«Умножение на однозначное число. Обобщение» (урок - путешествие «Полёт в космос»)
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Степанова Изабелла Михайловна

Урок математики в 4 классе по программе "Планета знаний". Основная задача урока - это совершенствование умения применять изученные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел при вычислении значения выражений, решении текстовых задач, нахождении неизвестных компонентов арифметических действий. Работа состоит из технологической карты, презентации к уроку.                                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc92 КБ
Файл polyot_v_kosmos.pptx1.21 МБ
Файл umnozhenie_test.pptx121.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №27

ГО «Якутск»

Урок математики в 4 классе

по УМК «Планета знаний»

Составитель:

                                                                   Степанова И.М., учитель

                                                                   начальных классов

                                                                   1 категории.

2015 г.

Организационная информация

Предмет

Математика

Класс

Дата

17.11.2015

Тема

«Умножение на однозначное число. Обобщение»                                                                                                                              (урок - путешествие «Полёт в космос»)

Автор урока (ФИО, должность)

Степанова Изабелла Михайловна

Образовательное учреждение

МОБУ СОШ №27

Описание урока

Тип урока

Урок отработки умений и рефлексии.                                                    

Время реализации урока

1 урок (45 минут)

Цель урока

Отработка вычислительных навыков 

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные:

1. Совершенствовать умения применять изученные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел при вычислении значения выражений, решении текстовых задач, нахождении неизвестных компонентов арифметических действий.                                                                      

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, внимание, память, расширять кругозор.                                                                                                

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к математике, чувство гордости за свою страну.      

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят ученики в ходе урока

Предметные:  

Выполнять арифметические действия с многозначными числами.                                                                                                                Определять порядок действий и вычислять значение выражения.                                                                                 Решать задачу, используя данные и составлять краткую запись, схему к ним.  

Метапредметные:                                                                                    

Познавательные:                                                                                            

Выполнять логические операции, соотнося с известными понятиями,                                                                                        понимать информацию, представленную в виде текста, строить логическое рассуждение, сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; развивать математические способности, внимания и интерес к предмету.                                                                      

Регулятивные:                                                                                            

организовывать рабочее место; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с эталоном; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации искать средства её осуществления, контролировать и оценивать свои действия, использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок.                                        

Коммуникативные:                                                                                        

высказывать свою точку зрения, сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач, осуществлять взаимопроверку; учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки.                                                            

Личностные:                                                                                                      

принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, адекватно воспринимать оценку учителя;                                                                                                                          уметь устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.                                                                        ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала; восприятие математики как части общечеловеческой культуры.                                                                          

Технологии

Игровая, проблемно-диалогическое обучение, ИКТ – технологии.                                                                                  

Методы обучения                                                                                                  

По характеру учебно-познавательной деятельности:                                                                                                    проблемно-поисковые.                                                                                                                                              По способу организации и осуществления познавательной деятельности:                                          объяснительно - иллюстративный, словесные, наглядные, практические.                                                                                                                            По степени педагогического управления со стороны учителя:                                                                     методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, методы опосредованного управления с помощью источников информации.                                                                                                                      

Формы обучения

Индивидуальная, парная, фронтальная.                                        

УМК

«Планета знаний», учебник математики для 4 класса в 2-х частях, авт. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика:  учебник для 4 класса М.: Астрель, 2014 год

Оборудование

Проектор, тест в программе Power Point.                                                                                      

Наглядность

У каждого ученика листы с фразами, геометрические фигуры.

Технологическая карта урока

Этапы урока, цель, время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1.

Организационный момент. Психологический настрой.

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке;

2) определить содержательные рамки урока.

(2 мин.)

Посмотрите, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка.

Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.

А теперь все повернитесь
И  друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Приветствуют учителя, гостей.

Воспринимают на слух перечень принадлежностей необходимых для урока, визуально и кинестетически контролируют готовность.

РегулятивныеУУД

Умение организовать свое рабочее место, настроиться на работу

Личностные УУД:

Самоопределение

2.

Актуализация опорных знаний

Цель:

1)мотивировать к  действию; организовать его самостоятельное выполнение

(3мин.)

-  сегодня, ребята, мы с вами совершим увлекательное математическое путешествие

- но для этого нам необходимо сделать транспорт из этих геометрических фигур.

