Система работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию учащихся на уровне начального общего образования
учебно-методический материал по теме

Зимина Галина Николаевна

Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся – актуальная задача современной школы.  Данное положение отражено в основных документах, регламентирующих деятельность образовательных организаций в условиях модернизации российского образования, а именно, в Концепции духовно – нравственного развития  и воспитания личности гражданина России,  в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, что подчеркивает актуальность данной работы.  Содержание работы соответствует историческим традициям российского образования, в ней представлена система работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию учащихся на уровне начального общего образования. В основу системы положена работа педагогического коллектива начальных классов по учебно – методическому комплекту «Перспективная начальная школа», которая целостно и последовательно решает задачи духовно – нравственного развития и воспитания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_nraavstv.docx57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов» города Железногорска Курской области

Региональный этап конкурса

«За нравственный подвиг учителя»

Система работы по духовно – нравственному развитию и  воспитанию учащихся  на уровне начального общего образования

Подготовила заместитель директора по УВР,

 учитель русского языка и литературы

 Зимина Галина Николаевна

2016г.

Система работы по духовно – нравственному развитию и  воспитанию учащихся   на уровне начального общего образования

        Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся – актуальная задача современной школы.

В Концепции духовно – нравственного развития  и воспитания личности гражданина России современный национальный идеал представлен следующим образом: это

  • высоконравственный;
  • творческий;
  • компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны;
  • укоренённый в духовных и культурных традициях нашего многонационального народа.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, духовно – нравственное развитие  и воспитание младших школьников предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей (Приказ Министерства образования и науки России от  6 декабря 2009 №373, п.8).

Стандарт второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик   выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край, свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (приказ Министерства образования и науки России от 06.10.2009№373, п.8).

  Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности. В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся: 

-изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами. В классных комнатах имеются символы российской государственности, в рекреациях - стенды с информацией о достижениях в учебе и спорте учащихся школы;

-осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни. В школе имеются оборудованные рекреации для игр на переменах, спортивный зал и спортивные площадки; 
- демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности. В школе функционируют музейная комната,
библиотека, имеются оборудованные помещения для проведения школьных праздников, культурных событий. 

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов:

  1. Системы  «Перспективная начальная школа»;
  2. Программ  внеурочной деятельности  МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов;
  3. Социально-педагогического партнерства субъектов воспитания учащихся;
  4. Целевых программ воспитания.

В содержание системы учебников «Перспективная начальная школа» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». 

 Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Перспективная начальная
школа» реализуется различными средствами.

 Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Перспективная начальная школа» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети, обучающиеся по системе учебников «Перспективная начальная школа», знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников.

В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Перспективная начальная школа» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у учащихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира. 

В этой связи, важное место в системе учебников «Перспективная начальная школа» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

«Перспективная начальная школа» целостно и последовательно решает задачи духовно – нравственного развития и воспитания учащихся

  • Формируемые ценности:
  • нравственный выбор;
  • жизнь и смысл жизни;
  • справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • уважение к родителям, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга;
  • забота и помощь, мораль, честность;
  • толерантность.

Возможности системы «Перспективная начальная школа» для решения этих задач реализуются через: принципы личностно - ориентированной дидактической системы обучения:

общего развития ребёнка;

целостности образа мира;

практической направленности;

учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников;

прочности и наглядности;

охраны и укрепления психического и физического здоровья;

через: возможности внеурочной деятельности;

через: особую систему взаимодействия с родителями младших школьников; воспитания школьников.

через: реализацию основной образовательной программы НОО (подпрограмма духовно – нравственного развития и воспитания)

Принципы системы «Перспективная начальная школа» являются основаниями для организации духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Принцип общего развития каждого ребёнка

В комплекте разработана система  практических задач интегрированного содержания (типовых задач), которые обеспечивают формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников.

Это:

Самоопределение        

Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

Формирование правил поведения, ответственности и чувства долга.

Развитие самооценки, сопереживания, стремления к справедливости.

Формирование уважения к другим людям, развитие любви к своему народу, Родине.

