ПРОГРАММА МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАТИКИ С.А.Козлова, А.В. Горячев 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Сидельникова Светлана Геннадьевна

 

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности[1].

Решив работать по этому курсу, учитель сможет продолжить линию математического развития, представленную пособиями для дошкольников по математике (авторы Корепанова М.В.. Козлова С.А., Пронина О.В.) и информатике (авторы……………..). При этом он будет работать в соответствии с теми тенденциями модернизации российского образования, которые сложились в настоящее время.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модульный курс математики с элементами информатики

Вводная статья

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для работы по  модульному курсу математики с элементами информатики для первоклассников.

Организация материалов курса основана на необходимости усиления таких важнейших направлений в курсе математики, как развитие логического и алгоритмического мышления детей на основе игровой и занимательной деятельности.

Этот курс не является обязательным, и может быть избран педагогом в том случае, если он не имеет возможности сочетать полный базовый курс математики с полным курсом информатики в играх и задачах (4 часа математики + 1 час информатики еженедельно).

Этот курс обеспечен учебником «Математика», 3-й класс, в трёх частях (авторы Т.Е Демидова, С.А. Козловой и др.) и учебником «Информатика в играх и задачах» (автор концепции курса, научный руководитель Горячев А.В.) .

Необходимость возникновения данного курса обусловлена современными тенденциями в Российском образовании, ориентированием педагогической деятельности на всестороннее развитие личности средствами предметов, в том числе и такой образовательной области как математика.

Основной отличительной особенностью данного курса является то, что он  ориентирован на создание условий для психологически комфортного учения детей, снижение у них уровня тревожности, создание возможностей для полноценной адаптации в начальной школе, что крайне важно для вчерашнего дошкольника.

Курс также ориентирован на дальнейшее развитие у ребёнка познавательных универсальных учебных действий (заложенных в детском саду или в курсе предшкольной подготовки) в направлении, обозначенном новыми образовательными стандартами.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

При этом особенно, по сравнению с базовым курсом математики, усиливается направление логики, то есть, ещё большее внимание, по сравнению с базовым курсом математики, уделяется развитию логических универсальных действий.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Этот курс сконструирован для учителей, понимающих, что их деятельность не может быть ограничена простым преподаванием предмета, только обучением детей.

Более того, при том, что российская математическая школа имеет огромный научный потенциал, мы никогда не сможем использовать его в полном объёме, работая с детьми данного возраста, если не будем учитывать их возрастные возможности и заниматься развитием речи и мышления.

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности[1].

Решив работать по этому курсу, учитель сможет продолжить линию математического развития, представленную пособиями для дошкольников по математике (авторы Корепанова М.В.. Козлова С.А., Пронина О.В.) и информатике (авторы……………..). При этом он будет работать в соответствии с теми тенденциями модернизации российского образования, которые сложились в настоящее время.

Курс сконструирован на основе авторских программ и тематического планирования вышеуказанных курсов, его содержание согласуется с психологическими особенностями школьников данного возраста, с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и базисным учебным планом.

В учебно-методический комплект по математике для 1-го класса, помимо учебников и методических рекомендаций для учителя, в дальнейшем  войдут также «Самостоятельные и контрольные работы», представляющий собой сборник интегрированных контрольно-измерительных материалов.

В настоящее приложение к методическим рекомендациям  включены авторская программа к данному курсу, общая характеристика содержания, структуры и методического аппарата учебника 1-го класса, а также примерное тематическое планирование.

Авторы.

Особенности предлагаемого курса

Зачем нужно было конструировать модульный курс математики и информатики для начальной школы?

Во-первых: хорошо известно, как труден для ребёнка переход из дошкольного детства в начальную школу, особенно если ведущим видом деятельности вместо игры резко, без плавного перехода, становится деятельность учебная. К этому добавляются такие стрессообразующие факторы, как новая школьная среда и новый детский коллектив класса. К сожалению, пока ещё нам трудно представить, что начальный курс математики (особенно в первом классе) может и должен строиться преимущественно на игре. Наш базовый курс математики предлагает такие подходы, но эти предложения не всегда принимаются школьными педагогами. В этом случае мы рекомендуем к урокам, преимущественно основанным на учебной деятельности, периодически добавлять занятия, ориентированные на психологическую разрядку  детей, поддержание мотивации к учению и интереса к предмету.

Модульный курс математики и информатики для начальной школы нужен для того, чтобы помочь педагогу осуществить плавный переход от дошкольных форм деятельности к школьным, так как он включает в себя, помимо всего прочего, игровые и занимательные формы деятельности .

