астрель, 2012.
2. Начальная школа УМК «Планета знаний». 3 класс. - М.: ACT: Астрель, 2012.
3. Обучение в 3 классе по учебнику «Математика» М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой. Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки / Башмаков М.И., Нефедова М.Г. - М.: ACT, Астрель, 2012.
4. Уроки математики с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова, Ю.М. Багдасарова [и др.]. -М.: Планета, 2011. - (Современная школа).
5. Математика. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост.: Л.Н. Коваленко. -М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
6. Математика. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: Л.Н. Коваленко.. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
7. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / СП. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
8. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - (Современная шКола).
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое сопровождение (оборудование):
• демонстрационные таблицы «Единицы времени», «Единицы длины», «Единицы массы», «Геометрические фигуры», «Таблица Пифагора», «Таблица умножения», «Периметр прямоугольника», «Площадь прямоугольника», «Скорость, время, расстояние»;
• сигнальные карточки цветовые;
• числовые веера;
• перфокарты для устного счета в пределах 100, в пределах 20, с табличными случаями умножения и деления;
• календарь демонстрационный;
• часы демонстрационные;
• линейка демонстрационная, угольник демонстрационный, циркуль демонстрационный;
• демонстрационный набор «Доли»;
• наборы линеек и угольников для учащихся;
• шкафы для хранения счетного и демонстрационного материала;
• справочники, энциклопедии.
Электронно-программное обеспечение:
• специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
• DVD диски с дидактическими играми по математике;
• презентации по математике.
Технические средства обучения:
• мультимедийный проектор, DVD плееры, МРЗ плееры;
• компьютер с учебным программным обеспечением;
• музыкальный центр;
• демонстрационный экран;
• демонстрационная доска для работы маркерами;
• магнитная доска;
• цифровой фотоаппарат;
• сканер, ксерокс и цветной принтер.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование.
1 четверть (36 часов)
Числа от 0 до 1000.
Сложение и вычитание (10 часов)
№ урока | Тема | Кол часов | Дата | Элементы содержания | Характеристика учебной деятельности (УУД) | ||
1 | Считаем до тысячи. Трёхзначные числа. | 1 | Трёхзначные числа Повторение: принцип построения числового ряда. Знакомство с названиями чисел в пределах 1000 и их последовательностью | Осваивать десятичный принцип построения числового ряда, использовать его при устных вычислениях. Читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа. | |||
2 | Разрядные слагаемые. | 1 | Разрядные слагаемые Повторение: разрядный состав чисел. Формирование представлений о разрядном строении трёхзначных чисел. Чтение, запись, сравнение трёхзначных чисел. Формирование умения выполнять сложение чисел с опорой на их разрядный состав | Раскладывать трёхзначные числа на разрядные слагаемые. Складывать и вычитать круглые числа с опорой на знание разрядного состава. Решать задачи в 2-3 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого, суммы, остатка. Составлять краткую запись условия задачи. | |||
3 | Складываем и вычитаем по разрядам. | 1 | Сложение и вычитание по разрядам Формирование представлений о разрядном строении трёхзначных чисел. Чтение, запись, сравнение трёхзначных чисел. Формирование умений прибавлять и вычитать единицы, десятки и сотни к трёхзначным числам на основе знаний об их разрядном составе | Ориентироваться в нумерации страниц книги. Использовать знание разрядного состава трёхзначных чисел при денежных расчетах. Пользоваться справочными материалами учебника. | |||
4 | Меняем одну цифру. Разрядное строение четырёхзначных чисел. | 1 | Сложение и вычитание по разрядам Формирование представлений о разрядном строении четырёхзначных чисел. Чтение, запись, сравнение трёхзначных чисел. Формирование умений прибавлять и вычитать единицы, десятки и сотни на основе знаний о разрядном составе чисел | Прогнозировать результаты вычислений. Распределять работу при выполнении заданий в паре. | |||
5 | Переходим через десяток. | 1 | Сложение и вычитание с переходом через разряд Повторение: сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 100. Формирование первоначальных представлений о прибавлении (и вычитании) единиц к трёхзначному числу с переходом через разряд | Читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа. Прибавлять и вычитать единицы с переходом через разряд, складывать и вычитать десятки с переходом через сотню. | |||
6 | Сложение и вычитание десятков с переходом через сотню. | 1 | Сложение и вычитание десятков с переходом через сотню Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков с переходом через сотню | Складывать и вычитать круглые числа с опорой на знание разрядного состава. Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. | |||
7 | Вычисляем по разрядам. Закрепление изученного. | 1 | Сложение и вычитание чисел с опорой на их разрядный состав. Повторение: решение текстовых задач на нахождение суммы, слагаемого, разности, вычитаемого, уменьшаемого; составление краткой записи, моделирование условия задачи | Проводить вычисления по аналогии. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Моделировать разрядный состав трёхзначных чисел, условия задач. Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Составлять краткую запись условия задачи, рисовать схему к задаче. Прогнозировать результат сложения нескольких чисел. | |||
