Урок математики в 1 классе "Признаки задачи. Выбор задачи из текстов"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Медведева Елена Николаевна

Разработка урока математики в 1 классе (3 четверть) системы Занкова. Урок формирования первоначальных  знаний, овладения предметными умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priznaki_zadachi.doc72.5 КБ
Office presentation icon reshenie_zadach.ppt389 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №9»

Методическая разработка урока

математики в 1 классе

Подготовила учитель начальных классов

Медведева Елена Николаевна

Белгород  2015

УМК Занкова

Предметная область: Математика (И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина)

Класс: 1 (2 часть, 3 четверть)

Тема: Признаки задачи. Выбор задачи из текстов

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Цель: создать условия для  формирования у учащихся представления о структурных компонентах задачи и умения применять эти знания

Личностные

Предметные

Метапредметные

Содействовать

  • формированию интереса к получению новых знаний, положительного отношения к уроку;
  • формированию предпосылок для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.

Способствовать формированию УД

  • распознавать данное понятие (задачу) на основе анализа объекта, сравнения выделенных признаков с признаками понятия «задача»;
  • составлять задачи;
  • проводить сопоставление, разностное сравнение
  • выполнять простые чертежи и узоры

Создать условия для формирования УД

  • отбирать адекватные средства для достижения целей;
  • контролировать свои действия при сотрудничестве с одноклассниками;
  • использовать иллюстрации и информацию учебника в соответствии с учебной задачей;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить небольшие сообщения в устной форме;
  • формулировать вывод на основании сравнения;
  • учитывать мнение и позицию другого человека.

Оборудование:

  • учебник «Математика» И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина (2 часть);
  • карточки для схемы, для индивидуальной работы, для работы в группах и в парах;
  • компьютер, проектор, экран

Этап урока

Цель

Содержание

Деятельность учащихся

Организационный

Создать рабочий настрой учащихся

- Проверьте всё ли готово к уроку. Начнем урок.

- Запишите в тетради дату.

    Проверяют свою готовность к уроку.

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний

Проверить уровень усвоения ранее полученных знаний,   создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, для определения темы и цели урока.

- О чём мы говорили на прошлом уроке математики?

- Мы знакомились с задачей.

- Что вы знаете о задаче?  Предлагаю поработать в группах с рисунком-схемой, и с её помощью дать определение задачи. СЛАЙД

Первая справившаяся группа предлагает определение, остальные дети оценивают с помощью сигнальных карточек.

«Задача – это текст, в котором есть условие, содержащее числовые данные, и вопрос»

СЛАЙД

   В группах обсуждают, вносят дополнения в схему, формулируют определение задачи, корректируют варианты, предложенные одноклассниками.

 Подготовка

 к работе на основном этапе

Организовать деятельность для планирования работы.

- Предположите тему нашего  урока.

- Тема урока «Признаки задачи. Выбор задачи из текстов». СЛАЙД

- Какова цель урока? (выбор из предложенных на слайде)

- Что поможет нам определить план работы?

- Учебник.

-На какой странице мы будем работать? (с.36)

Составление плана урока: (доска – карточки)

  • работа с задачей
  • сравнение
  • работа с выражениями
  • геометрическая работа

   Определяют тему, цель и план урока.

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Создать условия для формирования умения работать с информацией,

полученной из различных источников, применять знания и умения.

Создать условия для формирования умения  представлять результаты

совместной работы и выслушивать  своих одноклассников.

1. Выбор задачи из предложенных текстов

- Какое задание предлагают авторы учебника для работы над задачей?

- Это №88. 

- Что нам предлагают сделать?

- Мы будем выбирать из трёх текстов задачу.

- Выполните это задание в парах.  Пользуйтесь опорной схемой.  

Учащиеся называют свои варианты выбора.

- Почему вы не выбрали первый текст? 

- Нет числовых данных, вопрос не соответствует первой части текста.

- Почему не второй? 

- Нет вопроса.

- Почему же вы выбрали третий текст? СЛАЙД

- Есть условие, вопрос, числовые данные (опираясь на схему)

- Назовите условие задачи, вопрос.

- Мы закончили работу?

- Нет.

- Что ещё надо сделать?

- Решить задачу. 

- Что значит решить задачу?

- Значит, ответить на вопрос.

- Решите задачу в парах. Проверьте. 

- С каким этапом урока мы справились?

- Мы работали над задачей.

 -Какие выводы можно сделать?

Дети вспоминают определение понятия « задача».

- Оцените себя (знак на полях тетради)

2. Сравнение на основе сопоставления и противопоставления

- Какой следующий этап?

- Сравнение. Какое задание? №89 

- Что будем сравнивать. Для чего?

- Рисунки. Для выбора лишнего.

- Какой рисунок лишний?

Дети высказывают свои варианты ответов.

-Прочитайте вопросы под рисунками. 

- Какой вопрос для вас самый лёгкий? Почему?

- Сколько птиц на рисунках? 9 птиц. Мы просто пересчитывали.

-Какие знания нам помогут ответить на два оставшихся? (Правило)

Взаимопроверка: «Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее»

    Выбирают текст задачи с опорой на схему, доказывают правильность выбора.

   

     Записывают решение задачи с помощью выражения.

     Сравнивают рисунки, аргументируют выбор лишнего.

Дети отвечают на вопросы.

- Запишите выражения (взаимопроверка с помощью слайда)

9 – 2 = 7 На 7       7 – 2 = 5 На 5

- Могли бы мы использовать эти знания при решении задач?

- Да, если бы в задаче был такой вопрос.

Работа в группах

(Карточка для группы: Придумайте подходящее к вопросу условие. Например, на сколько снегирей больше, чем синиц?)

