Учебное занятие "Объём"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Солнцева Ирина Владимировна

Учебное занятие по математике  Петерсон Л.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obyom_2_klass.zip31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Объем фигуры

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений о единицах измерений объёма 1 см3, 1 дм3, 1м3;ученические: будут иметь представление об объёме фигур; знать единицы объёма.

УУД: личностные: самоопределение, смыслообразование; регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; познавательные: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация…); коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

I.Организационный момент

Мы начинаем наш урок

И я хочу, чтобы каждый из вас

В конце урока мог сказать:

«Сегодня я искал, творил.

И знания новые открыл,

И то, что мне пришлось узнать,

Могу теперь я применять».

II.Актуализация знаний.

1.Математический диктант.

  • запишите формулу площади прямоугольника. S= a * b
  • чему равна длина прямоугольника, если его площадь 20см2, ширина 4 см? 5 см
  • чему равна сторона квадрата, если его площадь 36см2? 6см
  • чему равен периметр прямоугольника со сторонами 3дм и 5 дм? 15 дм
  • чему равен периметр квадрата со стороной 4м?  16 см
  • сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед?  6
  • какую форму имеют грани? прямоугольник
  • сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда? 12

2. Прочитайте запись на доске.

Слайд

34 дм      12 кг      5 л       7 м2

- Что можете сказать об этих числах? (именованные числа)

- Как назвать эти именованные числа одним словом? (величины)

- Что мы называем величиной? (Величина –это то, что мы можно измерить и результат измерения выразить числом.)

- Вам было дано задание, найти определение величины в толковых словарях.

Послушаем Кадырова Мусаиба

Слайд

- Словарь Ушакова. Величина.  Всё, что можно измерить и исчислить.

- Словарь Ожегова. Величина 1. Размер, объём, протяжённость предмета. Площадь большой величины. 2. То, что можно измерить, исчислить. 3. О человеке, выдающемся в какой-нибудь области деятельности.  

Слайд

34 дм      12 кг      5 л       7 м2

- Какие величины выражают данные именованные числа? (длина, масса, объём, площадь)

- Где в жизни мы сталкиваемся с объёмом? (форма коробка спичек, коробка из – под обуви, формочки для песка, вместимость банок)

- Заполните схему, начиная с наименьшей единицы измерения.

Слайд

ВЕЛИЧИНА

ДЛИНА                   МАССА                   ОБЪЁМ                    ПЛОЩАДЬ

м   дм   см                     кг                              л                           м2   дм2   см2

- О какой величине мы с вами знаем меньше всего? (масса, объём)

- Совершенно верно, именно об этих величинах мы знаем меньше всего. О массе и её единицах измерения мы узнаем чуть позже, а сегодня мы с вами будем знакомиться с объёмом.

- Какую задачу мы поставим перед собой? (больше узнать об объёме как о величине, о единицах измерения объёма)

III. Открытие нового.

  1. Объём. Единицы измерения объёма.

- Перед нами фигуры.

Слайд

- Что вы можете сказать об этих фигурах? (это геометрические тела и плоские фигуры)

- Подумайте и скажите, нас в окружающем мире окружают фигуры или геометрические тела? (геометрические тела)

- Напомните мне, пожалуйста, что такое геометрическое тело. (геометрическое тело – то, что имеет длину, ширину и глубину)

- Как вы думаете, что дало геометрическим телам название? (конкретные предметы в природе)

- Назовите геометрическое тело и название предмета в окружающем мире (куб - кубик, параллелепипед – коробки, цилиндр – консервная банка, карандаш, конус – колпак, шар – мячик, тетраэдр – пирамидка головоломка, тор - бублик)

- А что же такое геометрические фигуры? (тень от геометрических тел, отражение)

- В геометрии тень, отражение от фигуры называется проекцией.

- У меня на столе находятся геометрические тела и геометрические фигуры.

- Выберите проекцию тела и совместите её с геометрическим телом. (работа с моделями)

- Какие величины мы можем измерить у прямоугольника, параллелепипеда? (площадь, длину)

- Назовите ещё раз единицу измерения объёма, известную нам.

- Как её можно использовать? (данной единицей измеряют объём жидкости и вместимость сосуда)

- Как вы думаете, где мы сможем находить объем?

- Конечно, объем находим только в объемных (геометрических) телах.

Сегодня мы узнаем, что такое объем, научимся его измерять и узнаем ещё одну единицу измерения объема. Что же такое объём?