8 | Решение текстовых задач на сложение и вычитание. | 1 | Решение текстовых задач на сложение и вычитание. Повторение: решение текстовых задач на нахождение суммы, слагаемого, разности, вычитаемого, уменьшаемого; составление краткой записи, моделирование условия задачи. | Моделировать условия задач. Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Составлять краткую запись условия задачи, рисовать схему к задаче. | |||
9-10 | Проверочная работа. Работа над ошибками. | 2 | Проверка знаний учащихся. Работа над ошибками. | ||||
Умножение и деление (11 часов) | |||||||
11 | Умножаем и делим на 2 | 1 | Таблица умножения на 2. Повторение: таблица умножения на 2; решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) заданного количества в несколько раз; порядок действий в выражениях. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | Выполнять:
| |||
12 | Умножаем и делим на 4 | 1 | Таблица умножения на 4. Повторение: таблица умножения на 4; решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) заданного количества в несколько раз и на несколько единиц. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | Вычислять значение выражения в 2–3 действия. Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение в несколько раз и на несколько единиц, на разностное сравнение; нахождение произведения, деления на части и по содержанию. Составлять краткую запись условия задачи, ставить вопросы к задаче. | |||
13 | Умножаем и делим на 3 | 1 | Таблица умножения на 3. Повторение: таблица умножения на 3; решение текстовых задач на смысл действий умножения и деления, на увеличение (уменьшение) заданного количества в несколько раз и на несколько единиц. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | Проводить вычисления по аналогии. Ориентироваться в рисунке-схеме, извлекать данные, записывать их в форме краткой записи условия. | |||
14 | Умножаем на 6 | 1 | Таблица умножения на 6. Отработка табличных случаев умножения и деления на 6; решение текстовых задач. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | Наблюдать за делимостью чисел на 2 и на 5, за разрядным составом чисел, делящихся на 9, делать выводы, использовать их при вычислениях. | |||
15 | Умножаем на 5 | 1 | Таблица умножения на 5. Повторение: таблица умножения на 5, признак делимости на 5; решение текстовых задач. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Давать качественную оценку ответа к задаче (сможет ли…, хватит ли…, и т.д.). | |||
16 | Умножаем на 7 | 1 | Таблица умножения на 7. Отработка табличных случаев умножения и деления на 7; решение текстовых задач. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Давать качественную оценку ответа к задаче . | |||
17 | Умножаем на 8 и на 9 | 1 | Таблица умножения на 8 и на 9. Отработка табличных случаев умножения и деления на 8 и на 9; решение текстовых задач. Знакомство с признаком делимости чисел на 9. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные | Осваивать терминологию, связанную с компьютером (файл, папка). | |||
18 | Повторяем таблицу умножения. Закрепление изученного. | 1 | Закрепление изученного. Повторение: деление числа на 1 и само на себя. Формирование умений применять знание таблицы умножения при вычислениях и решении текстовых задач | Осваивать терминологию, связанную с компьютером (файл, папка). Распределять работу при выполнении заданий в паре | |||
19 | Решаем задачи, вычисляем, сравниваем | 1 | Закрепление изученного. Повторение: решение текстовых задач на умножение и деление. Формирование умений сравнивать значения выражений | Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Давать качественную оценку ответа к задаче (сможет ли…, хватит ли…, и т.д.). | |||
20-21 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление». Работа над ошибками. | 2 | Проверка знаний учащихся по теме. | ||||
Числа и фигуры (11 часов) | |||||||
22 | Периметр многоугольника | 1 | Периметр многоугольника. Повторение: вычисление периметра многоугольника. Знакомство с понятием «ось симметрии фигуры». Отработка вычислительных навыков | Различать многоугольники. Вычислять периметр многоугольника. Измерять длину отрезков. | |||
23 | Единицы длины | 1 | Единицы длины Повторение: единицы длины (метр, сантиметр, миллиметр), метрические соотношения между ними. Знакомство с понятием «дециметр». Формирование умений переводить метры в сантиметры. Отработка вычислительных навыков. | Переводить единицы длины. Сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах. | |||
24 | Переводим единицы длины Дециметр | 1 | Единицы длины Развитие пространственных представлений. Формирование представлений о десятичном принципе построения системы единиц длины. Формирование умений переводить миллиметры в сантиметры. Отработка вычислительных навыков | Переводить единицы длины. Сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах. | |||
25 | Вычисляем площадь | 1 | Площадь прямоугольника Развитие пространственных представлений. Повторение: единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный метр); вычисление площади прямоугольника | Вычислять площадь прямоугольника; неизвестную сторону. Определять площадь прямоугольного треугольника. | |||
26 | Увеличиваем и уменьшаем фигуры | 1 | Кратное сравнение чисел и величин Развитие пространственных представлений. Формирование первоначальных представлений о кратном сравнении | Различать кратное и разностное сравнение. Вычислять значение выражения в 2–3 действия. Решать задачи на кратное и разностное сравнение; задачи в 2 действия. | |||
27 | Строим фигуры из кубиков. Объём. | 1 | Измерение объёма Развитие пространственных представлений. Формирование первоначальных представлений о вычислении объёма прямоугольного параллелепипеда (без термина). Знакомство с единицами объёма (кубический сантиметр, кубический метр, кубический дециметр). Формирование умения решать задачи на кратное сравнение | Находить ось симметрии фигуры. Находить симметричные предметы в окружающей обстановке. Узнавать новое о симметрии. Разбивать фигуры на части и конструировать фигуры из частей. Заносить данные в таблицу. Моделировать фигуры заданного объёма из кубиков. | |||
28 | Проектируем сад. Практическая работа. | 1 | Практическая работа «План сада» Развитие пространственных представлений. Формирование умений выбирать маршрут. Измерение длин отрезков на плане, вычисление реальных размеров, рисование плана по заданному описанию | Разбивать фигуры на части и конструировать фигуры из частей. Заносить данные в таблицу. Ориентироваться в рисунке-схеме, условных обозначениях. Соотносить реальные размеры объекта и его размеры на схеме. Чертить план по заданному алгоритму. | |||
29 | Повторение, обобщение изученного по теме. | 1 | Нахождение периметра и площади, решение задач на кратное сравнение, перевод единиц длины. | Моделировать задачи на разностное и кратное сравнение. Решать нестандартные задачи. | |||
30-31 | Контрольная работа по теме «Числа и фигуры» Работа над ошибками. | 2 | Проверка знаний учащихся. | ||||
32 | Резерв. | 1 | |||||
2 четверть 28 часов Математические законы и правила вычислений. Математические законы (18 часов) | |||||||
33 | Переместительный закон сложения. | 1 | Переместительный закон сложения Повторение: переместительный закон сложения. Формирование умений устно выполнять сложение чисел, применять переместительный закон сложения для определения значения выражений | Выполнять устно:
| |||
34 | Переместительный закон умножения. | 1 | Переместительный закон умножения Повторение: переместительный закон умножения. Формирование умений устно выполнять умножение чисел в пределах 1000, применять переместительный закон умножения для определения значения выражений. |
Вычислять и сравнивать значения выражений. | |||
35 | Складываем и вычитаем. Взаимно обратные действия. | 1 | Сложение и вычитание — взаимно-обратные действия Формирование умений устно выполнять сложение и вычитание чисел; решать текстовые задачи, формулировка которых содержит инверсию | Вычислять и сравнивать значения выражений. Группировать слагаемые, множители; выполнять вычисления рациональным способом. Находить неизвестное слагаемое, неизвестный множитель. | |||
36 | Умножаем и делим. Взаимно обратные действия. | 1 | Умножение и деление — взаимно-обратные действия Формирование умений устно выполнять умножение и деление чисел; решать текстовые задачи | Решать задачи в 2–3 действия: с инверсией условия (косвенная формулировка); на разностное и кратное сравнение, на все арифметические действия. Составлять краткую запись условия задачи. | |||
37 | Группируем слагаемые. Сочетательный закон сложения. | 1 | Сочетательный закон сложения Повторение: сочетательный закон сложения. Формирование умений применять сочетательный закон сложения при вычислениях; выполнять сложение двузначных чисел с переходом через сотню | Группировать слагаемые, множители; выполнять вычисления рациональным способом. Находить неизвестное слагаемое, неизвестный множитель. | |||
38 | Умножаем и делим на 10, 100, 1000 | 1 | Умножение и деление на 10, 100, 1000. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на 10, 100, 1000 | Наблюдать за свойствами умножения на 10, 100, 1000; делать выводы, использовать их при вычислениях. Проводить вычисления по аналогии. Прогнозировать результаты умножения (число нулей в конце ответа) | |||
39 | Группируем множители. Сочетательный закон умножения. | 1 | Сочетательный закон умножения Повторение: сочетательный закон умножения. Формирование умений применять сочетательный закон умножения при вычислениях; выполнять умножение круглых чисел | Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Конструировать фигуру из заданных частей. Сравнивать площади фигур. | |||
40 | Закрепление изученного. Применение сочетательного закона в сложении и умножении | 1 | Сочетательный закон умножения Повторение: сочетательный закон умножения. Формирование умений применять сочетательный закон умножения при вычислениях; выполнять умножение круглых чисел | Сотрудничать с товарищами, выполнять взаимопроверку, обсуждать решения. | |||
41 | Проверочная работа. | 1 | Проверка знаний учащихся. | ||||
42 | Умножаем сумму. Распределительный закон. | 1 | Распределительный закон Знакомство с распределительным законом умножения и правилом умножения суммы на число. Формирование умения выполнять умножение двузначного числа на однозначное. Выбор удобного способа для вычислений. | Выполнять вычисления устно. Умножать и делить двузначное число на однозначное (в пределах 100). Вычислять значение выражения разными способами (по порядку действий, используя распределительное свойство умножения/деления). | |||
43 | Умножаем двузначное число на однозначное. | 1 | Умножение двузначного числа на однозначное. Формирование умения выполнять умножение двузначного числа на однозначное с помощью правила умножения суммы на число. | Вычислять периметр прямоугольника разными способами. Решать задачи разными способами. | |||
