Проект на тему: «Старинные русские меры длины», 4 класс.
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Старушко Антонина Николаевна

Задачи:

Обучающие: расширять кругозор учащихся; пополнять знания учащихся  по теме «Меры длины»; активизировать деятельность учащихся за счёт разнообразности видов деятельности.

Развивающие: развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию; совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками; совершенствовать умения делать выводы и обобщения.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность и творчество, умение достигать поставленную цель, искать необходимый материал в литературе; воспитывать уважение к знаниям предков, беречь эти знания и применять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx30.41 КБ
Office presentation icon proektnaya_deyatelnost.ppt2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Старинные русские меры длины», 4 класс.

Задачи:

Обучающие: расширять кругозор учащихся; пополнять знания учащихся  по теме «Меры длины»; активизировать деятельность учащихся за счёт разнообразности видов деятельности.

Развивающие: развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию; совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками; совершенствовать умения делать выводы и обобщения.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность и творчество, умение достигать поставленную цель, искать необходимый материал в литературе; воспитывать уважение к знаниям предков, беречь эти знания и применять.

Ход мероприятия.

I. Введение (слайд 3).

Можно измерять локтями.
И линейкой, и веткой,
Сантиметром и рулеткой.
Папа говорил мне так:
– Пусть нашей мерой будет шаг.
Шаг муравьишки – миллиметр.
Шаг у людей – примерно метр…
– А километр? –воскликнул я.
Отец сказал: – Ну, что ж,
Стань великаном и, шутя,
На километр сделай шаг.

– В шутливом стихотворении перепутаны старинные и современные меры длин. На нашем занятии мы поведем разговор о старинных русских мерах длины.

Идея проекта «Старинные русские меры длины» возникла у учащихся после прочтения сказок, изучения поговорок. Стало интересно, что означают новые слова, как выглядят сказочные герои – Конек –Горбунок, Подземные Жители, как понять некоторые поговорки.

Учащиеся 4 класса разделились на несколько групп: 

  • историческая
  • математическая
  • лингвистическая
  • художественная

II. Историческая справка (излагают представители от исторической группы, ученик 1) слайд4-5.

– В холодные ночи или в ненастные дни первобытные люди находили для себя убежища в пещерах, под густыми кронами деревьев. Позже они начали делать для себя навесы, шалаши, а затем уже удобные хижины. Умение возводить жилища развивалось постепенно, передавалось от одного поколения к другому. При строительстве убежищ людям приходилось выполнять разнообразные измерения. Вбитые в землю колья нужно было делать определенной высоты, а вбивать их следовало один от другого на равных расстояниях и располагать по окружности. Нашим далеким предкам требовалось измерять длины и при изготовлении различных орудий труда, на охоте, рыбной ловле, при обработке земли, посадке растений и т.д.

У наших предков были и весьма любопытные способы измерения:

  • вержение камня – бросок камнем;
  • перестрел – расстояние, которое пролетела стрела, выпущенная из лука;
  • бычащий рев – расстояние, с которого еще слышен рев быка;
  • бука – расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка (слайд5).

– Какими же измерительными приборами они могли пользоваться? (Ученик 2.)

– Из измерительных приборов они располагали только собственным ростом, руками и ногами. Шло время. Люди улучшали орудия своего труда. Работали более производительно и иногда получали излишки продуктов, которые можно было бы обменять на что-то другое. Например, хлеб на топор, копье на рыбу и т.д. С развитием обмена, а затем и торговли стало необходимо устанавливать общие единицы величин.

– В 16-17 веках на Руси установилась система мер длин и весов. Она была уточнена указом Петра I и пользовались ей до 1918 года.

Древними русскими мерами длины были: 

  • аршин, локоть, сажень, верста, вершок, пядь и т.д.

III. Меры длины (излагают представители математической группы).

Аршин (слайд 6).

– Обратимся к нашим консультантам. Что удалось узнать об аршине?

– Аршин –  это старинная мера длины, расстояние вытянутой руки. В 1 аршине – 71 см. Есть различные версии происхождения аршинной меры длины.