Слайд

Объем (Ожегов) Величина чего-нибудь: в длину, высоту и ширину, измеряемая в кубических единицах. В простейших случаях измеряется числом умещающихся в теле единичных кубов, т. е. кубов с ребром, равным единице длины.

Откройте учебник с.60, №1

- Что общего у всех мерок в этом задании? (Все мерки являются прямоугольными параллелепипедами)

- Найдите объём фигур, используя данные мерки.

- Посмотрите на единицы объёма с.61.

- Почему взяли именно куб в качестве мерки? (Рёбра куба равны между собой,  

Слайд

куб с ребром 1 см называется кубическим сантиметром 1см3;

куб с ребром 1 дм называется кубическим дециметром 1дм3;

куб с ребром 1 м называется кубическим метром 1м3; (продемонстрировать модели)

- Как вы думаете, мерка объёма – литр уместиться в кубе с каким измерением ребра? (1дм3)

- Проверим?

- Сделайте вывод. (Кубический дециметр равен по объёму 1 литру.)

2.Объём прямоугольного параллелепипеда. Практическая работа.

(работа у доски и на модели)

Слайд

http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_493/3/d-2650/2650_html_m5ae26b68.png

- Покажите грани параллелепипеда, ребра, вершины.

- Сколько граней? (6) Сколько ребер? (12) Сколько вершин? (8)

- Есть ли у параллелепипедаравные грани? Покажите на модели. (равные грани: нижняя и верхняя, передняя и задняя, правая и левая)

- Какой вывод можно сделать? (противоположные грани параллелепипеда равны).

- Есть ли у параллелепипеда равные ребра? Покажите. Подумайте, почему они равны? (они являются противоположными сторонами прямоугольников – граней.)

- Сколько  неравных ребер может быть у параллелепипеда? Покажите. (три ребра (показать разным цветом): длина, ширина, высота)

  • Длина, высота, ширина – измеренияпараллелепипеда.
  • Основание параллелепипеда - его нижняя грань.

- Номер №2 стр.61

Рассмотрите  модель параллелепипеда, составленного из кубиков. Что мы знаем? (длина-5см, ширина-2см, высота-3см)          

- Как узнать объем параллелепипеда, не пересчитывая кубики? (Открытие: сначала узнать, какое число кубиков находится в основании (длину умножить на ширину), а потом умножить на число слоев (на высоту))

Вывод: чтобы найти объем параллелепипеда,  нужно площадь основания умножить на высоту или длину умножить на ширину и умножить на высоту.

3. Физкультминутка

9 детей - точки А, В, С, Д, Е, О, Р, Т, К. (прикрепить на костюмы карточки)

2 группы по 8 человек перестраиваются в геометрические фигуры

4 наблюдателя, по 2 за каждой командой.

III. Первичное закрепление и повторение пройденного.

Задача №1

- Какая фигура перед нами?

- Сколько измерений необходимо сделать, чтобы найти объём?

- Прочитайте три решения этой задачи, выберите верное и обоснуйте свой выбор.

V= 5* 10 * 4= 250 см3

V = 5*10= 50см3

V= 5*10*4= 200 см3

- Почему другие равенства не являются решением нашей задачи?

Работа по учебнику

С.62 № 5 устно,

         № 7 решение уравнения

IV.Рефлексия

Блиц-опрос (на листочках)

Проверим, как вы поняли новый материал.

Выбери правильное утверждение, и обведите букву правильного ответа и обоснуйте его

1.Найди формулу нахождения объема

А) V= а * в

Б) V= а * в * с

В)V= а * в *с*d

(объём – произведение трёх измерений)

2.Назови единицу измерений объема

А) см

Б) см2

В) см3

(см – мерка измерения длины, см2– мерка измерения площади)

3. Что не относится к величинам

А) площадь

Б) литр

В) объём

(литр - мерка объёма)

Мы сегодня, узнавая новое, тоже заполняли объем своих знаний. Положите перед собой белую карточку. На что похожа данная фигура? Я представила аквариум, который наполняется водой, вода заполняет объём аквариума. Закрасьте аквариум, насколько вы получили больше знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамота с окончанием учебного учебного года

Грамота с окончанием учебного года...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Учебный (образовательный) план на 2011 – 2012 учебный год.

Предлагаю учебный( образовательный) план для 1-х классов, которые в 2011-2012 учебном году переходят на ФГОС НОО , для 2-4-х классов  по стандарту 2004 г....

«Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно - познавательной деятельности младших школьников»

Основной формой организации процесса интеграции предметов в начальной школе является интегрированный урок, особенностью которого выступает то, что его могут вести два или три, а может быть и б...

Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий

Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...