Во-вторых: требования нового времени к результатам обучения состоят в том, чтобы человек не просто владел знаниями, но и умел их применять, решая собственные жизненные задачи. Предлагаемый курс математики с ещё большей интенсивностью, чем базовый, поможет вам и вашим  учащимся перейти от  преимущественного присвоения необходимой суммы предметных знаний к формированию набора умений, необходимых для самостоятельного решения учебных и практических задач. При этом формирование таких умений будет происходить в игровой занимательной форме.

Цели обучения математике в 1–4 классах сформулированы нами как линии развития личности ученика средствами предмета «Математика»:

  • производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
  • читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
  • строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения;
  • работать в соответствии с заданными алгоритмами;
  • узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними.

В-третьих: на наших уроках каждый может взять необходимый образовательный минимум, а может углублённо изучать предмет в соответствии со своими целями.

Очевидно, что включение модуля информатики позволит вам усилить вашу педагогическую деятельность в направлении формирования логического и алгоритмического мышления. При этом понятно, что именно эта работа является одной из важнейших целей начального курса математики. Начальная школа – это время, когда можно и должно целенаправленно формировать у учащихся новый для них тип мышления (абстрактный, логический), на котором базируется обучение в основной школе.

Как наши курс помогает ребёнку учиться?

В каком случае обучение будет происходить эффективно? Когда ребёнок будет  испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны изложенные в учебнике знания, но и представлена интересная возможность для их реализации.

Отличительной особенностью данного курса является включение в него уроков применения существующих знаний «для себя» через игру. Игровая деятельность здесь служит основной мотивацией и основой для присвоения новых знаний и умений.

В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности[2]. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

При этом, выполняя задание и работая в соответствии с данной технологией, дети движутся по следующим этапам деятельности.  

Этап информации.

Учащиеся знакомятся с заданием, в котором содержится необходимая для решения учебных задач информация.

Этап первичного применения знаний (проверка усвоения основной информации, необходимой для решения задач).

Учащиеся проверяют, насколько хорошо ими усвоена учебная информация и могут ли они с её помощью решать поставленные задачи. Предполагается, что задания этого этапа учащиеся будут выполнять в парах или небольших группах.

Этап первичной самостоятельной работы.

Учащиеся проверяют, могут ли они самостоятельно решать новые учебные задачи. Задания этого этапа также выполняются в парах. Работа предусматривает несколько уровней сложности (от двух до трёх).

Этап развития умений (тренировочные упражнения).

Учащиеся выполняют задания по выбору на трёх уровнях сложности индивидуально.

Этап домашней работы.

Учащиеся могут выполнить задания по выбору на трёх уровнях сложности.

Двигаясь по этим этапам, учащиеся учатся работать самостоятельно, то есть:

  • ставить учебную цель;
  • планировать движение к этой цели и действовать по плану;
  • оценивать результаты.

Обязательный содержательный минимум указан в программе курса и детализирован в заданиях каждого раздела, что позволит и учителям, и детям определять этот минимум.

К отличительным чертам методического аппарата учебника, учитывающим возрастные особенности учащихся и обусловленным систематически отмечаемыми учителями-практиками трудностями, связанными с развитием устной речи, относится предлагаемая работа с формулированием заданий и результатов работы. Она позволяет детям, ориентируясь на модели, предложенные в виде рисунков и схематических рисунков, самостоятельно формулировать логически связанные высказывания, оперируя связками «так как…»; «если…, то…», «Потому, что…». Такая работа осуществляется за счёт насыщения  текстов рисунками, схематическими рисунками, опорными схемами, а также алгоритмами, представленными в виде блок-схем.

Как наш курс помогает ребёнку развивать общеучебные (необходимые для решения жизненных задач) умения?

Мы целенаправленно занимаемся развитием таких важнейших групп умений, как

  • организационные: ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника);
  • коммуникативные: работая в соответствии с нашими инструкциями к заданиям, дети учатся работать в парах, выполняя заданные нами проекты – в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия является важнейшим умением для современного человека.
  • интеллектуальные: решая задачи из нашего учебника, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления.

Отличительной особенностью курса является раннее появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в целях  дальнейшей работы с ним в основной школе.

Как наш курс учит ребёнка применять знания ?

Учебники и методические рекомендации к ним предлагают, помимо набора проектов и интегрированных жизненных задач, систему заданий, ориентированных на самостоятельное применение полученных знаний в игре..