1. (ребус) Корень «АР» в древнерусском языке означает «ЗЕМЛЯ», «поверхность земли», и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути. При измерении шагами небольших расстояний, применялся пошаговый счет.

2. Возможно слово аршин произошло от персидского «АРШ», что значит «ЛОКОТЬ».

Эта мера длины известна уже в 11 веке и применялась в торговле холстом, сукном.

Выступают представители художественной группы: теперь мы можем представить какого сына родила царица царю Салтану (сказка А.С. Пушкина).

Отрывок: «Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком…»

Представители лингвистической группы подобрали пословицы к старинным мерам длины (аршин, сажень, верста, вершок, пядь).

Пословицы (ученик 1):

  • Каждый купец на свой аршин меряет – каждый судит по своему, односторонне, исходя из собственных интересов.
  • Сидит, ходит, словно аршин проглотил – о неестественно прямом человеке.
  • На три аршина в землю видит – о внимательном человеке, от которого ничего нельзя утаить.
  • Умом Россию не понять, аршином общим не измерить …

(Выступает 2 ученик математической группы слайд 7.)

Локоть – расстояние от конца вытянутого  среднего пальца руки до локтевого сгиба 38-46 см.

– Сажень  – одна из наиболее распространенных на Руси мер длин (слайд 8-9).

Слово «САЖЕНЬ» происходит от глагола сягать, досягать – на сколько можно было дотянуться рукой (работа со словарем ударений).

По данным историков и архитекторов, саженей было более 10. Они имели свои названия и значения:

  • городовая 248,8 см
  • греческая 230,4 см
  • царская 197,4 см
  • народная 176 см
  • простая 150,8 см
  • великая 244 см
  • казенная 217.6 см
  • церковная 186,4 см
  • кладочная 159,7 см
  • малая 142,4 см, а так же дворовая, мостовая.

Наибольшее распространение и применение получили:

Маховая сажень  – расстояние между концами средних пальцев раскинутых в сторону рук – 176 см.

Косая сажень  – расстояние от первого пальца левой стопы до среднего пальца поднятой вверх правой руки – 248 см.

Существовали саженные мерные веревки и деревянные «складени», применявшиеся в строительстве и при измерении расстояний. 

Пословицы (2 ученик лингвистической группы):

  • Нос с локоть, а ума с ноготь.
  • Косая сажень в плечах – широкоплечий , высокий человек. 
  • Полено к полену – сажень – накопления запасов, богатств, путем экономии.

Верста (слайд10) – путевая мера. Произошло от слова «вертеть». Ее раннее название «поприще». Этим словом первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Величина версты много раз менялась в зависимости от числа сажень, входивших в нее, и величины сажени.

Уложением 1649 года была установлена межевая верста – 1000 сажен – 2 км 160 м – использовали для измерения расстояний между населенными пунктами. В 18 веке межевые версты вытесняются путевыми – 500 сажен. На таком расстоянии вдоль наиболее важных дорог ставили столбы, окрашенные в два цвета. Отсюда название «столбовая дорога» для хорошо известного, наезженного пути.

«Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой…..»

Пословицы (3 ученик лингвистической группы):

  • Москва верстой далека, а сердцу рядом.
  • Коломенская верста – шутливое прозвище для высокого человека. Это выражение появилось во времена царя Алексея Михайловича . Он повелел расставить вдоль дороги от Москвы до своего летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей друг от друга.
  • Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк – расстояние не препятствие для любви.
  • От слова до дела – целая верста.

Мы узнали еще о следующих мерах(4 ученик математической группы) слайд 11.

– Вершок – ширина двух пальцев руки 4 см 4 мм.

Выступает 2 ученик художественной группы:

– Как же выглядел Конек-Горбунок? (Слайд 12. )

Отрывок:

Да еще рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

Вот он наш Конек-Горбунок.

– Оказывается при определении роста человека или животного счет велся после двух аршин. Если говорилось три вершка, то это означало 2 аршина + 3 вершка.

71 +71+ 3 · 4,4 =155 см

– Пядь (слайд 13) – от древнерусского слова «пясть», т.е. кулак или кисть –расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев,  малая пядь равна 18-19 см. Расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца – великая пядь 22-23 см.

