Главные вкладки

    Система работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию учащихся на уровне начального общего образования
    учебно-методический материал по теме

    Зимина Галина Николаевна

    Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся – актуальная задача современной школы.  Данное положение отражено в основных документах, регламентирующих деятельность образовательных организаций в условиях модернизации российского образования, а именно, в Концепции духовно – нравственного развития  и воспитания личности гражданина России,  в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, что подчеркивает актуальность данной работы.  Содержание работы соответствует историческим традициям российского образования, в ней представлена система работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию учащихся на уровне начального общего образования. В основу системы положена работа педагогического коллектива начальных классов по учебно – методическому комплекту «Перспективная начальная школа», которая целостно и последовательно решает задачи духовно – нравственного развития и воспитания учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл duhovno_nraavstv.docx57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов» города Железногорска Курской области

    Региональный этап конкурса

    «За нравственный подвиг учителя»

    Система работы по духовно – нравственному развитию и  воспитанию учащихся  на уровне начального общего образования

    Подготовила заместитель директора по УВР,

     учитель русского языка и литературы

     Зимина Галина Николаевна

    2016г.

    Система работы по духовно – нравственному развитию и  воспитанию учащихся   на уровне начального общего образования

            Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся – актуальная задача современной школы.

    В Концепции духовно – нравственного развития  и воспитания личности гражданина России современный национальный идеал представлен следующим образом: это

    • высоконравственный;
    • творческий;
    • компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны;
    • укоренённый в духовных и культурных традициях нашего многонационального народа.

    Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, духовно – нравственное развитие  и воспитание младших школьников предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей (Приказ Министерства образования и науки России от  6 декабря 2009 №373, п.8).

    Стандарт второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик   выпускника начальной школы:

    • любящий свой народ, свой край, свою Родину;
    • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
    • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
    • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
    • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (приказ Министерства образования и науки России от 06.10.2009№373, п.8).

      Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности. В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся: 

    -изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами. В классных комнатах имеются символы российской государственности, в рекреациях - стенды с информацией о достижениях в учебе и спорте учащихся школы;

    -осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни. В школе имеются оборудованные рекреации для игр на переменах, спортивный зал и спортивные площадки; 
    - демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности. В школе функционируют музейная комната,
    библиотека, имеются оборудованные помещения для проведения школьных праздников, культурных событий. 

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов:

    1. Системы  «Перспективная начальная школа»;
    2. Программ  внеурочной деятельности  МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов;
    3. Социально-педагогического партнерства субъектов воспитания учащихся;
    4. Целевых программ воспитания.

    В содержание системы учебников «Перспективная начальная школа» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». 

     Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Перспективная начальная
    школа» реализуется различными средствами.

     Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Перспективная начальная школа» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

    Дети, обучающиеся по системе учебников «Перспективная начальная школа», знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
    Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников.

    В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Перспективная начальная школа» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у учащихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира. 

    В этой связи, важное место в системе учебников «Перспективная начальная школа» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    «Перспективная начальная школа» целостно и последовательно решает задачи духовно – нравственного развития и воспитания учащихся

    • Формируемые ценности:
    • нравственный выбор;
    • жизнь и смысл жизни;
    • справедливость, милосердие, честь, достоинство;
    • уважение к родителям, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга;
    • забота и помощь, мораль, честность;
    • толерантность.

    Возможности системы «Перспективная начальная школа» для решения этих задач реализуются через: принципы личностно - ориентированной дидактической системы обучения:

    общего развития ребёнка;

    целостности образа мира;

    практической направленности;

    учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников;

    прочности и наглядности;

    охраны и укрепления психического и физического здоровья;

    через: возможности внеурочной деятельности;

    через: особую систему взаимодействия с родителями младших школьников; воспитания школьников.

    через: реализацию основной образовательной программы НОО (подпрограмма духовно – нравственного развития и воспитания)

    Принципы системы «Перспективная начальная школа» являются основаниями для организации духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

    Принцип общего развития каждого ребёнка

    В комплекте разработана система  практических задач интегрированного содержания (типовых задач), которые обеспечивают формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников.

    Это:

    Самоопределение        

    Смыслообразование

    Нравственно-этическая ориентация

    Формирование правил поведения, ответственности и чувства долга.

    Развитие самооценки, сопереживания, стремления к справедливости.

    Формирование уважения к другим людям, развитие любви к своему народу, Родине.