Задачи самоопределения нацелены на децентрацию  младшего школьника, ориентируют его на учет другой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

Русский язык

Группа типовых задач самоопределения предусматривает выполнение следующих заданий:

  • «Помоги Маше (Мише) объяснить (подтвердить, доказать, определить, ответить на вопрос)»;
  • «С каким суждением ты согласишься …».

Литературное чтение

        К задачам и заданиям самоопределения относятся вопросы типа:

  • «А у тебя есть свое объяснение? Или ты присоединяешься к мнению кого-нибудь из ребят?»;
  • «Ты тоже так думаешь? Ты соглашаешься с Мишей (Машей, Костей)?»;
  • «Помоги Мише узнать…»;
  • «Догадаешься, как Костя закончил свою мысль?».

Широкий выбор задач самоопределения представлен  в учебном предмете математика в ситуациях, когда младшие школьники проявляют инициативу в оказании помощи героям учебника или одноклассникам:

  • «Ты можешь помочь Маше и Мише, если внимательно посмотришь на рисунок и …»;
  • «Выбери Мише один из ответов»;
  • «Продолжи ответ Маши, опираясь на следующее соотношение…».

Задачи смыслообразования предусматривают создание условий для установления учащимися связи между целью деятельности и её нравственным мотивом.

Окружающий мир

        Изучение истории, культуры нашей страны связано с мотивацией к нравственной деятельности, воспитанием толерантности, гуманизма, формированием основ российской идентичности, присвоением базовых национальных ценностей, развитием нравственного самосознания: «Как ты думаешь, почему Кремль со временем оказался в центре столицы?»; «Кого из родственников называют прадедушкой?».

Русский язык

        Указанная группа типовых задач предполагает организацию участия в действиях интриги, цель которой – восстановление нарушенного порядка, формирования чувства любви ко всему живому, ориентация младшего школьника на помощь героям – животным, попавшим в плен, и необходимость решения для этого различных задач и заданий. (Помоги Маше и Мише оживлять животных)

Литературное чтение

 Тексты учебников системы «Перспективная начальная школа», посвященные формированию духовно – нравственных  ценностей, - это тексты о том, что быть наблюдательным, любить и ценить окружающий мир, открывать для себя новое, удивительное в привычном и обычном – значит понимать, в чем истинное богатство жизни. В основе любви лежит способность сопереживать, сочувствовать всему живому. (Подтверди выдержками из текста, что Ваня очень добрый и чуткий мальчик…)

 В планируемых результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования обозначена нравственно-этическая ориентация, что предполагает уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование навыка сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

Наличие у учащихся базовых историко-культурные представлений и гражданской идентичности (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них); любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников; базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям, учет нравственных позиций других людей).

Группа типовых задач «Нравственно – этической ориентации» предполагает оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор.

Младший школьник на основе моральных норм

  • учится соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд);
  • анализировать нравственный аспект своих поступков (чувство гордости за совершение хорошего поступка, ответственность за их выполнение).

Литературное чтение

Герои внешней интриги Маша и Миша высказывают разные точки зрения, каждая из которых имеет право на существование: их суждения взаимно дополняют друг друга. Эти суждения не вступают в противоречие и не носят оценочного характера.

(«Тебе чья точка зрения ближе? Подтверди мнение строчками из текста».

Окружающий мир

Нравственно – этическая ориентация предусматривает также выполнение заданий, цель которых – оценка характера взаимоотношения людей в различных социальных группах. В комплекте внимание уделяется формированию семейных ценностей позитивных отношений между детьми и взрослыми, воспитанию гражданственности и патриотизма: «Рассмотри рисунок. Как дедушку Ваню могут поздравить живущие далеко родственники?» Учащиеся начальных классов  нашей школы собрали материал о наших прадедушках и прабабушках участниках Великой Отечественной войны  и приняли участие в акции «Бессмертный полк».

         

           Принцип формирования целостного образа мира

Интеграция содержания предметных областей позволяет объединить «усилия» различных предметов по духовно – нравственному развитию и воспитанию учащихся: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и другие.