Выступает ученик 3 художественной группы:

– Разберемся теперь с просторечным словом напяливать (натягивать что-то заведомо узкое, тесное).  Имеют ли они отношение к пяди? Несомненно. В основе всех этих слов – один древнерусский глагол пяти.
Становятся понятными такие выражения, как "ни пяди", "ни на пядь" – нисколько, ни капли, ничего. Видите, как полезно быть семи пядей во лбу.

Пословицы (4 ученик лингвистической группы):

  • От горшка два вершка, а уже указчик – молодой человек поучающий всех.
  • Один, как перст.
  • Не уступить ни пяди.
  • Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим.
  • Семь пядей во лбу. (Как же выглядел человек с таким лбом? Слайд 13.)

IV. Практическая работа.

Измерение: вершками, пядью, саженью.

V. Историческая справка ( излагают представители исторической группы).

– Такое разнообразие единиц измерения затрудняли развитие техники, торговли. В 1875 г. представители 17 государств подписали соглашение о признании единой метрической системы измерений. Эта система была разработана во Франции комиссией ученых Французской Академии и узаконена в стране еще в 1799 г. В метрической системе мер за основу взят метр. Чтобы определить длину основной единицы, комиссия ученых Франции почти 6 лет измеряла и вычисляла длину меридиана – линии по поверхности Земного шара от одного полюса к другому. По замыслу комиссии метр составит одну сорокамиллионную долю земного меридиана. В нашей стране метрическая система мер была введена в 1918 г.

– Память о старинных мерах длин сохранилась в пословицах, поговорках, стихах, сказках. Для нас важно знать их, чтобы всегда можно было вычислить приблизительные измерения. Ведь инструменты для этого всегда с человеком – руки, ноги, локти, пальцы.

– На этом наше мероприятие заканчивается, спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Строители египетских пирамид эталоном длины считали локоть Древние арабы эталоном длины считали волос из ослиной морды. У славян мера длины - «вержение камня»- бросок камнем, «перестрел»- это расстояние, которое пролетела стрела выпущенная из лука.

Слайд 4

«Сына бог им дал в аршин…» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Аршин 71 см

Слайд 5

Локоть В торговле холстом, сукном, полотном - локоть был основной мерой Расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба 38-46 см Нос с локоть, а ума с ноготь.

Слайд 6

Сажень Происходит от славянского сяг - шаг Сажень бывает мерная маховая косая казенная большая греческая церковная царская морская трубная Мамврийский дуб, толщина 2 сажени 152 см

Слайд 7

Софийский собор Окно с простенком 2 сажени Сажень Маховая или мерная сажень – 176 см Косая сажень – 248 см

Слайд 8

Вёрстами в народе назывались и дорожные столбы, отмерявшие указанное расстояние Верста 1000 саженей 2 км 160 м 500 саженей 1 км 80 м Вырос как Коломенская верста Спортивная забава "Суздальская верста“

Слайд 9

Для измерений часто использовали верхнюю часть пальца – вершок. 1 Вершок = 4 см 4 мм

Слайд 10

Пядь ? Расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев. Семи пядей во лбу 18-19 см


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Старинные единицы меры длины"

В презентации содержится информация о  единицах меры длины: перст, вершок. аршин, локоть, сажень, шаг, миля и др....

Старинные русские меры

Интегрированное внеурочное занятие по окружающему миру и математике в 4 классе. Я его давала на конкурсе "Учитель года"...

Презентация "Старинные русские меры длины"

Знакомство с русскими старинными мерами длины....

Конспект внеклассного мероприятия по математике «Старинные русские меры массы»

Ознакомление детей со старинными русскими мерами массы и перевод старинных мер в общепринятую метрическую систему единиц....

Тест по теме «Старинные русские меры».

Тест по теме «Старинные русские меры» создан для работы в программе «Response» с использованием интерактивной доски «Workspece»....

Проект по русскому языку "Старинные русские меры длины".

Проект по русскому языку "Старинные русские меры длины"....