    Задачи самоопределения нацелены на децентрацию  младшего школьника, ориентируют его на учет другой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

    Русский язык

    Группа типовых задач самоопределения предусматривает выполнение следующих заданий:

    • «Помоги Маше (Мише) объяснить (подтвердить, доказать, определить, ответить на вопрос)»;
    • «С каким суждением ты согласишься …».

    Литературное чтение

            К задачам и заданиям самоопределения относятся вопросы типа:

    • «А у тебя есть свое объяснение? Или ты присоединяешься к мнению кого-нибудь из ребят?»;
    • «Ты тоже так думаешь? Ты соглашаешься с Мишей (Машей, Костей)?»;
    • «Помоги Мише узнать…»;
    • «Догадаешься, как Костя закончил свою мысль?».

    Широкий выбор задач самоопределения представлен  в учебном предмете математика в ситуациях, когда младшие школьники проявляют инициативу в оказании помощи героям учебника или одноклассникам:

    • «Ты можешь помочь Маше и Мише, если внимательно посмотришь на рисунок и …»;
    • «Выбери Мише один из ответов»;
    • «Продолжи ответ Маши, опираясь на следующее соотношение…».

    Задачи смыслообразования предусматривают создание условий для установления учащимися связи между целью деятельности и её нравственным мотивом.

    Окружающий мир

            Изучение истории, культуры нашей страны связано с мотивацией к нравственной деятельности, воспитанием толерантности, гуманизма, формированием основ российской идентичности, присвоением базовых национальных ценностей, развитием нравственного самосознания: «Как ты думаешь, почему Кремль со временем оказался в центре столицы?»; «Кого из родственников называют прадедушкой?».

    Русский язык

            Указанная группа типовых задач предполагает организацию участия в действиях интриги, цель которой – восстановление нарушенного порядка, формирования чувства любви ко всему живому, ориентация младшего школьника на помощь героям – животным, попавшим в плен, и необходимость решения для этого различных задач и заданий. (Помоги Маше и Мише оживлять животных)

    Литературное чтение

     Тексты учебников системы «Перспективная начальная школа», посвященные формированию духовно – нравственных  ценностей, - это тексты о том, что быть наблюдательным, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя новое, удивительное в привычном и обычном – значит понимать, в чем истинное богатство жизни. В основе любви лежит способность сопереживать, сочувствовать всему живому. (Подтверди выдержками из текста, что Ваня очень добрый и чуткий мальчик…)

     В планируемых результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования обозначена нравственно-этическая ориентация, что предполагает уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование навыка сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

    Наличие у учащихся базовых историко-культурные представлений и гражданской идентичности (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них); любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников; базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям, учет нравственных позиций других людей).

    Группа типовых задач «Нравственно – этической ориентации» предполагает оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор.

    Младший школьник на основе моральных норм

    • учится соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд);
    • анализировать нравственный аспект своих поступков (чувство гордости за совершение хорошего поступка, ответственность за их выполнение).

    Литературное чтение

    Герои внешней интриги Маша и Миша высказывают разные точки зрения, каждая из которых имеет право на существование: их суждения взаимно дополняют друг друга. Эти суждения не вступают в противоречие и не носят оценочного характера.

    («Тебе чья точка зрения ближе? Подтверди мнение строчками из текста».

    Окружающий мир

    Нравственно – этическая ориентация предусматривает также выполнение заданий, цель которых – оценка характера взаимоотношения людей в различных социальных группах. В комплекте внимание уделяется формированию семейных ценностей позитивных отношений между детьми и взрослыми, воспитанию гражданственности и патриотизма: «Рассмотри рисунок. Как дедушку Ваню могут поздравить живущие далеко родственники?» Учащиеся начальных классов  нашей школы собрали материал о наших прадедушках и прабабушках участниках Великой Отечественной войны  и приняли участие в акции «Бессмертный полк».

             

               Принцип формирования целостного образа мира

    Интеграция содержания предметных областей позволяет объединить «усилия» различных предметов по духовно – нравственному развитию и воспитанию учащихся: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и другие.

    Социально - психологическую составляющую принципа «целостности образа мира» в «Перспективной начальной школе» реализует единое коммуникативное пространство, созданное средствами сквозной внешней интриги.

    Коммуникативное пространство – это специально разработанная учебно-игровая среда для детей, которая имеет устойчивые жанровые характеристики, сквозных героев, и поэтому, даже будучи прерванной границами урока или рамками предметной области, легко восстанавливается учащимися.

            Целостность образа мира формируется через комплексное рассмотрение вопросов духовно – нравственной направленности.

