Педагогические технологии формирования познавательных УУД «анализ» у учащихся на уровне начального общего образования.
статья на тему

С 1 января 2010 года в системе образования произошли изменения: вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: «…овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтез [1]. 

Одним из логических УУД является анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

К сожалению, работ, раскрывающих формирование данного вида УУД немного, поэтому в данной статье мы предлагаем ознакомиться с нашим опытом по проблеме формирования у детей познавательного логического УУД-анализ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_analiz.docx.doc22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии формирования познавательных УУД «анализ» у учащихся на уровне начального общего образования

Кочешкова Е.А.,

 учитель начальных классов ГБОУ школы № 500,

Россия, Санкт-Петербург

С 1 января 2010 года в системе образования произошли изменения: вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: «…овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтез [1].  

Одним из логических УУД является анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

К сожалению, работ, раскрывающих формирование данного вида УУД немного, поэтому в данной статье мы предлагаем ознакомиться с нашим опытом по проблеме формирования у детей познавательного логического УУД-анализ. Анализ (гр. analysis - разложение, расчленение, разбор) –мысленное или реальное разделение целостной структуры объекта на составные элементы с целью его познания.

Существует несколько этапов формирования УУД анализ. На начальном этапе освоения УУД  предлагаются задания, в которых отрабатывается не вся последовательность способа, а только его фрагмент. Это такие задания, в которых нужно правильно назвать часть целого в зависимости от того, с какой точки зрения рассматривался данный объект. То есть, известен сам объект (или предмет) и та точка зрения, с которой его рассматривают.

 Например: Сколько звуков в слове «ёрш»?

 Объект, который делится на части - слово «ёрш», рассматриваем его с точки зрения звукового состава;

задания, в которых нужно найти ошибку в перечне или количестве частей целого.

Например: Найдите и исправьте ошибки: «В слове «ёрш» - 4 буквы. В слове «лень» – 4 звука.

В слове «лес» – 3 слога». Объясните, почему вы так исправили?

По мере освоения детьми элементов этого способа, мы приступаем к следующему этапу, где организовывается осмысление того, как происходило деление целого на части. Для обучающихся отбираются такие задания, в которых раскрывается последовательность действий при выполнении операции «анализ». Младшие школьники выполняют учебные задания с помощью цепочки вопросов, которая в обобщённом виде и отражает последовательность действий, нужных для осуществления операции «анализа»: способа расчленения целого на части.

Эту цепочку вопросов мы назвали алгоритмом формирования УУД  «анализ» (у обучающихся  первого класса).

Алгоритм:

1. Какой предмет (задание) будем рассматривать?

2. С какой целью мы будем это делать?

3. На какие части мы можем разделить рассматриваемый предмет (текст, слово)?

4. Что у нас получилось (что можем сказать о предмете)?

В УМК « Школа России» содержится много заданий на развитие у детей операции «анализ». Анализ развивается  на уроках в период обучения грамоте, на уроках русского языка и математики, а так же при изучении такого предмета как технология.

Работая над проблемой формирования у детей познавательного логического УУД «анализ», мы использовали такие активные методы обучения формируемых познавательных УУД как групповая и парная работа, дискуссия, «Мозговой штурм».

Применение этих технологий при работе с учащимися показало, что у обучающихся повысился процент успешности выполнения заданий на развитие операции « анализ».

Таким образом, работая над данной темой, мы пришли к выводу, что данный опыт по применению педагогических технологий формирования познавательных УУД «анализ» у учащихся может быть полезен учителям начального общего образования.

Список использованной литературы:

1. Приказ Минобрнауки  РФ от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская  «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г

3.Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика сформированности школьной мотивации, определение сформированности самопознания и самоопределения, сформированности УУД у учащихся на уровне начального общего образования

получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового ...

Диагностика сформированности школьной мотивации, определение сформированности самопознания и самоопределения, сформированности УУД у учащихся на уровне начального общего образования

получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового ...

Мастер-класс «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования»

В основу современного школьного образования положена идея создания таких условий обучения, при которых каждый учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, самоизменению. Научить учащихся учиться...

Система работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию учащихся на уровне начального общего образования

Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся – актуальная задача современной школы.  Данное положение отражено в основных документах, регламентирующих деятельность образовательных органи...

Тема: «Педагогические приёмы для формирования мотивации учебной деятельности на уроках литературного чтения на уровне начального общего образования».

Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на урок...

Мастер-класс по теме «Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности учащихся на уровне начального общего образования»

Мастер-класс по теме«Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности  учащихся на уровне начального общего образования»...

Анализ учебной деятельности на уровне начального общего образования 2021-2022 учебный год

Цель: выявить соответствие уровня и качества подготовки учащихся требованиям государственных образовательных стандартов...