Социально - психологическую составляющую принципа «целостности образа мира» в «Перспективной начальной школе» реализует единое коммуникативное пространство, созданное средствами сквозной внешней интриги.

Коммуникативное пространство – это специально разработанная учебно-игровая среда для детей, которая имеет устойчивые жанровые характеристики, сквозных героев, и поэтому, даже будучи прерванной границами урока или рамками предметной области, легко восстанавливается учащимися.

        Целостность образа мира формируется через комплексное рассмотрение вопросов духовно – нравственной направленности.

«Тема ценности общения, дружбы, привязанности, любви» 1класс

Понимание условности деления естественно – научного и гуманитарного  знания на отдельные предметные области привело к созданию интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира, обеспечивающей комплексное духовно – нравственное развитие и воспитание.

Комплексное решение задач духовно – нравственного развития и воспитания

«Развитие умений выбора, обоснования собственной точки зрения»

В «Перспективной начальной школе» решение данной задачи при изучении различных учебных предметов осуществляется в три этапа:

- формирование представления о том, что такое точка зрения;

-развитие умения различать различные точки зрения;

-развитие готовности осознавать особенности собственной позиции.

С какой точки зрения посмотрел на слоненка промокший лисенок?

Мы по – разному видим одно и то же. Почему?

Послушай три разных высказывания Л.Толстого. Как ты думаешь, какие высказывания принадлежат Маше? А что сказал Миша?

Как вы думаете, для чего человеку нужна семья?

Задумывались ли вы когда – нибудь над вопросом: свободны

ли вы?

Принцип практической направленности духовно – нравственного развития и воспитания.

Данный принцип отражает одно из основных требований ФГОС – формирование готовности учащихся использовать усвоенные знания и умения в реальной жизни для решения практических (в том числе и нравственных) задач.

Реализация принципа предусматривает:

    работу школьника с разными источниками информации, которые включают в себя содержание духовно – нравственной направленности: учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трёх единиц  в область словарей, книг, журналов и газет, других источников информации, включая электронные средства;

  • взаимодействие в сотрудничестве (в малой и большой группах) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности);
  • решение задач, связанных с конкретными нравственными жизненными ситуациями;
  • самостоятельную деятельность, предусматривающую самообразование как важнейшее качество, обеспечивающее духовно-нравственное развитие и воспитание каждого школьника;
  • обсуждение не менее двух точек зрения при изучении нового материала.

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников

«Перспективная начальная школа» предусматривает  оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности  в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. 
Дифференциация содержания, обеспечивающего баланс основного и ознакомительного материалов, способствует формированию общей культуры личности, социализации, расширению кругозора младших школьников.

 То, что ученик не может выполнить индивидуально, он сможет сделать в малой группе, либо становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Формируются умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать мнение и оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Высокая степень дифференциации вопросов и заданий к каждой изучаемой теме и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности личностного развития.

Принцип прочности и наглядности – основа духовно – нравственного развития и воспитания

  Принципы реализуются через продуманную систему повторения, то есть неоднократное возвращение к уже пройденному материалу. При этом каждое последующее возвращение к освоенным ценностям и нормам происходит после обобщения, которое даёт школьникам в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне понимания духовно – нравственных ценностей.

  Каждый учебный предмет «Перспективной начальной школы» предлагает собственные возможности для духовно – нравственного развития и воспитания школьников.

Русский язык формирует первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; осознание значения русского языка как государственного языка нашей страны, языка межнационального общения;  позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека;

Литературное чтение способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, способствует воспитанию нравственного, ответственного сознания, развитию умений понимать нравственный смысл целого и различать нравственные позиции, пониманию литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознанию значимости чтения для личного развития; формированию представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении.

  Информатика способствует формированию умений искать, отбирать, организовывать и использовать необходимую информацию для решения задач; дает представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.

Основной целью предмета Основы светской этики является формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 Методический аппарат учебника предполагает выполнение учащимся интеллектуальных действий разного уровня и характера, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с работой в малых группах, что позволяет эффективно решать проблему соотношения обучения, развития и социализации. Высокий уровень дифференциации и вариативности вопросов и заданий позволяют младшему школьнику работать в зоне своего актуального развития и создают возможности его индивидуального развития. У учащихся успешно формируются:

 -готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

-первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

-осознание ценности человеческой жизни.