    «Тема ценности общения, дружбы, привязанности, любви» 1класс

    Понимание условности деления естественно – научного и гуманитарного  знания на отдельные предметные области привело к созданию интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира, обеспечивающей комплексное духовно – нравственное развитие и воспитание.

    Комплексное решение задач духовно – нравственного развития и воспитания

    «Развитие умений выбора, обоснования собственной точки зрения»

    В «Перспективной начальной школе» решение данной задачи при изучении различных учебных предметов осуществляется в три этапа:

    - формирование представления о том, что такое точка зрения;

    -развитие умения различать различные точки зрения;

    -развитие готовности осознавать особенности собственной позиции.

    С какой точки зрения посмотрел на слоненка промокший лисенок?

    Мы по – разному видим одно и то же. Почему?

    Послушай три разных высказывания Л.Толстого. Как ты думаешь, какие высказывания принадлежат Маше? А что сказал Миша?

    Как вы думаете, для чего человеку нужна семья?

    Задумывались ли вы когда – нибудь над вопросом: свободны

    ли вы?

    Принцип практической направленности духовно – нравственного развития и воспитания.

    Данный принцип отражает одно из основных требований ФГОС – формирование готовности учащихся использовать усвоенные знания и умения в реальной жизни для решения практических (в том числе и нравственных) задач.

    Реализация принципа предусматривает:

        работу школьника с разными источниками информации, которые включают в себя содержание духовно – нравственной направленности: учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трёх единиц  в область словарей, книг, журналов и газет, других источников информации, включая электронные средства;

    • взаимодействие в сотрудничестве (в малой и большой группах) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности);
    • решение задач, связанных с конкретными нравственными жизненными ситуациями;
    • самостоятельную деятельность, предусматривающую самообразование как важнейшее качество, обеспечивающее духовно-нравственное развитие и воспитание каждого школьника;
    • обсуждение не менее двух точек зрения при изучении нового материала.

    Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников

    «Перспективная начальная школа» предусматривает  оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности  в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. 
    Дифференциация содержания, обеспечивающего баланс основного и ознакомительного материалов, способствует формированию общей культуры личности, социализации, расширению кругозора младших школьников.

     То, что ученик не может выполнить индивидуально, он сможет сделать в малой группе, либо становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Формируются умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать мнение и оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

    Высокая степень дифференциации вопросов и заданий к каждой изучаемой теме и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности личностного развития.

    Принцип прочности и наглядности – основа духовно – нравственного развития и воспитания

      Принципы реализуются через продуманную систему повторения, то есть неоднократное возвращение к уже пройденному материалу. При этом каждое последующее возвращение к освоенным ценностям и нормам происходит после обобщения, которое даёт школьникам в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне понимания духовно – нравственных ценностей.

      Каждый учебный предмет «Перспективной начальной школы» предлагает собственные возможности для духовно – нравственного развития и воспитания школьников.

    Русский язык формирует первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; осознание значения русского языка как государственного языка нашей страны, языка межнационального общения;  позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека;

    Литературное чтение способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, способствует воспитанию нравственного, ответственного сознания, развитию умений понимать нравственный смысл целого и различать нравственные позиции, пониманию литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознанию значимости чтения для личного развития; формированию представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении.

      Информатика способствует формированию умений искать, отбирать, организовывать и использовать необходимую информацию для решения задач; дает представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.

    Основной целью предмета Основы светской этики является формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

     Методический аппарат учебника предполагает выполнение учащимся интеллектуальных действий разного уровня и характера, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с работой в малых группах, что позволяет эффективно решать проблему соотношения обучения, развития и социализации. Высокий уровень дифференциации и вариативности вопросов и заданий позволяют младшему школьнику работать в зоне своего актуального развития и создают возможности его индивидуального развития. У учащихся успешно формируются:

     -готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    -знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    -понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    -формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

    -первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

    -становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

    -осознание ценности человеческой жизни.

     Предмет технология способствует получению первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека,  о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

    Предмет окружающий мир формирует понимание особой роли России в мировой истории,  способствует воспитанию чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознанию целостности окружающего мира, освоению основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

     Уроки музыки формируют первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; способствуют формированию основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитию художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

             Для решения задач духовно – нравственного развития  и воспитания младших школьников используем возможности внеурочной деятельности системы «Перспективная начальная школа».

    Так программа внеурочной деятельности «Музей в твоём классе» формирует готовность и способность к саморазвитию; основы социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм; уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в различных ситуациях.

