Учебная деятельность на уроке математики
консультация по математике (2 класс) по теме

Рекомендации для учителя при работе с детьми ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnost_na_ur.matematikiprilozhenie4.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Тамара Владимировна, учитель начальных классов МБОУ ООШ №6 г. Шарыпово

  Организация деятельности учащихся на уроке математики

На уроках математики в школах VII вида должно прослеживаться единство двух задач: математического образования и психологического развития ребёнка. Основная задача обучения математике в специальной школе – сформировать прочные и сознательные математические знания и умения, необходимые учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности. Коррекционная задача состоит в развитии логического мышления, внимания.

         Ведение уроков в школах и классах детей с ЗПР требует от учителя большого внимания и труда. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому материалу. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в состоянии работать на данном уроке, материал объясняется ему на индивидуальных занятиях.

        Обязательным условием урока является чёткое обобщение каждого его этапа. Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы чётко и ясно; необходимо большое внимание уделить работе по предупреждению ошибок; возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разобрать вместе с учеником.

           Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в занятия игровые моменты.

          Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых – подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.

           Исключительно важное  значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.  

            Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в специальных (коррекционных) классах  VII вида.

I.              Основа активности учебно-познавательной деятельности:

-     адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям;

-     стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;

-     преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.

II.           Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить:

-     о возрастных и индивидуальных особенностях детей;

-     о развитии мыслительных особенностей учащихся в познавательной деятельности на уроках математики;

-     что процесс познания у ребёнка идёт через чувственное (наглядно-образное), логическое (абстрактное) мышления.

III.         Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:

-     принуждение;

-     интерес к предмету;

-     сознательность.

Учитель должен уметь:

1.        Планировать формирование познавательного интереса на уроке.

2.        Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.

3.        Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.

4.        Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.

5.        Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.

6.        Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.

7.        Подбирать систему самостоятельных работ.

8.        Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.

9.        Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.

10.     Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.

11.     Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.

12.     Проводить дифференцированную работу в классе.

13.     Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.

14.     Использовать разнообразные формы поощрения.

15.     Формировать у учащихся веру в свои возможности.

16.     Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.

17.     Разнообразить формы домашних заданий.

Рекомендации по коррекции и развитию мыслительной

деятельности в работе со знаково-счетным материалом

Отставания по математике являются:

1) слабый интерес к изучению математики, обусловленный пробелами в знаниях;

2) недостаточный объем кратковременной памяти (одновременное оперирование рядом чисел и понятий в уме);

3) недостаточный уровень развития логического мышления и пространственного воображения;

4)  бедность словарного запаса (математического словаря в том числе);

5) низкий уровень развития общей осведомленности.

У учащихся с недостаточным развитием знаково-счетной сферы необходимо развивать навыки работы со счетным материалом. Для этой цели могут использоваться как математически игры, так и примеры и задачи, ориентированные на знании пройденного материала и на умение его использовать. Например, составьте примеры, заполнив пропуски:

... + 3 = 11            4 + 3 + ... = 17            ...+... × 2 = 16

5 + ... = 19            ... – ... = 9                   7 + ... – 4 = 6      

... + ... – 6 = 9       ... × ... = 20                 9 + 4 + ... = 16

 ... × ... = 9            5 × ... –  ... = 12          19 – ... + ... = 15

... + ... = 5             ... + ... = 6                    ... + ... = 8

... + ... = 5             ... + ... = 6                    ... + ... = 8

... + ... = 6             ... + ... = 8                    ... + ... = 10

Усвоение математики предъявляет высокие требования к объему оперативной памяти, т. е. к способности ученика одновременно удерживать в памяти все необходимые для решения задач условия и данные, оперировать ими и контролировать их. Поэтому для расширения объема кратковременной памяти на цифровом и вербальном материале предлагаю выполнять устный счет с постепенным усложнением: услышанные примеры учащиеся должны решать в уме. Получаемые числа тоже надо держать в уме. Результаты вычислений записываются по сигналу учителя.

Примеры:

1. Даны числа 6 и 3. Сложите их и от полученного отнимите 2 ... Затем отнимите еще 4 ... Пишите (ответ 3).

2. Даны числа 15 и 23.... Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... Отнимите от полученного числа 2 ... А теперь прибавьте 7 ... Пишите (ответ 8).

3. Даны числа 27 и 32... Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа ... От полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа ... Пишите (ответ 4).

Полезны задания и такого типа, когда учащемуся необходимо на слух разделить цифровые и вербальные данные.

С этой целью учитель читает небольшие предложения (лучше ритмические). Чтение сопровождается постукиванием карандашом. Учащемуся надо запомнить предложение и сосчитать количество ударов. Например: «Раз, два, три, четыре — мышки дернули за гирю.»

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся с ЗПР на уроках – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация учебно-познавательной деятельности на урока математики на основе внедрения технологии дифференцированного обучения.

ЧТО ТАКОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И КАК ПРИМЕНЯТЬ ЕГО В ОБУЧЕНИИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

Мотивационная основа учебной деятельности на уроках математики

Мотивационная основа учебной деятельности на уроках математики...

Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе

Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе...

Мотивация учебной деятельности на уроках математики

Задачи на формирование учебной деятельности, постановку целей, "тренировку" мотивов нужно начинать с 1 класса....

Формирование коммуникативных УУД через организацию учебной деятельности на уроках математики

В настоящее время перед школой стоит социальный  заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развитьс...