 Предмет технология способствует получению первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека,  о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

Предмет окружающий мир формирует понимание особой роли России в мировой истории,  способствует воспитанию чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознанию целостности окружающего мира, освоению основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

 Уроки музыки формируют первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; способствуют формированию основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитию художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

         Для решения задач духовно – нравственного развития  и воспитания младших школьников используем возможности внеурочной деятельности системы «Перспективная начальная школа».

Так программа внеурочной деятельности «Музей в твоём классе» формирует готовность и способность к саморазвитию; основы социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм; уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в различных ситуациях.

Программа внеурочной деятельности «Расчетно – конструкторское бюро» направлена на становление внутренней позиции учащегося на основе положительного отношения к школе; ответственности человека за общее благополучие; начальных навыков адаптации в динамично меняющемся мире.

Программа внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» обеспечивает овладение учеником основами практико – ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно – смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» предусматривает развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук, воспитание ответственного отношения к природе.

  Программа внеурочной деятельности по информатике и ИКТ  «Путешествие в Компьютерную Долину» обеспечивает формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Научные клубы и духовно – нравственное развитие, воспитание младших школьников

Научные клубы младших школьников «Мы и окружающий мир» и «Ключ и заря»:

-развивают исследовательские и коммуникативные умения личности;

-воспитывают внимательное и бережное отношение к окружающему миру;

-учитывают индивидуальные особенности, интересы и склонности;

-развивают самобытность ребенка, его стремление к самораскрытию;

-развивают умение самостоятельно делать выбор, принимать решение, объяснять и доказывать собственное мнение, излагать свои мысли;

- воспитывать активную самостоятельную личность с развитым чувством собственного достоинства;

 - минимизировать дефицит общения.

Взаимодействие с родителями в решении задач духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников

«Перспективная начальная школа» предлагает:

-приглашение  родителей на уроки с целью рассказа о профессии;

- разработку  и реализацию социальных проектов взрослых и детей;

-сотрудничество в рамках научных клубов;

-совместную организацию различных форм внеурочной деятельности.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательной организацией, но и семьёй. Взаимодействие образовательной организацией и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни учащегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательной организации.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.

Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (День Семьи, Проводы зимы (Масленица), спортивные праздники,  театральные постановки ко Дню учителя и Дню матери.).

Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций.
 Повышение педагогической культуры  родителей учащихся
Педагогическая культура родителей учащихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни учащегося.
Система работы образовательной организации по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания учащихся младшего школьного возраста основана на следующих принципах:

-совместная педагогическая деятельность семьи и образовательной организации, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательной организации по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, оценке эффективности этих программ;

-сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

-поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

-содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей.

Знания, получаемые родителями,  востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывают им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Содержание программ повышения педагогической культуры родителей отражает содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: 

-родительское собрание («Духовно-нравственное становление детей младшего школьного возраста. Приемы, игры, методики», «Как организовать семейные праздники», «Как привить любовь к чтению», «Семья и школа – партнеры и союзники в обучении и воспитании детей»); 

-родительская конференция;

-родительский лекторий;

-педагогический практикум;

           - тренинг для родителей и др.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

— ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

— элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

— первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

— опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации;

— начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

— начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

— нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

— уважительное отношение к традиционным религиям;

— неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

— способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

— уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

— знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

— ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

— ценностное и творческое отношение к учебному труду;

— элементарные представления о различных профессиях;

— первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

— осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

— первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

— потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

— мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

— ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

— элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека,о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

— первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

— первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

— знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

— ценностное отношение к природе;

— первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

— элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

— первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

— личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

— первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

— первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

— элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

— первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

— первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

— первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

— мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательной организации и семьи.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.  

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности учащихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога, психологической службы школы  в тесном сотрудничестве с семьей ученика.