ПРОГРАММА

МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАТИКИ

С.А.Козлова, А.В. Горячев

Пояснительная записка

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход и педагогические технологии:

-проблемно-диалогическая;

- правильного типа читательской деятельности;

- оценивания учебных достижений;

- проектная.

 .

Курс соответствует государственным стандартам образования нового поколения, а также позволяет осуществлять при этом такую математическую подготовку школьников, которая является достаточной для дальнейшего углубленного изучения математики.

При этом цели обучения предлагаемого курса обусловлены общими целями Российского образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества. Курс ориентирован как на исторически сложившиеся ценности математического образования, так и на новые образовательные идеи, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

Основная цель обучения математике в данном курсе состоит в формировании функционально грамотной личности, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

При этом технологии и методики, предлагаемые нами для использования ориентированы и на формирование идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;

  • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений;
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  • выявить и развить математические и творческие способности на основе предлагаемых в курсе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

В курсе математики выделяются несколько содержательных линий.

1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счета предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.

В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.

Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность ее обращения.

Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и способствовать включению в работу всех детей класса. Необходимо использовать приемы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.

В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:

  • коммутативный закон сложения и умножения;
  • ассоциативный закон сложения и умножения;
  • дистрибутивный закон умножения относительно сложения.

Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приемы вычислений.

Следует отметить, что наиболее важное значение в курсе математики начальных классов имеют не только сами законы, но и их практические приложения. Главное – научить детей применять эти законы при выполнении устных и письменных вычислений, в ходе решения задач, выполнении измерений. Для усвоения устных вычислительных приемов используются различные предметные и знаковые модели.

В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.

Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются различные вычисления.

Наряду с устными приемами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приемам вычислений. При ознакомлении с письменными приемами важное значение придается алгоритмизации.

В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.

Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без применения моделей и моделирования невозможно эффективное изучение исследуемых объектов в различных сферах человеческой деятельности, а правильное и четкое выполнение определенной последовательности действий требует от специалистов многих профессий владения навыками алгоритмического мышления. Разработка и использование станков-автоматов, компьютеров, экспертных систем, долгосрочных прогнозов – вот неполный перечень применения знаний основ моделирования и алгоритмизации. Поэтому формирование у младших школьников алгоритмического мышления, умений построения простейших алгоритмов и моделей – одна из важнейших задач современной общеобразовательной школы.

Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении дробей – правилами сравнения дробей, и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.

2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.

Формирование представления о каждых из включенных в программу величин и способах ее измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:

  1. выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребенка);
  2. проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);
  3. проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;
  1. формируются измерительные умения и навыки;
  2. выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);
  3. проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;
  4. выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;
  5. выполняется умножение и деление величины на отвлеченное число. При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.

Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных).

Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь и для использования проблемных ситуаций.

В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой, связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.

3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.

В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.

Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного, текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.

Учащихся следует знакомить с различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а также с различными способами решения в рамках выбранного метода.

Решение текстовых задач дает богатый материал для развития и воспитания учащихся.

Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.

4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объемом).

Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений и навыков.

Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков.

В изучении геометрического материала просматриваются два направления:

  1. формирование представлений о геометрических фигурах;
  2. формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.

Геометрический материал распределен по годам обучения и по урокам так, что при изучении он включается отдельными частями, которые определены программой и соответствующим учебником.

Преимущественно уроки математики следует строить так, чтобы главную часть их составлял арифметический материал, а геометрический материал входил бы составной частью. Это создает большие возможности для осуществления связи геометрических и других знаний, а также позволяет вносить определенное разнообразие в учебную деятельность на уроках математики, что очень важно для детей этого возраста, а кроме того, содействует повышению эффективности обучения.

Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.

Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге.

Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений.

Важную роль при этом играет выбор методов обучения. Значительное место при изучении геометрических фигур и их свойств должна занимать группа практических методов, и особенно практические работы.

Систематически должны проводиться такие виды работ, как изготовление геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина, их вырезание, моделирование и др. При этом важно учить детей различать существенные и несущественные признаки фигур. Большое внимание при этом следует уделить использованию приема сопоставления и противопоставления геометрических фигур.

Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:

в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;

на классификацию фигур;

на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;

на построение геометрических фигур;

на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;

на формирование умения читать геометрические чертежи;

вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.)

Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертежными инструментами, формировать у них чертежные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков письма и счета.

  1. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного), уравнения и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.
  2. Элементы стохастики. Наша жизнь состоит из явлений стохастического характера. Поэтому современному человеку необходимо иметь представление об основных методах анализа данных и вероятностных закономерностях, играющих важную роль в науке, технике и экономике. В этой связи элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики входят в школьный курс математики в виде одной из сквозных содержательно-методических линий, которая дает возможность накопить определенный запас представлений о статистическом характере окружающих явлений и об их свойствах.

В начальной школе стохастика представлена в виде элементов комбинаторики, теории графов, наглядной и описательной статистики, начальных понятий теории вероятностей. С их изучением тесно связано формирование у младших школьников отдельных комбинаторных способностей, вероятностных понятий («чаще», «реже», «невозможно», «возможно» и др.), начал статистической культуры.

Базу для решения вероятностных задач создают комбинаторные задачи. Использование комбинаторных задач позволяет расширить знания детей о задаче, познакомить их с новым способом решения задач; формирует умение принимать решения, оптимальные в данном случае; развивает элементы творческой деятельности.

Комбинаторные задачи, предлагаемые в начальных классах, как правило, носят практическую направленность и основаны на реальном сюжете. Это вызвано в первую очередь психологическими особенностями младших школьников, их слабыми способностями к абстрактному мышлению. В этой связи система упражнений строится таким образом, чтобы обеспечить постепенный переход от манипуляции с предметами к действиям в уме.

Такое содержание учебного материала способствует развитию внутрипредметных и межпредметных связей (в частности, математики и естествознания), позволяет осуществлять прикладную направленность курса, раскрывает роль современной математики в познании окружающей действительности, формирует мировоззрение. Человеку, не понявшему вероятностных идей в раннем детстве, в более позднем возрасте они даются нелегко, так как многое в теории вероятностей кажется противоречащим жизненному опыту, а с возрастом опыт набирается и приобретает статус безусловности. Поэтому очень важно формировать стохастическую культуру, развивать вероятностную интуицию и комбинаторные способности детей в раннем возрасте.

7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.

Математика – это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.

К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.

Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить примеры и контрпримеры.

Для усиления этого направления курс математики интегрирован нами с курсом информатики.

При этом курс мы полагаем, что фрагменты безкомпьютерного курса информатики для начальной школы позволят нам сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем, как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики.

Работа с данным курсом подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем, как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3-й класс

(4 часа в неделю, всего – 136 часов)

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ БАЗОВОГО И МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ

Занимательные и нестандартные задачи.

Уникурсальные кривые, графы, алгоритмы с циклом и ветвлением.

Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.

Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования.

Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.

*Задачи на принцип Дирихле.

Итоговое повторение (10 ч).

Требования к результатам обучения учащихся

к концу 3-го класса

1-й уровень (уровень стандарта)

Учащиеся должны знать:

-        названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

  • как образуется каждая следующая счетная единица;
  • единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объема (литр, см3, дм3, м3), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
  • формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата).

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться изученной математической терминологией;
  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
  • представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
  • выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
  • выполнять устное сложение, вычитание, умножение и деление трехзначных чисел, сводимые к вычислениям в пределах 100, и письменное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в остальных случаях;
  • выполнять проверку вычислений;
  • использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
  • читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
  • решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • находить значения выражений в 2–4 действия;
  • вычислять площадь и периметр прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;
  • решать уравнения вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b на основе зависимости между компонентами и результатами действий;
  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
  • сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
  • определять время по часам с точностью до минуты;
  • сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объему;
  • устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).

2-й уровень (уровень программы)

Учащиеся должны знать:

  • формулу объема прямоугольного параллелепипеда (куба);
  • формулу пути;
  • количество, названия и последовательность дней недели, месяцев в году.

Учащиеся должны уметь:

  • находить долю от числа, число по доле;
  • решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • находить значения выражений вида а ± b; а  b; а : b при заданных значениях переменных;
  • решать способом подбора неравенства с одной переменной вида:

а ± х < b; а ∙ х > b.

-        решать уравнения вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий;

  • использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
  • вычислять объем параллелепипеда (куба);
  • вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;

-        выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

  • строить окружность по заданному радиусу;
  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;
  • узнавать и называть объемные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;
  • выделять из множества параллелепипедов куб;
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
  • устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
  • различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
  • читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
  • строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трех высказываний;
  • выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;

-        правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно»;

  • составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;
  • составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);
  • устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить ее.

Модули информатики по четвертям

3 класс

I четверть (3четверть из информатики)

Модуль информатики (3 часа)

Тема

«Информатика в играх и задачах»

часть, раздел, урок, тема

Граф, вершины и рёбра графа

«Информатика в играх и задачах», Часть 2, раздел 3, урок 23.

Тема : Граф, вершины и рёбра графа

Направленный граф

«Информатика в играх и задачах», Часть 2, раздел 3, урок 24.

Тема: Направленный граф

Повторение

«Информатика в играх и задачах», Часть 2, раздел 3, урок 27-28.

Тема: Повторение

II четверть  (2 четверть из информатики)

Модуль информатики (3 часа)

Тема

Учебник «Информатика в играх и задачах»,часть, раздел, урок.

Состав и действия объекта

«Информатика в играх и задачах», Часть 1, раздел 2, урок 10

Тема: Состав и действия объекта

Группа объектов. Общее название

«Информатика в играх и задачах», Часть 1, раздел 2, урок 11

Тема: Группа объектов. Общее название

Общие и особенные свойства объектов группы, единичное имя объекта

«Информатика в играх и задачах», Часть 1, раздел 2, урок 12

Тема: Общие и особенные свойства объектов группы, единичное имя объекта


III четверть (3 четверть инф.)

Модуль информатики ( 3 часа)

Тема

Учебник «Информатика в играх и задачах»,часть, раздел,

Множество, подмножество

«Информатика в играх и задачах», Часть 2, раздел 3, урок 18

Тема: Множество, подмножество

Пересечение множеств

«Информатика в играх и задачах», Часть 2, раздел 3, урок19

Тема: Пересечение множеств

Пересечение и объединение множеств, Истинность высказывания со словами «и» «или», повторение.

«Информатика в играх и задачах», Часть 2, раздел 3, уроки 20, 27, 28

Тема: Пересечение и объединение множеств, Истинность высказывания со словами «и» «или», повторение.

IV четверть (1 четверть информатики)

Модуль информатики (4 часа)

Тема

Учебник «Информатика в играх и задачах», часть, раздел, урок

Ветвление в алгоритме

«Информатика в играх и задачах», Часть 1, раздел 1, урок 3

Тема: Ветвление в алгоритме

Цикл в алгоритме

«Информатика в играх и задачах», Часть 1, раздел 1, урок4

Тема: Цикл в алгоритме

Алгоритмы с ветвлениями и циклами,

«Информатика в играх и задачах», Часть 1, раздел 1, урок5

Тема: Алгоритмы с ветвлениями и циклами

Повторение

«Информатика в играх и задачах», Часть 1, раздел 1, урок8-9

Тема: Повторение

Модульный курс математики с элементами информатики

из расчёта 4 часа в неделю (136 часов)

3 класс

I четверть (36 часов)

№ темы п/п

Тема

Кол-во часов по теме

I.

Повторение изученного во 2 классе

10

Путешествие 1. Необитаемый остров

Уроки, относящиеся к данной теме

урока п/п

в году

урока п/п

в четверти

Часть, раздел, №  урока, задания, тема урока.

1

1

«Математика», часть1,. Урок1 .

Тема: Нумерация

2

2

«Математика», часть1,. Урок2.

Тема:  Сложение и вычитание чисел

3

3

«Математика», часть 1,. Урок3.

Тема:  Сложение и вычитание чисел

4

4

«Математика», часть1 ,. Урок 4.

Тема:  Умножение и деление чисел

5

5

«Математика», часть1,. Урок5.

Тема:  Арифметические действия над числами

6

6

«Математика», часть 1,. Урок 6.

Тема:  Арифметические действия над числами

7

7

«Математика», часть 1,. Урок 7.

Тема:  Арифметические действия над числами

8

8

«Математика», часть 1 ,. Урок  8.

Тема:  Дерево выбора

9

9

«Математика», часть 1,. Урок 9.

Тема:  Решение задач

10

10

Контроль

II

Внетабличное умножение и деление

26ч

Путешествие 2. Один дома.

11

11

«Математика», часть1, урок10 .

Тема:  Параллелепипед и куб

12

12

«Математика», часть1,. урок 11 .

Тема:  Объём прямоугольного параллелепипеда. Кубический сантиметр

13

13

«Математика», часть1 ,. урок 12.

Тема: Кубический дециметр. Кубический метр

14

14

«Математика», часть 1 ,. урок  13.

Тема: Сочетательное свойство умножения

15

15

«Математика», часть 1,. урок 14.

Тема: Умножение однозначного числа на двузначное число, запись которого оканчивается нулём

16

16

«Математика», часть 1 ,. урок 15.

Тема: Деление чисел, запись которых оканчивается нулём

17

17

«Математика», часть 1 ,. урок 16.

Тема: Арифметические действия над числами

18

18

«Математика», часть 1 ,. урок 17.

Тема: Умножение суммы на число

19

19

«Математика», часть 1 ,. урок 18.

Тема: Умножение двузначного числа на однозначное. Умножение однозначного числа на двузначное.

20

20

«Математика», часть 1 ,. урок  19.

Тема: Арифметические действия над числами.

21

21

«Математика», часть 1 ,. урок   20.

Тема: Деление суммы на число

22

22

«Математика», часть 1 ,. урок  21.

Тема: Арифметические действия над числами

23

23

«Математика», часть 1 ,. урок 22.

Тема: Деление двузначного числа на однозначное

24

24

«Математика», часть 1 ,. урок  23, 24.

Тема: Арифметические действия над числами, Решение задач.

25

25

«Математика», часть 1 ,. урок 25.

Тема: Деление двузначного числа на двузначное

26

26

«Математика», часть 1 ,. Урок26,27 .

Тема: Решение задач, арифметические действия над числами

27

27

«Математика», часть 1 ,. урок 28.

Тема: Деление с остатком

28

28

«Математика», часть 1 ,. урок  29.

Тема: Деление с остатком

29

29

«Математика», часть 1 ,. урок  30 .

Тема: Деление с остатком

30

30

«Математика», часть 1 ,. урок 31.

Тема: Деление с остатком

31

31

«Математика», часть 1 ,. урок 32,33, 34 .

Тема: Арифметические действия над числами, решение задач.

32

32

«Информатика в играх и задачах», Часть 2, раздел 3, урок 23

Тема: Граф, вершины и рёбра графа

33

33

«Информатика в играх и задачах», Часть 2, раздел 3, урок 24

Тема: Направленный граф

34

34

«Информатика в играх и задачах», Часть 2, раздел 3, урок 27-28.

Тема: Повторение

35

35

Контроль

36

36

Резерв

II четверть  (28 часов)

№ темы п/п

Тема

Кол-во часов по теме

III

Доли

13

№ урока п/п

в году

№ урока п/п в четверти

Тетрадь, раздел, №  урока, задания, тема урока.

Путешествие 3. День рождения.

37

1

«Математика», часть 1 ,. урок  35.

Тема:  Доли

38

2

«Математика», часть 1 ,. урок 36.

Тема:  Нахождение доли числа

39

3

«Математика», часть 1 ,. урок  37.

Тема:  Сравнение долей

40

4

«Математика», часть 1 ,. урок  38.

Тема:  Нахождение числа по доле

41

5

«Математика», часть 1 ,. урок  39, 40.

Тема:  Решение задач

42

6

«Математика», часть 1 ,. урок 41,42.

Тема:  Единица времени -минута

43

7

«Математика», часть 1 ,. урок  43 .

Тема:  Сутки

44

8

«Математика», часть 1 ,. урок  44.

Тема:  Неделя

45

9

«Информатика в играх и задачах», Часть 1, раздел 2, урок 10

Тема: Состав и действия объекта

46

10

«Информатика в играх и задачах», Часть 1, раздел 2, урок 11

Тема: Группа объектов. Общее название

47

11

«Информатика в играх и задачах», Часть 1, раздел 2, урок 12

Тема: Общие и особенные свойства объектов группы, единичное имя объекта

48

12

«Математика», часть 2 ,. урок 45.

Тема:  Линейные и столбчатые диаграммы

49

13

Контроль 

IV

Нумерация

10

50

14

«Математика», часть 2 ,. урок  46.

Тема:  Счёт сотнями. Тысяча

51

15

«Математика», часть 2 ,. урок  47.

Тема:  Умножение числа 100.Умножение и деление на 100

52

16

«Математика», часть 2 ,. урок  48.

Тема:  Единицы длины. Миллиметр

53

17

«Математика», часть 2 ,. урок  49.

Тема:  Трёхзначные числа

54

18

«Математика», часть2,. урок 50.

Тема:  Трёхзначные числа

55

19

«Математика», часть2,. урок 51.

Тема:  Трёхзначные числа

56

20

«Математика», часть 2,. урок 52.

Тема:  Сравнение трёхзначных чисел

57

21

«Математика», часть2,. урок 53 .

Тема:  Трёхзначные числа

58

22

«Математика», часть2,. урок 54.

Тема:  Единицы массы. Центнер

59

23

Контроль 

V

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000

22ч

60

24

«Математика», часть 2,. урок 55.

Тема:  Сложение и вычитание трёхзначных чисел

61

25

«Математика», часть 2 ,. урок  56.

Тема:  Сложение и вычитание трёхзначных чисел

62

26

«Математика», часть 2 ,. урок  57

Тема:  Сложение и вычитание трёхзначных чисел

63

27

«Математика», часть 2 ,. урок 58.

Тема:  Сложение и вычитание трёхзначных чисел

64

28

Контроль 

III четверть  (40 часов)

Путешествие 4. Спортивный лагерь.

65

1

«Математика», часть 2 ,. урок  61.

Тема:  Группы предметов. Множество. Элемент множества

66

2

«Математика», часть 2 ,. урок   62 .

Тема:  Способы задания множеств

67

3

«Математика», часть 2 ,. урок  63.

Тема:  Подмножество

68

4

«Математика», часть 2 ,. урок  64.

Тема:  Высказывания со словами все, не все, никакие, любой, каждый

69

5

«Математика», часть 2 ,. урок   65 .

Тема:  Пересечение множеств

70

6

«Математика», часть 2 ,. урок  66.

Тема:  Высказывания со словами есть, существует, некоторые

71

7

«Математика», часть 2 ,. урок  67,68.

Тема:  Объединение множеств

72

8

«Информатика в играх и задачах», Часть 2, раздел 3, урок 18

Тема: Множество, подмножество

73

9

«Информатика в играх и задачах», Часть 2, раздел 3, урок19

Тема: Пересечение множеств

74

10

«Информатика в играх и задачах», Часть 2, раздел 3, уроки 20, 27, 28

Тема: Пересечение и объединение множеств, Истинность высказывания со словами «и» «или», повторение.

75

11

Контроль

76

12

«Математика», часть 2 ,. урок 69.

Тема:  Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик

77

13

«Математика», часть 2 ,. урок 70.

Тема:  Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик

78

14

«Математика», часть 2 ,. урок  71.

Тема:  Решение задач

79

15

«Математика», часть 2 ,. урок  72 .

Тема:  Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик

80

16

«Математика», часть 2 ,. урок  73.

Тема:  Решение задач

81

17

«Математика», часть 2 ,. урок  74.

Тема:  Решение неравенств

82

18

«Математика», часть 2 ,. урок  75 .

Тема:  Решение неравенств

83

19

«Математика», часть 2 ,. урок 76.

Тема:  Решение неравенств

84

20

Контроль

VI.

Умножение и деление чисел в пределах 1000                             .

22 ч.

85

21

«Математика», часть 2 ,. урок  77.

Тема:  Умножение и деление трёхзначных чисел

86

22

«Математика», часть 2 ,. урок  78.

Тема:  Умножение и деление чисел

87

23

«Математика», часть 2 ,. урок  79.

Тема:  Умножение и деление чисел

88

24

«Математика», часть 2 ,. урок  80.

Тема:  Умножение и деление чисел

89

25

«Математика», часть 2 ,. урок  81.

Тема:  Решение задач.

90

26

«Математика», часть 2 ,. урок   82.

Тема:  Алгоритмы с повторением (циклом)

91

27

«Математика», часть 2 ,. урок 83.

Тема:  Решение задач

92

28

«Математика», часть 2 ,. урок   84    .

Тема:  Решение уравнений

93

29

«Математика», часть 2 ,. урок  85 .

Тема:  Решение уравнений

.94

30

«Математика», часть 2 ,. урок  86,87.

Тема:  Решение задач и уравнений

95

31

«Математика», часть 3 ,. урок  88.

Тема:  Умножение трёхзначных чисел в столбик

96

32

«Математика», часть 3 ,. урок 89.

Тема:  Умножение трёхзначных чисел в столбик

97

33

«Математика», часть 3 ,. урок 90,91.

Тема:  Умножение трёхзначных чисел в столбик

98

34

«Математика», часть 3 ,. урок  92.

Тема:  Деление трёхзначных чисел на однозначное число

99

35

«Математика», часть 3 ,. урок 93.

Тема:  Деление трёхзначных чисел на однозначное число

100

36

«Математика», часть 3 ,. урок  94.

Тема:  Деление трёхзначных чисел на однозначное число

101

37

«Математика», часть 3 ,. урок  95.

Тема:  Умножение и деление чисел

102

38

«Математика», часть 3 ,. урок 96.

