Рабочая программа "Математика" 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Матюшенко Надежда Альбертовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx48.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

              Рабочая программа по математике  разработана в соответствии с основными положениями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учётом возможностей программы «Перспективная начальная школа», авторской программы А.И.Чекина, под редакцией Р.Г.Чураковой , Москва : Академкнига/учебник, 2012.  Федерального перечня учебников на 2015-2016 уч. год, годового календарного графика МКОУ «12 лет Октября СОШ».

  Авторская программа  рассчитана на  136ч , 4ч в неделю (34 учебных недели). Базисный учебный план предполагает на изучение математики в 4 классе 4ч в неделю. Рабочая программа разработана на 136ч, 4ч в неделю (34 учебных недель).

    Изучение математики в начальной школе имеет следующие цели:

  • Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.
  • Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении;  формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
  • Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
  • Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
  • Формирование идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

          Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов равночисленных множеств и т.п. А также предложить ребёнку соответствующие способы познания окружающей действительности.

       

Методические пособия для учащихся:

  1. Математика  [Текст]: 4 класс: Учебник: В 2 ч. / А.Л.Чекин; под ред. Р.Г.Чураковой. – 3 – е изд., испр.  – М.: Академкнига/Учебник,  2013.
  2. Математика в вопросах и заданиях [Текст]: 4 кл. : Тетрадь для самостоятельной  работы /  О.А.Захарова, Е.П. Юдина; под ред. Р.Г.Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник 2014.
  3. Математика в практических заданиях [Текст]: 4 кл. : Тетрадь для самостоятельной  работы /  О.А.Захарова, Е.П. Юдина; под ред. Р.Г.Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник 2013. – 48с. : ил.

Инструмент по отслеживанию результатов работы:

  1. Математика :  Проверочные работы по математике и технология

организации коррекции знаний  учащихся (1-4 классы)  [Текст] : Методическое пособие / О.А.Захарова. 3 – е изд.  — М.: Академкнига/Учебник, 2012. – 320 с.

  1. Итоговая комплексная работа на основе единого текста: 4 кл. / РГ. Чуракова, Н.М.Лаврова. – 2 – е изд. - М.: Академкнига/Учебник,  2015.  – 96 с. :  ил.

Учебно-методические пособия для учителя 

  1. Математика    [Текст] : 4 кл. :  Методическое пособие / А.Л.Чекин; под ред. Р.Г.Чураковой. 2 – е изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 224с.
  1. Математика. Поурочное планирование методов и приёмов индивидуального подхода к учащимся в условиях формирования УУД [Текст]: 4 класс : В 2 ч. / Р.Г.Чуракова, Г.В.Янычева, Л.Г.Кудрова. - М.: Академкнига/Учебник, 2014. – (Проект «Перспективная начальная школа»)

Программа по курсу «Математика»:

  1. Программы по учебным предметам.  [Текст]: 1 – 4кл.: в 3 ч. / Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч.1:240с.
  2. Авторская программа  по  математике  (автор: А.Л.Чекин), 4 класс, М. : Академкнига/Учебник 2013

Материально- техническое обеспечение учебного предмет   «Математика»

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Цифровая фотокамера

Настольные развивающие игры.

Конструкторы.

                                                             

                                                 Общая характеристика курса  «Математика»

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной  школе, а также пригодятся в жизни.

        Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

математическое развитие младшего школьника- формирование способностей к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.)

освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

В соответствии с новыми требованиями предлагаемый начальный курс математики, изложенный в учебниках 1-4 классов УМК «Перспективная начальная школа»,  имеет целью:

– Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.

– Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также аксиоматические представления, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование и т.д.

– Освоение обучающимися начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.

– Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Таким образом, предлагаемое содержание начального курса по математике,  в рамках учебников 1-4 классов,  имеет целью ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий (окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п.), а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Основная дидактическая идея курса, раскрываемая в учебниках 1 – 4 классов, может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы предусматривает дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач. Система заданий направлена на то, чтобы суть предмета постигалась через естественную связь математики с окружающим миром (знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной ситуации).

Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение геометрического материала и изучению величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир, прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие в течение четырех лет пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и информационной (работа с данными). Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.

Сравнительно новым содержательным компонентом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются личностные и универсальные (метапредметные) учебные действия, которые, безусловно, повлияли и на изложение предметных учебных действий.

                            Ценностные ориентиры содержания  курса «Математика»

В основе  учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность  по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);

Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

                   Основные виды учебной деятельности учащихся

                       в процессе освоения курса «Математика»

  • Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.
  • Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине, площади, вместимости, массе, времени).
  • Описание явлений и событий с использованием величин.
  • Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.
  • Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.
  • Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
  • Выполнение геометрических построений.
  • Выполнение арифметических вычислений.
  • Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
  • Планирование решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.
  • Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор рационального (удобного) способа.
  • Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
  • Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления), решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
  • Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.
  • Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
  • Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков.

                                Результаты изучения курса «Математика»

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной  жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт); способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный  интерес к математической науке.

Метапредметными  результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать- решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

        Планируемые результаты изучения курса «Математика»

                                                4   класс

        Личностные результаты. 

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

        Метапредметные результаты.

        Регулятивные УУД. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образцов и т.д. позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

        Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:

        - подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

        - владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

        а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем:

        б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;

        в) выполнять задания на основе использования свойств  арифметических действий;

        - проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения  или верное  решение (правильный ответ);

        - строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

        - использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;

        - выполнять действия по заданному алгоритму;

        - строить логическую цепь рассуждений;

        Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

              Предметными результатами изучения курса «Математика»

         в 4-м классе является формирование следующих умений:

 

  • называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;
  • сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
  • выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
  • вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
  • выполнять изученные действия с величинами;
  • решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств;
  • определять вид многоугольника;
  • определять вид треугольника;
  • изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки);
  • изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля);
  • измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
  • находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
  • вычислять площадь прямоугольника;
  • выражать изученные величины в разных единицах;
  • распознавать и составлять текстовые задачи;
  • проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
  • записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
  • выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
  • проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);
  • измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 4-го года обучения:

Выпускник научится:

  • называть и записывать любое число до 1000000 включительно;
  • сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность;
  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
  • выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
  • вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
  • выполнять изученные действия с величинами;
  • решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий;
  • определять вид многоугольника;
  • определять вид треугольника;
  • изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и обозначать их;
  • изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их;
  • измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
  • находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
  • вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;
  • вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;
  • распознавать многогранники и тела вращения; находить модели этих фигур в окружающих предметах;
  • решать задачи на вычисление геометрических величин;
  • измерять вместимость в литрах;
  • выражать изученные величины в разных единицах;
  • распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;
  • понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;
  • проводить анализ задачи с целью нахождения её решения;
  • записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
  • различать рациональный и нерациональный способы решения задачи;
  • выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
  • решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчёте между продавцом и покупателем;
  • решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);
  • решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов;
  • решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ;
  • проводить простейшие измерения и построения на местности;
  • вычислять площади участков прямоугольной формы на плане и на местности с проведением необходимых измерений;
  • измерять вместимость ёмкостей с помощью измерения объёма заполняющих ёмкость жидкостей или сыпучих тел;
  • понимать и использовать особенности построения системы мер времени;
  • решать отдельные комбинаторные и логические задачи;
  • использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;
  • читать простейшие круговые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать количественный, порядковый и измерительный смысл натурального числа;
  • сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств;
  • определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира;
  • измерять вместимость в различных единицах;
  • понимать связь вместимости и объёма;
  • понимать связь между литром и килограммом;
  • понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления;
  • проводить простейшие измерения и построения на местности;
  • вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя соответствующие формулы;
  • находить рациональный способ решения задачи;
  • решать задачи с помощью уравнений;
  • видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей;
  • использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной совокупности;
  • читать круговые диаграммы с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8 равных долей;
  • осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы;
  • строить простейшие круговые диаграммы;
  • понимать смысл термина «алгоритм»;
  • осуществлять построчную запись алгоритма;
  • записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, достигнут необходимый уровень их математического развития:

  1. Осознание возможностей и роли математики в познании окружающей действительности, понимание математики как части общечеловеческой культуры.
  2. Способность проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности (числовые характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность, соотношение частей и пр.).
  3. Применение анализа, сравнения, обобщения, классификации для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения различных моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма действия.
  4. Моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл арифметических действий, математических отношений и зависимостей, характеризующих реальные процессы (движение, работа и т.д.).
  5. Выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с реальными и математическими объектами.
  6. Прогнозирование результата математической деятельности, контроль и оценка действий с математическими объектами, обнаружение и исправление ошибок.
  7. Осуществление поиска необходимой математической информации, целесообразное ее использование и обобщение.

                                               Содержание курса «Математика»

                                        4 класс (136 часов)

Числа и величины (12 ч)

Натуральные и дробные числа.

        Новая разрядная единица - миллион (1 000 000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.

        Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

        Постоянные и переменные величины.

        Составление числовых последовательностей по заданному правилу. Установление (выбор) правила, по которому составлена данная числовая последовательность.

Величины и их измерение.

        Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим дециметром. Связь между литром  и килограммом.

Арифметические действия (50 ч)

Действия над числами и величинами.

        Алгоритм письменного умножения многозначных чисел «столбиком».

        Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.

        Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.

        Сложение и вычитание однородных величин.

        Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.

        Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.

        Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.

        Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.

        Деление величины на однородную величину как измерение.

        Прикидка результата деления с остатком.

        Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

Элементы алгебры.

        Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных). Уравнение как равенство с переменной. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе свойств истинных числовых равенств.

Текстовые задачи (26 ч)

        Арифметические текстовые  (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы (производительность труда, время, объем всей работы), процесс изготовления товара  (расход на предмет, количество предметов, общая стоимость товара), расчета стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Решение задач разными способами.

        Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.

        Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.

        Задачи на нахождение доли целого и целого по его доли, части целого по его части.

Геометрические фигуры (12 ч)

        Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько треугольников. Разбивка прямоугольника на два одинаковых треугольника.

        Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).

Геометрические величины (14 ч)

        Площадь прямоугольников треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.

        Нахождение площади треугольника с помощью разбивки его на два прямоугольных треугольника.

        Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.

        Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с отношениями между соответствующими единицами длины.

        Задачи на вычисления различных геометрических величин: длины, площади, объема.

Работа с данными (22 ч)

        Таблица как средство описания характеристик предметов. Объектов, событий.

        Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности. Чтение круговых диаграмм с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12 равных долей. Выбор соответствующей диаграммы. Построение простейших круговых     диаграмм.

        Алгоритм. Построчная запись алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схемы.

Календарно – тематическое планирование

Неделя

Номер урока

Содержание (тема урока)

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудо

вание

Учебные материалы

план

факт

Уч-к,

часть;

стр.

п/т, часть; стр.

1

Сначала займемся повторением. Арифметические действия.

   1

1; 7 – 11

1; 3 – 7

2

Сначала займемся повторением. Решение задач с использованием данных таблицы.

   1

1; 7 – 11

1; 3 – 7

3

Сначала займемся повторением. Решение задач с помощью диаграмм.

   1

1; 7 – 11

1; 3 – 7

4

Контрольная работа № 1 «Повторение изученного в

3-ем классе. Работа с таблицами»

   1

5

Работа над ошибками к/р.

Когда известен результат разностного сравнения

   1

1; 12 – 15

1; 8 – 10

6

Когда известен результат разностного сравнения. Работа с таблицей.

   1

1; 12 – 15

1; 8 – 10

7

Когда известен результат кратного сравнения

   1

1; 16 – 18

1; 11 – 12

8

Когда известен результат кратного сравнения. Работа с таблицей.

   1

1; 16 – 18

1; 11 – 12

9

Учимся решать задачи

   1

1; 19 – 21

1; 13 – 16

10

Проверочная работа № 1 «Задачи на разностное и кратное сравнение с использованием данных таблицы»

   1

11

Работа над ошибками пр/р.

Алгоритм умножения столбиком

   1

1; 22 – 24

1; 17 –   18

12

Математический диктант № 1

Поупражняемся в вычислениях столбиком

   1

1; 25

1; 19

13

Работа над ошибками м/д.

Тысяча тысяч; или миллион

   1

1; 26 – 27

1; 20 – 21

14

Разряд единиц миллионов и класс миллионов

   1

1; 28 – 29

1; 22

15

Когда трех классов для записи числа недостаточно

   1

1; 30

1; 23

16

Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное

   1

1; 31 – 32

17

Может ли величина изменяться?

   1

1; 33 – 35

1; 24 – 26

18

Всегда ли математическое выражение является числовым?

   1

1; 36 – 38

1; 27 – 28

19

Зависимость между величинами

   1

1; 39 – 41

1; 29 – 30

20

Поупражняемся в нахождении значений зависимой величины

   1

1; 42 – 43

1; 31 – 32

21

Контрольная работа № 2 «Буквенные выражения»

   1

22

Работа над ошибками к/р.

Стоимость единицы товара; или цена

   1

1; 44 – 46

1; 33 – 35

23

Стоимость единицы товара; или цена

   1

1; 44 – 46

1; 33 – 35

24

Когда цена постоянна. Работа с таблицей.

   1

1; 47 – 48

1; 36 – 38

25

Учимся решать задачи исходя из данных таблицы.

   1

1; 49 – 50

1; 39 – 41

26

Проверочная работа № 2 «Задачи на куплю-продажу»

   1

27

Работа над ошибками пр/р.

Деление нацело и деление с остатком

   1

1; 51 – 53

1; 42 – 44

28

Неполное частное и остаток

   1

1; 54 – 55

1; 45 – 46

29

Остаток и делитель

   1

1; 56 – 57

1; 47 – 48

30

Проверочная работа № 3

за 1 четверть «Работа с таблицей»

   1

-

-

31

Работа над ошибками пр/р.

Когда остаток равен 0

   1

1; 58 – 59

1; 49 – 50

32

Когда делимое меньше делителя

   1

1; 60 – 61

1; 51 – 52

33

Деление с остатком и вычитание

   1

1; 62

1; 53

34

Какой остаток может получиться при делении на 2?

   1

1; 63 – 66

1; 54

35

Какой остаток может получиться при делении на 2?

   1

1; 63 – 66

1; 54

36

Математический диктант № 2

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное

   1

1; 67 – 68

1; 55

37

Работа над ошибками м/д.

Запись деления с остатком столбиком

   1

1; 69 – 70

1; 56 – 57

38

Способ поразрядного нахождения результата деления

   1

1; 71 – 72

1; 58 – 59

39

Поупражняемся в делении столбиком

   1

1; 73 – 74

1; 60

40

Контрольная работа № 3 «Деление с остатком»

   1

41

Работа над ошибками к/р.

Вычисления с помощью калькулятора. Работа с диаграммами.

   1

1; 75 – 76

42

Час, минута и секунда

   1

1; 77 – 78

1; 61

43

Кто или что движется быстрее? Решение с помощью диаграмм.

   1

1; 79 – 80

1; 62

44

Длина пути в единицах времени; или скорость.

   1

1; 81 – 82

1; 63 – 65

45

Учимся решать задачи

   1

1; 83 – 85

1; 66 – 67

46

Проверочная работа № 4 «Задачи на движение»

   1

47

Работа над ошибками пр/р.

Какой сосуд вмещает больше?

   1

1; 86 – 87

1; 68 – 69

48

Литр. Сколько литров?

   1

1; 88

1; 70 – 71

49

Вместимость и объем

   1

1; 89 – 91

1; 72

50

Математический диктант № 3

Вместимость и объем

   1

1; 89 – 91

1; 72

51

Работа над ошибками м/д.

Кубический сантиметр и измерение объема

   1

1; 92 – 93

1; 73

52

Кубический дециметр и кубический сантиметр

   1

1; 94 – 95

1; 74

53

Кубический дециметр и литр

   1

1; 96

1; 75

54

ТЕСТ № 1

Литр и килограмм

   1

1; 97

1; 76

55

Работа над ошибками теста.

Разные задачи. Работа с данными таблицы.

   1

1; 98

1; 77 – 81

56

Разные задачи. Работа с данными таблицы.

   1

1; 98

1; 77 – 81

57

Поупражняемся в измерении объема

   1

1; 100 – 101

58

Контрольная работа № 4 «Объём»

   1

59

Работа над ошибками к/р.

Кто выполнил большую работу? Работа с диаграммами.

   1

1; 102

1; 82

60

Производительность – это скорость выполнения работы

   1

1;103 – 104

1; 83 – 85

61

Производительность – это скорость выполнения работы

   1

1; 103 – 104

1; 83 – 85

62

Учимся решать задачи

   1

1; 105 – 106

1; 86 – 87

63

Проверочная работа № 5 «Задачи на работу»

   1

64

Работа над ошибками пр/р.

Отрезки; соединяющие вершины многоугольника

   1

1; 107

1; 88

65

Разбиение многоугольника на треугольники

   1

1; 108 – 109

1; 89

66

Площадь прямоугольного треугольника. Вычисление площади.

   1

1; 110-113

1; 90 – 95

67

Проверочная работа № 6

за 1 полугодие

   1

68

Работа над ошибками пр/р.

Поупражняемся в вычислении площади

   1

1; 114-115

1; 96-97

69

Контрольная работа № 5 за 1 полугодие «Работа с диаграммами»

   1

-

-

70

Работа над ошибками к/р.

Деление на однозначное число столбиком

   1

2; 7 – 10

2; 3 – 4

71

Деление на однозначное число столбиком

   1

2; 7 – 10

2; 3 – 4

72

Число цифр в записи неполного частного

   1

2; 11 – 12

2; 5 – 6

73

Деление на двузначное число столбиком

   1

2; 13 – 14

2; 7 – 9

74

Алгоритм деления столбиком

   1

2; 15 – 17

2; 10 – 11

75

Математический диктант № 4

Алгоритм деления столбиком

   1

2; 15 – 17

2; 10 – 11

76

Работа над ошибками м/д.

Сокращенная форма записи деления столбиком

   1

2; 18 – 19

2; 12

77

Поупражняемся в делении столбиком

   1

2; 20 – 21

2; 13

78

Проверочная работа № 7 «Деление столбиком»

   1

79

Работа над ошибками пр/р.

Сложение и вычитание величин

   1

2; 22 – 23

2; 14 – 15

80

Умножение величины на число и числа на величину

   1

2; 24 – 25

2; 16 – 17

81

Деление величины на число

   1

2; 26 – 27

2; 18 – 19

82

Нахождение доли от величины и величины по ее доле

   1

2; 28 – 29

2; 20 – 21

83

Математический диктант № 5

Нахождение части от величины

   1

2; 30 – 31

2; 22 – 23

84

Работа над ошибками м/д.

Нахождение величины по ее части

   1

2; 32 – 33

2; 24 – 25

85

Деление величины на величину

   1

2; 34 – 35

2; 26 – 27

86

Поупражняемся в действиях над величинами

   1

2; 36 – 38

2; 28

87

Контрольная работа № 6 «Действия над величинами»

   1

88

Работа над ошибками к/р.

Когда время движения одинаковое

   1

2; 39 – 40

2; 29 – 30

89

Когда длина пройденного пути одинаковая

   1

2; 41 – 42

2; 31 – 32

90

Движение в одном и том же направлении

   1

2; 43 – 45

2; 33 – 34

91

Движение в одном и том же направлении

   1

2; 43 – 45

2; 33 – 34

92

Движение в противоположных направлениях

   1

2; 46 – 47

2; 35 – 36

93

Учимся решать задачи на основе диаграмм

   1

2; 48 – 50

2; 37 – 38

94

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное

   1

2; 51

2; 39

95

Контрольная работа № 7 «Задачи на движение»

   1

96

Работа над ошибками к/р.

