Рабочая программа объединения «Занимательная математика» в 4 классе.
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

 

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Рабочая программа

                     объединения «Занимательная математика»  в 4 б  классе.

                                                      Статус документа.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.              

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся четвертого  класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Закон   «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования,  УМК «Школа России»
  4. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» Москва «Просвещение» 2011г.

                                               Пояснительная записка.

       Решая  проблему  развития  пространственного  мышления   в  русле  методической  концепции  развивающего  обучения  учащихся 4 класса  математике,  данное объединение    ориентировано  на  общекультурные  цели  обучения  математике  и  направлено на  развитие  у  учащихся  интуиции,  образного  (пространственного)  и  логического  мышления (приемы  умственной  деятельности:  анализ  и  синтез,  сравнение,  классификация,  аналогия,  обобщение),  формирование  у  них  конструктивно-геометрических  умений  и  навыков,  способности  читать  и  понимать  графическую  информацию,  а  также  комментировать  ее  на  доступном   детям  данного  возраста  языке.

Цель: формирование и развитие образного логического мышления.

Задачи:

  • дать  материал  для  умственной  гимнастики, для  тренировки  сообразительности  и  находчивости;
  • отрабатывать  арифметический  и  геометрический    навык;
  • подготовить  ум для  более  серьезной  работе.

 Для  успешного  освоения  программы  обучения  ученику  необходимо  не  только  много  знать,  но  и  последовательно  мыслить,  догадываться,  проявлять  умственное  напряжение.  Интеллектуальная  деятельность,  основанная  на  активном  думании,  поиске  способов  действий,  при  соответствующих  условиях  может  стать  привычной  для  детей.

   Так,  головоломки  целесообразны  при  закреплении  представлений  ребят  о  геометрических  фигурах.  Загадки,  задачи-шутки  уместны  в  ходе  обучения  решения  арифметических  задач,  действий  над  числами,  формирование  временных  представлений  и  т.д.  Формы  организации  учеников   разнообразны:  игры  проводятся  со  всеми,  с  подгруппами  и  индивидуально.  В  программу объединения включены  игры,  смекалки,  головоломки,  которые  вызывают  у  ребят  большой  интерес. На  данном  объединении  формируются  важные  качества  личности  ребенка:  самостоятельность,  наблюдательность,  находчивость,  сообразительность,  вырабатывается  усидчивость,  развиваются  конструктивные  умения.

    В  ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок  дети  учатся  планировать  свои  действия,  обдумывать  их,  догадываться  в  поисках  результата,  проявляя  при  этом  творчество.  Эта  работа  активизирует  не  только  мыслительную  деятельность  ребенка,  но  и  развивает  у него  качества,  необходимые  для  профессионального  мастерства,  в  какой  бы  сфере  потом  он   не  трудился.

В Концепции модернизации российского образования и введении Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ставится задача по формированию «целостной системы универсальных учебных действий» и формулирование планируемых результатов.

                                       

                                Место предмета.

Объединение «Занимательная математика» проводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

     

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-11 лет.    Сроки реализации программы- 1 год.                                                  

                                Актуальность данной программы.

  Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Она определяется рядом факторов практического характера, под которыми понимаются тесное общение учителя и учащихся, ориентирование на творческую самореализацию развивающейся личности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций.

Отличительные особенности программы «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

         Программа направлена на формирование следующих УУД.

Личностные УУД:

  • самоопределение (формирование положительного отношения к полученным знаниям)
  • смыслообразование  (дети определяют степень нужности полученных на кружке знаний)
  • нравственно-этическая ориентация  (оценивание усвоенного материала, исходя из личностных ценностей)

Регулятивные УУД:

  • саморегуляция (управление своей речью, поведением на занятиях кружка)
  • целеполагание (соотнесение того, что известно и того, что ещё предстоит узнать)

Познавательные УУД:

1) общеучебные:

  • формулирование цели занятия;
  • поиск и выделение необходимой информации из данной;
  • осознанное построение своего ответа;

2) логические:

  • анализ данных объектов;
  • классификация данных объектов;
  • установление связей объектов;

3) постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы (например, назвать тему занятия)

Коммуникативные УУД:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками на занятии кружка;
  • разрешение спорных ситуаций;
  • выражение собственных мыслей по данному вопросу;
  • управление партнёром и партнёрами в групповых работах.

