Главные вкладки

    Тема: «Педагогические приёмы для формирования мотивации учебной деятельности на уроках литературного чтения на уровне начального общего образования».
    статья по чтению (2 класс)

    Братанова Тамара Александровна

    Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на уроках литературного чтения.  Литературное чтение обязывает учителя заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удер­живают цели чтения, не могут провести эле­ментарный самоанализ читательской дея­тельности. Я задумалась, что надо сделать для того, чтобы вызвать интерес, любовь к чтению? Нужна, конечно же, мотивация. Я считаю, что данная проблема актуальна в современном педагогическом процессе. Положительное отношение к чтению, начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, и  когда он сможет ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Как бы я поступил в данной ситуации?

       Мотивация учения не станет основным стимулом учебной деятельности, если учителю не удастся создать на уроке особую, тёплую атмосферу человеческого общения, средством которого и выступает литература как вид искусства. С помощью нетрадиционных  приемов работы с текстом, имея традиционное содержание учебных дисциплин, можно сделать процесс учения развивающей средой. Такие приёмы учебной  работы   являются важным средством формирования мотивации учащихся, формируют самостоятельность мышления.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskie_priyomy.docx21.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема выступления:  «Педагогические приёмы для формирования мотивации    учебной деятельности на  уроках литературного чтения на уровне начального общего образования»

    Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на уроках литературного чтения.  Литературное чтение обязывает учителя заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности. Я задумалась, что надо сделать для того, чтобы вызвать интерес, любовь к чтению? Нужна, конечно же, мотивация. Я считаю, что данная проблема актуальна в современном педагогическом процессе. Положительное отношение к чтению, начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, и  когда он сможет ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Как бы я поступил в данной ситуации?

    Мотивация учения не станет основным стимулом учебной деятельности, если учителю не удастся создать на уроке особую, тёплую атмосферу человеческого общения, средством которого и выступает литература как вид искусства. С помощью нетрадиционных  приемов работы с текстом, имея традиционное содержание учебных дисциплин, можно сделать процесс учения развивающей средой. Такие приёмы учебной  работы   являются важным средством формирования мотивации учащихся, формируют самостоятельность мышления.

    • Создание игровых ситуаций.
    • Технология продуктивного чтения.
    • «Диалог с автором».
    • Метод проектов.
    • Технология развития критического мышления.

    Нестандартные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой стороны, разнообразить работу учителя.

    Разнообразные приёмы работы развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

    Чтобы увлечь детей и добиться хороших результатов я поступила следующим образом. Подготовила банк заданий, направленных на формирование навыков чтения известных из методической литературы, собственного опыта и опыта других учителей. Все виды работ разделила на три  группы (довольно условно):

    1 группа.

    Задания,  направленные на отработку техники чтения.

    2 группа.

    Задания  направленные на отработку выразительности чтения.

    3 группа.

    Задания,  направленные на отработку осмысленности  чтения.

    Упражнения,  направленные для развития техники чтения

    1.Чтение вслух.

    2. Чтение про себя.

    3. Чтение жужжащее.

    4. Чтение хором.

    5. Чтение в темпе скороговорки.

    6.Чтение цепочкой по одному слову, предложению, абзацу.

    7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.

    8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

    9. «Буксир» . Учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух стараясь успеть за учителем.

    10. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут  эту замену.

    11. « Прыжки». Чтение через слово.

    12. «Догонялки» Учитель или ученик начинает читать любое предложение , дети его должны найти и дочитать до конца.

    13. « Кто быстрее».  На доске написано предложение. На столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

    14. « Найди меня». На листах написаны строчки букв, между ними «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.

    15. «Фотоглаз» Учитель показывает кадр фильма, ученики из текста должны воспроизвести подпись к кадру.

    16. «Первый и последний».Чтение первой и последней буквы в слове, первого и последнего слова в строчке, первого и последнего слова в предложении.

    Упражнения  для формирования навыка выразительного чтения.

    1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
    2. Чтение труднопроизносимых слов.
    3. Чтение скороговорок.
    4. «Окончания». Повышенное требования к чёткости окончания слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
    5. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
    6. « На одном  дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
    7. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных  предложений.
    8. Чтение одного предложения с разной интонацией.
    9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
    10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
    11. Разметка текста: паузы, логические ударения, усиление или ослабление голоса.
    12. Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под эту музыку.
    13. Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается  текст стихотворения или небольшого рассказа.
    14. Словарь настроений. Один учение читает текст, другие должны угадать его настроение.
    15. «Голоса».  Чтение текста, подражая чьему-либо голосу( старушки,  ребёнка и др.)
    16. Чтение по ролям и словами автора и без слов автора.
    17. Инсценирование.
    18. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором»
    19. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.

    Упражнения для понимания смысла текста.

    1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

    2.Озаглавливание текста.

    3.Деление текста на части и составление плана.

    4.Определение темы текста, главной мысли.

    5. Определение типа текста.

    6.Подбор иллюстрации к тексту.

    7.  Найти и прочитать отрывок текста к иллюстрации .

    8. Составление диафильма . Текст делиться на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок , выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Далее все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

    9.Выборочное чтение. Найди в тексте описание природы, героя и тд.

    10.Работа по вопросам учителя, ученика, учебника.

    11.Чтение для подготовки к пересказу.

    12. «Пропущенное слово».  Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

    13. Восстановление логической последовательности текста. Текст разрезается на части, перемешивается и даётся ученику в конверте.

    14.Восстановление текста. Небольшой текст разрезается на мелкие кусочки. Группа учеников из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки других текстов или смешать несколько текстов.

    Выполнение подобных заданий создаёт творческую атмосферу, делает урок незабываемым, вызывает больший интерес к изучаемому предмету, способствует проявлению инициативности и творческой самостоятельности школьников.

    Исходя  из  всего  вышеизложенного,  можно  сделать  вывод  о  том,  что мотивация - это одна из самых сложных проблем, с которой приходится работать, но и самая интересная.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогические технологии формирования познавательных УУД «анализ» у учащихся на уровне начального общего образования.

    С 1 января 2010 года в системе образования произошли изменения: вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). Метапредметные результаты осво...

    «Стратегии и приемы развития смыслового чтения на уровне начального общего образования».

    "Чтение- это окошко через которое дети видят и познают мир и самих себя"....

    Приложение к рабочей программе учебного предмета «Литературное чтение» на уровень начального общего образования 4 «А» класс

    Календаро -тематическое планирование составлено на основе авторской программы "Литературное чтение" (автор Л.А.Ефросинина, М: Вентана-Граф, 2013)...

    Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа» на 2016 – 2017 учебный год

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы по ...

    Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы по ...

    Рабочая программа литературное чтение 1 класс начальное общее образование

    Рабочая программа составлена на основе авторских   программ Л.Ф.Климановой,  В.Г. Горецкого,  Л.А.Виноградской  «Литературное чтение», входящей в состав УМК «Школа России».Сбо...

    Развитие читательской компетентности и опыт организации работы по поддержке детского чтения на уровне начального общего образования

    Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятель...