Соотношение компонентов при делении.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Бердникова Ольга Владиславовна

Урок математики во 2 классе. На уроке использовался системно-деятельностный подход, сформированы представления о соотношениях между компонентами при делении, их связь с умножением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sootnoshenie_mezhdu_komponentami.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Соотношение компонентов при делении.

Цели: Уточнить знания учащихся о взаимосвязях между компонентами

          действия деления.

Формировать навыки анализа задач.

Прививать интерес к предмету.

Способствовать развитию логического мышления.

  1. УСТНЫЙ СЧЁТ

Как у наших у ребят

Было несколько утят,

Да ещё котятки –

Весёлые ребятки.

Сколько было тех утят,

И сколько было тех котят,

Если всего четырнадцать лапок,

А голов лишь только пять?

Самостоятельно

по карточкам

«Умножение многозначных чисел»

для тех, кто допустил ошибки

в контрольной работе.

-Перед вами 5 голов и 14 лапок. Где тут утки, где котята?

•• •• •• •• •• ••••

☺☺☺☺☺

-Представьте, что все 5  -  это утята.

-Сколько у них должно быть лап? (10)                                 2 х 5 = 10

-Что получилось? (Лишние 4 лапы)                                     14 – 10 = 4

-Чьи это лапки? (Котёнка)

-По сколько лапок мы брали? (По 2)

-Если это лапки котёнка, то, сколько лап осталось для утят? (8 лап и 2 лишних, так как на 4 головы приходится 10 лапок)

-Какой         вывод из этого можно сделать? (Котят больше, чем один, например, их два). Проверим:

-На сколько у котёнка больше лап, чем у утёнка?              4 – 2 = 2          

-Значит, скольким котятам принадлежат эти 4 лапки?       4 : 2 = 2

-Сколько было утят?                                                               5 – 2 = 3

 

-Дома у вас будет подобная задача. Найдите разные способы решения. Завтра проверим ваши варианты.      

-А сейчас предлагаю заполнить таблицу, но для этого надо найти значения выражений.

360

370

144

380

414

604

309

Н 138 х 3

Е 13 х 30

С 328 6 4

Е 185 х 2

Л 4 х 36

Е 95 х 4

И 302 х 2

Д 72 х 5


-Что получилось? (Деление)

-Что вам известно об этом действии? (Числа при делении уменьшаются в несколько раз)

-Как называются компоненты при делении? (Делимое, делитель, частное)

-Определите тему урока, исходя из задания. (Речь пойдет о делении; будем учиться делить).

-Какие особенности действия деления можем выяснить на уроке? Связано ли деление, с каким – то другим действием?

                           

  1. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ

-Рассмотрите выражения. Что заметили? (Делимое одинаковое; делители есть однозначные, есть двузначные)

128 : 2

128 : 16

128 : 32

128 : 64

128 : 4

128 : 8

-По какому принципу можно разделить эти выражения на группы? (По делителям)

-Значение, каких выражений мы умеем вычислять? Запишите их в 1 столбик. (Деление на однозначное число – зачитать для проверки)

-Сравни получившиеся равенства с остальными выражениями. Что заметили? (Они связаны  между собой).

-Помогут ли эти равенства найти значения  частных во второй группе? --Запишите во 2 столбик подходящие по смыслу выражения. (Зачитать для проверки).

-Какие выражения можно записать в 3 столбик?

-Запишите произведения, которые связаны с данными по смыслу. (Зачитать)

-Сделайте вывод по проделанной работе (Взаимосвязанные выражения; обратные)

-Как найти неизвестное делимое? Делитель?

-С каким действием связано деление?  

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

-Проверим, как вы усвоили взаимосвязи между компонентами.

Перед вами задания, прочитайте их, выберите то, которое сможете выполнить. Отметьте номер и поставьте прогностическую оценку: легко – трудно – сомневаюсь.

«СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ»

1 УРОВЕНЬ

- Используя данные числа, составь все возможные равенства. Исключи «лишнее» число

12      37       5      185

2 УРОВЕНЬ

- Дополни в каждую группу выражений пропущенные цифры.

  1. · 6              

228 :

228 :  €€

   €€               

322 : 46

€€€ :  

7  ·   €€

€€  

  • Связаны ли эти выражения между собой?

