Старинные русские меры
план-конспект занятия по математике (4 класс) по теме

Паршакова Тамара Алексеевна

Интегрированное внеурочное занятие по окружающему миру и математике в 4 классе. Я его давала на конкурсе "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya_po_matematike_s2-6.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия

по математике и окружающему миру «Старинные русские меры» в 4 классе

Автор: Паршакова Тамара Алексеевна,  учитель начальных классов МНОШ № 2

Конспект внеклассного мероприятия по математике и окружающему миру «Старинные русские меры» будет полезен учителям начальных классов. Данное мероприятие проводится в 4 классе, после изучения темы «Величины и действия с ними». Сведения из истории русских мер помогут раскрыть связь математики с жизнью, углубить понимание изучаемого фактического материала, расшить кругозор учащихся.

Цель:

  • ознакомление обучающихся с некоторыми старинными русскими мерами (деньги, меры массы) и с особенностями проведения ярмарок на Руси.

Задачи:

  • дать возможность научиться переводить старинные меры денег в современные и пользоваться этими мерами при решении задач;
  • развивать познавательные и творческие способности;
  • повышать познавательную мотивацию;
  • развивать навыки успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).

Оборудование: презентация «Старинные русские меры», таблица старинных мер, тексты задач, картинки с заданиями, Толковый словарь (С. И. Ожегов), листы бумаги, ручки, костюм для купчихи, выход в интернет.

Перед началом занятия детей необходимо  разделить на группы, распределить обязанности и повторить правила групповой работы. Для каждой группы приготовлены чистые листы бумаги, задания.

До занятия оформить класс, расставить столы, разложить товары, ноутбук настроить, музыку.

Ход мероприятия

1.ОМ, актуализация знаний

Учитель- Здравствуйте, ребята! Меня зовут …Я работаю учителем начальных классов в школе №2. Я думаю, что мои ученики сегодня за меня переживают и надеюсь, что вы меня не подведёте и справитесь со всеми задачами. Они передают вам видеопривет. Слайд 2

- Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. А вот куда? Слайд 3 Это скажете вы, если правильно составите слово.  (ярмарка)

-А где можно узнать значение этого слова?  (Словарь, интернет, учитель). Каждая группа ищет значение слова своим способом. (1гр –словарь, 2гр –интернет, 3гр –учитель) общее значение слова- большая торговля

- Расскажите, что вы узнали? Дети отвечают на вопрос, дополняют ответы друг друга.

Товарищи  и господа,

Поглазейте-ка сюда,

Оторвись-ка от забот

Весь красновишерский народ,

Жители провинциальные,

Ближние и дальние,

Господам, купцам,

Молодцам круглолицым,

Современным девицам,

Наше почтение (купчиха кланяется перед гостями).

Разрешите пригласить

Кавалеров всех и дам,

На веселую ярмарку к нам…

Танец Деревенский перепляс

Слайд 4На экран проецируется репродукция картины Б. Кустодиева «Ярмарка».

У- Устройство ярмарок было всегда праздником. Здесь все встречались, а потому люди надевали всё самое лучшее, праздничное, нарядное. Себя показать – других посмотреть. Отличались ярмарки по временам года, по виду товаров, по своим размерам. Некоторые ярмарки продолжались больше месяца. Самая маленькая – объединяла несколько деревень, а на крупные – съезжались из разных губерний множество народа. Человек, оказавшийся на праздничной площади, некоторое время пребывал в удивлении и растерянности, а затем незаметно для самого себя вовлекался в ярмарочный водоворот.

2. Тема и цели занятия Для чего мы отправляемся на ярмарку? (узнать о старинных русских мерах, денежных единицах, купить товар, повеселиться…) К нам на ярмарку прибыли жители разных деревень.

Деревенька Яборова ручками похлопайте. Староста Чуйко Артём.

Деревенька Митракова ножками потопайте. Староста Иванов Арсений.

Деревенька Бычина плечиком подвигайте. Староста Собянина Лера.

Деревенька Ивачина весело попрыгайте. Староста Пед Вика.

А вот правила участия на ярмарке. (слайд 5) 1 человек от деревеньки читает по 1правилу, 5-е правило я. -Я вам говорила, что путешествие необычное. Итак, мы отправляемся на ярмарку в Древнюю Русь. слайд 6

Звучит музыка А (перевоплощаюсь в русскую купчиху)  –остановить музыку, слайд тот же

3 Ярмарка- Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Милости просим на ярмарку. Приглашаем приобрести наш товар. Товару разного много, покупайте, не скупитесь. (показ на столы)

Ученик (слова дать одному из учеников заранее и проконсультировать, когда говорить)- Простите, уважаемая купчиха! Как же мы будем покупать товар? Ведь мы из другого времени, не знаем старинных русских мер и денежных единиц.

