Урок математики в 3 классе "Умножение двузначного числа на однозначное"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Урок разработан в рамках учебной дисциплины "Математика" ФГОС 3 класс.

Цели:

1. В ходе практических действий и наблюдений учить приемам умножения двузначного числа на однозначное и однозначного числа на двузначное.

2. Закрепить умения применять переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnozhenie_dvuznachnogo_chisla_na_odnoznachnoe.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ярищенская средняя общеобразовательная школа»

Урок математики

 в 3 классе

по теме

«Умножение двузначного

 числа на однозначное»

Учитель начальных классов:     Ларина М. Н.

Тема: Умножение двузначного числа на однозначное.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

  1. В ходе практических действий и наблюдений учить приемам умножения двузначного числа на однозначное и однозначного на двузначное.
  2. Закреплять умение применять переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число.

Задачи:

Личностные УУД:

- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- проявлять положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе.

Регулятивные УУД:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Условия, необходимые для проведения урока: наличие компьютера, мультимедийный проектор, экран, учебник «Математика» М. И. Моро, ч. 2, с. 8, Рабочая тетрадь, ч. 2, с. 14,  карточки с самостоятельной работой, дерево самооценки деятельности на уроке

Содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

УУД

I.

Мотивация
к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстиками.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

II.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

  1. Устный счет.

2. Математический диктант

3. Самоопределение к деятельности

Слайд № 1.

Переведите:

5 м = … дм                54 см2 = … дм … см

8 дм = … см                39 дм2 = … м … дм

Слайд № 2.

Игра «Кто быстрее полетит в космос?»

На изображении ракеты написаны примеры (для первого и второго ряда).

90:3

30·2

60:20

3·6

18:9

2·40

80:4

 - Ребята, у вас на партах листы с изображением ракет, в которые вы должны внести ответы по очереди, передавая ракету вдоль своего ряда. Побеждает ряд, который первым справится с заданием.

Слайд 3.

Занимательная задача.

Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояли 20 лыж, а в снег было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход?

Слайд 4.

Занимательная задача.

Дед, баба, внучка, Жучка, кошка
и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз смотрело на репку?

Слайд 5.

- Замените числа суммой разрядных слагаемых.

85, 77, 98, 45, 26.

-Подчеркните в этих выражениях однозначные числа одной чертой, а двузначные двумя чертами.

-Выполните вычисления.

4·6                         45·4

10·30                     7 ·51            

 20·6

-Какие примеры вызвали затруднения?

-Почему?

-Сформулируйте тему и задачи урока.

Выполняют задания устно.

Выполняют задание.

Устно решают задачу, называют ответ, объясняют решение задачи.

- 10 лыжников.

Устно решают задачу, называют ответ, объясняют решение задачи.

- 12 глаз.

Выполняют задания под руководством учителя.

-Примеры из второго столбика.

-Мы еще не решали примеры на умножение двузначного числа на однозначное и однозначного числа на двузначное.

-Будем учиться умножать двузначные числа на однозначное и однозначное числа на двузначное.

П – осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
делают выводы
по аналогии и проверяют эти выводы;
осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Р – самостоятельно
делают несложные
выводы о математических объектах и их свойствах.

К – обмениваются
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе.

Л – осознают свои
возможности в учении; способны адекватно рассуждать
о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием.

III.

Построение проекта выхода из затруднения.

  1. Подготовительная работа

2. Изучение нового приема.

Вычислите результаты разными
способами:

(4 + 2) · 5 = 6 · 5 = 30        

(6 + 3) · 9 = 9 · 9 = 81

(4 + 2) · 5 = 4 · 5 + 2 · 5 = 20 + 10 = 30

(6 + 3) · 9 = 6 · 9 + 3 · 9 = 54 + 27 = 81

Откройте учебник на с. 8, рассмотрите иллюстрацию.

– Как можно вычислить произведение 23 · 4 с помощью сложения?

– Посмотрите на записи и объясните, что сделали сначала.

– Теперь надо умножить эту сумму
на 4. Объясните, как это сделали по записи и по рисунку.

– Как найти произведение 4 · 23 и какое свойство умножения при этом использовать?

 Назовите три основных этапа, из которых
складывается решение примера вида 23 · 4.

Выполняют задания под руководством учителя.

Рассматривают в учебнике развернутую запись решения примера 23 · 4
и данную к нему иллюстрацию.

– 23 нужно повторить
слагаемым 4 раза.

На рисунке показано это, а число 23 изображено как 20 и 3.

– Число 23 представили
в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 3.

– На рисунке видно,
что можно сначала определить, сколько будет
20 · 4, а потом 3 · 4.

– Переместительное свойство умножения.