Учитель предлагает представителям группы выбрать из прекреплённых по классу карточек подходящую к вопросу.

Дети читают свои варианты, слушатели устно решают, показывают ответы с помощью веера чисел.

- С каким этапом работы мы справились?

- Со сравнением.

- Какой вывод нам помог сделать этот этап?

- Оцените себя (знак на полях тетради)

3) Работа с выражениями

- Какой следующий этап?

- Работа с выражениями. 

- Какое отношения выражения имеют к теме нашего урока?

- Выражения необходимы для решения задачи.

- Прочитайте задание и расставьте карточки на доске.

3 + 3   4 + 3   5 + 3   6 + 3 

- Что авторы учебника предлагают сделать для проверки? Найдите значения.

- Что ещё предложено сделать?

- Записать разности к выражениям.

-Какие знания нам помогут?

Взаимопроверка: Если из значения суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое. 

-Выполните работу в парах

-Оцените друг друга с помощью слайда (Знак на полях тетради)

      Применяют знание правила разностного сравнения чисел.

    Соотносят условие задачи с вопросом, решают предложенные задачи.

  Вспоминают названия компонентов сложения, находят значения  выражений, применяют знания взаимосвязи слагаемых и значения суммы.

Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

Содействовать формированию самостоятельности при выборе заданий различного уровня сложности

1) Геометрический материал

- Какой следующий этап?

- Геометрическая работа.

- Какие задания можно отнести?

- № 90, 93

- Выберите и выполните одно из них.

Учащиеся выполняют задание по выбору.

-Оцените. (Самооценка с помощью слайда)

     Строят самостоятельно чертежи или выполняют рисунки в соответствии с заданиями учебника.

Итог урока.

Рефлексия деятельности.

Содействовать формированию самоконтроля, самооценки.

- Удалось достичь цели урока?

- Для чего мы с вами изучали эту тему?

- Прошу оценить свои работы по лесенке успеха.

 -Какую работу для себя наметили?

- С помощью стикера обозначьте работу, наиболее значимую для  вас.

     Подводят итог работы. Учатся самостоятельно определять степень успешности и затруднения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

условие числовые данные вопрос Задача –это …

Слайд 2

Задача – это математический текст, в котором есть условие , содержащее числовые данные , и вопрос. условие числовые данные вопрос Задача –это …

Слайд 3

Задача Выбор задачи из текстов

Слайд 4

№ 88 Выбери из трёх текстов задачу. б) На ладонь упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Была зима. в) На ладонь упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Сколько всего снежинок упало на ладонь? а) На ладонь упали снежинки. Потом ещё несколько снежинок. Сколько дней продолжался снегопад?

Слайд 5

№ 88 Выбери из трёх текстов задачу. б) На ладонь упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Была зима. в) На ладонь упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Сколько всего снежинок упало на ладонь?

Слайд 6

№ 88 Выбери из трёх текстов задачу. в) На ладонь упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Сколько всего снежинок упало на ладонь?

Слайд 7

№ 88 в) На ладонь упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Сколько всего снежинок упало на ладонь?

Слайд 8

№ 88 Реши задачу в) На ладонь упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Сколько всего снежинок упало на ладонь?

Слайд 9

№ 88 Реши задачу. Для этого запиши выражение и найди его значение. в) На ладонь упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Сколько всего снежинок упало на ладонь? 4 + 2 = 6 (сн.) Ответ: ?

Слайд 10

№ 89 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

Слайд 11

№ 89 1 2 3 4 5 1 2 3 СколСкько 4 5 Сколько всего птиц на рисунках? На сколько птиц больше, чем самолётов? На сколько летающих птиц больше, чем нелетающих?

Слайд 12

№ 92 Не вычисляя значение, запиши суммы в порядке увеличения их значения. Объясни своё решение. 5 + 3 3 + 3 6 + 3 4 + 3

Слайд 13

№ 92 Не вычисляя значение, запиши суммы в порядке увеличения их значения. Объясни своё решение. 3 + 3 4 + 3 5 + 3 6 + 3

Слайд 14

№ 92 Найди значения сумм. Твоё расположение оказалось верным? 3 + 3 = 6 4 + 3 = 7 5 + 3 = 8 6 + 3 = 9

Слайд 15

№ 92 Для каждого выражения запиши разности. Сколько разностей удалось записать для каждого равенства? Объясни. 3 + 3 = 6 6 – 3 = 3 4 + 3 = 7 7 – 4 = 3 7 – 3 = 4 5 + 3 = 8 8 – 5 = 3 8 – 3 = 5 6 + 3 = 9 9 – 6 = 3 9 – 3 = 6 № 92 Для каждого выражения запиши разности. Сколько разностей удалось записать для каждого равенства? Объясни.

Слайд 16

№ 90 № 93 1см 2см 3см

Слайд 17

Задача Выбор задачи из текстов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выбор задачи из текста" урок математики в 1 классе

Урок математики по учебнику Аргинской (система Занкова)...

Выбор задачи из текста

конспект урока мо математики...

Конспект урока "Выбор задачи из текста"

Программа Л.В. Занков. 1 класс...

Задачи для уроков математики 1-4 классы (Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.)

Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.1-4 классы...

Конспект урока математики (3 класс). Тема: «Выбор рационального пути решения». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование представлений о рациональных путях решения задач; развитие умения сравнивать и рассуждать.Планируемые результатыПредметные: знать, понятие «рациональный п...

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Выбор рационального пути решения" ОНЗ

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Выбор рационального пути решения" ОНЗ...

Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель урока:  знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   8.созда...