Когда время работы одинаковое

   1

2; 52

2; 40 – 41

97

Когда объем выполненной работы одинаковый

   1

2; 53 – 54

2; 42

98

Производительность при совместной работе. Работа с диаграммами.

   1

2; 55 – 56

2; 43 – 44

99

Время совместной работы

   1

2; 57 – 58

2; 45 – 46

100

Учимся решать задачи с помощью диаграмм и повторим пройденное

   1

2; 59 – 61

2; 47

101

Контрольная работа № 8 «Задачи на работу»

   1

102

Работа над ошибками к/р.

Когда количество одинаковое

   1

2; 62

2; 48

103

Когда стоимость одинаковая

   1

2; 63 – 64

2; 49 – 50

104

Цена набора товаров

   1

2; 65

2; 51 – 52

105

Учимся решать задачи с помощью таблицы

   1

2; 66

2; 53 – 54

106

Проверочная работа № 8

за 3 четверть «Работа с диаграммами»

   1

107

Работа над ошибками пр/р.

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное

   1

2; 67

2; 55

108

Контрольная работа № 9 «Задачи на куплю-продажу»

   1

-

-

109

Работа над ошибками к/р.

Вычисления с помощью калькулятора. Работа с диаграммами.

   1

2; 68 – 69

2; 56

110

Как и в математике применяют союз «и» и союз «или»

   1

2; 70 – 72

2; 57 – 58

111

Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого

   1

2; 73

2; 59

112

Математический диктант № 6

Не только одно; но и другое

   1

2; 74

2; 60

113

Работа над ошибками м/д.

Учимся решать логические задачи

   1

2; 75 – 76

2; 61 – 62

114

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное

   1

2; 77

2; 63

115

Контрольная работа № 10 «Логика»

   1

-

-

116

Работа над ошибками к/р.

Квадрат и куб

   1

2; 78 – 79

2; 64

117

Круг и шар

   1

2; 80 – 81

2; 65

118

Площадь и объем

   1

2; 82 – 83

2; 67

119

Математический диктант № 7

Измерение площади с помощью палетки

   1

2; 84 – 87

2; 68

120

Работа над ошибками м/д.

Поупражняемся в нахождении площади и объема

   1

2; 88 – 89

2; 69

121

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное

   1

2; 90 – 91

2; 66; 70

122

Проверочная работа № 9 «Геометрические фигуры и тела»

   1

-

-

123

Работа над ошибками пр/р.

Уравнение. Корень уравнения

   1

2; 92 – 93

2; 71 – 72

124

Учимся решать задачи с помощью уравнений

   1

2; 94 – 95

2; 73 – 75

125

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное

   1

2; 96

2; 76

126

Контрольная работа № 11 «Уравнение»

   1

-

-

127

Работа над ошибками к/р.

Разные задачи

   1

2; 97 – 99

2; 77 – 78

128

Натуральные числа и число 0

   1

2; 100 – 101

2; 79 – 80

129

Проверочная работа № 10

за 1 полугодие «Работа с диаграммами»

   1

-

-

130

Работа над ошибками пр/р.

Алгоритм вычисления столбиком

   1

2; 102 – 103

2; 81 – 82

131

Математический диктант № 8

Действия с величинами. Сложение и вычитание.

   1

2; 104 – 105

2; 83 – 84

132

Работа над ошибками м/д.

Действия с величинами. Умножение и деление.

   1

2; 106 – 108

2; 85 – 88

133

Как мы научились решать задачи

   1

2; 106 – 108

2; 85 – 88

134

Контрольная работа № 12

за 2 полугодие

Как мы научились решать задачи

   1

-

-

135

Работа над ошибками к/р.

Геометрические фигуры и их свойства

   1

2; 109 – 110

2; 89 – 91

136

Буквенные выражения и уравнения.

Подведение итогов

   1

2; 111 – 113

2; 92 – 94


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.

Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...

Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС

Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)

Рабочие программы  1 класс...

рабочая программа3 класс

рабочая программа Школа России 3 класс...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...