                   

                            Ожидаемый результат.

Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

1. Мотивация к изучению математики.

2. Формирование личностного смысла изучения математики.

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог

4. Уметь работать в группах.

5 .Уметь доказывать способ правильного решения.

6. Уметь опровергать неправильное направление поиска.

1. Приобретение начального опыта применения математических знаний.

2. Использование начальных математических знаний.

3. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

4.Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом.

5.Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

6.Умения  ориентироваться  в пространственных  отношениях  «справа-слева»,  «перед-за»,  «между»,  «над-под»,  «выше-ниже» ит.д.

7.Находить  взаимосвязь  плоских  и  пространственных  фигур.

8.Отличать  кривые  и  плоские  поверхности.

9.Уметь  читать  графическую  информацию.

10.Дифференцировать  видимые  и  невидимые  линии.

11.Конструировать  геометрические  фигуры.

12.Анализировать  простые  изображения,  выделять  в  них  и  в  окружающих  предметах  геометрические  формы.

13.Уметь  различать  существенные  и   несущественные  признаки.

14.Уметь решать ребусы, головоломки, кроссворды.

1 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха.

2 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

3 Овладение способностью принимать и сохранять цели.

4 Овладение навыками смыслового чтения текстов.

5 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

6 Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.

Воспитанник научится:

  • знать свойства арифметических действий;
  • овладеть способами исследовательской деятельности;
  • сравнивать и измерять площади;
  • читать, записывать, сравнивать многозначные числа;
  • распознавать геометрические фигуры;
  • решать головоломки, шарады, ребусы.

Воспитанник получит возможность научиться:

  • устно выполнять вычислительные приемы;
  • использовать знания для решения заданий;
  • узнавать и изображать геометрические фигуры;
  • строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
  • анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы.
  • осуществлять самостоятельный поиск решений.

                                     

                                   

                    Тематическое планирование.

№ п/п

      Тема занятий.

  Дата

по плану

факт

1.

Математика вокруг нас.

10.09

2.

Что дала математика людям? Зачем изучать математику?

17.09

3.

В математику тропинки одолейте без запинки.

25.09

4.

Тропинка наблюдений и поиска закономерностей. Тропинка отсеивания несущественного.

01.10

5.

Пересечение и разветвление тропинок.

08.10

6.

Наш конструктор числовой, поработай головой. Смекай, отгадывай.

15.10

7.

Здесь загадки и шарады. И фокусы покажем, и секрет расскажем.

22.10

8.

Натуральные числа.

29.10

9.

Натуральное число в арифметику вошло, тайн немало принесло.

12.11

10.

Свойство чисел.

19.11

11.

Если делится число, то решение подошло.

26.11

12.

Удивительный мир многозначных чисел.

03.12

13.

Старинные системы записи чисел.

10.12

14.

Площадь и периметр фигур.

17.12

15.

Работа с величинами: длина, вес, емкость, время.

24.12

16.

Архимед-гений математики.

14.01

17.

Научный мир Пифагора.

21.01

18.

Решение нестандартных задач.

28.01

19.

Турнир по геометрии.

04.02

20.

Блиц-турнир по решению задач. Задачи в стихах. Решение старинных задач.

11.02

21.

Удивительные приключения «Слагайки» и «Вычитайки».

18.02

22.

Необыкновенные приключения в стране «Внималки-сосчиталки».

25.02

23.

Утренник «В гостях у Царицы Математики».

03.03

24.

Конкурс «Веселый интеллектуал».

10.03

25.

Дерево возможностей.

17.03

26.

Олимпиадные задания. Математические тренажеры.

31.03

27.

«Кросснамбер», «Чайнамбер», «Танграм».

07.04

28.

Путешествие в страну «Испраавляйкино».

14.04

29.

Математическая драка между командами «+» и «-».

21.04

30.

Математическая карусель.

28.04

31.

 Текстовые задачи, решаемые с конца.

05.05

32.

Защита презентаций.

12.05

33.

Защита презентаций.

19.05

34.

Итоговая игра «Великие математики».

23.05

                 

                                                         Литература.                                                                               

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2013
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2014
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2012
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2014
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 2010
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2011