- что у нас есть?                                 квадрат                           прямоугольник                               2 прямоугольных  треугольн                            1 остроугольный треугольник

- итак,

1. Возьмите фигуру,  у которой все стороны равны и все углы прямые

2. два  прямоугольных треугольника, прямыми углами приставьте к квадрату

3. четырёхугольник поставьте над квадратом

4. Возьмите оставшуюся фигуру и поставьте над прямоугольником

Что получилось? (ракета)

- Ребята, по ходу работы вы должны будете закрашивать каждую деталь определённым цветом;

Без ошибок

Одна ошибка

Более одной ошибки

                                                                                                             

Вступают в беседу с учителем.

Самостоятельно предлагают задание и выполняют  его

Познавательные УУД:

Умение определять геометрическую фигуру и составлять из них фигуры

Совершенствование умения совершать определённые действия под диктовку учителя

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог.

3.

Устный счет

Цель:

1)организация положительной мотивации к учебной деятельности

2)проверка вычислительных навыков

 (5 мин.)

- ну, а чтобы наша ракета взлетела мы начнем урок с разминки – математического теста                                                  

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- у кого какое слово получилось?

Итак, наша ракета успешно  стартовала

(закрашиваем  прямоугольные треугольники (за устный счёт) согласно инструкции)

Работают в тетрадях, записывают буквы правильных ответов.

Получается слово «МОЛОДЕЦ»

Познавательные УУД:

Выработка прочных вычислительных навыков.

РегулятивныеУУД

Развитие памяти, внимания, логического мышления.

Привлечение внимания к оценочной деятельности

Развитие навыков самоконтроля, самооценивания.

4.

Самоопределение к деятельности                                                            

Цель: 1)развитие умения самостоятельно формулировать тему урока.

2)определить содержательные рамки урока.

( 2 мин.)

- Ребята, какие задания были в нашем тесте?

- попробуйте определить тему урока.

Выслушиваются ответы детей.

Формулируют тему урока, задания для повторения изученного.

Личностные УУД:

Формирование интереса к уроку математики через историю нашей страны.

5.

Решение выражений.

Цель: 1)проверить свои знания и  умения в решении выражений

(10 мин.)                                                                                    

- Мы продолжаем наше путешествие и подлетаем к планете Марс – это четвертая планета Солнечной системы. Она немного меньше Земли. Планета Марс, а станция “Решай-ка”. На этой станции проверим, на сколько хорошо вы умеете вычислять в столбик.

- открываем учебники на стр.82, находим №1, записываем вычисления в столбик и решаем.

- 3 ученика решают на доске.

 (каждый ряд решает один столбик)                                                                                                                                                                                    

Самостоятельная работа по учебнику

(решение выражений)

Фиксируют свои успехи на «ракете»

(закрашивают квадрат ракеты)

Осуществляют взаимопроверку

Познавательные УУД:

Развитие умения работать по алгоритму.

РегулятивныеУУД

Развитие умения удерживать и выполнять задание

Развитие навыков самоконтроля, оценивания

Коммуникативные УУД:

Развитие умения слушать друг друга

6.

Физминутка.

Цель: 1)отдохнуть, 2)переключиться на другую работу  

(2 мин.)                                                                            

А наша ракета подлетела к следующей планете - это Юпитер. Юпитер — планета–гигант. А станция наша «Отдыхай-ка»

Повторяют упражнения физминутки

7.

Нахождение площади фигуры        

Цель: 1)проверить свои знания и  умения в нахождении площади фигур

(7 мин.)

                                                                 

                                                                                                                          - Мы прилетели на самую эффектную планету Солнечной системы - Сатурн, благодаря своему знаменитому кольцу. Сатурн относится к планетам-гигантам. И станция у нас называется «Площадь»

- как вы думаете, какое задание вам предстоит решить здесь?

- давайте, это узнаем на стр.81 №9

Вычисляют площадь  прямоугольной фигуры

Закрашивают прямоугольник у «ракеты»

Познавательные УУД:

Формирование умения планировать свою деятельность

РегулятивныеУУД

Развитие умения удерживать и выполнять задание

Развитие навыков самоконтроля, оценивания

Коммуникативные УУД:

Развитие умения слушать и вступать в диалог

8.

Решение задачи

Цель: проверить свои знания и умения в решении задач

- Ребята, вот мы и подлетаем к нашей планете Земля.

- но чтобы правильно приземлиться, нам надо решить задачи

- находим №3 на стр82

- №6 на стр83

Читают условие задачи, один чертит схему и решает на доске, остальные в тетради.

