Мастер-класс «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dudkina_master-klass.docx | 137.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования»
Автор:
Дудкина Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1» г. Валуйки
Белгородской области
Краткая аннотация
В основу современного школьного образования положена идея создания таких условий обучения, при которых каждый учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, самоизменению. Научить учащихся учиться самостоятельно - вот основная цель современной школы. А это значит, что каждый ученик должен научиться самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; применять методы информационного поиска; моделировать, анализировать, сравнивать; устанавливать причинно-следственные связи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты. Все перечисленные операции в ФГОС общего образования собраны воедино в понятии «универсальные учебные действия»
Одними из важнейших УУД, формирование которых закладывается на уровне начального общего образования, являются познавательные УУД. На стадии активной реализации ФГОС НОО большое внимание уделяется разработке методов, приемов, способов развития у учащихся и способности к поиску и выделению необходимой информации; и умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; и навыков постановки и формулирования проблемы, и приемов самостоятельного создания алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характер. Однако перед современным учителем стоит еще одна проблема – создание системы оценки уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся.
Именно поэтом очень актуальна тема мастер-класса «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования».
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с разнообразными методиками отслеживания степени сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования
Практическая значимость: создание циклограммы мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с разнообразными диагностическими методиками;
- показать практическую значимость использования данных методик в работе учителя начальных классов;
- создать совместно с участниками циклограмму мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования
Данный мастер-класс ориентирован на аудиторию учителей начальных классов, а так же заместителей директора образовательной организации.
Методы работы с аудиторией: рассказ, беседа, имитационная игра
Оборудование: компьютер (ноутбук), экран, презентация
План мастер-класса
«Циклограмма мониторинга уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий обучающихся
уровня начального общего образования»
1. Вступление
Цель мастер-класса
Практическая значимость
Задачи мастер-класса
2. Презентация педагогического опыта
3. Проведение имитационной игры по составлению циклограммы мониторинга уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования
4. Моделирование
Создание циклограммы мониторинга уровня сформированности одного из регулятивных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования
Сценарное описание хода проведения мастер-класса
«Циклограмма мониторинга уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий обучающихся
уровня начального общего образования»
Вашему вниманию будет представлен мастер-класса «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования».
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с разнообразными методиками отслеживания степени сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования
Практическая значимость: создание циклограммы мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования
Задачи:
- познакомить участников с разнообразными диагностическими методиками;
- показать практическую значимость использования данных методик в работе учителя начальных классов;
- создать совместно с участниками циклограммы мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования
Презентация педагогического опыта учителем-мастером
В основу современного школьного образования положена идея создания таких условий обучения, при которых каждый учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, самоизменению. Научить учащихся учиться самостоятельно - вот основная цель современной школы. А это значит, что каждый ученик должен научиться самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; применять методы информационного поиска; моделировать, анализировать, сравнивать; устанавливать причинно-следственные связи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты. Все перечисленные операции в ФГОС общего образования собраны воедино в понятии «универсальные учебные действия»
Одними из важнейших УУД, формирование которых закладывается на уровне начального общего образования, являются познавательные УУД. На стадии активной реализации ФГОС НОО большое внимание уделяется разработке методов, приемов, способов развития у учащихся и способности к поиску и выделению необходимой информации; и умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; и навыков постановки и формулирования проблемы, и приемов самостоятельного создания алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характер. Однако перед современным учителем стоит еще одна проблема – создание системы оценки уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся. Без знаний о том, на каком уровне находится ученик в своем развитии в данный период обучения, невозможно спланировать систему управления его дальнейшим образовательным ростом.
Для начала рассмотрим модель «Познавательные УУД», представленную вашему вниманию. На ней представлены все виды познавательных универсальных учебных действий.
Изучив виды познавательных УУД, каждый учитель должен выяснить для себя способы измерения уровня их сформированности и наличие необходимого инструментария. На основе изученной мною научно-методической литературы и психолого-педагогических материалов была составлена «Технологическая карта изучения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий»
Данная технологическая карта зрительно даёт возможность увидеть, какие методики и для оценивания каких познавательных УУД можно использовать при составлении циклограммы мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования.