    Программа внеурочной деятельности «Расчетно – конструкторское бюро» направлена на становление внутренней позиции учащегося на основе положительного отношения к школе; ответственности человека за общее благополучие; начальных навыков адаптации в динамично меняющемся мире.

    Программа внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» обеспечивает овладение учеником основами практико – ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно – смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

    Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» предусматривает развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук, воспитание ответственного отношения к природе.

      Программа внеурочной деятельности по информатике и ИКТ  «Путешествие в Компьютерную Долину» обеспечивает формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    Научные клубы и духовно – нравственное развитие, воспитание младших школьников

    Научные клубы младших школьников «Мы и окружающий мир» и «Ключ и заря»:

    -развивают исследовательские и коммуникативные умения личности;

    -воспитывают внимательное и бережное отношение к окружающему миру;

    -учитывают индивидуальные особенности, интересы и склонности;

    -развивают самобытность ребенка, его стремление к самораскрытию;

    -развивают умение самостоятельно делать выбор, принимать решение, объяснять и доказывать собственное мнение, излагать свои мысли;

    - воспитывать активную самостоятельную личность с развитым чувством собственного достоинства;

     - минимизировать дефицит общения.

    Взаимодействие с родителями в решении задач духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников

    «Перспективная начальная школа» предлагает:

    -приглашение  родителей на уроки с целью рассказа о профессии;

    - разработку  и реализацию социальных проектов взрослых и детей;

    -сотрудничество в рамках научных клубов;

    -совместную организацию различных форм внеурочной деятельности.

    Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

    Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательной организацией, но и семьёй. Взаимодействие образовательной организацией и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни учащегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательной организации.

    Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.

    Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (День Семьи, Проводы зимы (Масленица), спортивные праздники,  театральные постановки ко Дню учителя и Дню матери.).

    Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций.
     Повышение педагогической культуры  родителей учащихся
    Педагогическая культура родителей учащихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни учащегося.
    Система работы образовательной организации по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания учащихся младшего школьного возраста основана на следующих принципах:

    -совместная педагогическая деятельность семьи и образовательной организации, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательной организации по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, оценке эффективности этих программ;

    -сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

    -поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

    -содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей.

    Знания, получаемые родителями,  востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывают им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
    Содержание программ повышения педагогической культуры родителей отражает содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования.
    В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: 

    -родительское собрание («Духовно-нравственное становление детей младшего школьного возраста. Приемы, игры, методики», «Как организовать семейные праздники», «Как привить любовь к чтению», «Семья и школа – партнеры и союзники в обучении и воспитании детей»); 

    -родительская конференция;

    -родительский лекторий;

    -педагогический практикум;

               - тренинг для родителей и др.

    Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования

    По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования планируется достижение следующих результатов:

    1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

    — ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

    — элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

    — первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

    — опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации;

    — начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

    2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

    — начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

    — нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

    — уважительное отношение к традиционным религиям;

    — неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

    — способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

    — уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

    — знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

    3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

    — ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

    — ценностное и творческое отношение к учебному труду;

    — элементарные представления о различных профессиях;

    — первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

    — осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

    — первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

    — потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

    — мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

    4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

    — ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

    — элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека,о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

    — первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

    — первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

    — знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

    5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

    — ценностное отношение к природе;

    — первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

    — элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

    — первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

    — личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

    6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

    — первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

    — первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

    — элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

    — первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

    — первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

    — первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

    — мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательной организации и семьи.

    Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.  

    К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

    • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды и др.);
    • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
    • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

    Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности учащихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога, психологической службы школы  в тесном сотрудничестве с семьей ученика.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Реализация Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начального общего образования МОУ-СОШ №4 г. Маркса

    Показаны основные направления и формы работы образовательного учреждения, реализующие Программу духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

    Диагностическое исследование уровня духовно -нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования

    Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся планируется с опорой на психо-педагогические исследования развития нравственных качеств личности младшего школьника. В данной статье предлагаются...

    Работа по духовно нравственному развитию учащихся. Из опыта работы.

    В данной статье рассмотрены приемы работы по духовному, социальному и культурно-эстетическому направлениям....

    Духовно- нравственное воспитание обучающихся на ступени начального общего образования на уроках гуманитарного цикла.

    Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм».( А. С. Макаренко)...

    Программа развития духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с тр...

    Программа воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования.

    Программа воспитания и духовно-нравственного развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в в...