44 | Делим сумму. | 1 | Деление суммы на число Знакомство с правилом деления суммы на число. Формирование умений выполнять деление двузначного числа на однозначное; выбирать удобный способ вычислений | Наблюдать за умножением и делением суммы/разности на число; делать выводы, использовать их при вычислениях. Проводить вычисления по аналогии. | |||
45 | Повторяем все правила. Закрепление. | 1 | Закрепление изученного. Формирование умений применять изученные правила при вычислениях, выбирать удобный способ вычислений | Контролировать выполнение вычислений, находить ошибки и исправлять их. Анализировать выражение и выбирать подходящий способ вычисления. | |||
46 | Используем правила вычислений при решении задач. | 1 | Решение текстовых задач разными способами Формирование умений составлять выражения для решения задач, решать задачи двумя способами. | Составлять выражение для решения задачи. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задачи. | |||
47 | Размышляем о нуле | 1 | Арифметические действия с числом 0 Повторение: правила выполнения арифметических действий с числом | Исследовать свойство умножения на число 0. | |||
48 | Идем за покупками. Нахождение стоимости покупки. | 1 | Решение текстовых задач на определение стоимости покупки Формирование умений решать текстовые задачи. Формирование умений прогнозировать результат | Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Определять стоимость покупки. Давать качественную оценку ответа к задаче («можно ли купить»… и т.д.). | |||
49 | Закрепление изученного по теме «Математические законы» | 1 | Использование математических законов при выборе удобного способа вычислений и при решении задач. | Сотрудничество с товарищами при выполнении заданий. | |||
50-51. | Контрольная работа по теме «Математические законы». Работа над ошибками. | 2 | Проверка знаний учащихся. | ||||
Числа и величины (10 часов) | |||||||
52 | Измеряем время | 1 | Определение времени по часам Повторение: определение времени по часам. Развитие временных представлений учащихся | Переводить единицы измерения времени. Сравнивать длительность событий, длину пути. Решать задачи, содержащие единицы времени. | |||
53 | Единицы измерения времени. | 1 | Единицы измерения времени Формирование умения переводить часы в минуты. Развитие временных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков | Вычислять значение выражения в 2–3 действия. Соотносить понятие «скорость» со временем движения и длиной пройденного пути. Решать задачи на определение длины пути, времени и скорости движения. | |||
54 | Сутки, месяц, год | 1 | Единицы измерения времени Развитие временных представлений учащихся. Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения времени. Отработка вычислительных навыков | Вычислять значение выражения в 2–3 действия. Соотносить понятие «скорость» со временем движения и длиной пройденного пути. Решать задачи на определение длины пути, времени и скорости движения. | |||
55 | Вычисляем длину пути | 1 | Длина пути Развитие пространственных представлений учащихся. Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения длины. Отработка вычислительных навыков | Ориентироваться в рисунке-схеме, выбирать на схеме оптимальный маршрут движения, использовать свойство сторон прямоугольника для определения длины маршрута. Моделировать взаимное положение объектов и направление движения на числовом луче. | |||
56 | Моделирование задач на движение. Схема. | 1 | Моделирование задач на движение Развитие пространственных представлений учащихся. Формирование умений моделировать текстовые задачи на определение расстояния | Соотносить заданную скорость движения с объектами движения (пешеход, машина, самолет, птица). Исследовать зависимость между длиной пути, временем и скоростью движения. Использовать умение находить неизвестный множитель для определения времени и скорости движения. | |||
57 | Скорость | 1 | Скорость. Развитие пространственно-временных представлений учащихся. Формирование представлений о скорости движения. Отработка вычислительных навыков | Соотносить заданную скорость движения с объектами движения (пешеход, машина, самолет, птица). Использование таблицы для краткой записи задачи. Восстановление задачи по данным из таблицы. | |||
58 | Исследуем зависимость: скорость, время, расстояние. | 1 | Задачи на определение скорости, длины пути и времени движения Развитие пространственно-временных представлений учащихся. Формирование представлений о связи длины пройденного пути со временем и скоростью движения | Решать нестандартные задачи по выбору. Исследовать зависимость между длиной пути, временем и скоростью движения. Использовать умение находить неизвестный множитель для определения времени и скорости движения. Планировать свою деятельность с опорой на шаблон в рабочей тетради. | |||
59 | Обобщение изученного по теме «Числа и величины» | 1 | Задачи на определение скорости, длины пути и времени движения. | Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Измерение времени»: подбирать материал по теме; участвовать в подготовке викторины; проводить исследование точности часов разного вида. | |||
60-61 | Контрольная работа по теме «Числа и величины» Работа над ошибками. | 2 | Контроль знаний учащихся. | ||||
3 четверть (40 часов) Письменные алгоритмы сложения и вычитания. Значение выражений (7 часов) | |||||||
62 | Как составляют выражения | 1 | Выражение. Повторение: вычисление значения выражений, порядок действий в выражении | Вычислять значение выражения в 2—3 действия рациональным способом (используя переместительные и сочетательные законы сложения и умножения). | |||
63 | Вычисляем значение выражения | 1 | Вычисление значения выражения Формирование умений выполнять сложение и вычитание без перехода через разряд; записывать вычисления в столбик; составлять выражения для решения задач | Выполнять письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через разряд. Правильно использовать в речи названия числовых выражений и компонентов арифметических действий. Составлять выражения по описанию. Соотносить условие задачи с арифметическим выражением. | |||
64 | Неизвестное число в равенстве | 1 | Нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Формирование умений находить неизвестный компонент сложения и вычитания | Находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое | |||
65 | Преобразуем выражения | 1 | Закрепление изученного. Формирование умений вычислять значение выражений; применять законы арифметических действий при вычислении значения выражений | Наблюдать за порядком действий и значением выражения в зависимости от наличия в нем скобок. Кодировать и расшифровывать последовательность вычислений с помощью условных знаков (игры с автоматом). | |||
66 | Решаем задачи | 1 | Решение задач. Формирование умений решать текстовые задачи в 2 действия на нахождение слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого | Решать задачи в 3–4 действия на нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, остатка; определение длины пройденного пути, стоимости покупки. Составлять выражение для решения задачи. Вычислять площадь многоугольника, разбивая его на прямоугольники. | |||
67 | Закрепление изученного. Нахождение неизвестного компонента. | 1 | Выполнять порядок действий и находить значением выражения в зависимости от наличия в нем скобок. Решение задач. | Использовать схемы для решения задач. Восстанавливать задачи по табличным данным. Обосновывать с помощью логических рассуждений правила нахождения неизвестного компонента сложения, вычитания | |||
68 | Проверочная работа. Решение уравнений. | Проверка знаний. | |||||
Складываем и переходим через разряд (7 часов) | |||||||
69 | Что такое масса | 1 | Формирование представлений о массе предмета. Единицы измерения массы (грамм, килограмм), метрическое соотношение между ними | Переводить единицы массы (килограммы в граммы и обратно). Сравнивать массу предметов, упорядочивать предметы по массе. Выполнять сложение и вычитание именованных чисел (масс). | |||
70 | Записываем сложение в столбик | 1 | Сложение с переходом через разряд. Формирование умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд в пределах 10 000; записывать сложение в столбик; решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения массы | Выполнять сложение и вычитание именованных чисел (масс). Выполнять письменное сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд. | |||
71 | Встречаем сложение чисел на практике | 1 | Сложение с переходом через разряд. Формирование умений применять сложение чисел в бытовых жизненных ситуациях. | Вычислять значение выражения в 2—3 действия разными способами (по порядку действий, используя правило вычитания числа из суммы). Выбирать подходящий способ вычислений. Решать задачи, содержащие единицы массы; задачи на определение длины пути, времени и скорости движения. | |||
72 | Перепись населения | 1 | Сложение с переходом через разряд Отработка умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд. Знакомство со способом представления информации в виде столбчатой диаграммы | Узнавать новое о традициях летоисчисления. Пользоваться справочным материалом. | |||
73 | По дорогам России. Решение задач. | 1 | Решение задач на движение Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с приемами вычитания числа из суммы. Отработка умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд | Решать задачи, содержащие единицы массы; задачи на определение длины пути, времени и скорости движения. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задачи. | |||
74 | Закрепление изученного. Письменное сложение в пределах 10000. | 1 | Решение задач на движение Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с приемами вычитания числа из суммы. Отработка умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд | Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий. Сотрудничать с товарищами, сравнивая способы и результаты вычислений. Узнавать новое о традициях летоисчисления. Пользоваться справочными материалами в конце учебника | |||
75-76 | Контрольная работа Работа над ошибками | 2 | .Контроль знаний. | ||||
Математика на клетчатой бумаге (7 часов) | |||||||
77 | Играем в шахматы | 1 | Знакомство с координатами Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с методом координат на уровне наглядных представлений. Развитие логики | Выполнять письменное сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд. Находить неизвестное число в равенстве. Решать шахматные задачи. Вести протокол сделанных ходов. | |||
78 | Путешествуем по городам Европы. Сложение именованных чисел. | 1 | Сложение именованных чисел Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с методом координат (на уровне наглядных представлений). Отработка вычислительных навыков | Составлять выражения для выполнения подсчетов при выполнении заданий. Устанавливать соответствие заданного выражения условию задачи. Вычислять периметр и площадь прямоугольника. Выбирать маршрут передвижения, основываясь на предложенной информации. Строить дерево вариантов и подсчитывать число возможных вариантов маршрута. | |||