 1) заменить первый множитель суммой разрядных слагаемых;

2) прочитать полученное выражение:

(20 + 3) · 4;

3) вычислить произведение удобным способом: умножить на число каждое слагаемое в отдельности и полученные произведения сложить.

П – осуществляют логические действия при выполнении
заданий; адекватно воспринимают информацию, полученную из разных источников (учебника, объяснения учителя, ответов учащихся).

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; планируют, контролируют учебные
действия.

К – владеют навыками конструктивного взаимодействия
со взрослыми и сверстниками

IV.

Первичное закрепление с реализацией во внешней речи.

Физкультминутка.

№ 1. с. 8.

36 · 2 = (30 + 6) · 2 = 30 · 2 + 6 · 2 =

= 60 + 12 = 72

5 · 16 = 5 · (10 + 6) = 5 · 10 + 5 · 6 =  

= 50 + 30 = 80

24 · 4 = (20 + 4) · 4 = 20 · 4 + 4 · 4 =

= 80 + 16 = 96

13 · 3 = (10 + 3) · 3 = 10 · 3 + 3 · 3 =

= 30 + 9 = 39

Музыкальная физкультминутка «Лепим снеговика»

Решают на доске
и в тетрадях с подробной записью каждого
шага в рассуждении.

Дети выполняют движения под музыку.

П – осуществляют логические действия при выполнении
заданий.

К – осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимную помощь

Л – способность к самооценке своей деятельности

V.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Давайте проверим, как вы усвоили приемы умножения двузначного числа на однозначное. Выполните самостоятельную работу на карточках.

                  Слайд 6.

- Проверьте себя.

Выполняют работу на карточках.

Проверяют решение примеров.

П – используют приобретенные знания в самостоятельной работе

Л – способность к самооценке своей деятельности

VI.

Включение в систему знаний и повторение.

№ 2 (под руководством учителя).

Под диктовку учащихся записывает
ее кратко в таблице.

Масса
1 посылки

Кол-во

Масса
всех посылок

8 кг

Одина-
ковое

32 кг

6 кг

?

– Что известно о посылках с книгами? Что можно узнать по этим данным?

– Поможет ли это ответить на вопрос задачи?

-Запишите решение задачи.

– Самостоятельно выполните задания
№ 3, 5 с. 8

– В рабочей тетради выполните задания № 27, с. 13 и № 30, с. 14

- Кто быстро справился с заданием, выполните  № 7 с. 8 в учебнике

Устанавливают зависимость между данными и искомым в задаче, отражают её в таблице, выбирают и объясняют арифметическое действие для решения задачи, составляют план решения.

Самостоятельно записывают решение.

Решение:

1) 32 : 8 = 4 (п.) – с книгами.

2) 6 · 4 = 24 (кг) – с фруктами.

О т в е т: 24 килограмма весят посылки
с фруктами.

Решают задачу.

Работают с величинами.

Выполняют задания.

Взаимопроверка.

Выполняют задание.

П – осуществляют анализ, сравнение, обобщение, поиск необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Р – осуществляют
контроль, оценку,
волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.

К – задают вопросы; четко и аргументированно высказывают свои оценки и предложения.

Л – осуществляют смыслообразование

VII.

Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Какое открытие сделали сегодня на уроке?

– Остались ли вы довольны своей
работой? Почему?

– Какие задания показались легкими? Сложными?

-Оцените свою работу на уроке с помощью шкалы: самостоятельность, решение задач, решение примеров.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу с помощью шкалы

П – ориентируются

в своей системе
знаний.
 Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

VIII.

Домашнее задание.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Учебник, с. 8, № 6.

Рабочая тетрадь, с. 15, № 33–34

Задают уточняющие
вопросы

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики "Деление на двузначное число"

урок математики в 4-м классе с презентацией...

урок математики "Деление на двузначное число"

урок математики в 4-м классе с презентацией...

Презентация к уроку по теме "Умножение двузначного числа на однозначное".

Презентация содержит материал для устного счёта, упражнения для глаз и  по теме урока....

Урок математики. Тема: Деление двузначного числа на двузначное число .

Урок "открытия" новых знаний, обучающиеся знакомятся с новым приёмом внетабличного деления двзначного числа на двузначное....

Олимпийские игры на уроке математике. Тема: «Деление двузначного числа на однозначное».

Урок закрепления и совершенствования приемов деления двузначных чисел на однозначные, где в игровой форме дети принимают участие в малых Олимпийских играх....

Урок по теме "Умножение двузначного числа на однозначное"

Урок «открытия нового знания». Целью данного урока является формированиеу учащихся умения реализовать новые способы действий.Место данного урока в системе уроков по избранной теме. Первый ...