Тема:  Умножение и деление чисел

103

39

Контроль

104

40

«Математика», часть 3 ,. урок  97 .

Тема:  Решение задач

IV четверть (32 часа)

VII.

Арифметические действия над числами в пределах 1000

21ч

105

1

«Математика», часть 3 ,. урок 98.

Тема:  Запись чисел римскими цифрами

106

2

«Математика», часть 3 ,. урок  99.

Тема:  Календарь

107

3

«Математика», часть  ,. урок  100.

Тема:  Календарь

108

4

«Математика», часть  ,. урок  101.

Тема:  Меры времени. Век

109

5

«Математика», часть  ,. урок  102 .

Тема:  Меры длины. Километр

110

6

«Математика», часть  ,. урок  103 .

Тема:  Скорость движения

111

7

«Математика», часть  ,. урок  104.

Тема:  Взаимосвязь скорости, времени, расстояния

112

8

«Математика», часть  ,. урок   105.

Тема:  Взаимосвязь скорости, времени, расстояния

113

9

«Математика», часть  ,. урок  106.

Тема:  Решение задач

114

10

«Математика», часть  ,. урок   107.

Тема:  Решение задач

115

11

«Математика», часть  ,. урок  108.

Тема:  Решение задач

116

12

«Математика», часть  ,. урок  109.

Тема:  Решение задач

117

13

«Математика», часть  ,. урок  110.

Тема:  Решение задач

118

14

«Математика», часть  ,. урок 111.

Тема:  Решение задач

119

15

Контроль

120

16

«Математика», часть  ,. урок 112.

Тема:  Треугольники

121

17

«Математика», часть  ,. урок 113.

Тема:  Треугольники

122

18

«Математика», часть  ,. урок  114.

Тема:  Треугольники

123

19

«Математика», часть  ,. урок 115.

Тема:  Арифметические действия над числами

124

20

«Математика», часть  ,. урок  116.

Тема:  Арифметические действия над числами

125

21

Контроль

VIII.

Повторение изученного в 3-м классе              

11 ч.

126

22

«Информатика в играх и задачах», Часть 1, раздел 1, урок 3

Тема: Ветвление в алгоритме

127

23

«Информатика в играх и задачах», Часть 1, раздел 1, урок4

Тема: Цикл в алгоритме

128

24

«Информатика в играх и задачах», Часть 1, раздел 1, урок5

Тема: Алгоритмы с ветвлениями и циклами

129

25

«Информатика в играх и задачах», Часть 1, раздел 1, урок8-9

Тема: Повторение

130-134

26-30

Повторение

135

31

Контроль

136

32

Повторение

ВАЖНЫЙ КОММЕНТАРИЙ!

При работе по данному модульному курсу на уроках, относящихся к курсу математики, работа выстраивается по учебнику «Математика» и в соответствии с предлагаемыми к данному учебнику методическими разработками.

При работе по данному модульному курсу на уроках, относящихся к курсу информатики, работа выстраивается по учебнику «Информатика в играх и задачах» и в соответствии с предлагаемыми к данному учебнику методическими разработками.

 

 


[1] 

[2] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа модульного курса ОРКСЭ "Православная культура" для 4 класса

"Основы православной культуры" - один изшести  модулей учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".УМК входит в Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений РФ; о...

Рабочая программа по курсу "Математика" для 1-го класса по МОРО по программе "Школа России"

В рабочей программе 5 разделов:1. Пояснительная записка2. Содержание программы3. Требования 4. Календарно-тематическое планированиеИспользуемая литература...

ПРОГРАММА МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАТИКИ С.А.Козлова, А.В. Горячев 1 класс

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью к...

ПРОГРАММА МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАТИКИ С.А.Козлова, А.В. Горячев 2 класс

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной ц...

ПРОГРАММА МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАТИКИ С.А.Козлова, А.В. Горячев 4 класс

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной ц...

Программа модульного курса внеурочной деятельности "Секреты здоровья" для 2 класса

Программа модульного курса внеурочной деятельности  "Секреты здоровья" для 2 класса составлена на основена авторской программы Л.А.Обуховой, Н.А.Лемяскиной, О.Е.Жиренко  с использо...

Начальный курс математики с элементами логики "Считалочка" по теме "Итоговое занятие. Числа от 1 до 10"

Занятие проводится в форме игы-путешествия. Используемые приёмы: приём конструирования, фантазирования, постановки вопросов по  аналогии.Используется фронтальная, групповая работа и работа в пара...