Проведение имитационной игры
Хорошо владея теоретическим материалом по данной теме и имея в личном пользовании достаточный банк диагностических материалов, каждый учитель сможет составить циклограмму мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий. При этом не следует игнорировать уровнем общего развития каждого ученика класса, поскольку и сами диагностические материалы характеризуются различной степенью сложности при их выполнении. Для составления циклограммы мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся наиболее практично использовать таблицу. Определимся с количеством столбцов, строк и их «легендой».
Один из вариантов, полученный в результате эмитационной игры, показан в образце.
Циклограмма мониторинга уровня развития познавательных универсальных учебных действий (УУД) у учащихся уровня начального общего образования
в условиях реализации ФГОС НОО
Класс | Время проведения | Оцениваемые УУД | Основные критерии | Методики |
1 класс | Октябрь | Познавательные УУД Логические учебные действия | Сравнение | Тест «Найди несколько различий» (сравнение картинок) |
Ноябрь | Классификация | Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене | ||
Январь | Познавательные УУД Логические учебные действия | Анализ и синтез | Методика "Логические задачи" (А. З. Зак) | |
Май | Познавательные УУД Логические учебные действия | Сравнение | Тест «Найди несколько различий» (сравнение картинок) | |
2 класс | Октябрь | Познавательные УУД Логические учебные действия | Сравнение | Методика "Сравнение понятий» |
Ноябрь | Познавательные УУД Логические учебные действия | Классификация | Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене | |
Январь | Познавательные УУД Логические учебные действия | Анализ и синтез | Методика "Логические задачи" (А. З. Зак) | |
Апрель | Познавательные УУД Логические учебные действия | Обобщение | «Исключение лишнего» (тест А. Отиса – Р. Леннона). | |
Май | Познавательные УУД Логические учебные действия | Сравнение | Методика "Сравнение понятий» | |
3 класс | Октябрь | Познавательные УУД Логические учебные действия | Сравнение | Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска) |
Ноябрь | Познавательные УУД Логические учебные действия | Классификация | Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене | |
Январь | Познавательные УУД Логические учебные действия | Анализ и синтез | Методика "Логические задачи" (А. З. Зак) | |
Апрель | Познавательные УУД Логические учебные действия | Обобщение | «Исключение лишнего» (тест А. Отиса – Р. Леннона). | |
Май | Познавательные УУД Логические учебные действия | |||
4 класс | Октябрь | Познавательные УУД Логические учебные действия | Сравнение | Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска) |
Ноябрь | Познавательные УУД Логические учебные действия | Классификация | Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф.Замбацявичене | |
Январь | Познавательные УУД Логические учебные действия | Анализ и синтез | Методика "Логические задачи" (А. З. Зак) | |
Апрель | Познавательные УУД Логические учебные действия | Обобщение | Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю Панасюка) | |
Май | Познавательные УУД Постановка и решение проблем | Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой) |
Моделирование
Реализуем полученные знания на практике. Разделимся на несколько групп. Каждая группа имеет пакет методических материалов, состоящий из задания, таблицы УУД, диагностических методик (Приложение 1). Перед вами лист бумаги формата А3. На слайде - последовательность выполнения действий по созданию циклограммы мониторинга уровня сформированности у обучающихся УУД на уровне начального общего образования. Цель каждой группы - составить циклограмму мониторинга уровня сформированности у обучающихся одного из познавательных универсальных учебных действий. По всем возникшим вопросам, пожалуйста, обращайтесь ко мне.
Представление и обсуждение авторских циклограмм мониторинга уровня сформированности у обучающихся одного из познавательных универсальных учебных действий
Рефлексия
Мини-дискуссия, основанная на следующих вопросах:
- Считаете ли Вы целесообразным отслеживание уровня сформированности УУД школьников?
- Помогут ли Вам те материалы, которые были представлены в ходе мастер-класса?
Приложение 1
Диагностические методики
Выкладывание узора из кубиков
Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания выкладывания узора по образцу.
Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.
Возраст: ступень предшкольного образования (6.5 – 7 лет).
Форма: индивидуальная работа
Задание: ребенку предлагается выложить фигуру по образцу с использованием 16 квадратов, каждая сторона которого может быть раскрашена в красный, белый и красно-белый (по диагонали квадрата) цвета, состоящую из 4 и 9 конструктивных элементов. Конструктивный элемент не совпадает с перцептивным элементом.
Критерии оценивания и уровни развития регулятивных действий:
I. Функциональный анализ направлен на оценивание ориентировочной, контрольной и исполнительной части действия (П.Я.Гальперин, 2002):
Ориентировочная часть:
наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом):
1 – отсутствует ориентация на образец,; 2- соотнесение носит неорганизованный эпизодический характер, нет систематического соотнесения; 3 -началу выполнения действия предшествует тщательный анализ и соотнесение осуществляется на протяжении выполнения задания.
характер ориентировки: 1 –развернутая с опорой на предмет; 2 – в отдельных частях развернута, в отдельных – свернута; 3 – свернутая ориентировка;
1- хаотическая, 2 – ребенку не всегда удается организовать ориентировку; 3 – организованная;
размер шага ориентировки: 1 - мелкий – 2 - пооперационный – 3 - блоками;
предвосхищение:
промежуточного результата: 1 – предвосхищения нет, 2 – в отдельных операциях, 3 – предвосхищение есть;
конечного результата: 1–нет, 2–возникает к концу действия, 3 - есть;
характер сотрудничества (со-регуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия):
1 – сотрудничества нет, 2 – со-регуляция со взрослым, 3 – самостоятельная ориентировка и планирование.
Исполнительная часть:
степень произвольности: 1- хаотичные пробы и ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия, 2 – опора на план и средства, но не всегда адекватная, есть импульсивные реакции; 3 - произвольное выполнение действие в соответствие с планом.
Контрольная часть:
степень произвольности контроля: 1 – хаотичный, 2 – эпизодический, 3 - в соответствии с планом контроля;
наличие средств контроля и характер их использования: 1 – средств контроля нет, 2 – средства есть, но не эффективны, 3 –средства есть, применяются адекватно;
характер контроля: 1 – нет, 2 – развернутый, 3 – свернутый; 1- отсутствует, 2 – констатирующий, 3 – предвосхищающий.
II. Структурный анализ основан на следующих критериях:
Принятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней): 1 – задача не принята, принята неадекватно; не сохранена; 2 – задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес; 3 – задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена.
план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями: 1 – нет планирования, 2 – план есть, но не совсем адекватен или не адекватно используется, 3 – план есть, адекватно используется:
контроль и коррекция: 1 – нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен, 2 – есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная; 3 – адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.
оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение успеху и неудаче): 1 – оценка либо отсутствует, либо ошибочна; 2- оценивается только достижение /недостижение результата; причины не всегда называются, часто - неадекватно называются; 3 – адекватная оценка результата, эпизодически – меры приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно.
отношение к успеху и неудаче: 1 – парадоксальная реакция, либо реакция отсутствует; 2- адекватная на успех, неадекватная – на неудачу; 3 – адекватная на успех и неудачу.
Другим важным критерием сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня ее произвольности является вид помощи, необходимый учащемуся для успешного выполнения действия.
Проба на внимание (поиск различий в изображениях)
Цель: выявление умения находить различия в объектах.
Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля; познавательное действие сравнения с установлением сходства и различий.
Возраст: предшкольная ступень (6.5 – 7 лет).
Форма и ситуация оценивания: индивидуальная работа с ребенком.
Предъявляются две сходные картинки, имеющие 5 различий. Ребенка просят найти и показать (назвать) различия между картинками.
Критерии оценивания:
Подсчитывается общее суммарное количество ошибок в заданиях. Ошибки – не замеченные в предъявляемом материале различия.
Умственное действие контроля, направленное на выявление различий в двух подобных изображениях имеет следующий операциональный состав:
- ознакомление с общей структурой анализа объекта;
- определение направления движения по объекту;
- вычленение «единиц» анализа по направлению от самых крупных до «неделимых»;
- поочередное сравнение «единиц» объекта на подобных изображениях в обратном порядке – от «неделимых» до самых крупных.
Уровни сформированности контроля (внимания):
1 – ребенок не принимает задание,
2 – ребенок находит 1 – 3 различия;
3 – ребенок находит все различия.
Проба на внимание
(П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля;
Возраст: ступень начального образования (10.5 – 11 лет).
Форма и ситуация оценивания: фронтальный письменный опрос.
Внимание как идеальная, сокращенная автоматизированная форма контроля (П.Я.Гальперин). В исследованиях П.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницкой было показано, что сензитивным периодом для формирования внимания является 3 класс, поскольку дети уже владеют навыками учебной работы, а ошибки по невниманию еще не приобрели обобщенного характера.
Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).
Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст 1
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Текст 2
На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
Критерии оценивания:
Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.
Уровни сформированности внимания:
0—2 — высший уровень внимания,
3—4 — средний уровень внимания,
более 5 — низкий уровень внимания.
Методика «Нахождение схем к задачам»
(по Рябинкиной)
Цель: методика позволяет определить умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.
Оцениваемые УУД: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия, регулятивное действие оценивания и планирования; сформированность учебно-познавательных мотивов (действие смыслообразования).
Возраст: ступень начального образования (7-9 лет).
Форма и ситуация оценивания: фронтальный опрос или индивидуальная работа с детьми.
Инструкция: «Найди правильную схему к каждой задаче. В схемах числа обозначены буквами». Предлагаются следующие задачи.
- Миша сделал 6 флажков, а Коля на 3 флажка больше. Сколько флажков сделал Коля?
- На одной полке 4 книги, а на другой на 7 книг больше. Сколько книг на двух полках?
- На одной остановке из автобуса вышло 5 человек, а на другой вышли 4 человека. Сколько человек вышли из автобуса на двух остановках?
- На велогонке стартовали 10 спортсменов. Во время соревнования со старта сошли 3 спортсмена. Сколько велосипедистов пришли к финишу?
- В первом альбоме 12 марок, во втором — 8 марок. Сколько марок в двух альбомах?
- Маша нашла 7 лисичек, а Таня — на 3 лисички больше. Сколько грибов нашла Таня?
- У зайчика было 11 морковок. Он съел 5 морковок утром. Сколько морковок осталось у зайчика на обед?
- На первой клумбе росло 5 тюльпанов, на второй — на 4 тюльпана больше, чем на первой. Сколько тюльпанов росло на двух клумбах?
- У Лены 15 тетрадей. Она отдала 3 тетради брату, и у них стало тетрадей поровну. Сколько тетрадей было у брата?
10.В первом гараже было 8 машин. Когда из него во второй гараж переехали две машины, в гаражах стало машин поровну. Сколько машин было во втором гараже?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования».
Доклад для педагогического совета по ФГОС второго поколения....
статья по теме: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются подходы к диагностической работе с детьми, имеющими задержку психического развития в условиях массовой школы, а также описываются результаты диагностической работы по исследов...
Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников...
«Формирование универсальных учебных действий на уровне начального общего образования через внеурочную деятельность» (часть 1)
Научно-практическая конференция педагогов...
«Формирование универсальных учебных действий на уровне начального общего образования через внеурочную деятельность» (часть 2)
научно-практическая конференция педагогов...
Статья напечатанная в сборнике Х Межрегиональной НПК «Введение ФГОС: стратегии, рис-ки, перспективы» (май) на тему «Формирование универсальных учебных действий на уровне начального общего образования через внеурочную дея-тельность»
Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уровне начального общего образования через внеурочную деятельность»...
Учебно-методическое пособие " Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе начального языкового образования (на материале краеведения) "
В соответствии с требованиями ФГОС НОО главным в изучении любого школьного предмета является не набор знаний, а система универсальных учебных действий, которыми должен овладеть обучающийся. Именно уни...