79 | Работаем с таблицами, схемами и диаграммами. | 1 | Знакомство с диаграммами Развитие пространственных представлений учащихся. Формирование представлений о способах отображения информации с помощью столбчатых диаграмм. Отработка вычислительных навыков | Выполнять сложение и вычитание именованных чисел (длин). Решать задачи в 2–3 действия, содержащие единицы длины, массы, на нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого остатка. Ориентироваться в чертежах, рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий. Отображать табличные данные на столбчатой диаграмме | |||
80 | Решаем задачи на клетчатой бумаге. | 1 | Решение нестандартных задач Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков | Решать задачи в 2–3 действия, содержащие единицы длины, массы, на нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого остатка. | |||
81 | Площадь квадрата | 1 | Площадь квадрата Знакомство с понятием «квадрат числа», обозначение единиц площади (см2 и др.), Отработка вычислительных навыков | Вычислять периметр и площадь прямоугольника, квадрата. | |||
81 | Повторение изученного. Сложение и вычитание именованных чисел. | 1 | Проводить вычисления по аналогии. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Моделировать разрядный состав трёхзначных чисел, условия задач. | Прогнозировать результат сложения нескольких чисел. | |||
83 | Проверочная работа. Сложение и вычитание именованных чисел. | Проверка знаний. | |||||
Вычитаем числа (9 часов) | |||||||
84 | Вспоминаем, что мы умеем | 1 | Вычитание без перехода через разряд Повторение: приемы устного вычитания; запись вычитания в столбик | Вычислять значение выражения в 2—3 действия разными способами (по порядку действий, используя правила вычитания числа из суммы и вычитания суммы из числа). Выбирать подходящий способ вычислений. | |||
85 | Вычитание в столбик с переходом через разряд. | 1 | Вычитание с переходом через разряд Формирование умений выполнять вычитание чисел с переходом через разряд; записывать вычисления в столбик; моделировать условие задачи | Выполнять письменное вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд | |||
86 | Считаем сдачу. Вычитание из круглых чисел. | 1 | Вычитание из круглых чисел Формирование умений выполнять вычитание из круглых чисел; записывать вычисления в столбик | Выполнять сложение и вычитание именованных чисел. Решать задачи разными способами. Определять начало, конец и длительность событий. | |||
87 | Сложение и вычитание с переходом через разряд. | 1 | Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. Формирование умений выполнять вычитание чисел с переходом через разряд; записывать вычисления в столбик | Определять начало, конец и длительность событий. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задачи. Прогнозировать результат вычислений. | |||
88 | Как вычесть сумму из числа | 1 | Вычитание суммы из числа Знакомство с приемами вычитания суммы из числа. Формирование умений выполнять вычитание чисел с переходом через разряд; записывать вычисления в столбик; моделировать условие задачи | Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий. Исследовать возможность вычислений разными способами. Ориентироваться в ситуациях купли-продажи. | |||
89 | Знаменательные даты. Решение задач. | 1 | Решение задач Развитие пространственно-временных представлений учащихся. Решение задач на определение продолжительности, начала, конца события. Отработка вычислительных навыков | Ориентироваться в датах собственной жизни и жизни членов семьи (дата рождения, возраст) | |||
90 | Сложение и вычитание с переходом через десяток. Закрепление. | 1 | Закрепление изученного. Формирование умений выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через разряд | Решать нестандартные задачи по выбору. | |||
91 | Повторение. Сложение и вычитание с переходом через десяток. | 1 | Закрепление изученного. Формирование умений выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через разряд | Решать нестандартные задачи по выбору. Сотрудничать с товарищами, обсуждая, проверяя и сравнивая варианты выполненного задания. Узнавать новое о важных изобретениях, о жизни замечательных людей. | |||
92-93 | Контрольная работа Работа над ошибками | 2 | Контроль знаний. | ||||
Умножение на однозначное число (8 часов) | |||||||
94 | Записываем умножение в столбик | 1 | Знакомство с алгоритмом письменного умножения Повторение: приемы устного умножения. Формирование умений выполнять умножение двузначного числа на однозначное; записывать умножение в столбик | Выполнять письменное умножение на однозначное число. Вычислять значение выражения в 2—3 действия разными способами. Выбирать подходящий способ вычислений | |||
95 | Откуда берутся нули? Умножение двузначного числа на однозначное. | 1 | Умножение двузначного числа на однозначное Формирование умений прогнозировать результаты вычислений; записывать умножение в столбик. Отработка вычислительных навыков | Решать задачи в 2–3 действия на нахождение произведения; определение длины пути, времени и скорости движения; определения стоимости покупки. | |||
96 | Считаем устно и письменно. Умножение трёхзначного числа на однозначное. | 1 | Умножение трёхзначного числа на однозначное. Формирование умений выполнять умножение трёхзначного числа на однозначное; записывать умножение в столбик. Отработка вычислительных навыков | Выполнять умножение именованных чисел. Решать задачи, содержащие единицы длины, массы, емкости. Вычислять площадь прямоугольника. | |||
97 | Умножение трёхзначного на однозначное. Закрепление. | 1 | Закрепление изученного. Формирование умений выполнять умножение трёхзначного числа на однозначное; записывать умножение в столбик. Отработка вычислительных навыков | Проводить вычисления по аналогии. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания. Прогнозировать результат умножения чисел. Контролировать правильность вычислений, находить ошибки, исправлять их. | |||