Я Ну ладно, чем могу, помогу! Предвидела я, что не знаете вы старинных денежных единиц и мер массы. Ну так слушайте. Слайд 7 Раньше наиболее распространёнными единицами массы были не кг и г, а фунт и пуд. Фунт – 400г, а пуд –около 16кг.

-Припасла я для вас ещё кое-что, знаю, что вы читать умеете. Берите-читайте, да друг дружке расскажите, про что узнали. А то как покупать товар станете, коли в деньгах не разбираетесь?

Раздаю картинки с изображениями старинных русских денег.

Учитель Прежде чем делать покупки, расскажите друг другу о том, какие деньги были на Руси.

1 гр. Слайд 8 В древней Руси единица массы ГРИВНА служила одновременно и денежной единицей. Различались гривны кунные, серебряные и золотые. Кунные готовились из низкопробного серебра и стоили вчетверо дешевле настоящих серебряных. Золотая гривна была в 12,5 раз дороже серебряной. Позже гривну стали рубить пополам, и новый слиток в половину денежной гривны назвали рублём. Рубль стал основной денежной единицей.

2 гр слайд 9 Каждый князь на Руси чеканил собственную серебряную монету, отличающуюся  от других названием, массой, ценой. Но всегда был народец, не упускавший случая поживиться. Монеты подрубались, становились легче, а кусочки серебра шли в слитки. Таким образом, общая масса денег, поступавшая в казну, постоянно уменьшалась. Виновных разыскивали, наказывали. Но монеты по-прежнему  продолжали «худеть». Вскоре провели денежную реформу – из двух лёгких  монет стали делать одну нормальную по массе «деньгу». Это было во время царствования Ивана Грозного. На новой монете изображали всадника с копьём,  это был копеец, потому-то её и прозвали копейкой.

3гр –слайд 10 В ходу была монета с интересным названием «АЛТЫН». Слово «алтын» произошло от татарского слова «алты», что означало «шесть». 1 алтын равнялся 6 московским или 3 новгородским деньгам. Новгородская деньга позже получила название «КОПЕЙКА».

4 гр- слайд 11 При Петре 1 появились ГРИВЕННИКИ и ПОЛТИННИКИ. Один гривенник равнялся 10 копейкам. Полтина – монета стоимостью в 50 копеек, их чеканили из меди, серебра, золота.

Я- Сделала я вам ещё один подарок. (раздаю таблицы мер массы и объёма) Что это за подарок? (таблица старинных русских мер)

Эти подсказки помогут переводить старинные русские деньги и меры веса в современные. С ними смело отправляйтесь на ярмарку.

Таблица старинных русских мер.

Денежные единицы

Рубль=2 полтины

Полтина=50 копеек

Пятиалтынный=15 копеек

Алтын=3 копейки

Гривенник=10 копеек

2 деньги=1/2 копейки

Меры веса

Пуд=16,4 кг

Фунт=400 г

Я- Вы нам деньги принесли.

А мы товары припасли.

Не стесняйся, подходи!

Что понравилось, купи!  

- Чтобы приобрести какой-либо товар, необходимо выполнить задание.

Каждая группа получает лист с заданием №1.

(по картинке)- В нашем краю – словно в раю:

Рябину, грибы корзиной бери…

Кладу на весы 2 фунта еды.

Покупай грибы!

За фунт еды полтину плати.

Ответ: 1 рубль

Дети выполняют задание, Какие группы решили, поднимают руку, говорят ответ. Не говорить сразу ответ, выслушать всех желающих. Группы, решившие верно, получают картинку с изображением грибов.

После решения выполняется проверка. Решение: слайд 12

1 фунт еды – полтина = 50 копеек

2 фунта – 50 x 2 = 100 копеек, или 1 рубль

Я Расступись, народ честной!

К нам медведь идёт смешной! Слайд 13 Сценка про медведя, музыка Щ

Я: Тары-бары –растабары, расторгую все товары!

Каждая группа получает лист с заданием №2.

Я Продается модный жилет. Модный жилет с поношенным пиджаком стоит полтора рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с пятиалтынным. Сколько стоит  жилет? Ответ: 50 коп.  

Дети выполняют задание, а затем проверяют. После решения выполняется проверка. Группа, решившая верно, получает картинку с изображением пиджака.

