Мотивация учебной деятельности на уроках математики
материал (1 класс)

Фролова Оксана Александровна

Задачи на формирование учебной деятельности, постановку целей, "тренировку" мотивов нужно начинать с 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_motivatsiya_ucheboy_deyatelnosti_frolova_o.a.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация учебной деятельности на уроках в начальной школе

Автор: Фролова Оксана Александровна, учитель начальных классов

Мотивация учащихся – это один из наиболее действенных факторов, влияющих на их успеваемость. Это постоянная заинтересованность учащихся в обучении и большое желание прилагать необходимые для этого усилия; это обучение с целью приобретения и отработки знаний, в приобретении которых заинтересованы сами учащиеся.

На каждом отдельном этапе урока я работаю над формированием мотивации

  • Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока нужно учитывать несколько видов побуждений обучающихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой или предыдущем уроке»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях»), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
  • Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь я ориентируюсь на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, и для этого  использоваю чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).
  • Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

Задачи на формирование учебной деятельности, постановку целей, «тренировку» мотивов я начинаю с первого класса, а также  задачи на осознание учениками своей учебной деятельности, и особенно мотивации.

Рекомендации по формированию мотивации совместной учебной деятельности школьников.

1. Прежде всего, учитель создает ситуацию для возникновения у учащихся общего положительного отношения к коллективным формам работы. Для включения в совместную учебную деятельность младших школьников игра является одним из наиболее эффективных приемов. Включение в урок обсуждения, например, результатов работы, распределение совместных действий по функциям (взаимопроверка, взаимооценка) могут заинтересовать детей, обеспечить их внимательное, заинтересованное отношение к коллективным формам учебной работы. У школьников начинает повышаться престиж знаний.

Мотивировать их к совместному выполнению заданий может, например, осознание возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией.

2. Большое значение для формирования мотивации совместной учебной работы имеет состав группы. Очень важно внимательно отнестись к его подбору.

а) При подборе группы необходимо учитывать желание детей работать именно друг с другом, но кроме желания детей работать вместе, необходимо учитывать и то, какие цели могут преследовать дети, какие мотивы будут руководить при включении в совместную работу.

б) При подборе группы необходимо учитывать соотношения их возможностей и их представлений об этом. Взаимодействие в группах, где объединены дети, осознающие разницу своих возможностей, возникает в том случае, если более сильные обучающиеся, прежде всего, хотят помочь более слабому, научить его и средство для этого видят в совместной работе, а слабый обязательно хочет научиться и действовать на равных с сильным.

в) При подборе группы необходимо также учитывать индивидуальные особенности обучающихся: уровень их знаний, темп работы интересы и т.п.

3.Особое значение для формирования мотивации совместной деятельности имеет правильный подбор заданий и форм коллективной работы. Учитель не должен предлагать детям непосильную вместе для них работу. Потому что, не получив удовлетворения от совместного выполнения задания, дети надолго могут сохранить негативное отношение к коллективным формам работы.

4. Для формирования мотивации совместной учебной работы большое значение имеет то, какое место в работе группы занимает учитель. Он должен осуществлять руководство работы детей учить их способам взаимодействия и в то же время не быть диктатором.

Формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося,  а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивационная основа учебной деятельности на уроках математики

Мотивационная основа учебной деятельности на уроках математики...

Учебная деятельность на уроке математики

Рекомендации для учителя при работе с детьми ОВЗ....

Мотивация учебной деятельности на уроках музыки в начальной школе.

Краткое изложение средств  к мотивации  занятиями музыкально-образовательной деятельностью в начальной школе....

Мотивация учебной деятельности на уроках музыки в основной школе

Статья "Мотивация учебной деятельности на уроках музыки в основной школе"...

Тема: «Педагогические приёмы для формирования мотивации учебной деятельности на уроках литературного чтения на уровне начального общего образования».

Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на урок...

Приёмы мотивации учебной деятельности на уроках

Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка. При разработке темат...