98 | Вычисляем массу | 1 | Единицы массы Знакомство с единицами массы (тонна, миллиграмм). Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы массы | Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий. | |||
99 | Измеряем ёмкости С. 78—79 | 1 | Литр Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с единицами ёмкости (литр, миллилитр). Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы емкости | Узнавать новое о системах счисления. Расшифровывать записи и выполнять вычисления | |||
100 | Обобщение изученного. Единицы массы и единицы ёмкости. | 1 | Развитие пространственных представлений учащихся. Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы емкости и массы. | Пользоваться справочными материалами учебника. | |||
101 | Проверочная работа. Умножение на однозначное число. | 1 | Проверка знаний. | ||||
4 четверть (32 часа) Делим на однозначное число (15 часов) | |||||||
102 | Вспоминаем, что мы знаем и умеем Внетабличное деление. | 1 | Внетабличное деление чисел Повторение: приемы устного деления чисел. Формирование умения моделировать условие задачи. Решение текстовых задач на определение стоимости покупки | Находить неизвестный множитель. Определять цену товара, количество купленного товара. Решать задачи в 1–2 действия на деление на части и по содержанию, содержащие единицы длины, массы; определение стоимости покупки, цены и количества товара. Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий. | |||
103 | Делится — не делится. Признаки делимости на 2, 3, 9. | 1 | Признаки делимости на 2, 3, 9 Знакомство с признаками делимости чисел на 3 и на 9. Повторение: взаимосвязь действий умножения и деления. Отработка навыков письменного умножения | Контролировать правильность вычислений Исследовать делимость чисел на 3. Прогнозировать делимость чисел на 2, 3, 4, 6, 9 | |||
104 | Подбираем наибольшее произведение | 1 | Оценка значения произведения Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления: формирование первичных представлений о делении с остатком; формирование умения подбирать наибольшее произведение, меньшее заданного числа. Отработка навыков письменного умножения | Подбирать наибольшее произведение, меньшее заданного числа | |||
105 | Что в остатке? Деление с остатком. | 1 | Деление с остатком Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления: формирование представлений о делении с остатком. Отработка навыков письменного умножения | Делить числа с остатком Давать качественную оценку ответа к задаче (определять максимально возможное количество в соответствии с условием задачи). | |||
106 | Алгоритм письменного деления. | 1 | Алгоритм письменного деления Формирование умений выполнять деление на однозначное число; записывать деление уголком | Выполнять письменное деление на однозначное число (простые случаи). Проверять деление с помощью умножения. | |||
107 | Продолжаем осваивать деление | 1 | Деление на однозначное число Формирование умений выполнять деление на однозначное число; записывать деление уголком | Контролировать правильность вычислений | |||
108-109 | Деление на однозначное число. Закрепление. | 2 | Деление на однозначное число Формирование умений выполнять деление на однозначное число; записывать деление уголком | Контролировать правильность вычислений. Решать задачи в 1-2 действия на деление по содержанию и на части. | |||
110 | Находим неизвестный множитель, делимое, делитель. | 1 | Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя Формирование умений находить неизвестные компоненты умножения и деления; выполнять деление на однозначное число | Выполнять письменное деление на однозначное число (простые случаи). Проверять деление с помощью умножения. Находить неизвестный множитель, делимое, делитель. Вычислять значение выражения в 2—3 действия. Самостоятельно выводить правило нахождения неизвестного компонента. | |||
111 | Делим на круглое число | 1 | Деление на круглое число Формирование умений выполнять деление круглых чисел; находить неизвестные компоненты умножения и деления | Определять последнюю цифру ответа при сложении, вычитании, умножении, первую цифру ответа при делении; проверять последнюю цифру ответа при делении. | |||
112 | Собираемся в путешествие. Решение задач. | 1 | Решение задач Комплексное повторение изученного. Формирование умений решать текстовые задачи | Решать задачи на деление с остатком; деление на части и по содержанию, содержащие единицы длины, массы; определение стоимости покупки, цены и количества товара. | |||
113 | Учимся находить ошибки. Приёмы проверки вычислений. | 1 | Приемы проверки вычислений Формирование умений прогнозировать результаты вычислений; находить ошибки в вычислениях; решать текстовые задачи; находить неизвестные компоненты арифметических действий | Называть правило нахождения неизвестного делимого, делителя. Использовать знание о взаимосвязи умножения и деления при решении задач практического содержания. Находить ошибки в вычислениях. | |||
114 | Проверяем результаты деления | 1 | Приемы проверки деления Формирование умений прогнозировать результаты вычислений; находить ошибки в вычислениях; решать текстовые задачи; находить неизвестные компоненты арифметических действий | Моделировать деление на части, исследовать деление на круглое число, делать выводы, проводить вычисления по аналогии. | |||