Закрашивают треугольник ракеты

Познавательные УУД:

Формирование умения планировать свою деятельность

РегулятивныеУУД

Развитие умения удерживать и выполнять задание

Развитие навыков самоконтроля, оценивания

Коммуникативные УУД:

Развитие умения слушать и вступать в диалог

10

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: 1)развитие умения анализировать и определять свои индивидуальные затруднения.

(5  мин.)

Итак, давайте подытожим наш урок:

- Какого цвета получилась у вас ракета?

- На каких этапах урока вы столкнулись с трудностями? Как ты думаешь, почему?

- А что надо сделать, чтобы в следующий раз справиться с этими трудностями?

 - на партах лежат листочки с фразами, выберите из них для себя подходящий.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями!

Вы доказали, что только ловкие, смелые, умелые, трудолюбивые люди могут добиваться поставленной перед собой цели

Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К успеху в жизни приведут!                                                                                    

Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок!.

Дети показывают свои ракеты

Выслушиваются ответы детей.

Дети  выбирают  высказывания:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Развитие Познавательные УУД:

умения проводить анализ проделанной работы.

РегулятивныеУУД

Развитие умения анализировать свои личные затруднения

Личностные УУД:

Смыслоопределение,

формированиеинтереса к урокам математики.

Коммуникативные УУД:

Развитие  умения слушать друг друга


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Марс Станция «Решай-ка»

Слайд 5

Юпитер Станция « Отдыхай-ка »

Слайд 7

Сатурн Станция «Площадь»

Слайд 8

Земля

Слайд 9

СПАСИБО ЗА УРОК!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест по математике для 4 класса

Слайд 2

1. Как записать число триста двадцать четыре тысячи двадцать восемь с помощью цифр? И) 32 428 К ) 3 240 028 М) 324 028 О) 324 208

Слайд 3

2. Единицы какого разряда обозначает цифра 8 в записи числа 280 057 ? М) Сотен О) Десятков тысяч К) Тысяч Л) Сотен тысяч

Слайд 4

3. Укажите выражение, в котором умножение выполняется последним . Ц) 24 + 36 : 2 . 3 М) ( 24 + 36) : (2 . 3) Л) ( 24 + 36) : 2 . 3 К) 24 + 36 : ( 2 . 3)

Слайд 5

4 . Как называется компонент, которым является число 5 0 в выражении 5 0 * 2 Л) сумма М) делимое О) множитель Д) произведение

Слайд 6

5 . Значение выражения 2 * 185 будет равно... Д ) 370 Ц ) 3700 К) 37000

Слайд 7

6. Сева, выполняя домашнюю работу, допустил ошибку, найди её К) 126х5=630 Е) 902х4=368 Л) 135х3=405

Слайд 8

7 . Решите задачу: Какой путь проехала легковая машина со скоростью 56км/ч за 6 часов? Д) 256 км Ц) 336 км Л) 326 км


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие «Полёт в космос» по теме: «Решение задач с различными величинами.»

4 класс , программа "Гармония" , автор учебника Истомина Н.Б. Урок-путешествие "Полёт в космос" был разработан и проведен в канун дня рождения Ю.А. Гагарина и был дан в классе мальчиков(гендерное...

Конспект урока по Математике Числа от 1 до 10 и число 0».Урок-путешествие в космос.

В основе урока-путешествия лежит познавательная дидактическая игра, состоящая в воображаемом путешествии. Она напоминает те игры с фишками, в которые каждый из нас играл в детстве. Ученики при таком п...

Курс "Дружим с математикой". Тема: "Умножение на однозначное число" разработка урока. Автор: Поликарпова Н.Н. учитель начальных классов

Курс "Дружим с математикой". Тема: "Умножение на однозначное число" разработка урока. Автор: Поликарпова Н.Н. учитель начальных классов...

Внеклассное мероприятие "Игра – путешествие "Полёт в космос"

Данная разработка поможет детям больше узнать об учёных и космонавтах, проложивших путь в космос,  о планетах Солнечной системы, созвездиях. Форма мероприятия -  игра способствует повышению ...

«Обобщение знаний. Умножение на однозначное число. Возникновение Олимпийских игр ».

Интегрированный урок-практикум с применением активных, интерактивных методов обучения: использование интерактивных упражнений и заданий  на закрепление пройденного материала, работа с наглядным э...

Конспект урока по математике. Тема урока: «Умножение на однозначное число» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- Закрепление навыков решения примеров умножения на однозначное число.Планируемые результаты:Предметные:- уметь выполнять умножение;- совершенствовать вычислительный устный н...