Решение: слайд 14

вся покупка - 1 рубль50 копеек = 150копеек, пятиалтынный = 15копеек,

150 + 15 = 165копеек

пиджак – рубль = 100 копеек, пятиалтынный = 15 копеек, 100 + 15 = 115 копеек

жилет – 165 – 115 = 50 копеек

или (рациональнее):жилет +пиджак=полтора руб+пятиалтынный

пиджак=рубль+пятиалтынный

Значит, жилет=50коп.

Физминутка Закружились хороводы
Колесом: и вкруг, и вспять!
Пробудился дух народный –
Русской пляски не унять!
Музыка «Вперёд 4 шага» слайд 15
Каждая группа получает лист с заданием №3.

- Продаются 2 умных мышонка, два забавных крота. Один мышонок стоит полкопейки, а крот – полтина без алтына. Ответ 95 коп

Дети выполняют задание, а затем проверяют. После решения выполняется проверка. Группа, решившая верно, получает картинку с изображением мышонка и крота.

Решение: слайд 16

1 мышонок – 1/2 (полкопейки)

2 мышонка – 1 копейка

1 крот – полтина без алтына, 50-3=47 копеек

2 крота –94 копейки

все зверюшки – 1 копейка + 94 копеек =95 копеек

Я Наша верная подружка,
добрая насмешница.
Выручает нас частушка:
сказка - пересмешница.
Слайд 17 частушки

(слайд 18) Я А ну налетай, покупай мой товар!

Каждая группа получает лист с заданием №4.

Я- В клетке 8 гусят. Заплати мне за полстолько 6 полтин и 10 гривенников и забирай  гусят. Ответ 4 рубля

Дети выполняют задание, а затем проверяют. После решения выполняется проверка. Группа, решившая верно, получает картинку с изображением гусят.

Решение: слайд 19

полстолько гусят – 8 : 2 = 4 гусёнка, полтина = 50 копеек, 6 полтин x 50 копеек = 300 копеек

гривенник = 10 копеек, 10 гривенников x 10 копеек = 100 копеек

300 + 100 = 400 копеек, или 4 рубля

Я- Ярмарка закрывается! - Сколько товаров смогла приобрести каждая деревенька? (Каждая группа показывает приобретенный товар.)

- Да, умны вы, красны девицы и добры молодцы! Спасибо вам большое.

-А теперь, пожалуйста, придумайте по 1-2 предложения от каждой деревеньки для видеоответа моим ученикам и подумайте, кто из вас будет участвовать в съёмке, хотя бы 1 человек от деревеньки. Вы помните, о чём они вам сказали в своём привете? (Они совершили путешествие, им понравилось, они научились решать старинные задачи, сумеете ли вы их решить). Вот и вы постарайтесь ответить на эти вопросы.

слайд 20 муз (остановить муз), появится слайд 21 

4. Итог. Рефлексия (видеоответ) пока можно просто сказать (от каждой группы), а потом снять видео после занятия.

Учитель -Что вы ответите моим ученикам?

 -Итак, ребята, каковы особенности русской ярмарки?

- Как вы думаете, удобна ли старинная система мер?

- Вот поэтому за два столетия система мер изменилась и стала более удобной для пользования, но устаревшие слова остались в словарях, рассказах, сказках и старинных книгах.

- Оцените своё участие по следующим критериям: слайд 22

1)Узнал(а) новое –не узнал(а)

2)Было интересно- неинтересно

3)Мы работали в группе дружно-недружно

4)Занятие прошло с пользой -без пользы

Если все ответы без отрицания «НЕ», или 1-2 отрицания, то прикрепите, пожалуйста, розовый стикер.

Если 3-4 отрицания –то зелёный.

Слайд 23-Спасибо за занятие! Желаю вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Старинные единицы меры длины"

В презентации содержится информация о  единицах меры длины: перст, вершок. аршин, локоть, сажень, шаг, миля и др....

Проект на тему: «Старинные русские меры длины», 4 класс.

Задачи:Обучающие: расширять кругозор учащихся; пополнять знания учащихся  по теме «Меры длины»; активизировать деятельность учащихся за счёт разнообразности видов деятельности.Развивающие: р...

Презентация "Старинные русские меры длины"

Знакомство с русскими старинными мерами длины....

Конспект внеклассного мероприятия по математике «Старинные русские меры массы»

Ознакомление детей со старинными русскими мерами массы и перевод старинных мер в общепринятую метрическую систему единиц....

Тест по теме «Старинные русские меры».

Тест по теме «Старинные русские меры» создан для работы в программе «Response» с использованием интерактивной доски «Workspece»....

Проект по русскому языку "Старинные русские меры длины".

Проект по русскому языку "Старинные русские меры длины"....