115 | Деление на однозначное число. Закрепление. | 1 | Приемы проверки деления Формирование умений прогнозировать результаты вычислений; находить ошибки в вычислениях; решать текстовые задачи; находить неизвестные компоненты арифметических действий | Ориентироваться в расписании движения транспорта, планировать время движения, расход продуктов, рассчитывать маршрут движения. Контролировать правильность вычислений. Прогнозировать результат сложения, вычитания. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания Сотрудничать с товарищами. | |||
116-117 | Контрольная работа «Деление на однозначное число». Работа над ошибками | 2 | Контроль знаний. | ||||
Деление на части (7 часов) | |||||||
118 | Окружность и круг | 1 | Окружность и круг Знакомство с понятиями «окружность», «круг», «радиус», «диаметр». Формирование умений чертить окружность с помощью циркуля; делить круг на равные части с помощью линейки и циркуля | Различать окружность и круг, радиус и диаметр. Вычислять радиус, если известен диаметр; диаметр, если известен радиус. Чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля. Использовать чертёжные инструменты. | |||
119 | Делим на равные части. Доли. | 1 | Знакомство с долями. Формирование первичных представлений о долях. Развитие речи учащихся (употребление слов «треть», «четверть» и др.) | Делить окружность на 2 и 4 части с помощью угольника; на 3 и 6 частей с помощью циркуля. Соотносить части геометрической фигуры и доли числа. Читать и записывать доли числа. Находить долю числа. Решать задачи на нахождение доли числа и числа по доле Осваивать слова, обозначающие долю числа. | |||
120 | Рисуем схемы и делим числа | 1 | Круговые диаграммы Знакомство с круговыми диаграммами; записью долей в виде дробей. Формирование умений находить долю числа; решать текстовые задачи | Вычислять значение выражения в 2—3 действия. Находить неизвестное число в равенстве. Выполнять устные и письменные вычисления | |||
121 | Вычисляем доли | 1 | Нахождение доли числа Формирование умений находить долю числа; моделировать текстовые задачи | Использовать чертежные инструменты. Моделировать условие задачи на нахождение доли числа и числа по доле. Осваивать слова, обозначающие доли числа. Оценивать результат деления (долю числа) | |||
122 | Рисуем схемы и решаем задачи на нахождение числа по доле. | 1 | Нахождение числа по доле. Формирование умений находить число по доле; моделировать текстовые задачи | Использовать чертежные инструменты. Моделировать условие задачи на нахождение доли числа и числа по доле. Осваивать слова, обозначающие доли числа. Оценивать результат деления (долю числа) | |||
123 | Деление на части .Закрепление. | 1 | Нахождение числа по доле. Формирование умений находить число по доле; моделировать текстовые задачи | Решать задачи на нахождение доли числа и числа по доле. Вычислять значение выражения в 2—3 действия. Находить неизвестное число в равенстве. Выполнять устные и письменные вычисления. | |||
124-125 | Проверочная работа «Деление на части» Работа над ошибками | 2 | Контроль знаний | ||||
Повторение (5 часов) | |||||||
126 | Полёт на Луну | 1 | Комплексное повторение изученного. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. | Вычислять значение выражения. Находить неизвестное число в равенстве. Решать задачи на нахождение произведения, суммы, остатка; | |||
127 | Ворота Мории | 1 | Комплексное повторение изученного. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. | определение длительности событий; длины пути, времени скорости движения. Читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа. Раскладывать трёхзначные числа на разрядные слагаемые | |||
128 | Золотое руно | 1 | Комплексное повторение изученного Устные и письменные вычисления с натуральными числами. | Переводить единицы длины, массы, времени. Решать задачи, содержащие единицы длины, массы, времени, емкости. Определять стоимость покупки, цену и количество товара. | |||
129 | Возвращение аргонавтов | 1 | Комплексное повторение изученного. Решение текстовых задач с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. | Вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника. Выполнять устные и письменные вычисления. Проводить вычисления разными способами, выбирать подходящий способ вычислений Расшифровывать слова, числа. Решать логические задачи Прогнозировать результат вычислений. Применять полученные знания при решении нестандартных задач | |||
130 | Повторение изученного.. | 1 | Комплексное повторение изученного | Расшифровывать слова, числа. Решать логические задачи Прогнозировать результат вычислений. Применять полученные знания при решении нестандартных задач | |||
131 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||||
132-136 | Резерв | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 2 класс планета знаний
Рабочая программа по предметам: математика, русский язык, литературное чтение для 2 класса. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа 2 класс Планета знаний.
В данной папке располагается рабочая программа по программе Планета знаний(2 класс)....
Рабочая программа 2 класс Планета знаний.
В данной папке располагается рабочая программа по программе Планета знаний(2 класс)....
Рабочая программа 2 класс Планета знаний
Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной ...
Рабочая программа 4 класс "Планета Знаний" по ФГОС
Рабочая программа по УМК "Планета Знаний" в соответствии с требованиями ФГОС и НОО...
Рабочая программа 4 класс Планета Знаний
Окружающий мир 4 класс Планета Знаний...
Рабочая программа 4 класс Планета Знаний
Рабочая программа по ИЗО...