3 УРОВЕНЬ

- Выпишите группу выражений, связанных между собой:

  1.  4

692 : 172

657 : 3

692 : 4

  1.  9

100   6

692 : 2

  1.  2

4  173

-Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте, как они выполнили работу – сверка с доской.

  1. 37 х 5 = 185

5 х 37 = 185

185 : 5 = 37

185 : 37 = 5

3)173 х 4 = 692

4 х 173 = 692

692 : 4 = 173

692 : 173 = 4

  1. 38: 6 = 228

228: 6 = 36

228 : 36 = 6

6 х 38 = 228

322 : 46 = 7

322 : 7 = 46

7 х 46 = 322

46 х 7 = 322

-Кто затруднялся в выполнении задания?

-Какие правила вы применили в данной работе? Напомните, как найти неизвестные компоненты при делении.

-Могут ли эти знания помочь в решении задачи? Проверим, но сначала отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

  1. АНАЛИЗ ЗАДАЧИ

1 вариант

Лыжник шёл со скоростью 18 км\ч и был в пути 4 часа. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти такое же расстояние, если его скорость 3 км\ч?

2 вариант

Автобус двигаясь со скоростью 60 км\ч проехал путь за 8 часов. С какой скоростью проедет этот же путь электропоезд, если он был в пути 4 часа?


  • Заполни таблицу и реши задачу.
  • Подумай, как можно решить эту задачу другим способом.

-Во сколько раз скорость лыжника больше скорости пешехода?

-Во сколько раз время, затраченное автобусом меньше, чем время, которое затратил электропоезд?

-Какие знания о действии деления и умножения  помогли нам в решении задачи? (Действия деления и умножения взаимообратные)

  1. ОБОЩЕНИЕ

-С каким действием связано деление? Каким образом?

  1. Д\З

С. 75, № 178. Рассмотрите два способа решения.

Дополнительно: №180. Восстановить числовой луч по данному единичному отрезку. Отметить точки с координатами: 1\3, 2\3, 3\3, 1 5\6, 7\3, 9\3.

«Нахождение неизвестной скорости и времени»

1 вариант

Лыжник шёл со скоростью 18 км\ч и был в пути 4 часа. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти такое же расстояние, если его скорость 3 км\ч?

  • Заполни таблицу и реши задачу.

Скорость

Время

Расстояние

? км

? км

  • Подумай, как можно решить эту задачу другим способом.

-Во сколько раз скорость лыжника больше скорости пешехода?

2 вариант

Автобус двигаясь со скоростью 60 км\ч проехал путь за 8 часов. С какой скоростью проедет этот же путь электропоезд, если он был в пути 4 часа?

  • Заполни таблицу и реши задачу.

Скорость

Время

Расстояние

? км

? км

  • Подумай, как можно решить эту задачу другим способом.

-Во сколько раз время, затраченное автобусом меньше, чем время, которое затратил электропоезд?

СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ

1 УРОВЕНЬ

- Используя данные числа, составь все возможные равенства. Исключи «лишнее» число

12      37       5      185

2 УРОВЕНЬ

- Дополни в каждую группу выражений пропущенные цифры.

  1. · 6              

228 :

228 :  €€

   €€               

322 : 46

€€€ :  

7  ·   €€

€€  

  • Связаны ли эти выражения между собой?

3 УРОВЕНЬ

- Выпишите группу выражений, связанных между собой:

  1.  4

692 : 172

657 : 3

692 : 4

  1.  9

100   6

692 : 2

  1.  2

4  173


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компоненты действия деления

Этот материал поможет детям запомнить компоненты действия деления...

презентация к уроку математика по теме Компоненты при делении

Презентация к учебнику Моро. Содержит устный счёт, минутку красивого письма, интересную работу по учебнику....

Урок математики 2 класс "Компоненты действия деления"

Материал включает разработку урока математики во 2 классе "Название компонентов и результата деления", а также презентацию к нему. На этом уроке был использован компьютерный тренажёр "Умножение и...

Конспект урока "Компоненты действия деления" (2 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока математики для 2 класса, на тему "Компоненты действия деления", УМК "Школа России"...

Работа в парах, компоненты при делении, 3 класс

математический диктант для работы в парах на знание нахождения неизвестного компонента при делении...